Самосвал маз 555
Содержание:
- Разновидности
- МАЗ-5551
- Удобство и комфорт
- Модификации
- МАЗ 551603 221 — самосвал (технические характеристики)
- Описание самосвала МАЗ-5551
- Описание самосвала базовой модели и его 020 модификации
- Видео
- Назначение
- Внешность
- Необходимость ухода за КПП
- Устройство
- Общее описание
- Двигатель и трансмиссия
- История развития
- Коробка передач и двигатель
Разновидности
Часто встречаются разные версии МАЗа-5551, такие как 020 с увеличенным объемом загрузки.
МАЗ-5551-020Р снабжен еще большей погрузочной поверхностью и объемом.
МАЗ-555102 имеет три комплектации – 220, 223, 225. Серия оснащена двигателями в 230 л. с.
Модель 225 оборудуется самосвалом с трехсторонней разгрузкой и возможностью сочленения в автопоезд. Грузоподъемность 9 500 кг, 220-я и 223-я версии – 10 200 и 10 100 кг соответственно.
Опционально комплектуются кондиционером, подогревателем двигателя, отопителем салона, надставными бортами, тентом, электропневмогидровыводами на прицеп, задними бамперами и боковым ограждением.
МАЗ-5551
Минский автомобильный завод является одним из ведущих предприятий машиностроения на всем постсоветском пространстве. Предприятие имеет 70-летнюю историю выпуска большегрузной техники. Изначально белорусские грузовики отличали высокая надежность, простота в эксплуатации и легкость в обслуживании и ремонте. Высокая степень унификации запасных частей и агрегатов позволяет организовать сервисное обслуживание на современном техническом уровне. «МАЗ» сегодня – это брэнд, заслуживший признание не только на родине, но и в ближнем и дальнем зарубежье. В номенклатуру выпускаемой продукции входят бортовые автомобили, седельные тягачи, шасси под установку оборудования различного назначения, автобусы, троллейбусы и прицепная техника. В настоящий момент под маркой «МАЗ» производится более четырехсот моделей и модификаций техники. Благодаря сотрудничеству с ведущими производителями автомобильной техники в мире, продукция завода востребована и конкурентоспособна на мировых рынках. Предприятием налажено сотрудничество с немецкими компаниями MAN и BOSCH, американской Cummins, международным концерном ZF, российским ЯМЗ и многими другими фирмами и организациями. Это позволяет не только разрабатывать современные и перспективные образцы машин, но и модернизировать модификации и модели, запущенные в производство. Одним из долгожителей производственной линии завода остается самосвал, получивший отраслевой индекс МАЗ-5551. Первые образцы машины были выпущены еще в 1985 году. Претерпев незначительных изменений, машина выпускается по сегодняшний день, и пользуется заслуженным спросом на рынке грузовых автомобилей.
Навигация по статье
Удобство и комфорт
Что же сделали конструкторы для эргономики и удобства водителя и пассажиров в МАЗе-5551?
В отличие от предыдущей версии все-таки в конструкцию и расположение элементов управления, кресла водителя и приборную панель внесли некие приятные изменения, что, безусловно, добавило комфорта и удобства эксплуатации.
В кабине просторно и уютно. Без спального места здесь легко располагаются водитель и два пассажира.
В кабину легко залезать благодаря правильно расположенным поручням и ступенькам. Эргономикой расположения элементов кабины вряд ли можно похвастаться.
Руль регулируется как по высоте вылета, так и по углу наклона. Сидение передвигается на салазках. Но все же водителю тяжело найти для себя удобное положение.
Это приводит к быстрой утомляемости и негативно влияет на сосредоточенность и качество его работы.
Однако благодаря большим боковым зеркалам и расположению водителя обзор остается на высоте.
Панель приборов довольно информативна, но из-за слабой яркости световой индикации некоторых показателей отдельные элементы плохо видны днем.
Но все же белорусские создатели постарались во многом преобразить кабину и внутреннее пространство. И у них это получилось.
Удачным стало расположение предохранительной коробки – за панелью приборов возле пассажирского кресла, доступ к ней не затруднен.
Освещение и вентиляция кабины сделаны на высоком уровне.
Между водителем и пассажиром есть специальное отделение, в которое можно положить, например, документы, бутылку с водой и другие мелочи.
Здесь же есть сигаретница, однако ни прикуривателя, ни пепельницы почему-то не предусмотрели разработчики этого автомобиля.
Неудобно открывать двери изнутри из-за низкого расположения рычажка открывания.
Для опрокидывания кабины конструкторы МАЗа учли недостатки пружинного механизма, который мог создавать опасность из-за самопроизвольного отщелкивания и откидывания, и оборудовали ее гидроприводом.
Именно благодаря такой системе отсекается опасность, присущая пружинному замку. Для отечественного рынка грузовых автомобилей все гидроприводы взаимозаменяемы.
МАЗ тоже можно назвать отечественным, так как изначально сделан он в одной большой стране – СССР. Система фиксации сделана очень просто – стальной трос крепится на раму и какую-либо точку снизу кабины.
Хоть и не эстетично, зато дешево, надежно и практично. Управление гидроприводом подъема кабины находится под решеткой радиатора.
Такое расположение обусловлено тем, чтобы водитель помнил, что поднимать кабину без открытой решетки радиатора нельзя.
Качество металла кузова и сами элементы не настолько надежны, как хотелось бы, но это не препятствует использованию автомобиля в качестве тягача.
Ручник на МАЗе-5551 уже современного образца с энергоаккумуляторами пружинного типа, обладает хорошими техническими характеристиками.
А здесь можно ознакомиться с техническими характеристиками автомобиля ГАЗ-33081 «Егерь».
Существенным просчетом системы, по отзывам экспертов, является отсутствие болтов в камерах, с помощью которых можно принудительно растормозить колодки.
Модификации
Самосвал МАЗ-5551 стал логическим продолжением ранее выпускаемой модели. Его конструкция во многом разработана на базе МАЗ-5337, который выпускался заводом уже на протяжении десяти лет. Шасси МАЗ-5551 также используется для монтажа гидравлических подъемников и кранов, автоцистерн и другого специализированного оборудования. За тридцать лет производства было выпущено множество модификаций, отличавшихся друг от друга силовыми установками, элементами трансмиссии, грузоподъемностью и оснащением кабин и уровнем комфорта. Можно выделить несколько основных модификаций:
- МАЗ-5551-020 – модель первых годов выпуска грузоподъемностью до 10 тонн, оснащавшаяся атмосферным, 180-сильным мотором ЯМЗ;
- МАЗ-5551 А2-320 – машина повышенной грузоподъемности с турбированной силовой установкой ЯМЗ мощностью 230 л.с;
- МАЗ-5551 А3-4327 – модель, оборудованная кузовом с разгрузкой груза на три стороны объемом 12,5 м3. Используется для транспортировки сельскохозяйственных грузов. Грузоподъемность – 9,2 т;
- МАЗ-5551 А2-325 – самосвал, с кузовом объемом 5,5 м3, и возможностью трехсторонней разгрузки. Предназначен для использования в составе автопоезда;
- МАЗ-5550 – современная модификация грузоподъемностью до 12 тонн. Оснащается турбированным двигателем ЯМЗ мощностью 273 л.с. и 9-ти ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль имеет левосторонний отвод отработанных газов и не оборудован обогревом платформы.
- МАЗ-5551-01ХЛ – модификация для эксплуатации в условиях пониженных температур до -60*.
Некоторые модели самосвала также оснащены надежными немецкими силовыми установками Deutz BF4M1013FS агрегатируемые 9-ти ступенчатыми механическими КПП ZF.
МАЗ 551603 221 — самосвал (технические характеристики)
содержание .. 21 22
Автомобили МАЗ (технические характеристики) — часть 4
Марка: МАЗ
Модель (серия): 551603
Модификация: 221
Технические характеристики самосвалов МАЗ 551603 221
Основные характеристики
Колёсная формула / кол-во осей | 6х4 |
Характеристики грузоподъёмности и массы | |
Грузоподъёмность | 20000* |
Полная масса автомобиля | 33000* |
Распределение полной массы на переднюю ось | 7000* |
Распределение полной массы на заднюю ось | 26000* |
Масса снаряженного автомобиля | 12700 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЯМЗ-236БЕ2(EURO-2) |
Тип двигателя | дизель,турбо |
Рабочий объём двигателя (силового агрегата) | 11150 |
Мощность двигателя (силового агрегата) | 184(250) |
Максимальный крутящий момент, Нм(кгсм) | 1078 |
Число и расположение цилиндров | 6,V-образное |
Коробка передач | |
Модель коробки передач | ЯМЗ-238М |
Тип коробки передач | механическая |
Число передач КП | 8 |
Диапазон коробки передач | 7,3-0,71 |
Передаточное число | 7,14 |
Топливная система | |
Топливный бак | 350 |
Контрольный расход топлива | 32 |
Максимальная скорость | 81 |
Подвеска | |
Подвеска передняя | рессорная |
Подвеска задняя | рессорно-балансирная |
Колёса | |
Размер колес | 8,5-20 |
Способ крепления | клиновый(шпилечный)** |
Шины | 12.00R20 |
Тип колес | без(дисковые)** |
Характеристики самосвала | |
Платформа | самосввальн с зад.загр |
Площадь платформы | 10,1 |
Высота платформы | 1085 |
Ширина платформы | 2280 |
Длина платформы | 4440 |
Объем платформы | 10,5 |
Марка: МАЗ
Модель (серия): 551603
Модификация: 2123
Технические характеристики самосвалов МАЗ 551603 2123
Основные характеристики | |
Колёсная формула / кол-во осей | 6х4 |
Характеристики грузоподъёмности и массы | |
Грузоподъёмность | 20000* |
Полная масса автомобиля | 33000* |
Распределение полной массы на переднюю ось | 7000* |
Распределение полной массы на заднюю ось | 26000* |
Масса снаряженного автомобиля | 12700 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЯМЗ-236БЕ(EURO-1) |
Тип двигателя | дизель,турбо |
Рабочий объём двигателя (силового агрегата) | 11150 |
Мощность двигателя (силового агрегата) | 184(250) |
Максимальный крутящий момент, Нм(кгсм) | 1030 |
Число и расположение цилиндров | 6,V-образное |
Коробка передач | |
Модель коробки передач | ЯМЗ-238М |
Тип коробки передач | механическая |
Число передач КП | 8 |
Диапазон коробки передач | 7,3-0,71 |
Передаточное число | 7,14 |
Топливная система | |
Топливный бак | 350 |
Контрольный расход топлива | 32 |
Максимальная скорость | 81 |
Подвеска | |
Подвеска передняя | рессорная |
Подвеска задняя | рессорно-балансирная |
Колёса | |
Размер колес | 8,5-20 |
Способ крепления | клиновый(шпилечный)** |
Шины | 12.00R20 |
Тип колес | без(дисковые)** |
Характеристики самосвала | |
Платформа | самосвальн ковш.тип без задн.борта |
Площадь платформы | 11,2 |
Высота платформы | 1085 |
Ширина платформы | 2280 |
Длина платформы | 4920max |
Объем платформы | 10,5 |
Марка: МАЗ
Модель (серия): 555102
Модификация: 220
Технические характеристики самосвалов МАЗ 555102 220
Основные характеристики | |
Колёсная формула / кол-во осей | 4х2 |
Характеристики грузоподъёмности и массы | |
Грузоподъёмность | 10000* |
Полная масса автомобиля | 18000* |
Распределение полной массы на переднюю ось | 6500* |
Распределение полной массы на заднюю ось | 11500* |
Масса снаряженного автомобиля | 8000 |
Двигатель | |
Модель двигателя | ЯМЗ-236НЕ2(EURO-2) |
Тип двигателя | дизель,турбо |
Рабочий объём двигателя (силового агрегата) | 11150 |
Мощность двигателя (силового агрегата) | 169(230) |
Максимальный крутящий момент, Нм(кгсм) | 882 |
Число и расположение цилиндров | 6,V-образное |
Коробка передач | |
Модель коробки передач | ЯМЗ-236П |
Тип коробки передач | механическая |
Число передач КП | 5 |
Диапазон коробки передач | 5,26-0,66 |
Передаточное число | 7,14 |
Топливная система | |
Топливный бак | 200 |
Контрольный расход топлива | 22 |
Максимальная скорость | 91 |
Подвеска | |
Подвеска передняя | рессорная |
Подвеска задняя | рессорная |
Колёса | |
Размер колес | 8,5-20 |
Способ крепления | клиновый(шпилечный)** |
Шины | 12.00R20 |
Тип колес | без(дисковые)** |
Характеристики самосвала | |
Платформа | самосввальн с зад.загр |
Площадь платформы | 8,6 |
Высота платформы | 630 |
Ширина платформы | 2268 |
Длина платформы | 3800 |
Объем платформы | 5,4 |
содержание .. 21 22
Описание самосвала МАЗ-5551
Прежде чем узнать грузоподъемность МАЗ 5551 и другие его рабочие показатели, целесообразно подробнее ознакомиться с этой популярной моделью, её особенностями. Выпуск автомобиля начался в 1985 году, однако несмотря на устаревшую конструкцию он до сих пор повсеместно используется в сельскохозяйственной и других сферах.
К числу наиболее значимых особенностей подобного рода транспортного средства следует отнести:
- небольшие габариты, позволяющие грузовику успешно маневрировать даже в условиях ограниченного пространства;
- отличная грузоподъемность, значительно превосходящая аналогичные показатели у многих других моделей отечественного, зарубежного производства;
- универсальность.
Необходимо упомянуть также замечательную проходимость этого самосвала, обусловленную большим дорожным просветом, характерным для большинства грузовых автомобилей данного производителя.
Будучи неприхотливым в обслуживании и эксплуатации, МАЗ повсеместно используется не только в сельскохозяйственной сфере, но и на многочисленных строительных площадках. При необходимости провести ремонт достаточно изучить каталог запчастей, приобрести нужную деталь и устранить неисправность, используя различные видео-инструкции.
Он отлично подходит для перевозки различных сыпучих материалов — песка, удобрений, небольшого размера камней, щебня, строительного мусора. Удачная конструкция позволяет использовать его для транспортировки зерна, благодаря чему модель нередко называют сельхозник.
Самыми популярными модификациями самосвалов этой серии являются:
- 020 — оснащен кузовом, способным разгружаться исключительно назад;
- А2-320 — современная версия с турбированным двигателем мощностью 230л.с.;
- А3-4327 — отличается увеличенным размером сварного кузова, предназначенного для транспортировки сыпучих грузов.
Существуют и другие модификации этой популярной модели, имеющие специальное назначение, например, использование в качестве автопоезда либо в коммунальном хозяйстве.
Отличное качество сборки и доступная стоимость сделали грузовик оптимальным решением для эксплуатации в коммерческой сфере, где важна высокая рентабельность. Необходимо отметить, что тюнинг применяется в отношении подобного рода автомобилей сравнительно редко, поскольку их эксплуатационные характеристики не требуют доработок.
Устройство автомобиля
Конструкция МАЗ Зубренок отличается простотой, однако может отличаться и зависит от конкретной модификации. Ведь со времени начала выпуска модель неоднократно дорабатывалась и улучшалась, что позволило ей стать одной из самых эффективных в своем сегменте.
Как можно увидеть на фото, дизайн грузовика был изменен в 1998 году, что позволило ему стать более современным в сравнении с предыдущими поколениями. К числу основных элементов конструкции транспортного средства относятся:
Кабина машины довольно просторная, позволяет с комфортом разместиться водителю и 2 пассажирам. Изготовлена из прочных материалов, редко подвергается коррозии, все контрольные приборы и органы управления удобно расположены по отношению к водителю.
Особого упоминания заслуживают двигатели, устанавливаемые на МАЗ, поскольку они значительно отличаются, в зависимости от модификации. Стандартным вариантом представляется дизельный силовой агрегат v-образного типа, оснащенный 6-ю цилиндрами. Он имеет объем 11,15 литров, может похвастаться мощностью до 180 л.с. Однако, по мере совершенствования конструкции на автомобили данной модели стали устанавливать более современный вариант мотора, оснащенный турбонаддувом, а также обновленный радиатор.
Некоторые из модификаций даже предусматривали установку не только отечественных агрегатов ЯМЗ, но и иностранных аналогов, однако они, как показывают отзывы, не получили широкого распространения, поскольку стоимость грузовика существенно возросла.
Описание самосвала базовой модели и его 020 модификации
Единственным отличием модификации 020 является увеличенный объем погрузочной части за счет изменения исходной высоты бортов. Остальные характеристики идентичны.
В следующем обзоре вам станет известно, какими основными параметрами обладает шасси «Урала-4320».
Двигатель
Сердцем этого грузовика является дизельный 6-цилиндровый V-образный двигатель.
Со своими обязанностями ЯМЗ-236М2 (Ярославль) справляется отменно, отрабатывая нагрузки без надрывов и нареканий.
Крутящего момента в 667 Нм и 180 л. с. с лихвой хватает, чтобы вытащить нагруженный самосвал из сложных ситуаций.
В последних версиях на заводе ставят ЯМЗ-6563.10, ЯМЗ-6581.10 (изображен на фото слева) или Deutz BF4M1013FC.
Согласно техническим характеристикам, мощность этих агрегатов выше, чем у более старого образца. Кроме того, МАЗ идет в ногу со временем, и последние моторы отвечают стандарту Euro 3, что значительно расширяет возможности их применения.
Трансмиссия и привод
На самосвал МАЗ-5551 устанавливается 5-ступенчатая механическая КПП. Ее технические характеристики нельзя назвать идеальными.
При серьезных нагрузках слишком короткая первая передача, и на нетвердом грунте очень трудно грузовик сдвинуть с места.
Но на ровной дороге двигатель и коробка отлично сочетаются и передвигают груженый самосвал с легкостью. Максимальная скорость – 90 км/ч. Задняя ось является ведущей, соответствуя типу привода 4х2.
Все нововведения облегчили водителю жизнь, ведь раньше, чтобы «словить» нужную передачу, ломоподобный рычаг нужно было «дергать» по всей кабине, однако сейчас этот процесс стал легок и приятен.
Грузоподъемность
Надежный гидроусилитель руля отлично справляется со своими обязанностями. Благодаря стабилизатору поперечной устойчивости автомобиль уверенно чувствует себя на поворотах, особенно при полной загрузке.
Еще одним преимуществом являются пневматические тормоза. Они очень надежны и проверены временем, такой важный элемент безопасности выполнен производителем на высоте.
Видео
Среди других новшеств, использованных в МАЗ-5551, следует выделить:
- тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами, пришедшие на смену барабанному ручнику. Данные элементы получили болты для принудительного растормаживания при отсутствии воздуха в системе;
- ликвидирован недостаток с «отстегиванием» кабины;
- изменены форма фар, радиаторная решетка и некоторые элементы кабины. Так, лобовое стекло стало панорамным вместо раздвоенного, а на крыше появился спойлер. Внутри кабины изменены руль и рычаги управления.
Внешность самосвала современным дизайном вовсе не отягощена. Однако для работы МАЗ-5551 максимально удобен.
Сейчас представить стройку в России без данного грузовика довольно тяжело. МАЗ-5551 является «потомственным рабочим» и давно перевозит предметы и материалы различной массы на небольшие расстояния, не имея конкурентов по «трудоспособности» и стоимости.
Назначение
МАЗ-5551 – маневренный самосвал, предназначенный для перевозки различных сыпучих грузов. Чаще всего машина используется для перевозки строительных материалов при строительстве зданий и сооружений. Машина прекрасно зарекомендовала себя на внутрирегиональных маршрутах при перевозке урожая и других сыпучих грузов сельскохозяйственного назначения в составе автопоездов. Нередко десятитонник используется городскими коммунальными службами при обустройстве городских территорий. Благодаря подогреву кузова в любое время года автомобиль можно использовать для подвоза асфальта при строительстве и ремонте дорог. Универсальность и многофункциональность грузовика определяет также его использование на различных производствах.
Внешность
Данный грузовик пришел на смену самосвалу МАЗ 5549. Основное отличие внешне – это кабина. На предыдущем поколении самосвалов использовалась кабина с закругленными формами. Такой МАЗ получил кличку «головастик». С 85-го года в свет вышел новый МАЗ-5551, который получил следующий облик:
Кабина стала более квадратной. Лобовое стекло теперь цельное, без каких-либо перегородок. Также доработана конструкция и форма головной оптики. Теперь она располагается в железном бампере. Поворотники и габаритные огни совмещены воедино и находятся на черной решетке радиатора. Для произведения ручной очистки стекол в бампере предусмотрена небольшая подножка. Поскольку кабина находится высоко, без нее залезть на МАЗ и помыть лобовое просто невозможно. Кстати, в этой кабине впервые использовали целых три дворника. Но судя по отзывам, работают они неэффективно. Дворники плохо захватывают площадь стекла и после них остается много грязных участков. Ручка двери по-прежнему металлическая. В ней же интегрирован замок. Для удобства посадки предусмотрена подножка. Кузов на МАЗ-5551 имел разную кубатуру в зависимости от модификации (это мы рассмотрим немного позже). Но вне зависимости от типа, грузовая самосвальная платформа всегда оборудовалась гидравлическим приводом. Большой цилиндр поднимал платформу на довольно большой угол.
Необходимость ухода за КПП
Способствует продлению ресурса скоростной коробки – своевременное ее обслуживание. В частности, автовладелец должен следить за эффективностью работы шестеренок, рычага управления, контролировать уровень залитого в автомобильную систему МАЗ масла.
В случае необходимости ремонта коробки передач на МАЗ, необходимо демонтировать из штатного места коробку передач. Устройство должно быть визуально осмотрено на предмет внешних деформаций. Велика вероятность того, что именно это является причиной того, что КПП «не слушается» команд водителя. Если деформаций нет, можно приступать к разбору на составляющие КПП.
Если схема КПП МАЗ дала сбой, то станут проявляться следующие признаки:
- не срабатывают некоторые передачи, например, 4 и 5;
- отмечается затруднение ручного переключения.
Для промывки КПП требуется около 3-х литров специального масла. Ремонт КПП МАЗ может заключаться в восстановлении мостов, мойке, дефектации коробки. Также, ремонту подлежат картер и крышка.
Автомобили МАЗ агрегатируются моторами производства Ярославского завода, ММЗ, MAN, Deutz, Mercedes-Benz,Cummins. Поэтому каждая коробка передач МАЗ, установленная вместе с этими двигателями, имеет конструктивные особенности. Большинство КПП, которым отдает предпочтение автопроизводитель, относится к механическим. Задача КПП – выступить «посредником» между коленчатым валом ДВС и ведущими колесами при передаче крутящего момента, изменяя при этом его величину и направление. С помощью КПП водитель может выполнить разобщение ДВС и трансмиссии.
Купить коробку передач МАЗ по конкурентной цене вы сможете на сайте Sparox. Мы предлагаем сертифицированные запчасти и узлы для КПП разных производителей.
Краткое описание
Механическая коробка переключения передач МАЗ конструктивно состоит из валов (ведущего, ведомого и промежуточного), шестерен, синхронизаторов. Элементы коробки передач расположены в картере. Механизм переключения используется водителем для изменения передачи. В этот момент шестерни вводятся в зацепление, их сочетание зависит от выбранной передачи. Коробка МАЗ с мотором 236 – это 5-ступенчатая МКПП (синхронизаторы на всех передачах, начиная со второй). С 238 мотором устанавливается 8-ступенчатая МКПП (без синхронизатора только передача заднего хода). С мановскими моторами устанавливаются 16-ступенчатые МКПП ZF (синхронизация аналогична 8SP ЯМЗ).
Умение ездить, это не только верчение баранкой при маневрировании и чередование нажатий на педали акселератора и тормоза, это еще и правильный выбор положения-зацепления шестерен в коробке переключения трансмиссии. Конечно, давным-давно разработаны вариаторы и прочие виды автоматических и полуавтоматических КП, где вариативность крутящего момента выбирается узлом «самостоятельно, следуя заложенным настройкам. Вот только есть у них некоторая ограниченность «выбора», и на внедорожниках, и грузовиках они встречаются редко. Почему, и зачем они вообще нужны? Отвечаем…
Как происходит переключение
Разное покрытие или вариации отсутствия оного, изменение рельефа по вектору «вверх-вниз», движение порожняком, с средней или полной загрузкой — каждый из предложенных случаев требует какой-нибудь конкретной скорости кручения движителей-колес и усилия, с которым это все происходит. У двигателя внутреннего сгорания есть определенные рамки по числовому выражению частоты и крутящего момента, расширить его, и получить возможность стабильного удержания в нескольких положениях, призвана коробка перемены скоростей.
При этом АКПП тоже имеют четко обозначенные реакции, а работа большегруза часто связана с умением быстрого, иногда даже неожиданного варьирования скорости-момента работы приводных валов. Особенно, если ехать приходится по дороге, состояние которой далекое от идеального. А так как управление МКПП выполняется дистанционно, посредством рычага-переключателя, то должно и знать, какие его положения какому моменту-скорости соответствуют.
Конечно, можно было бы сделать что то вроде линейного смещения, но в этом случае механизм-кулиса напоминал бы габаритами толстое коромысло, а возможно, что и в кабине стало бы тесновато. И это даже при стандартной 4-ех, 5-тиступке, а про 9-ти, 12-ти и 16-тиступенчатые трансмиссии и говорить не будем. Поэтому конструкторам и приходится все возможности «запихивать» в сложный, зато компактный рисунок-схему. А запомнить его необходимо потому, что несоответствие выбранной передачи-диапазона это не только проблемы с преодолением маршрута, но риск повышенного износа деталей, особенно если «неправильности» будут систематическими.
Устройство
МАЗ-5551 без спального места гораздо просторнее автомобилей КамАЗа. Благодаря удачному расположению поручней и ступенек забираться в кабину самосвала предельно просто. Правда, эргономика кабины является не самой сильной стороной грузовика. Хотя подушка кресла перемещается, а рулевая колонка настраивается в двух плоскостях, о комфорте работы водителя говорить не приходится. Кабина автомобиля имеет хорошую обзорность, но дискомфорт вызывает повышенную утомляемость, что особенно явно проявляется на протяженных маршрутах. Огромное рулевое колесо комфорта также не добавляет, поскольку для его поворота маленьким водителям приходится наклоняться вперед.
Панель приборов МАЗ-5551 довольно информативна и удобна. Однако минусы присутствуют и здесь. Световая индикация имеет малую яркость, потому в дневное время она плохо просматривается.
Однако удачных решений в кабине самосвала гораздо больше. Компоновка блока реле и предохранителей за приборной панелью весьма удобна и позволяет легко подобраться к нему. Эффективная отопительная система, люк на крыше и плафон освещения внутри кабины добавляют комфорта в управлении автомобилем.
Благодаря крупным зеркалам заднего вида повышается обзорность и безопасность управления МАЗ-5551.
Водительское кресло имеет систему подрессоривания и регулируется в нескольких направлениях. Однако по-настоящему комфортной кабина все же не является, поскольку система амортизации в автомобиле отсутствует. Пассажирское сиденье и вовсе напрямую крепится к полу.
Общее описание
МАЗ-555102 оснащается цельнометаллическим кузовом с полезным объёмом 12,5 кубометра, он предназначен для перевозки сыпучих грузов нерудного типа. Для разгрузки применяется опрокидывание кузова механизмом гидравлического типа. На поперечинах рамы установлен одиночный цилиндр, связанный шарниром с основанием кузова. Привод гидравлической системы от коробки отбора мощности и насоса. Бак с 25 литрами масла для системы установлен на лонжероне рамы. Разгрузка может осуществлять в три стороны, направление выбирается пневматическим переключателем на пульте управления.
На задней поперечине рамы имеется буксировочный прибор для прицепа-самосвала. Такой вариант автопоезда-самосвала применяется при перевозке сельскохозяйственных грузов.
Базовая комплектация автомобиля может быть расширена за счет дополнительного оборудования. В список опций входят ходоуменьшитель в коробке передач, системы контроля и (или) регистрации расхода топлива. Для повышения характеристик МАЗ-555102 может быть оснащен штатными надставными бортами кузова высотой 300 мм. В таком варианте полезный объем платформы увеличивается на 3 кубометра.
Двигатель и трансмиссия
Самосвал оснащается дизельным мотором модели ЯМЗ-236НЕ2 с мощностью 169 кВт. С двигателем стыкуется пятискоростная коробка ЯМЗ-236П или восьмискоростная коробка скоростей модели 2361 (по отдельному заказу). Такой силовой агрегат обеспечивает приемлемые технические характеристики МАЗ-555102 – машина развивает скорость до 85 км/час при эксплуатационном расходе топлива в пределах 26 литров на 100 км (при скорости около 60 км/час).
По желанию покупателя на самосвал устанавливается автономный подогреватель ПЖД-30. Применение такого устройства обеспечивает беспроблемный запуск двигателя при низких температурах (ниже минус 20 градусов). Принцип действия основан на прогреве охлаждающей жидкости и масла в специальном котле, обогреваемом пламенем горелки обогревателя. Для циркуляции охлаждающей жидкости на мотор устанавливается дополнительный насос. Для установки подогревателя предусмотрено штатное место между нижней частью радиатора и поддоном двигателя.
Для передачи крутящего момента используется карданный вал с промежуточной опорой. Задний мост имеет двойную передачу – главный редуктор и планетарные редукторы в ступицах колес.
История развития
Белорусский «трудяга», как его называют, начал свою жизнь еще в военные годы после освобождения Минска.
Эмблемой марки стал беловежский зубр. С развитием производства был создан МАЗ-500 – главный прародитель современного МАЗа-5551. Произошло это в конце 60-х годов.
Самосвал стал собственной разработкой минских конструкторов. Агрегировался он двигателем ЯМЗ-236, который уже был четырехтактным.
После серии модификаций и доработок в 1985 году поступила в серийное производство одна из версий – самосвал МАЗ-5551. Он является наиболее распространенным на территории России.
Важным преимуществом «белоруса» являются его поворотливость и маневренность благодаря небольшой колесной базе грузовика и двухосной компоновке.
Поэтому в городских условиях он идеально вписывается даже в небольшие стройплощадки и развороты.
Коробка передач и двигатель
Характеристика МАЗ-5337 полностью определяется его двигателем. Он, к слову, дизельного типа. Цилиндров установлено 6 штук, а объем составляет 11 литров. Мощность агрегата составляет 180 лошадиных сил, а оборотов осуществляется в минуту 2100.
Система, которая представлена симбиозом коробки передач и двигателя, работает достаточно хорошо. Трансмиссия имеет сухого типа сцепление и пневматическое усиление. До скорости 85 км/ч МАЗ-5337 разгоняется максимум за минуту (требуется минимум 50 секунд).
На 100 пройденных километров автомобиль расходует около 22 литров топлива. Для крупногабаритной машины это весьма хороший показатель. Если водитель осуществляет движение в городе и за его пределами в рамках одного рейса, то машине понадобится 35 литров для того, чтобы пройти 100 км.