Десульфатация аккумулятора своими руками

Десульфатация кислотного аккумулятора

Когда аккумулятор отдает энергию, он разряжается за счет протекания химической реакции:

Pb +2H2SO4 +2PbO2 -> 2PbSO4 +2H2O

Pb – это свинцовая пластина

PbO2 – активная замазка на угольной решетке

PbSO4 – мелкие кристаллы, которые разрастаясь, закрывают пластину

Но когда аккумулятор заряжается от генератора или сети реакция идет в обратную сторону, то есть сернокислый свинец распадается на ионы свинца и кислотный остаток. И все было бы хорошо, но часть кристаллов, при хроническом недозаряде и глубоком разряде аккумулятора, разрастается и не участвует в реакции. Вещество нерастворимой серо-желтой пленкой покрывает пластину, забивает поры, не пропускает заряженные ионы к токопроводящим пластинам. Этим объясняется быстрая подзарядка аккумулятора и моментальная разрядка – нет емкости.

Возвратить емкость аккумулятору можно, если не осыпалась замазка, и не разрушились пластины – то есть электролит в банках светлый, без взвеси. Цель десульфатации АКБ – очистить механически, химически или электротоком пластины, восстановить или заменить электролит. Схемы снятия осадка отработаны годами. Есть методы десульфатации АКБ, применяемые в сервисных центрах и доступные в домашних условиях.

Как провести десульфатацию

Своевременно выполненная десульфатация аккумуляторных батарей поможет замедлить естественный процесс их старения. Все используемые для этого методы можно разделить на три типа:

  1. Электрический — десульфатация с использованием зарядного устройства.
  2. Химический.
  3. Механический.

В качестве профилактики иногда практикуют периодическое добавление специальных присадок, предотвращающих образование сульфатного камня. Это вполне рабочий вариант, но есть один нюанс — при этом происходит незначительное разрушение пластин, а значит, сокращение срока службы элемента. Поэтому подробно остановимся на классических вариантах.

Электрический

Использование ЗУ — дешевый способ восстановления аккумулятора в домашних условиях. При этом пользоваться следует зарядниками, на которых имеется функция регулировки напряжения и силы тока. Для тех, кто знает, что такое десульфатация, порядок действий таков:

  1. Уровень электролита повышается до необходимого уровня. Для этого используется исключительно дистиллированная вода. На подключенном зарядном устройстве выставляется напряжение 14 В с силой тока 1 А, и на 8 часов запускается режим десульфатации. После этого проводим замеры. Если плотность электролита не повысилась, а напряжение не достигло отметки 10 В, то аккумулятор не подлежит восстановлению. В противном случае можно продолжать.
  2. В течение суток отключенная батарея отдыхает.
  3. На устройстве напряжение оставляем на прежнем уровне, а силу тока увеличиваем до 2,5 А. Вновь зарядка продолжается 8 часов, по прошествии которых напряжение должно подняться до 12,8 В, а плотность электролита — до 1,13 г/см³.
  4. Аккумулятор разряжается до девяти вольт, для этого к нему на 8 часов подключают лампу дальнего света с машины.
  5. Процесс необходимо продолжать до тех пор, пока показатель плотности не поднимется до 1,28 г/см³. В результате этих действий происходит растворение камня и укрепление электролита кислотным остатком SO4.

Таким методом можно своими силами повысить емкость аккумулятора на 80, а иногда и на 90%, пользуясь простым зарядным устройством. Однако так проблема сульфатации может быть устранена только на свинцовых батареях. Для кальциевых или гелиевых источников питания данный способ неприемлем.

Химический

Чаще всего проблема может быть устранена Трилоном Б (динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты). Это белый порошок, 100 г которого растворяется в одном литре воды. Полученный раствор предназначен для растворения солей металлов, которые затем удаляются из аккумулятора в жидком виде.

Справедливости ради надо сказать, что в многочисленных отзывах по поводу использования данного средства можно найти высказывания как «за», так и «против». Кто-то утверждает, что оно эффективно убирает налет, тогда как другие говорят, что раствор Трилона окончательно добивает аккумулятор.

Выбор должен каждый сделать сам для себя, а алгоритм применения следующий:

  1. Из банок батареи сливаем весь электролит.
  2. В еще влажную полость вливаем готовый чистящий раствор.
  3. Выдерживаем не больше 60 минут. При этом надо помнить, что процесс очистки может сопровождаться кипением с активным выделением пара.
  4. По истечении оговоренного времени смесь сливаем, а внутренность аккумулятора промываем чистой водой. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется сделать это несколько раз.
  5. Банки заливаем электролитом, имеющим плотность 1,27 г/см³.

Если батарея несильно изношена, то работоспособность АКБ должна восстановиться. На форумах есть информация, что исправить проблему можно и с помощью пищевой соды. Порядок действий аналогичен вышеописанному за исключением нескольких нюансов:

  • в 100 г мягкой воды растворяем 3 ч. л. соды;
  • получившуюся смесь доводим до кипения и заливаем в аккумулятор в горячем виде.

Дальнейшие действия полностью идентичны.

Физический способ

Десульфатация пластин данным способом — это рискованный и трудоемкий процесс. Хотя на форумах большое количество отчетов гаражных умельцев, которые благополучно выполнили эту операцию. По их словам, сделали они это так:

  • разрезали верхнюю часть корпуса батареи;
  • извлекли из банок пакеты пластин и разобрали их;
  • произвели физическую очистку поверхности пластин от сульфата свинца;
  • выполнили сборку.

В нашем представлении овчинка выделки не стоит. К тому же всегда существует риск сильно повредить пластины, разрезая корпус. Мало того, электролит и его пары вредны не только для кожи человека, но и для его дыхательных путей.

Что такое сульфатация

Сначала нужно понять, с чем предстоит бороться с помощью этой схемы.

Сульфатацию можно описать как процесс, при котором загрязняются пластины. На их поверхностях оседает вещество. Отличается белёсым цветом, а также твёрдой структурой.

Когда батарея работает, свинцовые молекулы начинают взаимодействовать с оксидами. Внутри АКБ, как известно, находится электролит. Это смесь дистиллированной воды и серной кислоты. Кислота способствует выделению сультфата свинца. Когда электрический ток поступает на АКБ при её зарядке, то протекает обратная химическая реакция.

В теории все эти реакции, которые протекают в одну и обратную стороны, компенсируют друг друга. Но в реальности сульфат в воде не растворяется. Он постепенно оседает на пластинах. Это ведёт к нарушению проводимости свинца, а также к повышению сопротивления.

А при росте сопротивления и падении уровня заряда до минимальных отметок аккумулятор попросту выходит из строя. Без возможности его восстановления.

Чтобы предотвратить сценарий с утилизацией АКБ, при сульфатации приходится бороться с этим осадком. Раньше это делали механическим способом, а также применяли крайне агрессивные химические вещества.

Сейчас же поставленную задачу можно выполнить специальным зарядным устройством. Всё больше моделей ЗУ с завода оснащаются функцией десульфатации.

Сульфатация — пластина

Сульфатация пластин ускоряется при длительном хранении батареи без подзаряда, повышенной плотности электролита, большом саморазряде, соприкосновении пластин с воздухом и систематическом недозаряде батареи.

Поверхностная пластина со сквозными ребрами.

Сульфатация пластин проявляется в образовании на электродах плотной белой корки сульфата — аккумулятор не принимает заряд. Причиной является рекристаллизация сульфата свинца при хранении аккумулятора в разряженном состоянии. В связи с этим аккумулятор не рекомендуют хранить в разряженном состоянии: периодически его необходимо подзаряжать.

Сульфатация пластин заключается в том, что на пластинах образуется крупнокристаллический сернокислый свинец. Пластины при этом становятся нетокопроводимыми, и аккумуляторная батарея не принимает заряда. Основные причины, вызывающие сульфатацию, следующие: заряд батареи ниже 1 7 В на один аккумулятор; оголение пластин вследствие понижения уровня электролита; продолжительное хранение батареи без подзарядки; пониженная плотность электролита. Аккумуляторная батарея с сульфатированными пластинами подлежит ремонту.

Сульфатация пластин проявляется в том, что поверхность пластин покрывается белым налетом крупных кристаллов сернокислого свинца, трудно растворимых в электролите. Эти кристаллы плохо проводят ток, вследствие чего зарядить батарею с сульфатированными пластинами током нормального заряда становится невозможным из-за быстрого повышения температуры электролита. Чаще всего сульфатация является результатом эксплуатации батарей с пониженным уровнем электролита.

Сульфатация пластин происходит при несвоевременном и недостаточном заряде и при несвоевременной доливке А.

Сульфатация пластин проявляется в том, что поверхность пластин покрывается белым налетом крупных кристаллов сернокислого свинца, трудно растворимых в электролите. Эти кристаллы плохо проводят ток, вследствие чего зарядить батарею с сульфатирован-ными пластинами током нормального заряда становится невозможным из-за быстрого повышения температуры электролита. Чаще всего сульфатация является результатом эксплуатации батарей с пониженным уровнем электролита.

Сульфатация пластин заключается в отложении на их поверхности сернокислого натрия, плохо проводящего ток.

Сульфатация пластин заключается в том, что на пластинах образуется крупнокристаллический сернокислый свинец. Пластины при этом становятся нетокопроводимыми, и аккумуляторная батарея не принимает заряда. Основные причины, вызывающие сульфатацию, следующие: разряд батареи ниже 1 7 В йа один аккумулятор; оголение пластин вследствие понижения уровня электролита; продолжительное хранение батареи без подзарядки; пониженная плотность электролита. Аккумуляторная батарея с засульфатированными пластинами подлежит ремонту.

Сульфатация пластин является основной болезнью свинцовых аккумуляторов.

Поверхностная пластина со сквозными ребрами.

Сульфатация пластин проявляется в образовании на электродах плотной белой корки сульфата — аккумулятор не принимает заряд. Причиной является рекристаллизация сульфата свинца при хранении аккумулятора в разряженном состоянии. В связи с этим аккумулятор не рекомендуют хранить в разряженном состоянии: периодически его необходимо подзаряжать.

Сульфатация пластин ( выпадение крупнокристаллического сульфата) является одним из трудно устраняемых дефектов. В случае незначительной сульфатации батарею разряжают током 20-часового разрядного режима до напряжения 1 7 в на аккумуляторе. Затем электролит в аккумуляторе заменяют дистиллированной водой.

Сульфатация пластин чаще всего возникает вследствие систематических недозарядов, длительного прибывания аккумулятора в разряженном состоянии, применения электролита повышенной плотности и его загрязнения. Признаками сульфатации пластин являются малая емкость при заряде, повышенное против обычного напряжение в начале заряда, преждевременное обильное газовыделение и повышенная температура электролита при заряде, пониженная плотность его в конце заряда.

Сульфатация пластин, которая может возникнуть, если батарею долго не использовали, длительное время эксплуатировали при пониженном уровне электролита или систематически недоза-ряжали.

Метод специалистов

Изготовление качественного десульфатирующего зарядного устройства ТОН основано на очистке от сернокислого свинца при помощи химически активных веществ. Опытным мастерам известно, что кислотные соединения вступают в реакцию со щелочью, из-за чего для работы нужно заранее подготовить соответствующий реагент. С последовательным расщеплением сернокислого налета поможет справиться обычная пищевая сода. Для проведения этой процедуры необходимо:

  1. Слить с зарядного устройства весь электролит, соблюдая правила безопасности.
  2. Щелочь нужно растворить в дистиллированной воде в соотношении 1:3.
  3. Нагреть смесь до кипения.
  4. Горячий щелочной раствор необходимо залить в банки аккумулятора на 35 минут.
  5. По истечении положенного времени средство сливают.
  6. Аккумулятор нужно промыть три раза чистой горячей водой.
  7. Остается только залить качественный электролит.

Если придерживаться всех правил во время изготовления простого десульфатирующего зарядного устройства, то емкость изделия существенно увеличится. Агрегат еще долгое время можно будет использовать по прямому назначению. Со временем на пластинах снова образуется налет.

Десульфатация аккумулятора обычным зарядным устройством

Поскольку из предоставленной выше информации должно быть уже понятно, что такое сульфатация, и как с ней борются специальные зарядные устройства, в детальных объяснениях этот пункт не нуждается. Да, десульфатация возможна и при помощи обычной зарядки. Да, это не очень сложно, хоть и весьма долго. И да, зарядка хоть и подойдет обычная, но далеко не всякая.

Для десульфатации автомобильного аккумулятора своими руками сгодится такое зарядное устройство, в котором предусмотрена возможность регулировать и точно контролировать параметры заряда. То есть – напряжение и ток. Все.

Принцип простой. Необходимо заряжать пораженный сульфатами аккумулятор:

  1. Токами, соответствующими реальной емкости (можно те же 10%, но от реальной емкости, а не указанной на корпусе).
  2. Не допуская перезаряда.
  3. Не превышая напряжения 14,5 В.
  4. Не допуская «кипения» электролита.
  5. Избегая перегрева АКБ.
  6. Периодически в процессе заряда разряжать АКБ.
  7. Или хотя бы периодически давать ему «отдохнуть» и «усвоить» принятый заряд.

Реализовать все это можно несколькими способами. Например, некоторые подсоединяют параллельно с зарядным устройством обычную лампочку на 12В, на которую возлагается функция разряда АКБ. Другие мастерят подобие импульсной зарядки при помощи автомобильного реле поворотов. В крайнем же случае, в не сильно запущенных случаях поможет даже пара-тройка обычных непрерывных зарядов очень маленькими токами с чередующимися разрядами.

Особенности десульфатации разных аккумуляторов:

  • Перед тренировкой обслуживаемого аккумулятора не забывайте проконтролировать и выровнять уровень электролита во всех отсеках при помощи дистиллированной воды.
  • В процессе тренировки кальциевых аккумуляторов не допускайте глубоких разрядов.
  • АКБ типа AGM и GEL крайне чувствительны к повышенным напряжениям, потому при тренировках обязательно контролируйте этот параметр отдельным измерительным прибором.
  • Вопреки распространенным мифам, гелевые аккумуляторы тоже поддаются десульфатации.
  • То же самое касается и аккумуляторных батарей AGM типа.

Пожалуй, этого будет достаточно для того, чтобы оценить свою, конкретную ситуацию, и решить, что же делать – заморачиваться с десульфатацией автомобильного аккумулятора, или просто купить новый, и не париться.

Схожий материал

Причины сульфатации аккумулятора

Разряжаясь, электролит взаимодействует с поверхностью решеток электрода, в результате чего образуются вышеупомянутые сульфаты, то есть происходить сульфатация пластин. Когда батарея начинает заряжаться, запускается обратная реакция. Если батарея эксплуатируется в соответствии с нормами изготовителя, то количество сульфатов не достигает критических значений, из-за которых обратное преобразование либо невозможно, либо происходит не полностью.

Причины, способствующие повышенной сульфатации АКБ:

  • Глубокий разряд. Как было сказано ранее, сульфатация естественным образом происходит в процессе разрядки. Если же разрядить батарею до критического состояния, образовавшийся слой сульфатов будет в значительной степени препятствовать протеканию электрохимических реакций при попытке зарядить аккумулятор. Это обусловлено меньшей интенсивностью проникновения электронов и слабым реагированием рабочей массы пластин.
  • Эксплуатация на холоде. При низких температурах химические процессы, образующие электричество, протекают медленнее. Это особенно сказывается при стартерных нагрузках, когда необходима значительная сила тока. В тоже время скорость заряда холодной батареи заметно ниже, чем при нормальных температурах. Прибавим к этому повышенную нагрузку на АКБ оборудованием автомобиля в зимний период: обогрев стекол, отопительные вентиляторы, более интенсивное использование осветительных приборов, значительный расход энергии при пуске холодного двигателя. В результате повышается вероятность доведения батареи до глубокого разряда со всеми вытекающими последствиями.
  • Перегрев. Высокие температуры также не способствуют продолжительной работе батареи. Летом температура под капотом порой достигает 70˚C. При таких значениях электрохимические процессы протекают значительно интенсивнее, и сульфатация пластин аккумулятора также происходит в больших масштабах. В обслуживаемых батареях вода из электролита испаряется, что является причиной понижения его уровня в банках и последующему осушению электродов. Данный процесс также ускоряет сульфатацию.
  • Повышение концентрации электролита. Некоторые автовладельцы, обнаружив недостаточный уровень или концентрацию электролита, пытаются исправить положение добавляя в него серную кислоту либо ее раствор. Подобные действия только усугубят ситуацию и приведут к еще большему образованию сульфатов на решетках электродов.
  • Длительное хранение слабо заряженного аккумулятора. Свинцово кислотные батареи подвержены саморазрядке, которая протекает более интенсивно в случае протечек электролита (в обслуживаемых АКБ) с последующим образованием пленки на крышке. Потери примерно составляют 30% в год для полностью работоспособного заряженного устройства. При этом сульфатация пластин будет тем более интенсивна, чем меньше фактический заряд. Хранить следует только полностью заряженный аккумулятор с ЭДС не ниже 12,6V, плотностью электролита 1,26г/см3. Оптимальная температура хранения – около 0˚C.

Помимо этого, на сульфатацию батареи влияют частые и продолжительные разрядные нагрузки большими токами (например, стартерные), долив в электролит обычной воды вместо дистиллированной, некорректная работа генератора автомобиля и его электрооборудования, неправильная зарядка.

Процесс десульфатации зарядником

Процедура несложная, понятная большинству водителей, которые хотя бы приблизительно представляют принципы работы аккумулятора. Проводится по принципу «включил и забыл». Автомобильное зарядное устройство с режимом десульфатации подсоединяется к АКБ, настраивается нужное напряжение и сила тока, запускается режим «Десульфатация» и все – дальше весь процесс идет автоматически. Восстановление емкости может длиться несколько дней – в зависимости от емкости АКБ, степени сульфатации, разряженности.

Технически работа данного устройства построена на принципе многократной зарядки. Сначала батарея заряжается током определенного номинала, а после разряжается при соотношении зарядного и разрядного тока 10:1. Эти этапы повторяются, пока батарея не зарядится. Засульфатированные пластины очищаются, емкость восстанавливается. Подобный процесс можно проводить на исправных аккумуляторных батареях в профилактических целях.

Плюсы

Автомобильное зарядное устройство с функцией десульфатации – полезный прибор для автолюбителя, позволяющий сэкономить средства на покупке нового аккумулятора. Десульфатация, конечно, не способна сделать работу АКБ вечной, но в силах очистить батарею на 95%, замедлить процесс сульфатации и подарить дополнительное время работы на полной мощности на 1-2 года.

Его достоинства:

  • использование зарядника с десульфатацией – это самый надежный и безопасный метод восстановления аккумулятора;
  • увеличение емкости аккумулятора и повышение срока его службы;
  • высокий КПД данных приборов – от 70%;
  • процесс десульфатации не требует контроля со стороны автолюбителя – все происходит в автоматическом режиме;
  • имеющаяся система индикации после регенерации АКБ покажет, насколько удалось восстановить ее емкость;
  • двойная выгода – позволяет не только производить пуск и автомобильную зарядку, но и реанимацию батареи;
  • возможность подзарядки и других аккумуляторных батарей, не только автомобильных.

Минусы

Зарядное устройство для автомобильных АКБ с десульфатацией имеет и свои недостатки:

  • более высокая стоимость по сравнению с обычными зарядниками, однако, если учесть повышение срока дееспособности аккумулятора, то прибор вполне окупаемый;
  • длительный по срокам процесс восстановления емкости АКБ, достигающий иногда трех дней;
  • невозможность реанимирования данным зарядником те АКБ, которые долго стояли без зарядки, если, допустим, машина не двигалась больше 6 месяцев;
  • таким зарядником нельзя постоянно заряжать АКБ, так как зарядка сильным ассиметричным током не только разрушает и «стряхивает» сульфат, но и активную массу;
  • невозможно восстановить кальциевый аккумулятор;
  • трудно сделать «реанимацию» гелиевых АКБ.

Сегодня на рынке представлены как бытовые зарядники с десульфатацией для водителей, так и профессиональные пуско-зарядные станции для автосервисов. Кроме того, зарядные устройства с таким режимом выпускаются и для других видов транспорта: грузового, авиационного, речного, железнодорожного и т. п.

Как самому сделать десульфататор

Десульфататор – это устройство, способное провести автономную очистку АКБ без необходимости демонтажа с транспортного средства.

Для процесса потребуется снятие хоть одной клеммы, связывающей батарею с автомобилем. Это делается с целью обезопасить электронику машины от вероятных нагрузок. Помимо очистки электродов от соляного налета с помощью десульфататора можно делать регулярную профилактику рабочей батареи, что способно существенно продлить ее сроки эксплуатации.

Принцип работы оборудования базируется на получении от АКБ питания и генерации в этой цепи высокочастотных кратковременных импульсов. При возникновении резонанса у атомов свинца и молекул свинцовых солей инициируется обратная сульфатация пластин. Этот процесс восстанавливает сопротивление и емкость батареи к первоначальным показателям.

Главными недостатками «чудо-оборудования» является большой срок десульфатации – достигает в редких случаях месяца и не менее суток, а также невозможность восстановить им примерно 10% — 15% батарей.

Простая схема десульфататора невысокой мощности в простонародье называется — моргалка. Чаще всего такое устройство может эффективно помочь в восстановлении батареи.

Для изготовления понадобится:

  1. Реле поворотов, лучше подходят импортные экземпляры с напряжением 12В, мощностью на 21 Вт. Чтобы увеличить рабочее время стоит заменить в устройстве конденсатор на аналог большей емкости. Подходит на 100 мкФ для работы реле по 3-4 с
  2. Реле 5-контактное с нормально замкнутыми контактами (3 и 4 контакт замкнуты, 1 и 2 — управляющие). Вместо импортного подходит отечественно реле с советского ВАЗа
  3. Резисторы нагрузочные или лампочки
  4. Паяльник и соединительные провода

Составляется основная схема, на которой главные моменты:

  • Отрицательная клемма АКБ подсоединяется к выходу такого же заряда устройства;
  • К выходу «-» на аккумуляторе подсоединяются поворотное и 5-канальное реле соответствующими выходами по заряду;
  • К зарядному оборудованию на «+» подводится выход 5-канального реле аналогичного заряда;
  • Соединяется между собой реле поворотов и 5-канальное, а также выход обоих реле с «+» клеммой АКБ;
  • Реле поворотов нагружается лампочкой или активным резистором;
  • Желательно контролировать сборку и проверку работоспособности устройства подсоединением амперметра и вольтметра к цепи между устройством и АКБ.

Для основания крепления всех элементов используется текстолитовая пластина. Есть вероятность поломки поворотного реле из-за состояния замкнутости выходов 3 и 4. Это не позволит батарее разрядиться.

Электрохимические методы

Все вышеперечисленные способы достаточно сложны в реализации и при этом имеют спорную эффективность. Более распространена очистка электродов от солей свинца с использованием специального ЗУ, умеющего функционировать в режиме «заряд/разряд». Правда, их стоимость достаточно высока, так что многие пользуются обычными зарядками, но тогда процесс растягивается во времени на недели и даже месяцы.

Десульфатация специальным зарядным устройством

Отличительной особенностью такого ЗУ является наличие отдельного режима десульфатации, в котором зарядное устройство будет работать достаточно долго, вплоть до нескольких дней, в зависимости от степени обрастания пластин кристаллами соли свинца.

При использовании такого ЗУ возможна автоматическая десульфатация аккумулятора, нужно только правильно его подключить и активировать указанный режим.

Сам процесс достаточно прост: ЗУ работает циклически, сначала заряжая АКБ, а затем разряжая его, при этом ток заряда примерно на порядок выше тока разряда, что и делает процедуру длительной. Навороченные зарядники могут даже определять, на сколько процентов удалось восстановить батарею, и высвечивают эту информацию на дисплее после завершения работы.

Десульфатация АКБ обычной зарядкой

Покупать дорогой прибор, стоящий как новый аккумулятор, не самый оптимальный вариант. Но оказывается, что десульфатацию можно выполнить и обычной зарядкой, но только если оно позволяет регулировать параметры тока и напряжения на выходе.

Что касается алгоритмов избавления пластин от сульфата свинца, то их существует немалое количество. При использовании любого метода необходимо убедиться, что помещение, в котором проводятся работы, хорошо вентилируемое – при длительной работе ЗУ даже из необслуживаемых аккумуляторов будет выделяться немалое количество паров электролита, отрицательно влияющего на дыхательную систему.

Пример алгоритма десульфатации АКБ простым зарядником:

  1. перед началом работ батарею нужно разрядить до плотности 1,08 г/см3;
  2. устанавливаем на ЗУ значения тока заряда 1 ампер при U, равном 14,1 плюс-минус 0,2 В;
  3. подключаем аккумулятор и оставляем заряжаться около восьми часов;
  4. в результате плотность должна остаться на том же уровне, а вольтаж немного подняться (на несколько В);
  5. отключаем АКБ и даём ему разрядиться на протяжении суток без дополнительной нагрузки;
  6. снова ставим батарею на зарядку на шесть-восемь часов при том же напряжении, увеличив силу тока вдвое, вплоть до 2,5 А;
  7. выходное напряжение аккумулятора снова немного вырастёт, но начнёт увеличиваться и плотность;
  8. снова разряжаем АКБ, но на этот раз с использованием нагрузки (например, лампу дальнего света). Время разряда – примерно 8 часов. Главное — нужно следить, чтобы напряжение держалось выше 9,0 В;
  9. повторяем пункты 2-8, следя за плотностью электролита. Он должен увеличиться. Нужно выполнить столько циклов, сколько нужно, чтобы плотность поднялась до номинала (1,27 г/см3).

Чтобы избавиться от серьёзной сульфатации аккумулятора, может понадобиться 1-2 недели, зато результат окажется неплохим. В среднем такая процедура позволяет восстановить ёмкость АКБ до 80-90% от номинального значения, что является отличным показателем.

Метод обратной зарядки

Этот способ относится к рискованным, поэтому рекомендовать его мы не будем, но если все вышеперечисленные методы оказались безрезультатными, то многие автовладельцы решаются на его использование как на последний шанс реанимировать свой аккумулятор.

Вам понадобится наличие мощного источника тока (например, подойдёт сварочный аппарат, но только не инвертированный), способный выдавать при относительно небольшом напряжении до 80 А.

Итак, рассмотрим, как правильно сделать десульфатацию указанным неспецифичным методом. Подключаем АКБ к сварке, предварительно выкрутив пробки, соблюдая инвертированный порядок – плюс к минусу и наоборот. Включаем источник тока на полчаса, кипение электролита начнётся достаточно быстро, но это не страшно – он всё равно подлежит замене на новый.

Замена электролита в аккумуляторе

Помните, что после выполнения процедуры методом ОЗ аккумулятор поменяет полярность, и при подключении к автомобилю и последующих зарядках это нужно учитывать!

Почему происходит сульфатация аккумулятора?

Если аккумуляторная батарея часто используется во время неполной зарядки, то постепенно она теряет емкость из-за такого явления, как сульфатация пластин, но что это такое и что значит для аккумулятора, знают не все. Рассмотрим химические реакции, протекающие в процессе сульфатации.

При эксплуатации на пластины аккумуляторов оседает сульфат свинца. Постепенная потеря заряда характеризуется такой химической реакцией: Pb + 2H2SO4 + PbO2 → 2PbSO4 + 2H2O. Это означает, что свинцовые пластины с оксидом свинца на поверхности вступают в контакт друг с другом, и в этой реакции участвует также серная кислота. В итоге образуется сульфат свинца, а также вода.

Во время подключения к «Вымпел 55» или другому зарядному устройству батареи реакция происходит с точностью до наоборот, и сульфат свинца исчезает, а плотность электролита повышается. Но не всегда до конца, он может так и остаться на пластинах, особенно если аккумулятор далеко не новый. Таким образом, полезная поверхность аккумулятора загрязняется и уменьшается. Сульфат свинца имеет плохую электропроводимость, и емкость сульфатированной АКБ уменьшается.

Из-за чего сульфатация может происходить быстрее и чаще:

  • автомобиль долго простаивает без использования;
  • аккумулятор редко заряжают от сети, таким образом уменьшая количество обратных реакций;
  • АКБ долго хранится в состоянии полной разрядки;
  • разрядка «в ноль» — современные кальциевые аккумуляторы таковы, что их электроды в этом случае покрываются сульфатом кальция и перестают заряжаться до конца;
  • наоборот, перезаряд аккумулятора — длительное поддержание аккумулятора подключенным к сети;
  • работа в «городском режиме» — частые запуски и короткие периоды в движении;
  • работа в «экстремальных» условиях — слишком низкой или слишком высокой (от +40оС) температуре воздуха.

Как определить, что пластины сульфатированы? В первую очередь это замечают, когда аккумулятор начинает терять емкость. Начав исследовать причины этого, можно обнаружить на пластинах АКБ специфический белый налет, по виду напоминающий снег. Другие признаки — нагрев пластин, кипение аккумулятора при зарядке раньше времени, слишком высокий потенциал на электродах. Все это означает, что наступило время для десульфатации — если, конечно, вы хотите избежать полной замены аккумулятора авто.

Видео

Возможно, для вас будет полезным посмотреть предоставленное видео по десульфатации аккумулятора.

Что же ребята, мы с вами уже поговорили про сульфатацию или «постепенную смерть аккумулятора», почитайте довольно интересный материал. Но сегодня будем рассуждать, как восстановить или как произвести десульфатацию АКБ, и вообще возможно ли такое? Оказывается возможно, причем сделать может практически каждый, главное чтобы было специальное зарядное устройство, либо нужный алгоритм зарядки …

Но нужно понимать, не все аккумуляторы можно восстановить, потому как выход из строя батареи не всегда может быть связан с сульфатацией, иногда разрушаются пластины аккумулятора и замыкают банки.

Перед тем как восстанавливать стоит проверить:

  • Нет ли физических повреждений, не роняли ли вы батарею
  • Заряжаете аккумулятор, он берет заряд быстро и после этого быстро разряжается
  • Очень быстро закипает
  • Быстро нагревается
  • Если выкрутить пробки, то виден светлый налет на пластинах
  • После проверки емкости (не все себе это могут позволить), показывает от 30 до 50% от общей

Если все эти пункты с вашей батареей, поздравляю у вас сульфатация аккумулятора. Будет пробовать его восстанавливать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector