Робот против автомата. плюсы и минусы коробок передач

Классический автомат

Казалось бы, будущее «гидротрансформаторных автоматов» предрешено, тем не менее, «старая гвардия» не спешит сдавать свои позиции.

Во-первых, развитие таких трансмиссий также не стоит на месте. Хотя у многих автолюбителей «классическая» АКП ассоциируется с морально устаревшими четырехступенчатыми «автоматами», которые не спешат переключать скорости и не особо заботятся об экономии топлива.

На самом деле такие коробки передач встречаются сейчас только на бюджетных моделях, да и то довольно редко. Подавляющая часть «автоматов» сегодня имеют минимум шесть скоростей и предлагают функцию ручной смены передач.

Более такого, производители активно увеличивают количество ступеней в таких КП, чтобы добиться лучшей экономичности. На автомобилях стоимостью выше среднего все чаще появляются восьми- и даже девятидиапазонные трансмиссии, а некоторые бренды, например Ford, уже завлекают клиентов «автоматами» на 10 (!) ступеней.

Большинство «роботов» не могут справиться с большим крутящим моментом мощных двигателей. Конечно, можно привести пример нескольких суперкаров с роботизированными КП, включая 1000-сильный Bugatti Veyron, но это скорее исключения, подтверждающие правило, тем более, что владельцы спортивных авто не особо беспокоятся о длительности ресурса таких КП.

Также роботизированными трансмиссиями не оснащаются полноценные внедорожники, потому что на сроке службе «роботов» негативно сказываются продолжительные пробуксовки на бездорожье и рывки из-за изменения сцепных свойств при контакте четырех колес с дорогой. Все это по большому счету не очень полезно и для обычных АКП.

Преимущества и недостатки трансмиссий

Автомат — гидромеханический агрегат. Переключение происходит за счет гидротрансформатора. Управление осуществляется электроникой. Робот представляет собой усовершенствованную МКПП, но передачи переключаются не водителем, а с помощью электронного блока управления.

Достоинства и недостатки роботизированной коробки передач

Роботизированная коробка переключения передач объединяет в себе надежность механики и удобство автомата.

К преимуществам РКПП относятся:

  1. Удобство. Передачи переключаются автоматически. Машина не откатывается при трогании в горку, что имеет значение для малоопытных водителей.
  2. Относительно невысокая стоимость самого агрегата, а также его ремонта, т. к. трансмиссия является механической.
  3. Экономный расход топлива.
  4. Небольшое количество масла (около 2-3 л).
  5. Меньший вес относительно АКПП.
  6. Возможность буксировки автомобиля в случае его поломки.
  7. Возможность переключить РКПП на ручное управление, хотя автоматика будет продолжать контролировать действия водителя.

У данной трансмиссии есть и недостатки: медленный разгон, некоторая заторможенность на старте. Во время разгона водитель может ощущать рывки, как при МКПП. При каждой остановке (на светофоре, в пробке и т. д.) нужно устанавливать рычаг в нейтральное положение.

https://youtube.com/watch?v=DkicALxeMeI

Плюсы и минусы коробки-автомат

Главные преимущества АКПП — это ее удобство и высокая надежность. За счет 7, 8 или 9 ступеней обеспечиваются плавность хода и комфортность в управлении. К достоинствам также относится низкое потребление топлива. АКПП обеспечивает бережливую эксплуатацию двигателя за счет переключения передач на оптимальных оборотах. Есть пассивная система безопасности, которая препятствует откату автомобиля назад на склоне. При бережной эксплуатации, правильном обслуживании такая коробка передач прослужит долго.

Среди недостатков данного типа трансмиссии выделим:

  1. Высокую цену как самого агрегата, так и его ремонта.
  2. Менее динамичный разгон относительно МКПП.
  3. Более низкий КПД автомата из-за гидротрансформатора, который поглощает часть мощности.
  4. Наличие около 10 л масла для работы АКПП.
  5. Высокое потребление топлива по сравнению с РКПП, в которой оно расходуется более экономно.
  6. Запрет на буксировку автомобиля. В случае поломки машину можно перемещать только на эвакуаторе.

Чем плох робот автомат?

Роботизированная коробка имеет некоторые негативные стороны. Перечислим их:

  • Невозможно перепрошить процессор и изменить те задания, благодаря которым происходит управление системы, дабы увеличить динамические показатели машины.
  • Автомобиль, оснащенный коробкой робот, имеет небольшую скорость, с которой меняются передачи в коробке с электропроводкой. Здесь нельзя все исправить. А, если и возможно, то для этого потребуется переделывать полностью конструкцию.
  • Иногда возникает пробуксовка сцепления, перегрев механизма во время передвижения машины на минимальной скорости. Например, при движении в горку либо же в пробке. Профессиональные автомобилисты советуют в таких ситуациях пользоваться режимом Tiptronic.

Плох ли автомат

  • Очень часто возникают рывки, если осуществляется автоматическое переключение передач. Это можно исправить, если сбросить газ перед этой операцией, воспользоваться равномерным движением.
  • Некоторые коробки подобного типа считаются «задумчивыми». То есть переключение передач часто происходит достаточно медленно, если сравнивать с коробкой автомат. Такие интервалы иногда составляют до 2 сек.
  • Функционирует такая коробка не всегда стабильно. Даже две идентичные машины не дают полную гарантию того, что их коробки начнут функционировать одинаково.

В автомобиле коробка робот и автомат: в чем разница, что надежнее, лучше, дешевле?

Развитие, сравнительно невысокая цена, плюс присутствие электронного блока, благодаря которому происходит управление машиной, позволили использовать их на многих серийных автомобилях

Они могут обладать разнообразными типами трансмиссии, а потому появляется вот такой вопрос – чем отличается коробка робот от автомата, что же надежнее и дешевле? Если же отличия есть, то какой именно тип сможет удовлетворить полностью автомобилиста, на какие показатели стоит обратить внимание во время выбора машины?

  • Отличается коробка робот от классического автомата конструкцией сцепления. Коробка робот оснащена не гидротрансформатором, а однодисковым или многодисковым сухим сцеплением фрикционного вида.
  • В редукторе шестерни располагаются в постоянном зацеплении. Начинают функционировать они благодаря специальным муфтам. Для того, чтобы управлять угловыми скоростями, как правило, применяются синхронизаторы.
  • В классической коробке автомат в основном применяется редуктор планетарного вида, который управляется при помощи сложной системы. И в 1 варианте, и во 2 варианте выбирается передаточное отношение с помощью автоматики. Это позволяет автомобилисту избавиться от нужды следить за режимом функциональности мотора и осуществлять переключения.


Автомат или робот

  • Если сравнивать коробку автомат и коробку робот в плане экономичности, лидер здесь считается второй вариант. Сухое сцепление имеет меньше механических потерь, чем в гидротрансформаторе.
  • Коробка автомат, если посмотреть в другой стороны, обеспечивает плавное движение машины, а потому передвижение на авто считается более комфортным. Есть правда и недостаток данного вида трансмиссии – это дорогой ремонт. И все потому, что его можно выполнять только в профессиональном сервисном центре.

Во время выбора авто (с коробкой робот или коробкой автомат), обязательно учтите все те факторы, которые мы вам перечислили выше. Для недорогой, бюджетной модели огромную роль играет цена машины, стоимость ее содержания. Во время приобретения элитной машины подобные вопросы, как правило, не считаются столь значимыми. Следовательно, и разницы между коробкой робот и коробкой автомат особенной нет.

Особенности и принцип действия роботизированной коробки

Роботизированная коробка передач (робот), устанавливаемая на обыкновенные автомобили, представляет собой механическую коробку с автоматическим (электрическим или гидравлическим) управлением. Переключение скоростей в таком устройстве происходит при помощи автоматики. В автомобиле нет традиционной педали сцепления, так как оно выключается автоматически в момент переключения передач. В некоторых автомобилях наряду с автоматическим предусмотрен ручной режим переключения передач.

Алгоритм работы коробки следующий: после запуска двигателя при выжатом тормозе селектор переводится в нужное положение. Привод на сцеплении разъединяет трансмиссию, а механизм коробки включает нужную передачу. Водитель бросает педаль тормоза и плавно давит на педаль акселератора, автомобиль трогается, и дальнейшие переключения производятся автоматически. Управление коробкой осуществляет процессор согласно выбранному алгоритму. Водитель может вмешиваться в работу коробки.

На спортивных автомобилях, участвующих в гонках, устанавливают более совершенную разновидность робота. Его конструкция предусматривает наличие двух систем сцепления, каждая из которых отвечает за свои передачи.

Благодаря двойному сцеплению скорость переключения передаточных чисел максимальна, что очень важно для спортивных гонок

Роботизированная коробка передач

Вопреки распространенному заблуждению, роботизированные коробки не являются «родственниками» автоматов. По своей сути РКПП является механического вида трансмиссией, где сцепление и передачи автоматизированы. Человек, сидящий за рулем такого автомобиля, а также условия дорожного покрытия лишь формируют базу для работы такой коробки переключения передач.

Принятие решений и режимов работы осуществляется внутри самой коробки переключения посредством особого электроблока, для которого заданы алгоритмы действий в тех или иных ситуациях. Такой принцип работы и является отличительным для РКПП. С вопросами: чем отличается РКПП от АКПП, в чем разница двух обозначенных видов, – мы разобрались. Идем дальше.

Роботизированная КП отличается:

  • комфортностью;
  • надежностью;
  • относительной экономичностью;
  • дешевизной.

Роботизированная КП

Чем примечателен робот?

Это простейшая механика, улучшенная автоматизированными операциями переключения передач. В авто, где РКПП, исчезла педаль сцепления. Смена всех ступеней контролируется электронным солидным блоком.

У РКПП и МКПП есть различие – подбор передачи, а также размыкание и смыкание сцепления, за что несут ответственность сервоприводы.

Конструкция РКПП в разрезе

По замыслам, роботизированная КПП изобреталась для уменьшения цены автомата, с попыткой сохранить достоинства над механикой.

Поэтому РКПП соединяет в одно целое механику и автоматику. В минуту изменения передач и при надавливании педали газа на главный блок в центр управления поступает импульс. Коробка передаёт сигнал о желательной и уже действующей в это самое время скорости.

Блок сам подбирает наилучший вариант и минуту переключения на требуемую скорость. Конкретно системный блок руководит действиями гидромеханики. Сама процедура перехода прекрасно соединяется с движением ручки и остается невидимой для водителя.

Представители спорткласса применяют роботизированную трансмиссию, с двумя сцеплениями для скорости по-максимуму и переключения передач. В коробке устроено два вала, обеспеченных сцеплением, где один входит внутрь другого. На внутреннем находятся шестерни для нечетных передач, а на наружном – четных.

В основу подобных коробок заложены преселективные  роботы. Двигаясь на выбранной передаче, начинает тут же действовать следующая, поэтому переключается мягко и довольно оперативно, что положительно влияет на повышенную комфортность.

Сколько преимуществ, и какие «подводные камни»?

Первоисточником служит механика, уже прошедшая проверку временем и практикой. Надежность РКПП превышает «автомат» и вариатор. Также отмечается небольшая трата горючего. Автовладельцы утверждают –  30% экономии. Также количество масла роботизированная коробка «съедает» поменьше. К примеру, вариатор потребляет 7 литров, а здесь достаточно будет 2-3.

Количество передач равняется числу на механике. Она при покупке дешевле и беспроблемно ремонтируется. Хотя автолюбители в соцсетях пишут о дорогом обслуживании, не учитывая то, что незначительные поломки  возможно устранить собственными руками. Диски сцепления с увеличенным ресурсом. Пробки – проблема века, приходится часами простаивать в заторах, поэтому очень кстати ручная функция управления на подъемах. Роботы, сравнивая с автоматом, обходятся дешевле.

Но не скрыть и явные недоработки РКПП:

  • К недостаткам относится невозможность прошивки агрегата.
  • В момент старта идут рывки, вслед за любой непродолжительной остановкой.
  • Все переключения сопровождаются толчками.
  • Смена передач проходит тяжело и затянуто.
  • Кратковременные вынужденные остановки вынуждают переходить на «нейтралку».
  • В осложненных дорожных местах трассы от машины возможна непредсказуемость.

Из-за отличной конструкции РКПП, позволяющей с меньшими затратами проводить ремонт и обслуживание, большинство автомобилистов выбирают именно её.

Коробка-автомат

К этой категории чаще всего относят гидротрансформаторы, которые имеют наибольшее распространение на современном автомобильном рынке. Принцип работы такой системы основан на том, что АКПП заполнено специальной трансмиссионной жидкостью, которая находится в постоянном движении по замкнутому кругу. Достигается это постоянным давлением, которое и создаёт поток масла, производящий крутящий момент.

Как и любой другой механизм коробки – автомат постоянно совершенствуются. Если в первые годы появления таких АКПП, устройства имели 4 ступени, то сегодня наиболее распространены автоматы, имеющие 6, 7, а иногда и 8 передач. Такие трансмиссии имеют ряд достоинств, но наряду с этим у них есть и существенные недостатки.

Плюсы коробки-автомат

  1. Автомобиль гораздо проще в управлении в городских условиях.
  2. Имея коробку-автомат, забуксовать на дороге будет сложнее, но, если это случится, выбраться при помощи «раскачки» из проблемной зоны будет невозможно.
  3. Автомат позволяет более легко трогаться на скользкой дороге, исключая момент пробуксовки.
  4. Исключена возможность перегрева двигателя.
  5. Переход от одной передачи к другой сильно сглажен и в салоне почти не ощущается.
  6. Электроника способна подстраиваться под индивидуальный стиль вождения.

Минусы

  1. Довольно высокая цена моделей автомобилей с автоматом.
  2. АКПП требует больших затрат в процессе обслуживания или ремонта.
  3. Автомат требует жёсткого контроля за уровнем трансмиссионной жидкости. Менять ее можно только на оригинал или на разрешенный аналог, что тоже не дешево.
  4. Более высокий расход топлива в сравнении с привычной механикой.
  5. Автомобиль с такой АКПП нельзя буксировать на большие дистанции.
  6. Процесс разгона зачастую не очень хороший.

Сравнение двух КПП: чем отличается робот от автомата

Опытные автовладельцы и механики хорошо знают, как отличить коробку автомат от робота визуально. Эксперты говорят, что определить внешне какой тип КПП у автомобиля поможет рычаг селектора. Если взглянуть на автоматическую коробку, то можно увидеть следующие положения кулисы:

  • «P» – парковка;
  • «N» – нейтральная;
  • «R» – задняя;
  • «D» – движение вперед.

Наличие остальных положений зависит от модели автомата.

Если же взглянуть на роботизированную трансмиссию, то автовладелец увидит:

  • «N» – нейтральная;
  • «R» – задняя;
  • «D» – движение вперед.

Положения «Парковка» может отсутствовать в роботе. Но роботизированная коробка не похожа на автомат не только по внешним признакам.

Начинающие автовладельцы часто не понимают, что это такое – робот и чем отличается от обычного автомата. Дело в том, что РКПП это по сути механическая КПП, которой управляет электронный блок.

Роботизированная коробка передач в отличие от автомата делится еще на два подвида:

  1. Механическая коробка переключения скоростей с электронным блоком или простой робот. Этот тип был разработан первым, поэтому имел множество отрицательных сторон. Доходило в плоть до больших временных промежутках между переключением передач в АКПП автомобиля. Водитель чувствовал эти провалы, как вечные подергивания и толчки во время разгона.
  2. Та же коробка только с двумя системами сцепления или преселективная. Это более усовершенствованный первый тип РКПП. Устанавливается на гоночные транспортные средства. Два вала сцепления позволяют переключать скорости в момент работы еще предыдущей передачи.

Внимание! В самом начале робот стали производить, как замену автомату, для снижения затрат автовладельцев на ремонт. И бюджетные авто имеют электрические сервоприводы, а дорогие и спортивные машины гидравлические

Бюджетные варианты роботов со вторым типом не очень удачны. Например, на Опель или Форд с РКПП, производители заменили гидронасосы на шаговые двигатели. В итоге, водитель постоянно чувствует рывки и задержки в переключении. Хотя, экспертами отмечено, что на той же Тойота Королла установлен аналогичный робот, а эти минусы отсутствуют.

Конструкция РКПП

По конструкции отличие робота от автомата заключается в следующем:

  • два механических вала, которые находятся друг в друге. Каждый из них имеет собственное сцепление;
  • актуатор или сервопривод: электрический или гидравлический. При использовании первого все исполнительные команды выполняют сервомеханизмы. Если присутствует гидромеханический блок, то он выполняет роль сцепления. В случае если установлен гидравлический привод, то он управляется посредством гидроцилиндров, которыми, в свою очередь, управляют клапаны электромагнита;
  • электронный блок. Эта система контролирует механизмы исполнения и следит за датчиками КПП робота. Он совмещается с бортовым компьютером.

Отличить робот от автомата можно и по преимуществам, которые дает его использование и отрицательным сторонам.

Роботы, установленные в машинах, имеют следующие плюсы:

  • простые в обслуживании;
  • экономичное потребление смазывающей жидкости из-за отсутствия гидротрансорфматора;
  • мгновенное переключение скоростей;
  • низкий расход топлива;
  • высокая динамика.
  • некачественное плавное переключение передач;
  • водитель чувствует задержки при смене скоростей;
  • непредсказуемость в поведении при тяжелых дорожных условиях;
  • переход в нейтральное положение при каждой остановке;
  • ресурс робота уменьшается при каждой пробуксовке.

Эксперты отмечают, что постоянное движение с пробуксовкой приводит к износу не только робота, но и двигателя. Поэтому РКПП больше всего предназначены для городского типа движения.

Таблица ниже показывает различия между коробками робот и автомат.

Тип отличий Робот Автомат
Конструктивный Механическая коробка с электронным блоком управления Гидротрансформатор, планетарная коробка, гидроблок
Функциональный Наличие функции ручного переключения Ручное переключение
Ценовой Дорогая в ТО Низкое по стоимости сервисное обслуживание
Потребительский Низкое потребление горюче-смазочных материалов Большие объемы расхода масла и горючего

Теперь начинающему автовладельцу будет легче выбирать между этими двумя видами автоматической трансмиссии. В следующем блоке приведены некоторые советы от опытных автовладельцев и механиков по выбору того или иного устройства, если автолюбитель уже сделал шаг в сторону одного из типов.

Принцип действия

Как работает коробка? Большую часть берет на себя электроника, которая получает всю необходимую информацию с разных сенсоров. На основе этих данных имеющийся блок управления выбирает один из заложенных алгоритмов работы трансмиссии и посылает управляющий сигнал к электроприводу и электроклапанам. Сервоприводы управляют сцеплением, замыкая и размыкая узел в нужный момент. А так как все возложено на электронику, то переход с одной передачи на другую выполняется плавно и быстро.

Принцип работы роботизированного механизма основан не только на автоматическом режиме, есть еще и ручное управление. То есть водитель посредством селектора КПП либо подрулевых лепестков самостоятельно выбирает нужную скорость.

Но опять-таки это не полноценная механика, перейдя на соответствующий режим, электронный блок КПП блокируется, но сцеплением по-прежнему управляет автоматика, ведь соответствующей педали нет в салоне.

Робот

Роботизированное КПП — это попытка конструкторов совместить «механику» и коробку- автомат. Принцип работы этого устройства заключается в том, что он почти ничем не отличается от принципа работы механики, но скорости переключаются автоматически специальным блоком управления на сервоприводе. Здесь водитель почувствует привычную паузу в момент переключения и ряд других явных признаков «механики». Кроме того, такая коробка передач предусматривает возможность перехода на полное ручное управление. Сегодня такую коробку можно встретить на автомобиле любого класса, от бюджета до премиума.

Производители разработали два типа роботизированных коробок автомат:

  • с одним сцеплением – однодисковый;
  • с двумя сцеплениями.

Любители таких автомобилей отмечают как плюсы, так и минусы в управлении такими автомобилями.

Плюсами первого варианта можно считать только довольно низкую стоимость и экономичное расходование топлива. При этом во время движения переключение скоростей очень заметно, что выражается рывками. Водителю приходится постоянно подстраиваться и стараться вовремя сбрасывать газ.

Второй вариант — роботов с двумя сцеплениями соединяют в себе положительные стороны механики и классического автомата. Устроены они по принципу совместной работы двух коробок передач – с чётными и нечётными передачами. Обе коробки постоянно находятся в рабочем состоянии и за счёт этого переход с одной скорости к другой практически незаметен. В моменты переключений не происходит разрыва мощности, и автомобиль может довольно быстро ускориться. Такие устройства гораздо меньше боятся повышенных нагрузок.

К явным недостаткам таких коробок можно отнести частые проблемы с сервомеханизмами, которые сложны в ремонте и часто требуют полной замены, а это довольно дорого. Сама коробка автомат работает без проблем примерно 120 -170 тыс. км. Затем предстоит дорогостоящий ремонт или полная ее замена.

https://www.youtube.com/watch?v=MpMsr1YK0Qc

Автоматическая коробка передач

Это довольно сложная, но как показало время достаточно надежная конструкция. Отличаясь от механики, при этом устройстве водителю можно педаль сцепления постоянно не использовать, а передачи менять рычагом: автоматика сама всё сделает. АККП сегодня применяется повсеместно.

Секреты конструкции АКПП

В основе такой коробки находятся два основных модуля:

  1. Гидротрансформатор. Это аналог известного сцепления, как на механике. От него исходит размеренность, тонкость переключения без лишних рывков. В систему поступает сигнал, сколько оборотов двигателя совершено, какой режим движения и степень нагрузки. Затем, основываясь на полученные данные, переключается скорость.
  2. Редуктор. Благодаря ему осуществляется передача усилий, запускающая разные вариации, позволяющих зацеплять шестеренки. Количество таких ступеней бывает в пределах 4-6. Иногда и больше в некоторых новейших моделях.

В процессе переключения помощь водителя не нужна. Оно происходит само, когда число оборотов в моторе дотягивает до необходимого уровня, и давление нагнетается в данной масляной системе.

Плюсы и минусы

АКПП с искусственным интеллектом имеет некую удивительную особенность – умение приспосабливаться к манере вождения каждого сидящего за рулем. Если надавливать на газ спокойно, медленно, то и двигатель не выводится контроллером на резкий мощный режим поэтому топливо, естественно, расходуется скромнее.

При возбуждении человека за рулем и усиленном вдавливании педали, автоматика просто вынуждена реагировать намного резче. Компьютер сам без вмешательства извне настраивает коробку на спорт-режим. Когда всё нормализуется, и педаль возвращается к плавной работе, то умная коробка тоже переключает двигатель и возвращается к нормальному состоянию.

Инженеры продолжают усовершенствовать автоматические коробки. Предел гениальности безграничен, поэтому модели седьмой и восьмой ступеней сдержаннее тратят бензин, выбирают нужный режим движения.

Интересна одна из последних новинок, когда реально переключить «Тип-троник», вернувшись к ручному воздействию.

К преимуществам АКПП относится:

  • Замедленно-плавное движение.
  • Легкость и простота эксплуатации.
  • Пониженная нагрузка на ходовую и двигатель.
  • Риска перегрева нет.
  • Пассивная подстраховочная система безопасности, контролирующая движение авто под уклоном.
  • Долгие сроки работы (с условием соответствующего обслуживания).

Минусами можно считать:

  • Прежде всего, высокая стоимость.
  • Нет возможности использовать динамические настройки, что влечет к пониженному КПД двигателя.
  • Приходится постоянно следить за трансмиссионной жидкостью, и менять её через 50 тыс.км.

Слабые и сильные стороны

У роботизированной коробки передач преимущества и недостатки тоже присутствуют, но начать стоит с положительного:

  • Высокая разгонная динамика;
  • Расход топлива на низком уровне;
  • Скорости переключаются практически мгновенно, в особенности, когда речь заходит о преселективной коробке;
  • Отсутствие гидротрансформатора позволяет использовать меньше масла;
  • Механизм прост в обслуживании.

Теперь касательно того, чем плох рассматриваемый агрегат, а эти недостатки могут быть значительными:

  • Непереносимость тяжелых дорожных условий;
  • Пробуксовка заметно сокращает ресурс;
  • При кратковременных остановках (остановки в пути, стоянки на светофорах, в пробках и прочее) агрегат переходит в нейтральный режим.

С учетом этих плюсов и минусов роботизированной коробки передач стоит осознанно подходить к выбору автомобиля с такой трансмиссией. Иными словами, если предполагается эксплуатировать машину в сложных условиях большой нагрузки, трансмиссия может выйти из строя за короткий срок.

Какие КПП бывают

Механической коробке – более 130 лет. Она и сегодня является превалирующей, особенно на автомобилях бюджетного и среднего ценового класса. Здесь, чтобы выбрать другую передачу, соответствующую текущему скоростному режиму, необходимо выжать педаль сцепления, которая разъединяет валы двигателя и трансмиссии. Всё достаточно просто, но в условиях движения в городских пробках на частые манипуляции с педалью сцепления и рычагом переключения передач уходит немало усилий.

Чтобы облегчить жизнь водителю, конструкторы попытались автоматизировать процесс. Первая коробка-автомат появилась в 1928 году, а массовое применение началось уже в послевоенные годы.

На сегодня существуют три основные виды автоматических коробок передач:

  • классическая гидромеханическая;
  • вариаторная АКПП;
  • роботизированная коробка.

Рассмотрим особенности каждой из разновидностей.

Гидромеханическая автоматическая КПП призвана облегчить жизнь водителю, избавив его от необходимости выжимать сцепление. Его роль играет гидротрансформатор – блок, заполненный трансмиссионной жидкостью, которая под воздействием управляющего блока формирует избыточное давление, воздействующее на ведомый вал, связанный непосредственно с коробкой.

Механическая коробка

Переключать передачи здесь не нужно, но в силу особенностей конструкции избавиться от рычага (он здесь называется селектор) полностью не удаётся, поскольку для таких пограничных режимов, как задний ход или остановка авто требуется ручное переключение. Главный недостаток АКПП – дёрганья автомобиля в момент перехода на высшую или низшую передачи. Коэффициент полезного действия автоматических коробок ниже, чем у механики, из-за энергетических потерь в жидкостной среде гидротрансформатора. Отсюда – повышенный аппетит машин с коробкой-автоматом.

Разновидностью АКПП является вариатор, в котором изменение передаточного числа осуществляется посредством автоматического изменения диаметра ведущего шкива. Поскольку это происходит плавно, никаких рывков автомобиля не наблюдается. НО гидротрансформатор нужен и здесь – без него машина не сможет тронуться. А значит, налицо усложнение конструкции и удорожание роботизированной коробки по сравнению с обычным автоматом. Вследствие этого надёжность вариатора считается меньшей, чем у конкурентов. Есть и другие недостатки – например, относительно невысокий ресурс цепи, соединяющей ведущий и ведомый шкивы, возросшая роль электроники, которая тоже может «капризничать», а также повышенная шумность в работе.

Роботизированная коробка, или просто «робот», несмотря на принадлежность к классу АКПП, представляет собой вариант механической коробки, но без педали сцепления – её заменяет электроника и исполнительные механизмы на электротяге. Это – самый экономичный вид трансмиссии, но и здесь в силу присутствия сцепления без рывков не обходится, особенно при активном ускорении. Так что с выбором автоматической коробки передач не всё так просто, но об этом поговорим позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector