Проверка стартера
Содержание:
- Диагностика бендикса
- Признаки поломки устройства
- Как проверить или прозвонить стартер – проверяем на автомобиле и в снятом состоянии
- Проверка батареи и шины заземления
- Как проверять стартер с демонтажем
- Как проверить якорь стартера на МЖЗ и другие неисправности
- Проверка втягивающего реле
- Как проверить стартер
- Как проверить стартер на работоспособность мультиметром
- Основные признаки неисправности пускателя
- Дефектовка электрики
Диагностика бендикса
Если стартер включается, а мотор не крутит, пришло время узнать, как проверить бендикс стартера. Бендикс обычно не ремонтируется, а заменяется, но причины его поломки знать необходимо. Их не много:
- засохла или загустела смазка;
- износились пружины;
- на роликах появились дефекты и стёртости или произошёл диаметральный износ.
Проверка бендикса производится без сложностей. Придумайте мягкую прокладку, чтобы обернуть механизм и тем самым избавить от повреждений.
Затем поместите его в тиски, при этом муфта прибора должна иметь односторонний поворот. Если есть вращение в две стороны, причина поломки – дефект муфты.
Эту деталь придётся заменить. Соблюдая точный порядок действий и инструкций, проверку стартера и замену дефектных деталей вы проведёте без труда.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Признаки поломки устройства
Проверка стартера от аккумулятора не представляет какого-либо труда. Как правило, подобные неисправности редко когда появляются мгновенно. Изначально появляются посторонние звуки, из-под капота может исходить неприятный запах, возникают определенные сложности с пуском двигателя. Если говорить о распространённых признаках поломки, то отметим следующие:
- После включения зажигания двигатель прокручивается с трудом.
- Подается напряжение, появляется соответствующий гул, но двигатель не заводится.
- Сразу после заведения двигателя может быть слышно характерное металлическое жужжание.
- Реле щелкает, но мотор не прокручивается.
- Пусковое устройство медленно вращается.
- Появляется запах гари.
Разберем поподробнее все признаки поломки пускового устройства автомобиля.
- Непостоянное вращение двигателя. Если стартер через раз приводит двигатель в движение и появляются пропуски старта, одновременно отмечается скрежет и металлический треск, то возможной неисправностью является износ шестерни или вилки, а также поломки демпферной пружины. Определить точно поломку можно лишь при демонтаже пускового устройства и его разборке, после чего мастер или автовладелец сможет точно определить причину подобных проблем и выполнит соответствующий ремонт.
- Стартеру не хватает мощности для вращения двигателя. В том случае, если щетки вращаются, но при этом двигатель не приходит в движение, то с большой долей вероятности причиной поломки является выход из строя вилки. Ремонт будет заключаться в снятии пускового устройства и последующей замены вилки. Отметим, что вилка имеет доступную стоимость, а все ремонтные работы можно провести самостоятельно.
- Появление неприятного скрежета при заведенном двигателе. В том случае, если двигатель завелся, но из стартера доносится металлическое жужжание и скрежет, необходимо как можно скорее заглушить двигатель, демонтировать стартер и провести его диагностику. Причиной подобной поломки являются шестерни реле, заклинивание вилки или залипание втягивающего реле. В каждом конкретном случае ремонт будет зависеть от характера поломки.
- Стартер щелкает, но не крутит двигатель. Причиной подобной поломки является недостаточный заряд от аккумулятора. Полученного напряжения будет достаточно лишь для срабатывания в стартере втягивающего реле. Однако контактная пластина не будет замыкать пятаки и на двигатель не будет подаваться напряжение. Появляются характерные щелчки, небольшое гудение, но двигатель при этом не заводится.
- Стартер медленно вращается, при этом аккумулятор полностью заряжен. Появляются характерные щелчки, пусковое устройство медленно вращается, но двигатель не получает заряд. Если вы уверены в том, что аккумулятор полностью заряжен, то причиной поломки являются загрязнённые или изношенные втулки. Автовладельцу необходимо будет демонтировать стартер, разобрать его и провести соответствующую диагностику.
- Появление неприятного запаха гари. При заведении мотора может появляться неприятный запах гари. Подобное свидетельствует о подгорании обмоток втягивающего реле. Помните о том, что эксплуатировать автомобиль с подобными поломками не рекомендуется, так как существует вероятность возгорания в моторном отсеке, которое может полностью уничтожить автомобиль.
Как проверить или прозвонить стартер – проверяем на автомобиле и в снятом состоянии
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Как бы то ни было, а начатое дело нужно доводить до конца. Когда стартер авто не прокручивает, а аккумуляторная батарея заряжена, не остается ничего другого, как прозвонить стартер.
Проверка стартера, дело вовсе не сложное, однако, не все автовладельцы знают, как проверить стартер в условиях гаража. Проверка стартера включает в себя несколько основных этапов:
- проверка работоспособности стартера;
- проверка тягового реле;
- проверка целостности обмоток и состояния щеток;
- проверка бендикса.
Как проверить, работает ли стартер?
После того, как вы сняли стартер, аккуратно зажмите его в тиски. Здесь главное не переусердствовать – одно неверное движение, и устройство будет повреждено. Приготовьте несколько проводов с маленьким сопротивлением.
Это могут быть, например, провода зарядки аккумуляторной батареи. Провода соедините с нижней клеммой и корпусом стартера, а провод, который идет от корпуса, соедините с «плюсом» и «минусом» аккумулятора. Таким образом, вы проверите его работоспособность – если стартер исправен, то начнет вращаться. Скорее всего, вам придется заменить тяговое реле.
Проверяем элементы стартера: обмотки и щетки
Как проверить работоспособность стартера, если он не вращается? В этом случае вам нужно произвести проверку щеток и обмоток стартера.
Для проверки щеток воспользуйтесь 12-вольтовой лампочкой с двумя проводами. Провода соедините к щеткодержателю и к массе. Если лампочка загорится – целостность щеток нарушена, и, соответственно, нужно заменить щетки.
При помощи все той же лампочки проверьте обмотки стартера, присоединив один провод к корпусу стартера, а другой – к выводу обмотки. Не забывайте, что перед тем, как проверить снятый стартер таким образом, его нужно подключить к аккумулятору. Для проверки на межвитковое замыкание якоря воспользуйтесь специальным стендом.
Если во время проверки вы выявили неисправность, просто замените вышедшие из строя детали и элементы, и работа стартера нормализуется.
Бендикс не крутит – продолжаем проверку стартера
Если стартер включается, однако двигатель не прокручивает, готовьтесь решать проблемы с бендиксом, который, скорее всего, придется заменить. Некоторые умельцы ремонтируют бендиксы, за исключением такой неисправности, как трещина в его корпусе.
Но, если у вас не эксклюзивный стартер, то проще будет купить бендикс в магазине и поменять его. Тем не менее, причины пробуксовки бендикса мы с вами знать должны:
- высохла или загустела смазка;
- ослабли пружины;
- произошло уменьшение диаметра роликов (так называемый, диаметральный износ);
- либо ролики износились односторонне и на них появились натертые плоские грани.
Прежде, чем отправляться в магазин за новым бендиксом, снимите и прихватите с собой старый, чтобы не приобрести абсолютно ненужную деталь.
Как проверить, работает ли стартер, когда он крутится очень тяжело, а фары горят тускло? В первую очередь обратите внимание на то, какое напряжение выдает аккумулятор. Если оно окажется нормальным, проверьте состояние всех контактов
Если эта проверка не помогла выявить неисправность, разберите стартер и замените втулки, чтобы устранить излишнее трение между деталями
Если оно окажется нормальным, проверьте состояние всех контактов. Если эта проверка не помогла выявить неисправность, разберите стартер и замените втулки, чтобы устранить излишнее трение между деталями.
Бывает, что стартер крутится медленно, но лампочки горят достаточно ярко. Это может свидетельствовать о выходе из строя тягового реле. Оно подлежит замене, если при касании «плюсом» нижней клеммы тягового реле он вдруг начнет легко крутиться.
Если он будет крутиться так же медленно, как и раньше – дело в стартере. Самая распространенная проблема – плохое прилегание щеток к коллектору, из-за чего они сильно искрят, а коллектор очень загрязняется.
Если вы до сих пор не уверенны в своих силах и не знаете, как проверить стартер, видео от мастеров, несомненно, придет вам на помощь. Но помните, что одного только видео урока может быть недостаточно.
Так как, разбирая стартер, важно обращать внимание и на запах. Если перед тем, как проверить исправность стартера, разбирая его, вы почувствуете запах гари – можете даже не продолжать дальнейшую проверку, а смело отправляться за покупкой нового стартера
Ну вот, пожалуй, и все. Теперь вы знаете, как проверить работу стартера в условиях гаража и сможете выполнить ее самостоятельно.
Проверка батареи и шины заземления
Если на стартер подано напряжение, а он не реагирует, надо сделать следующее.
Затем, следует проверить, в каком состоянии находится земляная шина. При наличии в мультиметре чувствительного омметра, измеряют сопротивление между коннекторами «минус» аккумулятора — шасси автомашины, корпус двигателя и генератора. Прибор должен показывать везде 0 Ом.
Можно сделать иначе. Мультиметр переводят в режим вольтметра с минимальной шкалой и, при включенном зажигании, измеряют напряжения между минусом аккумулятора, шасси автомашины, корпусом двигателя и генератора. Показания должны быть с точностью до десятых «ноль». Если больше, то нужно проверить контакты соединений. Если потребуется, зачистить их и плотно затянуть.
Для последующих манипуляций требуется компьютерная диагностика. В автомобилях с компьютерным управлением запуск двигателя может блокировать иммобилайзер. Вмешательство в электрическую часть, иногда, приводит к блокировке пуска автомобиля.
Как проверять стартер с демонтажем
Снятие стартера при наличии соответствующего опыта обычно не составляет сложностей. Последовательность операций:
- отключите обе клеммы от аккумулятора;
- отсоедините от втягивающего реле два провода: толстый и тот, что идет от замка зажигания;
- открутите болты крепления стартера (обычно их 3);
- извлеките устройство через подкапотное пространство или опустите вниз (как это удобнее, в зависимости от марки авто).
Как прозвонить щеточный узел
Дальнейшие действия потребуют частичной разборки стартера. Обычно этот узел обычно находится в задней части устройства (достаточно снять защитный ободок или крышку). Сначала взгляните на выступающую часть щеток (если это возможно) и определите их длину: она должна быть не менее 12 мм (для разных моделей стартеров величина может быть иной). Также проверьте свободность перемещения элементов в их держателях: заеданий быть не должно: в противном случае попробуйте подточить щетки надфилем. Далее понадобится тестер или хотя бы обычная лампа на 12 В, пара проводов и источник постоянного тока на такое же напряжение (та же АКБ) – это необходимо для проверки отсутствия замыкания между щетками и корпусом.
- Один щуп мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления, присоедините к щеткодержателю, второй – к корпусу стартера. При отсутствии замыкания прибор покажет «бесконечность».
- Если тестера не оказалось под рукой, возьмите лампу с присоединенными к ней двумя проводами: один из них подключите к щеткодержателю, второй – к любому полюсу источника питания 12 В. От второго проведите провод к корпусу генератора. Свечение лампы будет указывать на наличие короткого замыкания.
Если этот момент есть, осмотрите провода, идущие от щеток: они нигде не должны касаться «массы». Тестирование не дало результатов? Рекомендуется заменить щеточный узел в сборе.
Проверка вилки и обгонной муфты
Здесь тоже особых сложностей нет: вилка (обычно она пластиковая) выталкивает обгонную муфту и поломка детали ведет к тому, что стартер крутит («жужжит»), но пуска двигателя не происходит, т. к. зацепление с маховиком отсутствует. Что касается проверки бендикса на исправность, для этого необходимо зажать его в тисках через грубую ткань, чтобы не повредить. Попробуйте подходящим ключом (лучше газовым №1 или «0») покрутить обгонную муфту в обе стороны: если она исправна, будет вращаться только в одну. В противном случае бендикс замените.
Как проверить якорь стартера на МЖЗ и другие неисправности
Как проверить якорь стартера мультиметром
Неотъемлемой частью любого автомобиля является пусковое устройство. Если оно функционирует хорошо, то и запуск двигателя не будет вызывать проблем, даже зимой. И напротив, если в стартере будут изъяны, мотор заводить с каждым разом будет всё труднее. Из этой статьи вы узнаете, как проверить якорь стартера в домашних условиях на межвитковое замыкание и другие неисправности.
Чем грозит неисправность якоря
Проблемы с якорем, наряду с различными пробоями, износом и распайкой относят к самым распространённым. Неисправность подобного свойства может спровоцировать полный выход из строя пускателя, что, само собой, даст предпосылки к проблемам в системе зажигания.
Следует знать, что поломки этого типа не «лечатся» сразу. Потребуется немного времени и сил, чтобы сначала точно установить причину, а затем её устранить.
Схема якоря
Кроме того, неисправности можно полностью доверить специалистам в СТО. Они своё дело знают хорошо, но за любую операцию, какой бы простой она не была, придётся платить из своего кармана. Поэтому некоторые вещи можно и нужно научиться делать самому.
Как определить место замыкания
Если обмотки якоря коротнут, то это грозит большими проблемами. Чтобы суметь разобраться с поломкой и устранить её, потребуется внимательно осмотреть выходы.
Визуальный осмотр может дать исчерпывающие ответы. Практически каждый опытный автомобилист, да и что там – специалист, должен уметь делать оценку уже на визуальном этапе осмотре. Как не бывает дыма без огня, так и не бывает замыкания без следов гари.
После определения места возникновения замыкания, следует очистить контакты, а затем проверить сопротивление измерительным прибором, настроенным на Ом (мультиметром, например).
Изоляция проблемного участка – следующий этап работы. Хорошо поможет смесь асбеста с супер клеем, что даст составу свойство мгновенно застывать.
Если место пробоя, все же, определить не удалось, нужно воспользоваться пока что тоже простым способом. Берётся зачищенная медная проволока, которой нужно связать все ламели так, чтобы они соединились и оказывали друг на друга воздействие. Затем подаётся импульс на короткое время с целью определения слабого места. Ток можно успешно подать с помощью сварочного аппарата, воздействуя на массу и коллектор. Где будет пробивать сварочная дуга, и есть место короткого замыкания.
В крайнем случае, если опять не удалось выявить место замыкания, якорную обмотку можно перемотать целиком.
Межвитковое замыкание или МЖЗ является неисправностью якоря номер один. Определяется с помощью особого аппарата, который предназначен конкретно для этих целей. Называется ППЯ. Он представляет собой трансформатор, эффективно определяющий неисправность.
МЖЗ составляет почти половину всех неисправностей, связанных с электродвигателями (которым, по сути, и является стартер). Причины возникновения МЖЗ нужно искать в перегрузке устройства, ошибочной эксплуатации и изначальном штатном браке.
Примечательно, что неправильная эксплуатация пускового устройства грозит проникновением воды внутрь обмоток.
Как найти МЖЗ? Определить его не так и сложно, если использовать подручные средства и вышеописанный аппарат.
Вот несколько других способов определения МЖЗ якоря:
- При работе стартера устройство нагревается неодинаково, какая-то часть, если потрогать, очень горяча;
- Измерение нагрузки на каждую фазу токовыми клещами (очевидно, что если на одной из фаз тока больше чем на других – это проблема);
- Прозвон обмоток тестером, что подразумевает обязательность отдельного прозвона (каждая обмотка в отдельности, что даёт возможность сверить почерпнутые значения сопротивления);
- Проверить мегомметром, что позволит определить замыкание на корпус (одна клемма прибора прикладывается к корпусу пускателя, другая – к выходу обмоток).
ППЯ для проверки якоря
Лучшая и точнейшая проверка якоря на МЖЗ – это использование Гроувер Тестер (американское название) или по-нашему – ППЯ. Правда, уже якорь должен быть снят, а стартер разобран.
ППЯ – это трансформатор, у которого есть только первичная обмотка, а в сердечнике вырезан зазор, куда помещается якорь.
Проверка осуществляется так:
- Якорь ставится в этот зазор;
- Включается ППЯ в сеть 220В;
- На якорь ставится любой отрезок металлической полоски;
- Если кусок металла начнет вибрировать или намагничиваться, значит, в якоре имеется МЖЗ.
Не забудьте вращать якорь по всей окружности, так как МЖЗ может не быть в одной плоскости, но присутствовать в другой.
Проверка втягивающего реле
Так как заниматься диагностикой стартера неудобно под капотом, его демонтируем. Найти втягивающее просто – оно меньше по размерам, чем электродвигатель. На нем нет бендикса, к нему подключаются основные провода.
На его торцевой крышке есть три контакта. Два из них на снятом агрегате свободные, к ним не подключено ничего. К третьему подключен вывод на электрический двигатель. Он обычно толстый, в изоляции, прикручен к этому выводу, а второй конец его «уходит» в корпус электродвигателя.
Для экспресс проверки втягивающего, нужно плюсовым проводом от аккумулятора прикоснуться к контакту реле меньшего диаметра. В автомобиле к нему подключается провод от замка зажигания. Во время поворота ключа в положение «Старт», через него подается напряжение на втягивающую обмотку. В ней образуется электромагнитное поле. Оно «втягивает» сердечник, к которому присоединена управляющая планка бендикса.
«Минусом» касаемся корпуса стартера. Желательно прикасаться к «ушам» корпуса, которыми он прикручивается к автомобилю.
В это время должно сработать втягивающая обмотка, бендикс должен «вылететь». В некоторых случаях может начать работать электродвигатель – это нормально. Потому что, провод из втягивающей обмотки соединен через силовой кабель, который идет от третьего контакта, с электродвигателем. Через щеточный аппарат якоря он образует «массу», то есть, соединяется с минусовым проводом аккумулятора.
Поэтому, при замыкании управляющего контакта втягивающего реле и соединении корпуса стартера с минусовым проводом АКБ, образуется электрическая цепь. Через нее ток течет через обмотку реле обмотки якоря электродвигателя, запуская его.
Если все исправно, то бендикс должен «вылететь». Рекомендуется отверткой проверить силу вылета. В рабочем положении надавить на шестерню бендикса, она не должна вернуться в исходную позицию пока есть напряжение на клеммах втягивающего реле.
Оставляем провода на месте в подключенном состоянии. Отверткой замыкаем управляющую клемму, к которой подключен «плюс» от АКБ с силовым болтом (вторым контактом реле).
Признаки неисправностей
Бендикс не «вылетает»:
- Обрыв во втягивающей обмотке.
- Плохой контакт силового кабеля и болтового соединения на выходе из втягивающего реле к электродвигателю.
- Нет «массы» на корпусе электрического двигателя стартера.
Бендикс «вылетел», но его легко можно задвинуть обратно отверткой
Эта неисправность проявляется по-разному:
- Он «выскочив», тут же обратно возвращается в исходное положение.
- Постоянно дергается, пока подается напряжение на управляющую клемму реле.
- Остается в «выдвинутом» положении, но его с легкостью можно задвинуть внутрь отверткой.
Бендикс «вылетел», а электродвигатель не крутиться
Или частота его вращения может не измениться, останется такой же низкой, как до замыкания отверткой силового болта и управляющей клеммы. Это признаки:
- Контактная пластина втягивающего реле не замыкает силовые контакты.
- Они обгорели, оплавились, нет цепи между силовыми болтами внутри реле.
Как проверить стартер
После того как вы сняли эту деталь со своего ВАЗ-2107, проведите следующие действия в домашних условиях:
Очистите от загрязнений снятый узел.
Проведите проверку от АКБ автомобиля: соедините вывод втягивающего реле и аккумулятора
При этом обратите внимание, чтобы корпус узла был соединен с отрицательным выводом от аккумуляторной батареи.
Снимите заднюю крышку и щеточный узел. Осмотрите обмотку якоря и статора.
Мультиметром проверьте обмотки на замыкания
Для этого включите его в режиме измерения Ом. Если замыкания нет, то минимально прибор покажет 10 кОм.
Переместите щупы к выводам обмоток, если показания прибора стремятся к бесконечности, то в катушке есть обрыв.
Установите один щуп на корпусе, а второй присоединяйте к контактным пластинам. При отсутствии замыкания якоря «на массу» показания мультиметра будут выше 10 кОм
Далее вам нужно осмотреть части пусковой установки на наличие физических повреждений. Для этого проводится разборка детали. Все неисправные ил и поврежденные запчасти замените на новые. После ремонта соберите стартер и установите на место.
Символов без пробелов – 2429
Уникальность ЕТХТ – 97%
Уникальность Текст.ру – 80.74%
Академическая тошнота Адвего – 7.8%
Частота слов Адвего – 2.38%
Как проверить стартер на работоспособность мультиметром
Простейший способ проверки исправности стартерного механизма — использование лампочки или дефектоскопа. Но этих компонентов часто нет под рукой, поэтому можно взять мультиметр. Прибор используется для проверки обмотки и щеток на КЗ. Алгоритм такой:
- устанавливаем режим измерения сопротивления;
- проверяем число Ом между пластинкой и щетками/сердечником;
- смотрим сопротивление между корпусом и обмоткой;
- измеряем R между выводом отключения и болтом шунта (1-1,5 Ом);
- проверяем сопротивление между контактом подключения и кожухом реле (2-2,5 Ом).
Во всех случаях (кроме последних двух) сопротивление минимально. В остальных (кроме измерения Ом обмоток) мультиметр не «звонит». При проверке обмоток они будут звониться (кроме случаев обрыва).
Основные признаки неисправности пускателя
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше». Эксперты пишут, что главные предпосылки для поломки пускового устройства находятся в АК, втягивающем реле и в обмотке
Последняя просто оплавляется, что приводит к замыканию
Эксперты пишут, что главные предпосылки для поломки пускового устройства находятся в АК, втягивающем реле и в обмотке. Последняя просто оплавляется, что приводит к замыканию.
Как проявляется проблема | Причина неисправности | Метод устранения |
---|---|---|
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает | Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите батарею или замените |
Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники | Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином | |
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв | Замените тяговое реле | |
Обрыв в цепи питания тягового реле стартера | Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами «50» стартера и выключателя зажигания | |
Не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания | Замените контактную часть выключателя зажигания | |
Заедание якоря тягового реле | Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря | |
При включении стартера якорь не вращается, или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает | ||
Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите батарею или замените | |
Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники | Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином | |
Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом или с выводом «минус» аккумуляторной батареи | Подтяните крепления наконечников провода | |
Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах | Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов | |
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ | Зачистите коллектор, замените щетки | |
Обрыв или замыкание в обмотках статора или якоря | Замените статор или якорь | |
Замыкание щеткодержателя «положительной» щетки на массу | Устраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора | |
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается | ||
Причина неисправности | Метод устранения | |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите батарею | |
Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов | Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера «50» стартера | |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле | Замените тяговое реле |
Дефектовка электрики
Проверка ротора
Симптомы неисправностей:
- стартер щелкает втягивающим, но не вращает коленвал;
- стартер вращается с явным натягом и остановками;
- ощутимый запах горелой изоляции.
Как и у двигателя постоянного тока, у ротора электростартера есть коллектор – узел, позволяющий обеспечить необходимое направление магнитного поля в обмотках при вращении. Это достигнуто путем применения ламелей – набора узких контактов, вращающихся вместе с ротором и подключающих к щеткам то одну обмотку, то другую.
Значительные повреждения ламелей увеличат в разы износ щеток и снизят мощность стартера. Такой ротор ремонтируем в специализированной мастерской или заменяем новым.
Незначительные задиры, канавки на коллекторе устраняем самостоятельно. Зажав хвостовик ротора в патрон электродрели или шуруповерта, нужно сначала зашлифовать коллектор наждачной бумагой со средним зерном (200-300), а затем заполировать более тонкой (1500-2000).
После этого обязательно прочистить прорези между ламелями от пыли с помощью ножа или плоской отвертки. Движения должны быть осторожными, чтобы нож или отвертка не соскочили на поверхность ламелей, поцарапав их.
При длительной прокрутке, особенно с использованием мощной «тещи» (пускового устройства, какими обычно пытаются «оживить» автомобили в автосервисах), обмотки ротора перегреваются. Если потемневшая изоляция с незначительным запахом гари терпима и указывает на ошибки при эксплуатации, то отслоение горелой изоляции – прямой повод к перемотке ротора или его замене, если это дешевле услуг специализированной мастерской.
Причиной перегрева частей обмотки становится ее короткое замыкание на корпус ротора. Проверяется это тестером в режиме прозвонки или лампочкой: один провод закрепляется на роторе, вторым поочередно касаемся каждой ламели коллектора. Замыкания между ними быть не должно.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Стартер крутит, но машина не заводится – в чем причина
- Втягивающее реле стартера — назначение, проверка и ремонт
- Бендикс стартера — функции, неисправности, проверка и замена бендикса на стартере
Проверка щеточного узла
Признаки неисправностей:
- стартер не вращается;
- снижена мощность стартера.
У современных электростартеров используется две пары щеток. В каждой паре одна подает на коллектор ротора «плюс» питания, вторая – «массу». Со временем износ щеток неизбежен, что приводит к ухудшению контакта и сначала потерей стартером мощности, затем – к его полной остановке.
Щетки стартера должны иметь достаточную длину, позволяющую сжать пружины и надежно прижать их к ротору. Если щетки изношены неравномерно или от них осталось по нескольку миллиметров, требуется замена либо щеток по отдельности, либо щеточного узла в сборе в зависимости от конструкции конкретного стартера.
Проверка статорной обмотки безредукторных стартеров
Симптомы неисправностей:
- потеря стартером мощности или его полная остановка;
- запах горелой изоляции.
Обмотки статоров безредукторных стартеров соединяются последовательно с ротором и имеют низкое сопротивление, поэтому в гаражных условиях проверить наличие межвитковых замыканий в них можно только визуально, по следам перегрева или механических повреждений. С помощью тестера или лампочки проверяем отсутствие замыкания на корпус, если таковое не предусмотрено конкретной схемой сборки стартера (модели, где статор подключен параллельно ротору). В первом случае тестер или лампочка подключается к «плюсовой» клемме статора, а второй вывод – к корпусу. Во втором случае предварительно отключаем от корпуса второй вывод обмотки.
При наличии на обмотках следов повреждения или перегрева, не говоря уже о признаках возгорания изоляции, статор подлежит замене или перемотке.
Печать