Что значит маркировка на шинах
Содержание:
- Другие обозначения на резине, которые бывают
- Что означает XL в маркировке шин
- Статьи по теме
- Маркировка на шинах: общая информация
- Грузоподъемность
- С чего начинать: основные моменты
- Индекс скорости шин и индекс нагрузки шин
- Маркировка шин и расшифровка их обозначений
- Европейская маркировка
- Дополнительные частные маркировки
- Сезонные обозначения
- Что обозначают другие буквы, цифры и пиктограммы на шине
- Максимальное давление в шине
- Индекс скорости шин
- Выводы
Другие обозначения на резине, которые бывают
На многих современных шинах есть и другие важные маркировки типа Max Pressure с цифрой, которое показывает, какое должно быть давление в шинах.
Также на всех современных шинах есть маркировка Rotation и стелка в какую сторону должны колеса крутиться. Еще есть индекс термостойкости, обычно он обозначается как Temperature и буквы: A, B, С, которые говорят о допустимой температуре, например, А – максимальное значение температуры.
Кроме этого, есть и менее значимые обозначения типа Tubeless, это значит, что шины бескамерные, а камерные шины обозначаются как Tube Type. Если увидите надпись с буквами RSC, то это значит что на такой резине можно продолжать движение даже после прокола или пореза, обычно эти шины в спущенном состоянии смогут проехать не более 100 км.
Бывают такие покрышки, в которых есть маячок, указывающий, на сколько сильно износились шины. Есть и такой параметр как прочность каркаса покрышки, обозначается он буквами PR, а дальше идут цифры, которые говорят про количество слоев резины в каркасе.
Что означает XL в маркировке шин
Маркировка шин XL (Extra Load, большая загрузка) указывает на то, что это усиленная шина. Индекс нагрузки увеличен на три единицы по сравнению со стандартными шинами в таком же типоразмере.
Если иначе, даже с индексом нагрузки 92 и маркировкой XL, вместо 630 кг. такая шина выдержит 690 кг. Данные покрышки имеют усиленную боковину и более прочную конструкцию, что позволяет эксплуатировать резину в условиях более сильных нагрузок.
Направленная и ненаправленная резина, бескамерные шины и другие обозначения
Прежде всего, на шинах можно встретить надписи Inside и Outside. Такая маркировка указывает на ассиметричные шины, при их установке на диск нужно следить за тем, какая сторона покрышки наружная и внутренняя. Надпись Outside должна быть снаружи, тогда как Inside внутри.
Надпись Rotation и/или значок в виде стрелки на боковине показывает направление вращения шины, если такая шина направленная. При установке таких покрышек необходимо учитывать, что колесо должно вращаться только в том направлении, куда указывает стрелка. В противном случае резина может шуметь, сильно изнашивается, изменяются эксплуатационные характеристики.
Если рассматривать покрышки с камерой и без, отдельного внимания заслуживают Tubeless шины, что значит бескамерная шина. Если такой надписи нет, шина должна использоваться вместе с камерой. Дополнительно может присутствовать надпись Tube Type, также указывающая на необходимость использовать камеру.
При выборе зимней резины нужно обращать внимание и на Studless шины (перевод «без шипов»). Фактически, это значит, что шина не подлежит ошиповке. В то же самое время шины с надписью Studdable можно оснащать шипами
В то же самое время шины с надписью Studdable можно оснащать шипами.
Надпись Max Pressure и цифровое обозначение указывает на то, какое максимальное давление допускается в данной шине, а надпись Max Load позволяет определить максимально допустимую нагрузку в кг. на колесо.
Усиленные покрышки обозначаются надписью RF (Reinforced). Также усиленная шина может иметь в маркировке литеру «С» после обозначения типоразмера (например, 205/85 R16C). Это говорит о том, что шина грузовая. Radial указывает на радиальную конструкцию шины, надпись Steel говорит о том, что в конструкции используется металлический корд.
Шины RSC или шины RunFlat (RunFlat System Component) представляют собой особые покрышки, на которых можно продолжить движение даже в том случае, если давление в шине полностью упало в результате прокола или пореза.
Допускается движение со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Разные производители могут использовать различные обозначения для данной технологии (RFT, SSR, RunOnFlat, Run Flat, ZP и т.п.)
Надпись Temperature с литерами А, В, С указывают на то, насколько шина устойчива к нагреву при езде с высокой скоростью. Маркировка покрышки литерой А говорит о лучшем результате, тогда как C худший показатель. Точно такими же литерами А, В и С маркируется Traction, что отображает эффективность торможения шины на влажной дороге.
Среди дополнительных обозначений на шинах можно выделить Treadwear. Маркировка указывает на расчетный пробег шины по стандартам и тестам, которые проводятся в Америке.
Обозначение TWI (Tread Wear Indiсatоrs) является индикатором износа протектора (иногда индикатор со стрелкой). Такие указатели находятся в нескольких местах по окружности шины, указывая на минимально допустимую высоту протектора.
Сам индикатор износа шины является выступом, высота которого 1.6 мм. Это и есть минимально допустимая величина протектора легковых авто. Такой индикатор расположен в глубине протектора, обычно его располагают в канавках водоотвода шины.
Также на шине можно увидеть обозначение DOT, где закодирован производитель покрышки, дата выпуска резины в виде недели и года, кодировка размера, сертификация и т.д.
Если видна литера E, заключенная в круг, тогда такая шина соответствует требованиям и стандартам ECE (требования европейские). Обозначение DOT указывает на то, что шина соответствует стандарту качества в США.
Статьи по теме
Какие колесные диски лучше: параметры для оценки
Как выбрать летнюю резину и не ошибиться
Как выбрать летнюю резину: 9 важных рекомендаций
Попал колесом в яму: что делать для получения компенсации
Как правильно подобрать резину: нюансы выбора для лета и зимы
Срок службы шин: когда их нужно менять и почему
Как правильно поставить колеса: подробная инструкция
Штраф за разную резину: во сколько обойдется езда на отличающихся колесах
Литые диски на БМВ: основные плюсы и минусы литья
Хранение шин на балконе: вред или допустимая необходимость
Шиномонтажные работы: этапы и стоимость
Шины АТ и МТ: как выбрать и какие лучше
Шины Pirelli Cinturato – почему отзывы о них всегда положительные?
Секретки на колесах: критерии выбора и секреты эксплуатации
Как подобрать колесный диск: 9 основных параметров
Маркировка на шинах: общая информация
На боковой части любой автопокрышки можно обнаружить сочетание разных символов: буквы, числа, разные значки и пр. Понимая значение каждой отметки, можно получить об авторезине самую подробную информацию.
Что означают цифры и буквы на шинах? Вот основные значения:
- Название модели или торговой марки.
- Производитель.
- Типоразмер автошины.
- Индекс скорости.
- Индекс предельной нагрузки.
Давайте подробно разберем, какую информацию скрывают в себе буквы на автошинах и что означают другие символы.
1. Производитель.
Наименование фирмы-производителя автомобильных покрышек обычно пишут большими буквами. Это делают исключительно для рекламы бренда. Многие фирмы разрабатывают свой собственный уникальный логотип, которым отмечают все изделия. Заводов-изготовителей по производству автомобильных покрышек великое множество, поэтому перечислять их мы не будем.
2. Торговая марка или линейка.
Компании по производству покрышек, как правило, имеют в своем арсенале несколько торговых марок. Под тем или иным лейблом выпускают авторезину в нескольких моделях и сериях. В пределах одной серии можно увидеть продукцию, отличающуюся по размеру и характеристикам, что намного облегчает и расширяет возможности выбора.
3. Типоразмер покрышки.
Самый важный критерий выбора покрышек — типоразмер, он указан в виде букв и чисел. Давайте в качестве примера возьмем маркировку 195/60R14.
Под значением 195 мм мы определим ширину профиля покрышки. Иными словами, это расстояние между крайними наружными гранями боковых частей покрышки, накачанной воздухом (без учета защитных поясов, других маркировок и пр.).
Число 60 означает соотношение высоты профиля к его ширине. Оно выражается в процентах. В этом конкретном случае: 195*0,6=117 мм.
Английская буква R (сокр. от Radial) означает радиальный тип покрышки. Данный вид резины считается одним из самых востребованных, он давно превзошел старый диагональный тип.
И последний показатель — 14— сообщает покупателю автошины о ее посадочном диаметре (Ø диска), выраженном в дюймах. Иногда после значения диаметра добавляют букву С (сокр. от commercial), это означает, что при производстве, шину оснастили дополнительной нормой слойности. Эти изделия разрешено использовать на микроавтобусах, грузовиках или фургонах. Индекс грузоподъемности усиленных автошин обозначают двумя числами, первое означает разрешенную нагрузку на одиночную покрышку, а второе — на сдвоенную.
Автомобильные покрышки американского производства имеют альтернативную систему обозначения, несколько отличающуюся от стандарта. В качестве примера рассмотрим такой вариант: 35/12.5 R15 113Q. В этом случае 35 означает внешний диаметр шины (выраженный в дюймах). 12,5 — ширина (в дюймах). Остальные знаки соответствуют стандартным обозначениям, описанным выше. Отличие только в том, что все измерения указаны не в миллиметрах, а в дюймах.
4. Индекс максимально допустимой нагрузки на шину (Load Index).
Этот показатель означает разрешенную максимальную нагрузку на ту или иную модель покрышки. Это значение выглядит как числовой шифр, в котором нет конкретных данных допустимой массы. Чтобы определить примерный индекс нагрузки, нужно общую массу машины разделить на четыре. Lodal Index обычно указывают после размера автопокрышки.
Коэффициент допустимой нагрузки или индекс обозначают числом в диапазоне от 0 до 130, самые распространенные значения: от 71 до 110. Каждое сочетание означает свою разрешенную нагрузку.
Нужно учесть, что это показатель только допустимой массы на авторезину, без уточнения конкретного типа автомобиля или условий его использования. Кроме всего прочего, шины не должны эксплуатироваться на пределе возможностей, то есть при постоянной максимальной нагрузке
Владельцам легковых автомобилей важно не допускать превышения нагрузки свыше 80 % от указанных данных. Для водителей внедорожников пределом является 70 %.
5. Индекс скорости.
Эти данные представлены в виде букв английского алфавита. Ниже мы расскажем об их расшифровках значении более подробно.
Грузоподъемность
Также максимальная нагрузка, которую может перенести колесо, зависит от многослойности и жесткости боковины. Некоторые производители выпускают изделия с усиленной конструкцией. Шины имеют свое обозначение. Распознать усиленную резину с двойным кордом можно по буквам EL (Extra Load) или маркировке reinforced.
Такие комплекты способны переносить увеличенную нагрузку, ведь количество слоев корда достигает 6-ти, а если в обозначении присутствует буква «С», то 8-ми слоев. В таком случае индекс грузоподъемности существенно возрастает. Однако давление должно быть максимальным, как и для стандартных покрышек.
С чего начинать: основные моменты
Выбор резины для легковых автомобилей стоит начинать с изучения руководства к ТС. В нем дана полная и подробная информация о том, какой тип из стандартной маркировки размеров рекомендует производитель для покупки шин. При этом завод-изготовитель дает несколько вариантов на выбор в зависимости от следующих параметров:
- материал, из которого изготовлены диски;
- сезон;
- мощность и модификация мотора.
Рассмотрев перечисленные характеристики, владелец автомобиля сможет определиться с оптимально подходящей для него резиной даже без понимания значения нанесенных на нее знаков и цифровых комбинаций. Но нужно учитывать, что завод допускает установку шин с другими маркировками. Поэтому многие автомобилисты предпочитают брать за основу типоразмер. А значит маркировка шин все же важна, как и ее расшифровка для легковых и грузовых ТС.
Под термином «типоразмер» понимается маркировка шин, нанесенная на боковую сторону резины. Расшифровка идентична для всех легковых автомобилей, поэтому затруднений обычно не вызывает даже у новичков.
Предположим, что маркировка шин выглядит следующим образом – 185/65 R15. Что означает подобная маркировка на шинах? Разбирать элементы кодировки нужно в отдельности:
- первая цифра 185 – это ширина покрышки, измеряющаяся в мм;
- вторая цифра 65 – профиль.
Если разбирать понятие «профиль» подробно, то нужно указать на то, что величина измеряется в процентах. По сути, это соотношение профиля к ширине. И в данном конкретном случае оно составляет 65%. Чем выше этот показатель, тем выше будет резина.
Случается, что маркировка шин показывает одинаковую ширину, но разный профиль. И здесь нужно ориентироваться по руководству. Допускать превышений технических характеристик, которые указаны в нем, недопустимо. Ведь несоблюдение правил приведет к невозможности эксплуатировать техническое средство.
Последняя цифра в типоразмере, согласно правилам маркировки шин, показывает диаметр диска. Он измеряется в дюймах. Например, можно встретить такую маркировку колес (шин) — R14. Владелец авто должен понимать, что 14 дюймов – это:
- внутренний размер шин;
- наружный размер диска.
Таким же образом нужно расшифровывать, если маркировка шин стоит как R16 и выше.
Но перечисленные цифры – далеко не единственные на резине. Обычно за уже перечисленными элементами ставятся и другие комбинации из цифр и букв латинского алфавита. Например, маркировка шин обозначается следующей комбинацией — 195/65 R15 94Н. Следующий за диаметром элемент кода является показателем допустимой нагрузки на одно колесо. Причем сама цифра напрямую не обозначает килограммы, а является индексом.
Подобная маркировка шин и ее расшифровка для легковых автомобилей не играет решающего значения. Завод изготовитель обычно указывает параметры с некоторым запасом, поэтому превысить показатель крайне сложно. А вот с грузовыми ТС нужно быть очень внимательными. И предварительно ознакомиться с тем, какая заводская маркировка шин соответствует их потребностям.
Следующая буква латинского алфавита является индексом скорости. Каждой из 17 взятых за основу букв соответствует определенный скоростной режим.
Причем это – максимальный предел. Производитель рекомендует эксплуатировать ТС в таком режиме не более нескольких часов и гарантирует нормальную работу резины только в течение этого времени.
Таблица маркировки скоростного режима эксплуатации шин приведена ниже.
Обозначение (в алфавитном порядке) | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | VR | W | Y | ZR |
Скорость (в км/ч) | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | Менее 210 | 270 | 300 | Менее 240 |
Исходя из всего сказанного выше, можно сказать, что увидев маркировку шин 205/55 R15 94Н, водитель должен «прочитать» следующее:
- ширина 205 мм;
- профиль 55%;
- радиальная конструкция;
- диаметр 15 (эта маркировка шин указывается в дюймах);
- предельная нагрузка на одно колесо 670 килограммов;
- максимальная скорость 210 километров в час.
Но маркировка шин и расшифровка их обозначений перечисленными параметрами не ограничивается.
Индекс скорости шин и индекс нагрузки шин
Следом за размерными характеристиками на покрышках прописываются физические параметры. Они состоят из индекса нагрузки (2 или 3 цифры) и скоростной характеристики (одна буква).
Индекс нагрузки шин не имеет единой математической формулы для расчёта, поэтому расшифровать данный параметр можно только при наличии таблицы. В таблице ниже перечислим наиболее распространённые показатели индекса нагрузки, используемые в основном в легковых автомобилях:
Индекс |
Масса, кг | Индекс | Масса, кг | Индекс | Масса, кг |
70 |
335 | 75 | 387 | 80 | 450 |
71 |
345 | 76 | 400 | 81 |
462 |
72 |
355 | 77 | 412 | 82 |
475 |
73 | 365 | 78 | 425 | 83 |
487 |
74 | 375 | 79 | 437 | 84 |
500 |
Индекс скорости шин также имеет международный стандарт для расшифровки. Таблица часто используемых вариантов индексов скорости:
S |
макс. скорость 180 км/час |
T |
макс. скорость 190 км/час |
H |
макс. скорость 210 км/час |
V |
макс. скорость 240 км/час |
W |
макс. скорость 270 км/час |
Y |
макс. скорость 300 км/час |
В качестве примера рассмотрим параметр 80H. Изучив таблицы, можно с лёгкостью определить, что данные шины могут использоваться при максимальной скорости 210 километров в час и максимальной нагрузке в 450 килограмм. Таким образом, их можно устанавливать только на автомобили, скоростные характеристики которых не превышают указанной выше скорости, а разрешённая максимальная масса не превышает 1800 кг (4×450).
Маркировка шин и расшифровка их обозначений
Маркировка на шине
Обозначения на шинах отмечаются производителем на ее боковой части. При этом маркировка присутствует на всех покрышках. А соответствует она международному стандарту, являющемуся общепринятым. На шинах применяются следующие надписи:
- данные о производителе;
- размерность и ;
- индекс скорости и индекс нагрузки шин;
- дополнительные сведения.
Рассмотрим маркировку шин для легковых автомобилей и их расшифровку на примере каждого параметра.
Данные о производителе
На шине обязательно должны присутствовать сведения о стране изготовления, фирме-производителе или названии бренда, дата производства, а также название модели.
Размерность шин и их конструкция
Обозначение размерности шины
Размерность на резине может быть обозначена таким образом: 195/65 R15, где:
- 195- ширина профиля, выражающаяся в миллиметрах;
- 65 – высота профиля, указываемая в процентах относительно ширины профиля шины;
- 15- диаметр обода, выражающийся в дюймах и измеряющийся от одного внутреннего края покрышки до другого;
- R- буква обозначающая тип конструкции шины, в данном случае радиальная.
Радиальная конструкция характеризуется тем, что нити корда идут от борта к борту. В случае расположения последних под углом, т.е. когда один слой нитей идет в одну сторону, а другой – в противоположную, конструкция будет иметь диагональный тип. Обозначается этот тип буквой D или вообще не имеет никакого обозначения. Буква B говорит о диагонально-опоясывающей конструкции.
Индекс скорости и индекс нагрузки шин
Индекс скорости шин указывается латинскими буквами и обозначает максимальную скорость, которую сможет выдержать шина. В таблице приведены значения индексов, соответствующие той или иной скорости.
Индекс скорости | Максимальная скорость |
---|---|
J | 100 км/ч |
K | 110 км/ч |
L | 120 км/ч |
M | 130 км/ч |
N | 140 км/ч |
P | 150 км/ч |
Q | 160 км/ч |
R | 170 км/ч |
S | 180 км/ч |
T | 190 км/ч |
U | 200 км/ч |
H | 210 км/ч |
V | 240 км/ч |
VR | >210 км/ч |
W | 270 км/ч |
Y | 300 км/ч |
ZR | >240 км/ч |
Индекс нагрузки шин обозначается цифрами, каждая из которых имеет свое числовое значение. Чем оно выше, тем большую нагрузку может выдержать шина. Индекс нагрузки шин следует умножать на 4, так как нагрузка указывается только для одной шины автомобиля. Расшифровка маркировки шин по этому показателю представлена индексами в пределах значений от 60 до 129. Максимальная нагрузка в этом диапазоне колеблется от 250 до 1850 кг.
Дополнительные сведения
Индикатор аквапланирования
Существуют и другие показатели, которые указывают на ту или иную характеристику шины и могут наноситься не на все шины. К ним относятся:
- Маркировка камерной и бескамерной шины. Обозначается соответственно TT и TL.
- Обозначение сторон, на которые устанавливаются покрышки. Если есть строгое правило установки шин только на правую или левую сторону, то на них наносятся обозначения Right и Left соответственно. Для шин с ассиметричным рисунком протектора применяются надписи Outside и Inside. В первом случае боковину нужно установить с наружной стороны, а во втором – она устанавливается внутрь.
- Маркировка для всесезонных и зимних шин. Если на шинах имеются обозначения в виде «M+S» или «M&S», то они предназначены для эксплуатации в зимний период или в условиях грязи. Всесезонная резина маркируется как “All Season”. Рисунок снежинки говорит об ограничении эксплуатации шин только зимой.
- Интересно обозначается дата выпуска – тремя цифрами, которые означают номер недели (первая цифра) и год выпуска.
- Термостойкость автомобильной шины на больших скоростях определяется тремя классами: А, В и С – от высокого до низкого значения. Способность торможения шины на мокрой дороге обозначается как “Traction” и также имеет три класса. А степень сцепления на дороге имеет 4 класса: от наилучшего до худшего.
- Индикатор аквапланирования – еще один любопытный показатель, обозначающийся на протекторе значком зонтика или капли. Шины с таким рисунком предназначены для передвижения в дождливую погоду. А индикатор показывает, до какой остаточной глубины протектора шина не потеряет контакт с дорогой в связи с возникновением между ними прослойки воды.
Европейская маркировка
Европейский вариант маркировки представляется наиболее распространенным и встречается повсеместно. Как правило, она предполагает наличие названия фирмы-производителя. А также модели изделия за которыми следует ряд букв и цифр. В качестве примера целесообразно рассмотреть комбинацию 225/65 R17 106H. Расшифровка цифр осуществляется следующим образом:
- 225 — ширина изделия в мм;
- 65 — отношение высоты профиля к ширине (в процентах);
- R – принадлежность покрышки к радиальному типу;
- 17 — посадочный диаметр колеса (в дюймах);
- 106 — индекс предельной нагрузки на одно колесо;
- H – индекс скорости.
Дополнительные частные маркировки
Некоторые производители расширяют информацию о шине дополнительной маркировкой. Так часто можно встретить индекс износостойкости. Он приводится после надписи TREADWEAR. Его значение колеблется от 100 до 500. Чем больше показатель, тем длительнее будет стираться протектор.
Термостойкость шин на высокой скорости указывается после надписи Temperature. Значение имеет три вида: А, В и С. Наилучшим показателем является А, а наихудшим С.
Температурный показатель
Наибольшее допустимое давление в колесе обозначается надписью MaxPressure. Его значение приводится рядом в килопаскалях (кПа) или барах на усмотрение производителя.
- Надпись Reinforced говорит о том, что резина усилена еще одним слоем корда или каким-либо другим способом.
- Буквой «F» или надписью Frontwheel обозначаются шины, монтаж которых допустим исключительно на переднюю ось. Аналогично, резина с надписью Rear wheel ставится только на зад транспортного средства.
- В некоторых случаях может быть указан материал, из которого изготовлен скат. Часто можно встретить надпись «2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD». Она обозначает, что колесо имеет по два слоя корда из стали и полиэстера.
- Отдельно может быть приведен состав протектора, например, Plies: tread и состав слоя боковины Sidewall.
Норма слойности обозначается буквами PR. Для легковых шин обычно используется маркировка 4PR и 6PR. На грузовиках, фургонах и автобусах используется резина 8PR. При направленном рисунке протектора и на асимметричных шинах указывается наружная сторона надписью OUTSIDE или Side Facing Out. Внутренняя часть маркируется словами INSIDE или Side Facing Inwards.
Некоторые шины можно ставить лишь на одну из сторон транспортного средства. Их маркировка включает надпись Left или Right. В первом случае скат является левосторонним, а во втором — правосторонним.
Усиленная шина обозначается буквами XL, что расшифровывается как Extra Load. Если в ее составе имеется металлический корд, то обязательно будет присутствовать слово Steel.
При наличии дефектов производства, которые не влияют на комфорт и безопасность вождения, на боковине ставится штамп DA или Secunda.
Шины с низким сопротивлением качению снижают расход топлива и выброс вредных веществ с углекислым газом в атмосферу. Они обозначаются надписями Green X или Reduces CO2.
При наличии ненаправленного рисунка протектора шина маркируется буквами ND или словосочетанием Non Directional.
Если шины созданы для малых скоростей, то на них присутствуют символы NHS, которые расшифровываются как Non Highway Service.
Скаты повышенной проходимости маркируются SAG или Super All Grip. Резина для кроссоверов имеет надпись SUV или Sport Utility VehiCles.
Если существует возможность углубления рисунка протектора, то на боковине присутствует надпись REGROOVABLE.
Восстановленная после использования покрышка обозначается надписью RETREAD.
Шины не подлежащие ошиповке маркируются Studless, а имеющие посадочные места — Studdable. Скат с шипами будет иметь надпись Studded.
На шины отечественных производителей в обязательном порядке нанесено на боковину ГОСТ или ТУ.
Сезонные обозначения
Важно знать, что для маркировки автомобильных шин применяется единая система. Поэтому вне зависимости от производителя расшифровка типовых элементов будет одинаковой
Массу волнений автовладельцам приносит выбор резины по сезону. Тем более, что маркировка зимних шин имеет несколько вариаций и определиться с нужным крайне сложно. До 90% покупателей уверены, что такая маркировка шин как M+S характеризует зимний сезон. Они не во всем правы, но и не во всем ошибаются. Ведь типичная маркировка шин «м + s» не так проста.
. На языке специалистов это значит, что:
- резина мягкая и не встанет колом;
- исключено такое неприятное явление как аквапланирование;
- повышен уровень сопротивления качению.
Согласно правилам маркировки шин, подобное изделие вполне может быть использовано в зимних условиях. Но в условиях европейской зимы.
Не все знают, что маркировка шин буквами М и S может быть обманкой. Это возможно за счет того, что сочетание символов не является зарегистрированным товарным знаком. А значит и законом его размещение не регламентируется, чем пользуются мелкие компании – они ставят символы без технических оснований на это. Подобная резина может подвести даже в межсезонье.
Зимняя маркировка автомобильных колес выглядит как обозначение горы со снежинкой. Некоторые бренды ставят ее после символов М и S, но это не должно смущать водителей.
Шипованные покрышки дополнительно помечаются буквенными обозначениями. Они отражают форму шипа и материал, из которого он изготовлен:
- AD – использование алюминия;
- SD – наличие твердосплавного сердечника;
- DD – комбинация сердечника прямоугольной формы и алмазных граней;
- OD – сердечник овальной формы;
- MD – пластик в качестве основного материала + сердечник из твердых сплавов.
Некоторые автовладельцы предпочитают ездить на «всесезонке».
В летнюю жару она быстро изнашивается и теряет жесткость. А зимой при пересечении нулевых температур теряет эластичность и сцепление с дорожным покрытием. Поэтому приобретать такие покрышки можно тем, кто выезжает изредка и не проводит за рулем более 2-3 часов 1-2 раза в неделю.
При выборе летнего комплекта водителям рекомендуется обращать внимание на следующие надписи:
- Aquatred;
- Aquacontact;
- Rain;
- Water;
- Aqua.
Или изображение зонтика. Перечисленные слова и картинка означают, что колеса хорошо отводят воду и не теряют сцепления с дорогой во время серьезных ливней.
Стоит учитывать, что ряд брендов обозначают сезонность только инфографикой. Они ставят снежинку на зимних вариантах, солнце на летних и несколько изображений сразу для «всесезонки».
Что обозначают другие буквы, цифры и пиктограммы на шине
На боковинах можно найти расширенную информацию о характеристиках и назначении шины.
Буквы «M+S» или «M&S» означают грязь и снег. Так маркируются зимние или всесезонные шины. Чтобы точно определиться, нужно смотреть дополнительные пиктограммы.
Пиктограмма «снежинка» — зимние шины, рисунок «зонтика» — покрышка для езды по мокрому асфальту.
Надпись «ALLSEASON» — всесезонка. Или «Aw» — покрышка для любой погоды.
Outside или Inside – наружная или внутренняя сторона соответственно. Эта информация пригодится при монтаже на диск. Значит рисунок протектора не симметричный, он должен быть направлен в определенную сторону по расчетам производителя.
«Rotation» с нарисованной стрелкой – направление движения колеса. Даже если рисунок шины симметричный, но на боковине есть указатель движения, то ее нужно монтировать именно в том направлении, в каком указана стрелка. Это обязательное условие, в противном случае покрышка не будет справляться со своими задачами и срок ее эксплуатации сильно сократиться.
«RunFlat», «RCS» — шины с технологией РанФлэт. Это значит, что конструкция рассчитана на езду при полностью спущенной покрышке со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Это пригодится, если в доге получили прокол, чтобы доехать до шиномонтажа. Если такой маркировки на боковой стороне нет, значит, она не рассчитана на такие нагрузки. При эксплуатации ее с минимальным давлением в шине на дальние расстояния может повредиться корт, ее придется выбросить. В таком случае только демонтаж с колеса и установка «докатки» или запаски.
«Tubeless» или «Tube Type». В первом случае безкамерка, во втором – использование камеры обязательно.
«Max Pressure» — максимальное давление в шинах, «Max Load» — максимальная нагрузка на покрышку, соответствует маркировке в типоразмере, о которой говорилось выше. В некоторых случаях она может не указываться.
«Temperature A» — класс температурной стойкости резины шины на больших скоростях. Существует три класса: «A, B, C» — по ухудшению термостойкости, класс А – наилучший показатель на испытательном стенде.
«Traction». Тоже имеет три класса «A,B,C» — эффективность торможения на влажном покрытии. Как и с термостойкостью, в этой маркировке класс А имеет лучшие показатели при тестах.
«TWI» или пиктограмма «треугольник» — означает местоположение индикаторов износа на протекторе шины. Подробно про индикаторы и как самостоятельно определить глубину рисунка протектора, мы рассматривали в прошлых статьях.
«Reinforced» — усиленный тип шины. Число нитей корта больше на 6 слоев, в сравнении с классическим образцом. Вместо этой надписи могут быть аббревиатуры «RF» в обозначении типоразмера покрышки. Например: 175/70 R13RF или 175/70 R13C. Последняя маркировка с буквой «С» обозначает, что количество слоев корта увеличено на 8, еще более крепкая.
Это еще не все обозначения, которые можно встретить на покрышке. Мы рассмотрели самые основные маркировочные данные. На боковинах могут наносить страну изготовителя, по какой лицензии произведена шина. Цифровая маркировка завода-изготовителя.
Максимальное давление в шине
Маркировка MAX PRESSURE (сам надпись может и отсутствовать, а стоять только цифры) указывает на максимальное давление, которое шина может выдержать. У этой шины максимальное давление составляет 350 kPa (килопаскаль). В переводе на атмосферы это будет 3,5 атмосфер (по курсу 100 kPa = 1 атмосфера). Также давление бывает указано в PSI (фунт на квадратный дюйм). Для перевода PSI в атмосферы можно посмотреть в специальную таблицу:
PSI | 20 | 22 | 23 | 25 | 26 | 28 | 29 | 30 | 32 | 33 |
BAR | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | 1.8 | 1.9 | 2.0 | 2.1 | 2.2 | 2.3 |
PSI | 35 | 36 | 38 | 39 | 41 | 42 | 44 | 45 | 46 | 48 |
BAR | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | 2.9 | 3.0 | 3.1 | 3.2 | 3.3 |
Обратите внимание, что на шине указывается не рекомендуемое давление, а максимальное, которое шина может выдержать!
Индекс скорости шин
Определение индекса скорости шины можно дать простое – это максимальная скорость, которую покрышка выдерживает. Другое дело, что понимается под термином «выдерживает». Конечно, прежде всего, это понятные условия применения:
- Давление в шине,
- Вертикальная нагрузка,
- Параметры внешней среды (качество покрытия, погодные условия).
При сопоставимых условиях применения, индекс скорости – это некая гарантия производителя, что при заявленной максимальной скорости шина сохранит свои физико-механические свойства и не разрушится.
Индекс скорости шины при маркировке обозначается одной из букв латинского алфавита, которая следует сразу за индексом нагрузки. Для его расшифровки обычно также пользуются таблицей.
Таблица индексов скорости шин
Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч | Индекс скорости | Допустимая скорость, км/ч |
A1 | 5 | K | 110 |
A2 | 10 | L | 120 |
A3 | 15 | M | 130 |
A4 | 20 | N | 140 |
A5 | 25 | P | 150 |
A6 | 30 | Q | 160 |
A7 | 35 | R | 170 |
A8 | 40 | S | 180 |
B | 50 | T | 190 |
C | 60 | U | 200 |
D | 65 | H | 210 |
E | 70 | V | 240 |
F | 80 | W | 270 |
G | 90 | Y | 300 |
J | 100 | ZR | более 240 |
Запомнить таблицу легко: буквы располагаются по алфавиту за исключением одной – H (соответствующей индексу скорости 210 км/час).
Иногда (в последнее время достаточно редко) можно встретить резину с отсутствием маркировки по индексу скорости. Как правило, это шины для спортивных автомобилей, разработанные для конкретных моделей (иногда и для индивидуальных машин), которые не ставятся на серийные авто.
Связь между индексами скорости и нагрузки шин
Связь между индексами нагрузки и скорости учитывается производителями: для одного и того же значения максимальной нагрузки выпускаются шины с разными допусками по скорости.
Качественно эта связь понятна: чем выше предельно допустимая скорость, тем большую нагрузку должна выдерживать покрышка, потому что с увеличением скорости резко возрастают динамические нагрузки на шину, например, при попадании колеса в ямку или выбоину. Проще говоря, при неправильно подобранных характеристиках покрышку в такой ситуации может разорвать.
Для индексов скорости в диапазоне от Q до T предельно допустимая нагрузка может быть достигнута при предельно допустимой скорости. А вот для скоростных автомобилей необходим определённый запас.
Если индекс скорости шины V равен 240 км/час, то расчётный индекс нагрузки такой покрышки должен соответствовать максимальной скорости до 210 км/час. А при движении с большей скоростью планируемую нагрузку следует уменьшать ещё больше.
Алгоритм расчёта следующий: увеличение скорости каждые 10 км/час влечёт за собой снижение нагрузки на 3%. Для ещё более скоростных машин (W – 270 км/час) правило ужесточается: снижение нагрузки на 5% каждые 10 км/час от 240 км/час.
При выборе шин с учётом индекса скорости следует принимать во внимание рекомендации производителя, время года и манеру езды водителя. И если нет возможности приобрести резину в соответствии с указаниями производителей, следует выбирать покрышки с более высоким (но не более низким) индексом скорости, чем рекомендуемый
Выводы
Как вы видите, при подборе покрышек на авто их производитель указывает большое количество информации. Это делается для того, чтобы сделать выбор максимально взвешенным и точным. На практике могут использоваться не только цифры, но и метки, точки, различные полоски.
Изготовитель автомобиля может сильно ограничивать технические параметры шины, которую можно установить. Неправильно сделанная покупка может привести к серьезным последствиям. Так, например, это грозит ухудшением управляемости авто, увеличением расхода топлива в любой зоне (в городе и на трассе), неоправданным тратам на покупку.
https://youtube.com/watch?v=l6mGI55GXQk
Информация о маркировках и цветных обозначениях изложенная выше, позволит вам принять максимально правильное решение!