12 лучших бортовых компьютеров
Содержание:
- Что такое смарт-датчик?
- Multitronics RI-500
- Как выбрать подходящий бортовой компьютер
- Функции бортового компьютера
- Эволюция бортовых компьютеров
- Shtat Unicomp 410ML
- Multitronics C-900
- Понятие про режим самодиагностики. Что такое коды ошибок и как ими пользоваться
- Не переключается штатный БК на ВАЗ 2110 с подрульным переключением. Почему?
- Лучшие бортовые компьютеры на Шевроле Ниву
- Правильная эксплуатация
- Престиж V-55-CAN
- Виды бортовых компьютеров
- Как перепрошить бортовой компьютер?
- Виды компьютеров бортовых
- Списки лучших
Что такое смарт-датчик?
Кластеры в настоящее время используются в меньших масштабах для датчиков. Например, традиционный датчик давления содержит устройство, которое выводит изменяющееся напряжение в зависимости от давления, прикладываемого к устройству. Как правило, выходное напряжение не является линейным и зависит от температуры и напряжения низкого уровня, которое требует большого усиления.
Сегодня многие производители производят так называемые смарт-датчики, который уже снабжены всей электроникой, в частности, микропроцессором, который позволяет прочитать напряжение этого датчика, откалибровать его помощью кривых температурных компенсаций и обеспечить преобразование аналогового сигнала в цифровой, таким образом, доставив этот самый сигнал «горячим» и максимально готовым к использованию на шину связи.
Smart-датчик экономит средства автопроизводителя от необходимости знать все «грязные» детали датчика, и сохраняет вычислительную мощность в модуле, который в противном случае должен был бы делать эти расчеты самостоятельно.
Ещё одним преимуществом смарт-датчика является то, что цифровой сигнал при движении по коммуникационной шине менее подвержен электрическим помехам. Аналоговое напряжение, путешествуя через провод, может подобрать дополнительное напряжение в то время, когда проходит через определённые электрические компоненты или даже когда автомобиль проезжает под линией электропередач.
За последнее десятилетие мы стали свидетелями того, как системы безопасности, такие как ABS и подушки безопасности, стали обычным явлением на не самых дешёвых автомобилях. Другие функции безопасности, такие как система контроля против опрокидывания, ESP также начинают становиться всё более распространёнными и внедряться во всё более недорогие автомобили. Каждая из этих систем добавляет новый модуль к бортовому компьютеру машины, и каждый этот модуль содержит несколько микропроцессоров. В будущем будет всё больше и больше этих модулей по всей машине по мере того, как новые системы безопасности будут добавляться. Каждая из этих систем безопасности требует всё больше вычислительной мощности, и, как правило, упаковывается в своём собственном блоке электроники. Но это ещё не всё. В ближайшие годы мы будем иметь все виды новых удобных функций в наших автомобилях, и каждая из них требует больше электронных модулей, содержащих несколько микропроцессоров.
Кажется, что нет предела тому, сколько технологий автопроизводители собираются упаковать в наши автомобили. Добавление всех этих электронных функций является одним из факторов, способствующих увеличить напряжение системы на автомобилях с текущей 12-вольтной до более высоких напряжений. Это поможет обеспечить дополнительную мощность для работы бортового компьютера.
Multitronics RI-500
Многофункциональный автомобильный компьютер поддерживает более 200 функций. При подключении к датчикам, минуя протоколы диагностирования, также будет действовать, но в ограниченном режиме. Подходит для российских и иностранных марок авто, работает как с дизельными, так и с бензиновыми инжекторными двигателями. Устанавливается в штатное место din. Эта модель впервые была оснащена возможностью на время снимать переднюю панель бортовика.
При этом, все настройки и статистика сохраняются. БК оснащен мощным процессором, способным проводить быстрый анализ большого количества данных. Цветной дисплей настраивается и по яркости, и по спектру владельцем, может отражать до 12 параметров одновременно. Встроен голосовой синтезатор. Созданы условия для подключения парковочных радаров переднего и заднего типа. Самостоятельно обновляет программы через подключение к интернету.
Как выбрать подходящий бортовой компьютер
При покупке БК следует обратить внимание на следующие моменты:
совместимость с авто.
Для того чтобы БК мог полноценно функционировать, он должен быть ориентирован на работу с вашей моделью автомобиля. Поэтому перед его покупкой нужно уточнить, каким блоком управления снабжен ваш автомобиль (Bosch, Микас, Январь и др.). Затем определяем тип двигателя: инжекторный, карбюраторный, бензиновый, дизельный.
способ установки.
Далее определяемся, куда же будет устанавливаться прибор. По типу установки они делятся на встроенные и наружные. Встроенные (специальные) устанавливаются непосредственно на конкретную марку авто. Плюс в том, что они максимально функциональны и очень органично вписываются в приборную панель. Минус – со сменой авто, придётся менять и БК. Наружные (универсальные) подходят к разным маркам и могут устанавливаться в любое удобное место (например, на лобовое стекло).
температурный режим эксплуатации.
Немаловажным фактором при выборе бортового компьютера является температура его эксплуатации. Большинство моделей работают в температурном диапазоне от -20 до +45°С
Обратите внимание, что модели, расположенные на лобовом стекле, в жаркие солнечные дни греются больше, чем встроенные
простота присоединения и монтажа.
Устройства могут подключаться к ЭБУ, датчикам скорости и уровня топлива. Сможете вы сделать это сами или придется обращаться в сервис? Кроме того не все модели авто позволяют использовать БК. Все эти моменты стоит продумать заранее.
функциональность.
Данные устройства могут иметь узконаправленную функциональность: маршрутные, диагностические, управляющие. Но чаще всего они совмещают в себе несколько направлений работы
Поэтому перед покупкой важно определиться, какие именно функции необходимы и какими вы действительно будете пользоваться, дабы не переплачивать за лишнее
Если вы учли все пункты, то уже должны в общих чертах представлять, чего хотите. Чтобы облегчить ваш выбор, мы составили рейтинг лучших бортовых компьютеров 2021 года.
Функции бортового компьютера
Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.
Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.
Бортовой компьютер автомобиля
Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.
Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:
- текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
- время в пути, общий и текущий пробег;
- управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
- заданный маршрут поездки (навигатор);
- неисправности различных систем автомобиля.
При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.
Функции бортового компьютера
В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.
Эволюция бортовых компьютеров
В настоящее время наблюдается две абсолютно разные тенденции развития электронных систем управления автомобилем — объединения всех вышеописанных функций и способностей в одну супер-систему, образующую центральный бортовой компьютер и создание нескольких автономных систем, узкоспециализированных компьютеров.
Первый вариант — объединение всех систем управления, маршрута, диагностики, мультимедийных систем и прочих информационных функций в одно мультифункциональное устройство, способствует удешевлению производства устройств данного типа и упрощает их ремонт и работу с ними. Однако есть нюанс способный перечеркнуть все вышеописанные достоинства — в случае выхода из строя этой центральной компьютерной системы, владелец автомобиля в один миг лишится всего — средств связи, мультимедийной системы, средств диагностики, системы спутниковой навигации, а также аварийной сигнализации неисправностей. В некоторых более сложных случаях при глубоком интегрировании всех этих систем есть вероятность полного выхода из строя всего ТС в целом и отсутствии возможности движения в принципе.
Преимуществом отдельных бортовых компьютеров включающих в себя лишь самые главные и нужные функции является то, что они позволяют при минимальном вмешательстве в общую конструкцию двигателя оборудовать практически любой автомобиль бортовым компьютером, даже тот, конструкция которого не предусматривает его наличия. Однако в этом случае интеграция будет не глубокой, а сами данные будут, условно говоря, «частичными или поверхностными».
Система отдельных узкоспециализированных компьютеров может похвастаться хорошей производительностью, простотой в управлении и достаточной для многих лет работы надежностью, однако вместе с тем и весьма дорогой в производстве и сложной в настройке, что не может не отобразиться на ее стоимости и конечном удорожании автомобиля в целом. Большим плюсом является способность к наращиванию или упрощению опций, к примеру более дорогие авто могут иметь тот же бортовой компьютер, при этом обладать более широким набором опций. Также автомобили и с более простой начинкой со временем могут быть усовершенствованы по желанию владельца или в случае такой необходимости. К примеру, для получения дополнительных удобств или функций.
Развитием многофункционального бортового компьютера, который включает в себя полный набор функций и возможностей, занимаются производители цифровой техники. Второй тип БК, предусматривающий использование большого набора узкоспециализированных компьютеров разрабатывают и производят преимущественно сами автопроизводители.
На сегодняшний день процесс развития бортовых компьютеров второго типа имеет более широкое применение, нежели первый. Рынок постоянно обновляется и с каждым днем на рынке автомобилей все больше встречается моделей, у которых мультимедийная, навигационная, а также система диагностики включена в базовую комплектацию.
Shtat Unicomp 410ML
Нельзя однозначно сказать, какой автомобильный бортовой компьютер лучший, но точно можно включить эту модель в список фаворитов.
Функциональное устройство, которое отслеживает динамические изменения характеристик машины. Следит за общими параметрами движения, включая расход топлива, затраты на горючее за конкретную поездку, расстояние между точками, длительность пути и пр.
Параллельно можно следить за учётом показателей, которые считываются с независимых точек отсчёта.
Прибор включает в себя 8 мультидисплеев, каждый из которых можно настроить. Память энергонезависимая, а потому данные не пропадают даже при выключенном двигателе.
Нарекание могут вызвать лишь некоторые сложности установки. В остальном же отличный бортовой компьютер для широкого списка автомобилей.
Multitronics C-900
Многофункциональный бортовик для использования с инжекторными и дизельными двигателями появился на рынке в 2021 году. Устанавливается на передней панели, «торпедо». Конструкция обеспечивает защиту от воздействия прямых солнечных лучей. Бесперебойная работа заявляется при температуре не ниже -20. В комплектацию входит дополнительный переходник для крепления в УАЗ «Патриот». Также в расчете на УАЗ, осуществляется одновременное снятие информации с 2-х датчиков уровня топлива. Данный БК поддерживает наибольшее количество протоколов диагностики.
Если же стандарты обмена информацией не подходят под онбордер, возможно его подключение к форсунке и датчику скорости, что обеспечит выполнение большинства функций. Хороший качественный дисплей в девяти окошках выдает информацию по отдельным параметрам. Возможна ручная настройка меню, ее редактирование с обычного ноутбука. На него же можно сбросить статистические данные последних 30 поездок. Плюсом модели является лёгкость установки, обновление через интернет, наличие голосового озвучивания всех показателей, выводимых на экран.
Понятие про режим самодиагностики. Что такое коды ошибок и как ими пользоваться
Мы уже говорили ранее о том, что бортовой компьютер ВАЗ 2110 штат сильно помогает предупреждать проблемы, возникающие в связи с неправильной работой исполняющих и контрольных систем вашего автомобиля, когда загорается лампочка “Check Engine”. Все это реально, поскольку в чип инсталлирован режим самодиагностики бортовой на компьютер ВАЗ 2112. БК получает информацию от ЭБУ по К-линии и сообщает автомобилисту, что с его железным конем не так.
Это очень важно, поскольку все системы двигателя на ВАЗ-2110 типа инжектор управляются ЭБУ и сбои в его работе и функционировании основных диагностических систем могут привести к выходу из строя всего автомобиля, нерациональному расходу топлива и сильной потери мощности ДВС. Если у вас имеется компьютер бортовой ВАЗ 2110, вам достаточно просто спросить его, что с автомобилем не так, и ваш “электронный” друг тут же выдаст всю подноготную
Не нужно вызывать дорогостоящих специалистов либо подолгу копаться под капотом авто — самодиагностические системы могут сделать все это за нас.
Конечно же, бортовой компьютер ВАЗ 2110 сообщает нам информацию об ошибках в закодированном виде. Вы не увидите текстовое сообщение, информирующее, что именно с вашим автомобилем не так, а лишь цифровой код неисправности. Основная причина данного подхода в том, что размер экрана бортового компьютера сильно ограничен. Но это в действительности не является какой либо проблемой, если у вас есть под рукой справочник с расшифровкой (его легко можно найти также у нас на сайте).
Если ваш автомобиль комплектуется лишь базовым бортовым компьютером ВАЗ-2110, расположенным под спидометром на приборной панели, то режим самодиагностики в нем запускается при помощи одновременного поворота ключа зажигания и удерживания нажатой кнопки сброса суточного пробега. Сразу после этого перед вами должны начать “плясать” все стрелки на приборной панели. Нажав два раза на кнопку сброса, мы переключаемся от версии прошивки, собственно, к информации об ошибках
Если ваш автомобиль снабжен люксовой комплектацией, где штат бортовой компьютер ВАЗ 2110 установлен рядом с блоком САУО (и АМК 211002), режим самодиагностики там включается еще проще, нажатием кнопки “часы” в режиме отображения времени. Если появляется надпись об ошибке — необходимо просто подключить бортовой компьютер ВАЗ 2110 к диагностическому интерфейсу.
Настраиваем бортовой компьютер штат на ВАЗ 2110 на примере базового БК люксовой комплектации. Некоторые полезные приемы.
Несомненно, чтобы полностью охватить все возможности бортового компьютера на ВАЗ 2110, стоит ознакомиться с инструкцией эксплуатации по нему. Мы рассмотрим лишь краткий список некоторых полезных функций, на которые способен бортовой компьютер ВАЗ 2110 штатный. Например, настройка датчика, отвечающего за уровень топлива в баке:
- 1. Первым делом надо полностью опустошить бачок с бензином в вашем автомобиле. Далее необходимо переключиться в режим выбора топлива, удерживая первую сверху кнопку в правом ряду в течении нескольких секунд. Бортовой компьютер штатный ВАЗ 2110 отобразит на дисплее цифру “0”.
- 2. В режим торирования переключаемся удержанием на секунду кнопки с изображением автомобиля, о чем бортовой компьютер на ВАЗ 2112 уведомит нас коротким звуковым сигналом. На дисплее теперь загорелась цифра “3”.
- 3. Заливаете в бензобак 3 л. бензина. Подождав некоторое время, еще раз нажимаем и удерживаем кнопку с изображением авто.
- 4. Продолжаем наполнять бак бензином до максимальной его емкости. БК сам закончит процедуру торирования и переключится в режим ожидания.
- 5. Еще проще настроить БК для сигнализации о превышении скорости. Для этого необходимо переключиться в в режим “средняя скорость” и вновь удерживать верхнюю правую кнопку в течении нескольких секунд. Целочисленное цифровое значение выставляется при помощи функциональных клавиш “+” и “-” на панели прибора. Выходим из режима настройки скорости аналогичным образом, как и входили в него.
На легковушках «Десятого семейства» рядом с блоком индикации всегда установлены часы или компьютер. Сейчас такие компьютеры называют «бортовыми компьютерами» (БК). Дисплей компьютера при выключенном зажигании показывает время, но это – не единственная его функция! Перечислим все возможности бортового компьютера на ВАЗ-2112, а инструкция, прилагаемая ВАЗом, нам в этом поможет. С инструкции были скопированы таблицы, которые важны при настройке.
О каком БК идёт речь? Ответ приведён на видео.
Не переключается штатный БК на ВАЗ 2110 с подрульным переключением. Почему?
Скорей всего кожух зажал проводку, идущую на переключатель. Стер ее защитный слой, и поэтому она замыкает. Надо ее осмотреть и устранить неисправности.
Часто с бортовым компьютером ВАЗ 2110 происходят и другие странные вещи. Например, он показывает повышенный расход топлива. Или, наоборот, не показывает средний и мгновенный расход, скорость и т.д. Иногда он пищит, потому что считает, что в баке нет топлива, хотя вы знаете, что бак почти полный.
А если вас устраивает заводской, то ниже вы найдете его описание.
Автомобили Лада «десятого» семейства получили широкое признание у российских автолюбителей за свою надежность, простоту и удобство в эксплуатации. Создание этого автомобиля стало продолжением линейки переднеприводных машин отечественного производства. ВАЗ 2110 можно по праву считать первым достойным конкурентом иностранных машин на автомобильном рынке нашей страны.
Самым большим отличием ВАЗ 2110 от своих предшественников было то, что на этом автомобиле был впервые установлен инжекторный 8-ми клапанный двигатель внутреннего сгорания. До «десятки» все отечественные машины оснащались лишь карбюраторными двигателями. Стоит сказать, что применение на первых ВАЗ 2110 в кузове «седан» 8-ми клапанного, а в дальнейшем на ВАЗ 2112 в кузове «хэтчбек» 16-ти клапанного двигателя позволило существенно сократить отставание от ведущих мировых автопроизводителей.
ВАЗ 2110 стал первым отечественным автомобилем, на который стало возможно устанавливать гидроусилитель руля поворота. Не смотря на то, что усилители руля ставили только в специализированных центрах, и стоило это устройство немалых денег, сама возможность его установки делала «десятку» очень привлекательным автомобилем для водителей которые ценят комфорт и удобство.
Компьютеры на ВАЗ 2110
Практически одновременно с появлением ВАЗ 2110, на рынок автомобильной электроники стали выходить производители бортовых маршрутных компьютеров с предложением оснастить свой автомобиль современным устройством позволяющим контролировать мгновенные параметры двигателя и проводить его диагностику с возможностью определения ошибки в
двигателя и последующим их сбросом. Это стало востребовано в связи с появлением инжекторных двигателей, работающих на основе программ записанных в электронный блок управления автомобиля. Для отечественных двигателей такими программами стали программы Январь и Bosch.
К таким бортовым компьютерам можно отнести маршрутные компьютеры среднего класса производства фирм ,
и Gamma (группа компаний Ferrum), которые обладают основным набором функций, простым дисплеем и отличным сочетанием цена-качество. Кроме БК среднего класса существуют компьютеры высшего класса такие как:
и Prestige. Этот бортовой компьютер на ВАЗ 2110
имеет расширенный набор возможностей и цветной морозоустойчивый дисплей.
Маршрутный компьютер (МК), показанный на рис. 37, устанавливается в вариантном исполнении вместо часов в автомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112. МК имеет 15 функций, разбитых на 3 группы (см. табл. 2). Выбор группы осуществляется кнопками 1, 2 и 3.
В каждой группе функции разделены на основные и дополнительные. Основные функции перебираются по кольцу кнопками 1, 2 и 3. Дополнительные функции перебираются кнопкой 5. При выключенном зажигании компьютер всегда находится в режиме «Текущее время». При снятом аккумуляторе ход часов и все накапливаемые параметры сохраняются не менее 1 мес.
Лучшие бортовые компьютеры на Шевроле Ниву
ВАЗ-2113 – автомобиль повышенной проходимости для туристов, рыбаков, охотников, любителей поездок по грибы, ягоды по пересечённой местности и бездорожью. Кроме совместимости и функциональности, БК для Шевроле Нивы должен отменно работать в условиях тряски, присущей при езде по большинству отечественных дорог.
Multitronics UX-7
Хороший онбордер для Лада Гранта, Калина, Приора, Шевроле Нива. Монтируется на место свободного выключателя. Трёхсимвольный дисплей светится ярко-зелёным или оранжевым цветом. Уровень яркости управляется для адаптации свечения цифр в солнечную погоду и ночью. Маршрутный компьютер совместим с инжекорными двигателями. 16-битный процессор шустро проводит все вычисления. Предусмотрено два варианта крепления.
Multitronics UX-7 совместим с универсальными и штатными протоколами диагностики транспортных средств, что расширяет круг поддерживаемых отечественных, зарубежных машин. Опция считывания, распознания кодов ошибок облегчит диагностику автомобилей. Для точного определения уровня, оставшегося в бачке топлива, применяют метод полного опустошения, а после – наполнения. Через шнурок Multitronics UX-4 устройство обновляет прошивку. С контроллером Bosch MP7.0 работает в режиме «Тропик» – управление оборотами вентилятора.
Достоинства:
- Совместимость с многими подержанными авто.
- Переключаемый цвет индикатора.
- Точность получаемых результатов.
- Обновляемая прошивка.
Недостатки:
Не обнаружены.
Для диагностики транспортного средства AWD «Dymos» необходимо выключить зажигание, запустить сбор, анализ проблем, затем включить его.
Multitronics C-570
Свежая модель БК с цветным 2,4” экраном с поддержкой мультиэкрана – разделение дисплея на зоны с выводом указанных показателей в каждой. Вид дисплея персонализируется за счёт готовых цветовых схем или управления каждым из RGB-каналов. Предусмотрен вывод до 35 настраиваемых параметров с различной конфигурацией и 4-х «горячих» меню. Поддерживает работу с парой фирменных парковочных радаров одной модели.
Монтируется вместо заглушки или контрольных ламп с дублированием их функциональности (кроме моделей, выпущенных до 2009 года). Mini-USB интерфейс предназначен для обновления микропрограммы. Multitronics C-570 автоматически включает ближний свет при движении и отключает фары на стоянке для предотвращения разряда аккумулятора. Голосовой синтезатор сопровождает все режимы: озвучивает значения и предупреждает о превышении граничных величин (скорости), ошибках – проговаривает их код с расшифровкой.
Достоинства:
- Быстрый доступ «избранным» функциям.
- Опция контроля качества топлива.
- Постройка графиков двух величин в реальном времени.
- Обновление прошивки через интернет.
- Сохранение конфигурации на внешний носитель.
Недостатки:
В моделях авто до 2009 года не дублирует функции контрольных ламп.
Правильная эксплуатация
При правильном подходе, установленный БК не доставит проблем. Однако если он показывать недостоверную информацию, то стоит снять бортовой компьютер и проверить его на исправность. Как снять прибор – понятно. Ведь у него отключаемый разъем, соответственно демонтировать его нужно в обратном порядке. Главное помнить, что это хрупкая вещь и ее можно разбить.
После демонтажа следует проверить целостность пайки и проводов, устранить разрывы. После, поставить устройство туда, где оно стояло до этого и вновь пользоваться исправным прибором.
Всем привет!
Имеется у нас вот такой БК и вроде как работает, что-то показывает, но при переключении режимов абсолютно ничего не происходит… Вот информация по нему, найдена кстати у одного из драйвовчан:
Cruise computer СС911
Маршрутный компьютер для автомобилей семейства ВАЗ 2110 с контроллерами BOSCH М1.5.4, М1.5.4N (ЯНВАРЬ 5.1)
Маршрутный компьютер СС911 (компьютер) подключается к электронному блоку управления (ЭБУ) автомобиля и позволяет осуществлять:
Оперативный контроль параметров на стоянке и при движении (напряжение бортовой сети, расход топлива, температура охлаждающей жидкости, скорость движения). Оперативную диагностику автомобиля по кодам неисправностей. Удаление из памяти ЭБУ кодов неисправностей
ВНИМАНИЕ! Маршрутный компьютер не является измерительным устройством, а лишь отображает информацию, находящуюся в ЭБУ автомобиля. Поэтому точность выводимых параметров определяется исключительно ЭБУ автомобиля, совместно с которым работает маршрутный компьютер
Управление производится одной кнопкой.
Встроенный зуммер подтверждает нажатие на кнопку управления и сигнализирует о выходе контролируемых параметров за допустимый предел.
При включении габаритных огней яркость свечения индикатора автоматически уменьшается.
Компьютер включается автоматически при включении зажигания и переходит в состояние индикации данных последнего выбранного режима (после прерывания питания бортовой сети автомобиля при включении компьютера устанавливается индикация данных режима F1).
При выключении зажигания индикатор гаснет, и компьютер переходит в режим энергосбережения.
Если компьютер не включается, то проверьте:
наличие напряжения питания соединение с линией данных (в том числе наличие перемычки между 9-м и 18-м выводами разъема иммобилайзера, если он не входит в комплектацию автомобиля). Если соединение с линией данных отсутствует, то при подключении напряжения питания на индикаторе высветится номер режима F1 и через 5сек. компьютер выключится.
Выбор режима работы
Для смены режима кратковременно нажмите на кнопку управления. Компьютер переходит в состояние индикации номера режима. При этом на индикаторе высветится номер текущего режима и зуммер пропикает в соответствии с номером текущего режима. Каждое последующее нажатие кнопки (с промежутками между нажатиями не более 2сек.) увеличивает номер режима на единицу с отображением на индикаторе и подтверждением однократным звуковым сигналом (при переходе к режиму F6 раздаётся длинный звуковой сигнал). Через 2 секунды после последнего нажатия на кнопку зуммер пропикает номер установленного режима и компьютер вернется в состояние индикации данных.
F1 — расход топлива в литрах с момента пуска двигателя. F2 — скорость движения автомобиля в км/час. F3 — напряжение бортовой сети в вольтах с предупредительным звуковым сигналом выхода за пределы допустимых значений. F4 — температура охлаждающей жидкости в ОC с предупредительным звуковым сигналом выхода за предел допустимого значения. F5 — мгновенный расход топлива в л/100км при движении или в л/час на стоянке. F6 — коды неисправностей (последовательно в режиме бегущей строки). Длительное (4сек.) удержание кнопки в режиме F6 приводит к стиранию кодов неисправностей ЭБУ (гаснет символ CHECK ENGINE на приборной панели).
Престиж V-55-CAN
Прибор создан для установки, как на отечественные авто, так и на иномарки, дизельного или бензинового типа. Предоставляет возможность проведения широкого спектра диагностики всех главных узлов функционирования транспортного средства. Основными задачами «мозгового центра» являются: мониторинг текущих данных движения, статистический анализ эксплуатации за определенный срок, контроль соответствия маршруту, сравнение с предыдущими траекториями поездок. Кроме информации на дисплее, который можно установить на панель или лобовое стекло, блок оснащен функцией голосового оповещения.
Пользователь может самостоятельно установить режим работы бортовика, при котором те или иные показатели будут доводиться до водителя в первую очередь. Функционирует как парктроник, таксометр и др. Российский производитель постарался создать устойчивый к низким температурам прибор, который станет лучшим помощником водителя в любых погодных условиях.
Виды бортовых компьютеров
Среди всех разновидностей бортовиков существует два типа устройств:
- Узконаправленный. В эту категорию вошло оборудование с ограниченными функциями. Такие устройства имеют небольшой экран. Их можно установить в подходящий модуль центральной консоли. К данной категории устройств относятся маршрутные и диагностические модификации. Сюда же вошли и штатные ЭБУ.
- Универсальный. Помимо основных функций узконаправленных овербордов такие компьютеры могут работать со спутниковыми системами навигации и интернетом, обязательно имеют мультимедийный комплекс, к которому подключаются колонки или усилитель (о том, как правильно подключить автомобильный усилитель, читайте здесь).
Более практичными модификациями являются универсальные варианты, так как они совмещают в себе и диагностическое оборудование, и опции комфорта. Единственный недостаток такого оборудования заключается в том, что при выходе из строя головного устройства большинство функций системы перестают работать. Если это нештатный прибор, то на автомобиле это никак не отразится. Но когда борт с завода получает центральный сенсорный экран, на котором осуществляется также управление режимами ключевых систем машины, то его поломка может деактивировать все транспортное средство, пока компьютер не будет починен.
Карпьютеры встречаются не только в машинах с бензиновыми моторами, но также и на авто с дизельными агрегатами. Карбюраторные модели не оснащаются такими устройствами, так как в них нет сервисного разъема ЭБУ.
Единого стандарта относительно параметров БК не существует, поэтому решение о наличии тех или иных функций каждый производитель оставляет за собой. Чаще всего в оверборде имеется сенсорный экран и модуль памяти (хотя встречаются и устройства, которые воспроизводят мультимедийные файлы из внешнего накопителя, например, флэшки). Корпус такого оборудования часто габаритный, но он будет соответствовать одному из типоразмеров DIN (о том, что это за размеры, рассказывается здесь).
Если подсоединить БК к автомобильному аккумулятору, то устройство может работать, как обычный ПК или планшет. По этой причине, оборудуя автомобиль таким прибором, следует также позаботиться о его сохранности (грабитель может использовать его на своем автомобиле).
Как перепрошить бортовой компьютер?
Перепрошивка программного обеспечения бортового компьютера, позволит получить более точные показания с датчиков, а также исправить ряд ошибок, связанных с работой предустановленной системы. Образно говоря, перепрошивка БК, ничуть не сложнее переустановки операционной системы «Виндовс». Что касается конкретных моделей БК, то каждая имеет свою версию прошивки, но алгоритм замены ПО, на более совершенное индивидуален:
- На ПК или ноутбук устанавливается программа для перепрошивки (например, BootLoader.exe).
- Далее, следует подключить БК к персональному компьютеру.
- Дальнейшим шагом, станет подключение питания.
- В утилите для перепрошивки, нужно задать значение порта, к которому подсоединен кабель для передачи данных СОМ1.
- При верно выполненном предыдущем шаге, появится кнопка «загрузить файл», и после ее активации, откроется окно, в котором необходимо выбрать файл прошивки формата «hex».
- Далее остается нажать кнопку «Старт ISP», и через клавишу включения/выключения, перезагрузить бортовой компьютер. Индикатор загрузки будет доступен на дисплее ПК.
- После завершения загрузки обновленного ПО, на экране высветится сообщение «загрузка окончена», а также системой будет предложено запустить контроллер. После подтверждения операции, необходимо проверить функционирование новой прошивки БК.
Виды компьютеров бортовых
Их немного – бортовые модельные компьютеры и универсальные (мультисистемные). Устанавливается первый вид устройства на определенную модель автомобиля, поэтому, если возникло желание сменить авто, то придется заменить и бортовой компьютер.
Если же имеется универсальный бортовой компьютер, то такой проблемы не существует, поскольку его можно устанавливать на машины любых марок, обновив только программное обеспечение. К примеру, если вы являетесь владельцем автомобиля Skoda, то можете приобретать смело автокомпьютер Multitronics. Ну, а владельцам ВАЗ 2110 подойдет компьютер бортовой Gamma.
Списки лучших
Мы выполнили анализ большого множества моделей бортовых компьютеров и подобрали лучшие модели в данных категориях:
- Универсальный.
- Маршрутный.
- Диагностический.
Перейдем к подробному описанию.
Универсальный
Орион БК-08 является лучшей бюджетной и в то же время универсальной моделью БК в интересах вашего авто. Устройство возможно устанавливать не только лишь в салоны автомобилей, но и на другие виды транспортных средств. Отлично работает с дизелем, двух и четырехтактными моторами.
Габариты | 123х87х60 мм |
Масса | 0.13 кг |
Липучка | есть |
Цена: от 900 до 3 500 рублей.
бортовой компьютер Орион БК-08
Маршрутный
Multitronics RI-500 модель обладает новым 16-разрядным процессором, с помощью которого увеличилась скорость работы устройства. Данное устройство возможно устанавливать в любое место, каковое захотите именно вы. Обладает огромным количеством опций, вдобавок в наличии существует RGB экран.
Дисплей | TFT |
Цвет | черный |
Питание | 12 В |
Цена: от 5 000 до 6 500 рублей.
бортовой компьютер Multitronics RI-500
Диагностический
Multitronics C-580 выполнен в достаточно красивом дизайне, и устанавливается вместо воздуховода. В БК установлен 32-разрядный процессор, ускоряющий диагностические процесс во много раз. А кроме того, имеется функция автоматического включения и выключения фар на вашем автомобиле.
Напряжение | 9-16 В |
Память | энергозависимая |
Цвет | серый |
Цена: от 4 500 до 7 000 рублей.
бортовой компьютер Multitronics C-580