Электронный датчик дроссельной заслонки
Содержание:
- Как устранить неисправность посредством чистки дроссельной заслонки
- Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах
- Замена датчика положения дросселя и регулировка нового устройства
- Мнения автолюбителей о неисправности датчика заслонки
- Состояние регулятора: проверка на ВАЗ-2110
- Самостоятельная проверка работы ДПДЗ
- Свидетельства загрязнения
- Управляемость и внедорожные способности
- Что нужно знать о ДПДЗ
- Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
- Распространенные неполадки датчика
Как устранить неисправность посредством чистки дроссельной заслонки
Рассмотрим поэтапно, как правильно сделать чистку заслонки:
- Прежде всего, нужно добраться до дроссельной заслонки. Конструкция разных модификаций ДВС отличается, но, как правило, сначала необходимо демонтировать воздуховод, идущий от заслонки к воздушному фильтру.
- Затем нужно снять дроссельную заслонку. Следует открутить болты крепления (от 2-х до 4-х штук), а затем рассоединить все разъемы, включая тот, который идет к клапану продувки абсорбера.
- Очистить дроссельную заслонку можно с помощью чистящего средства для карбюраторов. В специализированных магазинах автохимии представлен широкий выбор различных составов, поэтому всегда можно подобрать оптимальный вариант по стоимости.
- Тщательно вытереть дроссельную заслонку снаружи и внутри с помощью выбранного средства и ветоши.
- Если конструкцией авто предусмотрена защитная решетка – ее также нужно очистить.
- Собрать узел в обратном порядке.
Чистка дроссельной заслонки выполняется таким образом, чтобы ее металлическая поверхность стала полностью светлой. Такая чистка будет способствовать улучшению динамических характеристик двигателя.
Как почистить дроссельную заслонку без снятия
Многие автолюбители интересуются, как выполняется чистка дроссельной заслонки без снятия. На некоторых СТО действительно предлагают такую услугу, но, следует учитывать, что эффективная чистка этой детали может быть выполнена только после демонтажа заслонки.
Чтобы почистить заслонку дросселя без снятия используется специальный очиститель впускного тракта. Кроме того, такая процедура может выполняться с использованием жидкости для чистки клапана EGR, а также средства WD-40 или растворителей.
Алгоритм чистки дроссельной заслонки без снятия:
- Снять воздуховод, чтобы обеспечить доступ к дроссельной заслонке.
- Побрызгать на поверхность заслонки, которая находится в закрытом положении, чистящим средством и вытереть ветошью.
- Открыть заслонку и очистить загрязнения с боковой поверхности.
- Нужно обеспечить поступление чистящего средства во все каналы (для чистки также используется ветошь).
Еще раз отметим, что качественная чистка дроссельной заслонки может быть выполнена только после ее демонтажа. При установке детали после очистки мы рекомендуем использовать новую прокладку заслонки (ее стоимость вполне доступна).
Производители чистящих средств для чистки отмечают, что процедуру обслуживания дроссельных заслонок без снятия следует проводить каждые 7000 – 10 000 км пробега. Чистка заслонки со снятием должна осуществляться с интервалом 30 000 – 50 000 км.
Важно учесть, что в большинстве ситуаций после проведения чистки заслонки необходимо провести ее адаптацию. Для это используется специальный компьютер, подключающийся к ЭБУ машины. Кроме того, «обучение» дроссельной заслонки может осуществляться путем проведения определенных манипуляций с зажиганием и педалью акселератора
В последнем случае невозможно дать универсальную инструкцию, так как порядок действий будет отличаться для автомобилей разных марок. Нужно помнить об этом при проведении адаптации дроссельной заслонки.
Кроме того, «обучение» дроссельной заслонки может осуществляться путем проведения определенных манипуляций с зажиганием и педалью акселератора. В последнем случае невозможно дать универсальную инструкцию, так как порядок действий будет отличаться для автомобилей разных марок. Нужно помнить об этом при проведении адаптации дроссельной заслонки.
Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах
Какие должны быть показания положения ДЗ на оборотах холостого хода?
Разные! Почему?
Этот параметр в большей степени относится к ярым фанатикам чистки дроссельной заслонки каждую неделю, а то и через день.
Существует два основных способа управлять оборотами холостого хода при помощи РХХ (регулятор холостого хода)
Именно управлять оборотами хх! А не поддерживать обороты хх! Это очень важно!. Так вот:
Так вот:
- При помощи регулятора холостого хода, установленного в байпасном канале
- При помощи регулятора холостого хода, управляющего непосредственно дроссельной заслонкой
И та, и другая система встречается на разных автомобилях. Даже Шевроле Лачетти использует разный способ регулировки холостого хода. На двигателях 1,4л и 1,6л используется второй метод, а на двигателях 1,8 используется первый метод.
Этот параметр в диагностике обзывается, как «Шаги РХХ» или «Положение ДЗ Шаг». Это более подробно мы рассмотрим в одной из будущих статей, а сейчас кратко объясню в чём заключается принципиальная разница этих двух способов. Это необходимо для понимания диагностики положения дроссельной заслонки.
Как мы уже знаем, все процессы в двигателе начинаются с подачи воздуха. Подачей воздуха мы можем регулировать обороты двигателя в разных режимах. То же самое происходит и при регулировке оборотов холостого хода. Подавая определённую массу воздуха, мы регулируем обороты хх в нужных пределах.
Примечание! Регулятор холостого хода осуществляет грубую регулировку оборотов хх (порядка +/- 50 об/м. После этого более точно обороты хх регулируются посредством изменения УОЗ
Но это тема другой статьи и сейчас это не столь важно
Так вот, в первом случае заслонка полностью закрывается, а необходимый для холостого хода воздух, подаётся в обход дроссельной заслонки по специальному каналу. В этом канале находится специальный клапан-регулятор, который регулирует массу воздуха, проходящую через этот канал.
А во втором случае подача воздуха осуществляется через саму дроссельную заслонку. Заслонка приоткрывается/прикрывается при помощи электродвигателя и через неё проходит необходимая масса воздуха для работы двигателя на холостом ходу.
То есть, очевидно, что в первом случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равны нулю! Так как воздух идёт не через дроссельную заслонку, а через специальный канал РХХ.
А во втором случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равняться нескольким процентам (градусам). Равняться нулю показания не могут, так как если заслонка закроется полностью, тогда двигатель заглохнет.
Вот у нас уже получился первый вывод. Вот его суть.
Чтобы правильно диагностировать положение дроссельной заслонки, первым делом необходимо определить, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода на этом конкретном автомобиле. Если по первому способу — тогда положение ДЗ на холостом ходу должно быть равно 0%! А если по второму способу — тогда несколько процентов!
Примечание: Во всех сферах нашей жизни встречаются исключения. Тут тоже. Например, Лачетти 1.8 ЛДА хоть и имеет отдельный регулятор холостого хода, но положение дроссельной заслонки на холостом ходу составляет 10-11%
В первом случае всё просто и понятно. Если значения отличны от нуля, значит либо дроссельная заслонка не может плотно закрыться из-за грязи или ещё чего-то, либо датчик положения дроссельной заслонки показывает не правду, что означает его износ и поломку.
А вот во втором случае не всё так однозначно.
Бытует мнение, что если открытие ДЗ составляет более 5%, тогда необходима обязательная чистка этой самой заслонки. Это так, но со множеством нюансов.
И самые главные из них — это те, о которых мы уже говорили выше:
- регулятор холостого хода не поддерживает холостой ход, а регулирует его
- нагрузка на двигатель высчитывается по расходу воздуха (давлению в коллекторе). Чем больше масса потребляемого воздуха — тем больше нагрузка. И наоборот, чем больше нагрузка на двигатель, тем больше ему необходимо воздуха.
Замена датчика положения дросселя и регулировка нового устройства
В большинстве случаев заменить датчик достаточно просто и можно обойтись своими силами. Вся процедура состоит из трех основных частей: демонтаж старого неисправного устройства, установка нового ДПДЗ, сброс ошибки из памяти ЭБУ. В некоторых случаях потребуется произвести регулировку нового девайса.
Действия необходимо проводить при выключенном зажигании, при обесточенном датчике. Раскручиваем два винта крепления, и снимаем разъем с устройства. Ура, старый датчик снят.
Для установки нового датчика необходимо осторожно соединить торец оси дросселя с посадочным местом устройства. Отверстия должны быть совмещены во время поворота устройства по кругу
Далее необходимо вкрутить винты крепления и закрепить разъем.
Чтобы правильно сбросить ошибку из контроллера ЭБУ необходимо оставить отключенные клеммы от аккумулятора не менее чем на 8 часов. Приблизительно за такой срок память контроллера должна обнулиться. Самым надежным вариантом, если первый способ не помог, будет обратиться в сервис, где при помощи мотортестера проблема будет исправлена. С другой стороны, можно рискнуть продолжить использовать транспортное средство в «щадящем режиме», уповая на то, что рано или поздно ЭБУ самостоятельно сбросит ошибку.
Мнения автолюбителей о неисправности датчика заслонки
1. Датчик ПДЗ – работает также, как и простейшие регуляторы уровня громкости в старых моделях телевизоров …
«Это устройство представляет собой аналог простейшего регулятора уровня громкости, который встречается в старых телевизорах. Датчик имеет такие проблемы — «шуршание» во время работы. Если в случае с телевизором регулятор используется не так часто, то в автомобиле датчик дроссельной заслонки работает постоянно. Его «шуршание» — далеко не те обороты, которые можно ожидать в соответствии с логикой движения. Именно с этим связаны сложности с зависанием оборотов двигателя на 1,5-2 тыс. оборотов и более. Стоит отметить, что ЭБУ обязательно выявит неисправность датчика дроссельной заслонки, в результате чего на приборной панели засветится «чек». Обычно код такой ошибки расшифровывается, как «Высокий уровень ДПДЗ».
2. Обедненная смесь — следствие проблем с датчиком дроссельной заслонки
«Если я правильно понимаю, при езде с постоянной скоростью машина дергается, а при резком сбросе акселератора ощущается провал и мотор может глохнуть. Если дроссельная заслонка будет открыта больше чем наполовину – машина едет довольно хорошо?
Если все симптомы сходятся, то:
- проводилось ли измерение состава смеси в автосервисе?
- симптомы указывают на возможное обеднение смеси, поэтому, я бы, прежде всего, проверял лямбда-зонд, а затем датчик расхода воздуха. Конечно же, следует еще проверить всевозможные места подсоса лишнего воздуха, но никак не датчик дроссельной заслонки.
- отключите лямбда-зонд и покатайтесь без него, если на усредненных значениях машина едет нормально, значит нужно менять лямбду.
Вот так выглядит мое мнение на этот момент. Если оно ошибочно — будем думать дальше.»
3. Почему троит двигатель
«Машина может троить из-за неисправности датчика дроссельной заслонки. Когда у моего авто «затроил» мотор, я подрегулировал ДПДЗ и «троение» исчезло!!! Этой меры хватило, примерно, на 5-7 км (я тестировал мотор в разных режимах, глушил и заводил, но он работал ровно), а машина резко «затроила» и ни какие настройки датчика дроссельной заслонки больше не помогали. При этом, на СТО мне сказали, что причина нестабильной работы мотора не в датчике ДЗ. Я им просто не верю! Сначала они утверждали, что «виноват» термостат, но не тот, который управляет охлаждением мотора, а тот, который находится возле дроссельной заслонки (я о таком даже не знал). В этом месте присутствует пятно от антифриза, и механики решили, что неисправность вызвана этим термостатом. Затем они еще подумали и переключились на клапан в моторе, затем на проводку и т.д.
После безуспешных поисков мне позвонили с СТО, извинились и сказали, что не знают, в чем причина. Отмечу, что капли на термостате по составу похожи не на охлаждающую жидкость, а на обычную воду. Я снимал датчик – внутри сухо, значит вода туда не попала, но капли были прямо на фишке датчика дроссельной заслонки! Когда я начал продувать ДПДЗ, из него полетели мелкие брызги».
4. Неправильные настройки датчика
«Из-за ошибок в настройке датчика дроссельной заслонки неправильный сигнал поступает в ЭБУ. Подается неправильная информация об уровне открытия дроссельной заслонки, а значит, нарушается дозировка топливной смеси. Конечно лямбда-зонд может подкорректировать смесь. Я и сам бы исправил настройки. Понимаю, что это просто и недолго, но «нет ничего более постоянного, чем временное».
Состояние регулятора: проверка на ВАЗ-2110
Итак, как же проверить датчик дроссельной заслонки? Процесс этот необходимый, так как он дает возможность понять, на самом ли деле неисправность по его причине или проблема в отказе других деталей вашей «десятки».
Порой автовладельцы-новички делают скоропалительные выводы, отталкиваясь от первичных признаков повреждений. Это тянет за собой лишние траты денег и время на ремонт.
Чтобы проверить текущее положение ДПДЗ, понадобится выполнить следующее:
- произвести замер показателей напряжения на выходе ползунка, при этом включив зажигание, стоит разомкнуть контакты холостого хода;
- во время проверки показало напряжение свыше 0,7 В – значит, контроллер неисправен;
- открыть дроссельную заслонку целиком (в нормальном положении значения напряжения составляют максимум 4 В);
- произвести замер переменного резистора на сопротивление;
- подключить омметр/мультиметр на питание и выход;
- не спеша поворачивать заслонку;
- отслеживать показания на устройстве;
- если сопротивление меняется плавно по мере открывания заслонки, значит, прибор функционирует исправно.
В том случае, когда вами в ходе проверки замечено, что сам ДПДЗ поврежден, его понадобится заменить. Ремонт здесь не поможет. Важным моментом является подбор данного элемента. В 2110-й модели ВАЗ устанавливают 2 аналога ДПДЗ:
- Пленочно-резистивный. Данный вид оборудован заводом-изготовителем; датчик рассчитан на 55 тыс. км пробега.
- Бесконтактный. Здесь применяется датчик Холла. У подобного устройства нет ограничений касательно срока эксплуатирования. Стоимость такого датчика дороже.
Резистивный слой, где перемещается ползунок, при воздействии силы трения со временем стирается. По этой причине регулятор выдает неверные данные, меняются свойства подаваемой смеси, снижается деятельность двигателя.
Самостоятельная проверка работы ДПДЗ
Прежде чем ремонтировать и заменять датчик, надо самостоятельно проверить пластину и стенки дроссельной заслонки. Поскольку их очистка может восстановить работоспособность устройства, при наличии нагара следы загрязнений удаляются. Для этого используется чистая тряпка и очистительное средство для карбюратора.
Пошаговая инструкция по проверке ДПДЗ с помощью мультиметра
Инструкция пошаговой проверки ДПДЗ с помощью мультиметра выглядит так:
- Сначала надо проверить наличие заземления и убедиться, что контроллер подключен к источнику опорного напряжения. Далее можно приступать непосредственно к проверке ДПДЗ.
- От регулятора отключается штекер с проводкой. Необходимо произвести визуальную диагностику колодки и клеммы на предмет повреждений или загрязнений.
- Берется тестер, и на нем выставляется необходимый режим, например, 20 В. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание, при этом силовой агрегат запускать не нужно.
- Красный щуп тестера соединяется с положительной клеммой АКБ, а черный подключается к каждому из трех контактных элементов на штекере датчика. В результате один из контактов при соединении покажет напряжение 12 вольт (это заземление). Надо запомнить цвет данного проводника. Если контактный элемент не показывает 12-вольтное напряжение, это говорит о неисправности электроцепи, по которой подключен регулятор. В результате отсутствия заземления контроллер не сможет эффективно работать, поэтому надо определить поврежденный провод и заменить его.
- Зажигание в автомобиле отключается.
- Затем черный щуп тестера надо подключить к контакту заземления на колодке ДПДЗ.
- Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание. Мотор машины не запускается.
- Красный контакт мультиметра надо соединить с каждым оставшимся выходом на колодке. На одном из них уровень напряжения должен составить порядка 5 вольт. Этот контактный элемент предназначен для передачи опорного напряжения на контроллер. Третий выход является сигнальным.
- Если диагностика показала, что 5-вольтное напряжение на контактах отсутствует, это говорит о дефекте проводки. Надо определить поврежденный кабель и заменить его.
Чтобы убедиться в том, что контроллер выдает корректный сигнал, потребуется две скрепки. Их могут заменить два куска провода.
Для тестирования нужно произвести следующие действия:
- Красный выход мультиметра соединяется с сигнальным контактом контроллера. Черный необходимо подключить к кабелю заземления.
- Ключ прокручивается в замке, производится активация зажигания.
- Необходимо удостовериться в том, что заслонка дроссельного узла полностью закрыта.
- Тестер должен показать параметры в промежутке от 0,2 до 1,5 вольта. Этот момент надо уточнить в сервисной книжке, поскольку все зависит от конкретной модели авто.
- Если диагностика показала 0 вольт, надо убедиться, что был выбран правильный режим тестера. Обычно измерение производится в диапазоне 10–20 вольт. Если показания все равно составляют 0 вольт, диагностика продолжается.
- Затем надо постепенно открыть заслонку полностью. Если есть помощник, он может нажать на педаль газа.
- Когда заслонка открыта, на тестере должно отобразиться значение в 5 вольт. При медленном открытии заслонки показатель напряжения должен постепенно увеличиваться. Если при различных положениях происходят скачки либо зависание рабочего параметра, контроллер функционирует некорректно, требуется его замена.
- После завершения проверки зажигание отключается.
Для автомобилей ВАЗ диагностика работы контроллера выполняется так:
- Заслонка полностью закрывается. Ключ вставляется в замок, активируется зажигание.
- С помочью тестера выполняется диагностика значения напряжения на выходе контроллера. Этот параметр должен составить не выше 0,7 вольта. Чтобы точно определить выход, необходимо посмотреть на разъем. Два проводника от него идут на массу и питание, а третий — выходной.
- После выполняется открытие заслонки, при этом величину напряжения необходимо проверить еще раз. Полученный параметр должен составить не менее 4 вольт.
- Затем измеряется напряжение при открытии и закрытии заслонки. Когда данное устройство меняет положение, рабочая величина должна изменяться плавно, без скачков.
Канал AvtoTechLife рассказал о разных способах проведения проверки работоспособности датчика.
Свидетельства загрязнения
Рассмотрим признаки, которые свидетельствуют о неисправности дроссельной заслонки:
- Обороты. Вы резко отпускаете педаль газа, но мотор не спешит переходить на холостые обороты с повышенных. Вместо плавного сброса и набора двигатель начинает потряхивать, он или глохнет вовсе, или с большим трудом восстанавливает нужные обороты;
- Запуск. У вашего ВАЗа затруднен холодный запуск, а иногда вы не можете быстро завести даже горячий двигатель. Причины такого явления могут быть и другие, но о том, что виновата именно дроссельная заслонка, может свидетельствовать то, что после нескольких прогазовок (кратковременных нажатий на газ) двигатель обычно запускается;
- Стартер подолгу крутит перед запуском, а из выхлопной трубы при этом слышится запах бензина;
- Двигатель может еще пару минут «троить» после запуска.
Управляемость и внедорожные способности
В сравнении с Toyota Land Cruiser, новый Mercedes-Benz GLE Coupe уступает в части способностей по преодолению бездорожья. Но, несмотря на это, немецкая модель выделяется на фоне большинства конкурентов своими возможностями. Встроенный полный привод в сочетании с активной пневматической подвеской, бортовой электроникой и 202-миллиметровым клиренсом обеспечивают кроссоверу завидную проходимость. В частности, встроенное оборудование способно автоматически контролировать движение каждого колеса, тем самым сводя к минимуму вероятность возникновения пробуксовок.
Отличными качествами характеризуется и рулевое управление GLE Coupe. Этому также немало способствует бортовая электроника, способная при необходимости вести автомобиль без участия человека. Крупные габариты не мешают кроссоверу маневрировать на высоких скоростях, сохраняя устойчивость при прохождении резких поворотов.
Что нужно знать о ДПДЗ
Где находится ДПДЗ ТПС, какие функции он выполняет и каковы симптомы неполадок? Перед тем, как найти поломку, предлагаем ознакомиться с основными характеристиками механизма и его принципом действия.
Предназначение и местонахождение
Итак, в чем заключается предназначение, и где находится датчик положения ДЗ? Непосредственно заслонка представляет собой конструктивный элемент впускной системы мотора. Она используется для регулировки объема поступающего воздушного потока, то есть благодаря ей формируется правильный состав горючей смеси. Предназначение датчика дроссельной заслонки заключается в передаче данных коллектора о состоянии пропускного клапана — оно может быть либо закрытым, либо открытым.
Схематическое устройство механизма
Где расположен ДПДЗ? Обычно эти устройства находятся в подкапотном отсеке, непосредственно на дроссельной магистрали. Они подключаются к оси заслонки. Если положение дроссельной заслонки не изменяется по каким-то причинам, это приведет к неправильному формированию топливовоздушной смеси, что, в свою очередь, отразится на работе двигателя.
Конструкция и принцип действия
По конструкции датчик дроссельной заслонки относится к типу резистивных приборов. Внутри устройства расположен специальный подвижный ползунок, который используется для перемещения по дугообразной плоскости. Эта плоскость совмещена с заслонкой. При нажатии на газ заслонка принимает открытое состояние, а сам токосъемник осуществляет вращение по поверхности резистивного устройства. В этот момент на потенциометре меняется сопротивление.
Принцип действия девайса довольно простой. При закрытом состоянии заслонки напряжение на ДПДЗ будет невысоким, но когда она открывается, это значение начинает расти. Самое высокое напряжение ДПДЗ появляется при открытой заслонке. С учетом данной информации блок управления автомобилем выбирает необходимый объем горючего для формирования топливовоздушной смеси (автор видео о симптомах поломки и замене регулятора — Иван Васильевич).
В зависимости от конструкции, в структуре механизма может использоваться магниторезистивный элемент. Такое девайс включает в свою конструкцию чувствительную составляющую, на нее устанавливается магнит, связанный с валом устройства. В результате того, что контакта между резистивным элементом и магнитом не будет, механизм является бесконтактным.
Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки функционирует немного по другому принципу. При открытии заслонки в механизме изменяется магнитное поле, в свою очередь, это способствует и изменению сопротивления чувствительной составляющей. Информация об этом также подается на управляющий узел, который формирует саму смесь.
Причины и первые признаки неисправности
Прежде чем заняться регулировкой, рекомендуем ознакомиться с причинами и признаками неисправности датчика.
Основные симптомы, которые указывают на то, что нужно осуществить регулировку или ремонт датчика положения дроссельной заслонки:
- Первостепенным признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки является нестабильная работа двигателя авто. Силовой агрегат может работать в нормальном режиме определенное время, но потом он внезапно будет глохнуть при переключении передач или езде накатом, на нейтральной скорости. В целом на холостых оборотах мотор будет функционировать нестабильно.
- При езде на первой или третьей передаче и нажатии на газ могут ощущаться провалы. Мощность двигателя может упасть, а затем она сама восстановится. Эти провалы могут ощущаться не системно, а периодически.
- Еще одним признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки является произвольная перегазовка, это происходит в тот момент, когда водитель жмет на газ. Также автомобиль в этом случае может и заглохнуть.
- Появление рывков, что особенно ощущается при наборе скорости. Как и другие симптомы, рывки могут то появляться, то исчезать (автор видео о диагностике устройства в гаражных условиях — канал Alex ZW).
https://youtube.com/watch?v=Yo4iu55VJLE
Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.
Где расположен датчик в авто?
Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.
Расположение контроллера на дросселе
Конструкция устройства
Конструктивно устройство включает в себя следующее:
- Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
- Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
- Резистивное устройство, выполненное из керамики.
- Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
- Цанговый зажим, оснащается шлицем.
- Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.
Назначение датчика положения дроссельной заслонки
Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.
Особенности работы устройства:
- Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
- Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
- Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
- Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.
Схематический принцип действия контроллера
Технические параметры устройства
Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:
- Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
- Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
- Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
- Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
- Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
- Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
- Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
- Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
- Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.
Разновидности
Существует два основных вида устройств:
- Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
- Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.
Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.
Распространенные неполадки датчика
Очень часто со временем, датчик дроссельной заслонки выходит из строя по причине неисправности подложки, которая покрыта резистивным слоем. Когда этот слой стирается или теряет свои свойства, датчик начинает барахлить. В этом случае необходимо заменить подложку, чтобы датчик мог без проблем считывать линейные движения внутри механизма.
Еще одной важной деталью является ползунок. Причиной неполадок может стать нарушение в контактах между ползунком и резистивным слоем. В результате этого на поверхности слоя образовываются задиры, которые мешают работе механизма
В результате этого на поверхности слоя образовываются задиры, которые мешают работе механизма.
Лучшим вариантом является полная замена старого датчика дроссельной заслонки на новый. Нет смысла менять отдельные детали, так как через определенный промежуток времени проблемы могут вернуться и устранить их будет сложнее. На такие модели авто, как ваз 2110, ваз 2114, 2112, вы без проблем сможете переустановить ДПДЗ.
Часто встречается проблема с окислением контактов. В этом случае может помочь специальная жидкость, которой необходимо обработать все имеющиеся контакты.
Бывает и так, что заслонка закрывается не до конца, в результате чего подача топлива может распределяться неравномерно и неправильно. С этой трудностью можно легко справиться, если немного подпилить крайние части механизма таким образом, чтобы заслонка плотно закрывалась с обеих сторон.
Многие автомобилисты, обнаружив разрывы в контактах или трещины в этом районе, прибегают к использованию токопроводящего клея. Конечно, на некоторое время работа механизма восстанавливается, но сам датчик уже никогда не станет прежним, поэтому целесообразней просто приобрести новое устройство, чтобы избежать проблем в будущем.
Большинство автомехаников используют пленочно-резисторные дроссельные заслонки, так как они имеют сравнительно невысокую стоимость и продаются во всех магазинах. Замена датчика – простая процедура, но требует внимания и рассудительности.