Когда в зависимости от срока эксплуатации авто нужно проходить техосмотр

Сроки прохождения техосмотра для транспортных средств

Пусть даже приобретённая Вами машина ещё никогда не покидала пределы того места, где ждала своего покупателя, но её возраст к моменту приобретения превысил три года, появится потребность оформить себе карту в самое ближайшее время.

Государством на это занятие отводится один месяц.

  • автомобилю старше трёх, но меньше семи лет, учитывая прописанный в его документах год выпуска, необходимо наносить визит на станцию техосмотра один раз в два года.
  • За транспортным средством, чей возраст перешагнул порог в семь лет, опять же с учётом года изготовления, необходимо следить более тщательно и подтверждать его удовлетворительное состояние соответствующим документом ежегодно.
  1. автомобилям, которые оснащены в соответствии с законодательством Российской Федерации приборами для воспроизводства особых служебных световых и аудио сигналов (в частности, полицейские машины).
  2. Машинам, которые используются для тренировки практических навыков вождения.

СПРАВКА. В части 6 статьи 15 Закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ сказано, что граждане имеют возможность требовать проведения технического осмотра своего ТС даже в том случае, если диагностическая карта действительна и осмотр не является обязательным в данный момент.

Подобная потребность автовладельца может быть вызвана рядом причин, самой распространённой из которых является предстоящий выезд за границу в страну, в которой предъявляются иные требования к срокам ТО автомобилей. Дать от ворот поворот желающему «дополнительного» техосмотра центры не имеют права.

Наказание за нарушение

Органы ГИБДД строго следят за выполнением ими же разработанного графика ТО для различных видов транспорта: легковых или грузовых машин, а также автобусов. Пусть диагностическая карта и не входит в перечень документов, которые автовладельцу следует всегда иметь при себе, его забывчивость относительно сроков действия данного документа может обернуться неприятными последствиями для нервов и кошелька.

Административному штрафу за отсутствие техосмотра, а, если быть точным, диагностической карты (которая с 2012 года заменила собой устаревшие талоны ТО) могут подвергнуться водители автомашин, осуществляющих регулярную транспортировку пассажиров и опасных грузов.

Причина этого очевидна: градус ответственности при управлении подобным ТС несравнимо более высок, чем у основной массы автолюбителей на дорогах. Которые, к слову, вполне могут позволить себе не следить за информацией относительно актуальных размеров штрафа за подобные правонарушения.

Размеры штрафа за просроченный и за отсутствующий в принципе технический осмотр на настоящий момент идентичны.

Однако вышенаписанное отнюдь не означает, что простые владельцы легковых автомобилей могут безответственно подходить к проведению ТО для своей машины, зная, что их не оштрафуют.

Кроме административных санкций, хозяина машины с просроченной картой могут подстерегать некоторые другие неприятности:

  1. ввиду отсутствия действительного технического осмотра не представляется возможным оформление полиса ОСАГО, в отсутствие которого любая эксплуатация транспортного средства не разрешается и может повлечь за собой дополнительное административное наказание в виде штрафа.
  2. В случае попадания автомобиля в ДТП, как только выяснится, что отсутствует действующая карта, получения каких-либо средств от страховой компании можно не ждать. В этом случае автовладельцу остаётся только кусать локти из-за того, что «сэкономленные» на техосмотре несколько тысяч рублей обернулись гораздо более болезненными для бюджета расходами.

Что проверяется при ТО

Перед началом процедуры от водителя потребуется предоставление общегражданского паспорта, водительского удостоверения и свидетельства о регистрации автомобиля. В случае, когда водитель не является владельцем ТС, необходимо наличие соответствующей доверенности от собственника.

Экспертом проверяется состояние автомобиля с внешней стороны, а также наличие и работоспособность ряда элементов:

  • огнетушителя;
  • медицинской аптечки;
  • знака остановки (аварийной);
  • номерного знака;
  • замков дверных;
  • стекол, зеркал, козырьков противосолнечных;
  • стеклоочистителей и стеклоомывателей;
  • сидений, ремней безопасности, звукового сигнала;
  • шин, колес (с измерением высоты протектора), фартуков противогрязевой защиты.

Продолжение осмотра возможно при наличии вышеперечисленных элементов и отсутствии претензий по ним.

Следующий этап включает проверку выхлопа газоанализатором на уровень содержания угарного газа, углеводородов, углекислого газа. Если показатели не превышают нормативные значения, эксперт переходит к проверке:

  • системы рулевого управления, тормозной системы, амортизаторов;
  • двигателя, рулевых тяг, шаровых опор;
  • светотехнического оборудования.

Графики прохождения

Законодательно определено, с какой периодичностью, в какие сроки требуется проводить технический осмотр автомобилей. Основными критериями, влияющими на конкретные даты, является назначение, возраст, оборудование ТС и т.д.

Легковой автомобиль

Технический осмотр производится только квалифицированными специалистами, компаниями, имеющими лицензию на право осуществления соответствующей деятельности. Среди основных требований закона, отметим обязанность автолюбителей проходить ТО:

Тип использования Возраст автомобиля Периодичность прохождения ТО
Индивидуальное использование 3 года
Индивидуальное использование От 3 до 7 лет 1 раз в 2 года
Индивидуальное использование Свыше 7 лет Каждый год
Использование под такси Не имеет значения 1 раз в 6 месяцев
Использование под обучение вождению Не имеет значения 1 раз в 12 месяцев
Использование со специальными сигналами Не имеет значения 1 раз в 12 месяцев

Законодатель позволил владельцу ТС на протяжении первых 3 лет эксплуатации не проходить технический осмотр и приобретать полисы ОСАГО без наличия

В законодательство регулярно вносятся правки и изменения, с которыми можно ознакомиться на официальных ресурсах.

Грузовой транспорт

Владельцы коммерческих грузовиков, с общей массой до 3.5 тонн при прохождении осмотра руководствуются положениями закона, применяемые к легковому транспорту с учетом их возраста. В зависимости от сферы использования ТС, имеются дополнительные ограничения:

  • Транспорт, используемый для перевозки людей, имеющий более 8 посадочных мест без учета водительского сидения, подлежит прохождению ТО 1 раз в 6 месяцев;
  • Машины, выполняющие транспортировку опасных грузов – 1 раз в 6 месяцев;
  • Автомобили для обучения вождению – 1 раз в 12 месяцев.

Грузовые машины с общей массой свыше 3.5 тонн, независимо от возраста, проходят процедуру ежегодно.

Мототехника

Мотоциклы, мотороллеры и другая самоходная двухколесная техника проходят ТО по требованиям, аналогичным для обычных легковых автомобилей. Никаких исключений, дополнений или изменений в этом процессе законодательством не предусматривается.

Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?

Получается, что если у вас на руках есть диагностическая карта (ДК), полученная до реформы 1 марта 2021 года, то она не аннулируется, а продолжает действовать. Следующий техосмотр нужно проходить после окончания срока действия текущей диагностической карты. Частота ТО всегда зависит от возраста «железного коня».

Если техосмотр был куплен?

Статистика говорит о том, что всего 20% водителей реально проходят осмотр с заездом на станцию технических проверок. Остальные 80% автовладельцев предпочитают не тратить на это время. Им проще «по старинке» заплатить страховому агенту и приобрести диагностическую карту в комплекте с ОСАГО. Ехать никуда не нужно, даже автомобиль можно не показывать – готовь денежку, и техосмотр «пройден».

Новый закон осложнит жизнь тем, кто покупает диагностические карты без фактического заезда на станции техосмотра. Допустим, вы воспользовались лазейкой и успели купить карту до 1 марта 2021 года. Теоретически, при проверке, ГИБДД её может у вас аннулировать. Но в то же время, закон не имеет обратной силы. Ситуация спорная. Наверняка придётся идти в суд и отстаивать свою позицию, ссылаясь на ч. 3 ст. 5 ФЗ № 122. А с весны ГИБДД начнёт тщательно контролировать все новые документы в системе ЕАИСТО.

Я вносил изменения в конструкцию авто

С первого месяца весны 2021 года всё становится жёстче.

Если конструкция вашего автомобиля не соответствует требованиям безопасности, то по новым правилам вам откажут в прохождении техосмотра, о чём эксперт-техник сделает соответствующую запись в системе ЕАИСТО. Но нарушения можно будет устранить в течение 20 дней, а потом заново показаться тому же эксперту.

Что это за нарушения в конструкции автомобиля? Например, установка «кенгурятника», газо-балонного оборудования (ГБО), незаконная тонировка стёкол, незарегистрированный ксенон и др.

При нарушениях со стороны оператора станции ТО

С марта 2021 года несоблюдение регламента техосмотра автомобилей также приведёт к проблемам с действительностью выданной диагностической карты

И пусть это нарушение со стороны техника (например, он забыл проверить систему или узел автомобиля) – неважно. Выданную вам по итогам ТО карту аннулируют

Специалиста, скорее всего, оштрафуют.

Правда, встаёт вопрос – а как об этом нарушении станет известно ГИБДД? По новым правилам техники должны сделать две фотографии автомобиля: до и после обследования, а после загрузить их в ЕАИСТО. Видеосъемка процедуры осмотра транспорта не предусмотрена. Тем не менее, нарушения со стороны оператора – это одна из причин, по которым техосмотр могут аннулировать. И придётся проходить его заново, и оплачивать по новой.

Если полис ОСАГО еще действует, но срок карты истёк?

Водитель должен заново пройти техническую проверку автомобиля.

Почему так? Диагностическая карта нужна для покупки полиса ОСАГО. Но срок действия техосмотра может не совпадать со сроком действия страховки. Получается, что ОСАГО еще действует, а срок диагностической карты подошёл к концу. И если в такой ситуации вы вдруг окажетесь виновным в ДТП, а причиной будет заявлена неисправность автомобиля – ждите регресса от страховой компании. Вначале она выплатит компенсацию ущерба потерпевшим в ДТП, а затем предъявит вам иск о взыскании этой суммы.

График для технического осмотра

Устанавливаемая периодичность прохождения техосмотра автомобиля связана со следующими факторами:

  • категорией ТС;
  • возрастом автомобиля;
  • предназначением ТС.

Легковые автомобили до 3 лет (от даты выпуска) не проходят техническую диагностику. К каждой из действующих категорий ТС установлены отличающиеся требования, в том числе:

  • По категории А, включающей мотоциклы, мотоколяски и транспорт весом до 400 кг, техосмотр проводится раз в 2 года для транспорта до 3 лет от даты выпуска. Для моделей 3-7 лет проверка проводится на ежегодной основе.
  • По наиболее распространенной категории В осмотр предусмотрен раз в 24 месяца при возрасте автомобиля 3-7 лет и ежегодно для ТС старше 7 лет. Условия распространяются на транспорт:
    • весом менее 3,5 т, количеством мест до 8, с прицепом от 750 кг;
    • весом более 3,5 т и количеством мест от 8 (без учета водительского);
    • трициклы и квадроциклы.
  • По категории С предусмотрена ежегодная процедура. Требование касается грузовых автомобилей:

    • массой до 3,5 т и с прицепами до 75 кг;
    • массой 3,5 — 7 т и с прицепами до 750 кг.
  • По категории D проверка проводится раз в полгода и распространяется на транспорт, занятый перевозкой пассажиров:

    • с числом посадочных мест больше 8;
    • с числом посадочных мест больше 8 и прицепом весом до 75 кг;
    • с числом посадочных мест от 8 до 16;
    • с числом посадочных мест от 8 до 16 и прицепом весом до 750 кг.
  • По категории М (квадроциклы, мопеды с объемом двигателя до 50 см3) периодичность процедуры соответствует условиям категорий А и В.
  • По категории Tm и Tb, дающей право на управление троллейбусом или трамваем, стандарт техосмотра соответствует 6 месяцам для ТС, перевозящих пассажиров. Для электротранспорта, перевозящего грузы, срок увеличен до 12 месяцев.
  • По прицепам условия ТО соответствуют категориям А, В, М.

Виды транспорта, не отнесенные к одной из перечисленных категорий, также должны проходить ТО. Тракторы и предназначенная для построек техника, проходят ежегодную проверку. Технические приспособления, востребованные на сезонных работах, должны быть проверены перед началом их использования. Автомобили, используемые при перевозке тяжелых или опасных грузов, такси должны проходить проверку раз в полгода. Виды транспорта со специальными сигналами или для обучения водителей должны осматриваться ежегодно, а водный транспорт – раз в 5 лет.

В результате проведения процедуры ТО водителю выдается карта с отметками о состоянии автомобиля, его узлов и элементов. Документ не обязателен для предъявления сотрудникам ГИБДД при проверке, но без него возникнут сложности с оформлением страхового полиса ОСАГО, в свою очередь без которого запрещено участие в дорожном движении.

Для каждого вида транспортного средства год и месяц проведения ТО назначаются Госавтоинспекцией. Владелец автомобиля обязан в период, указанный в диагностической карте, представить его на проверку.

Государственными органами строго контролируется соблюдение периодичности обследования автотранспорта. Своевременное выявление и устранение проблемных участков у автомобиля позволит водителям избежать неприятностей в виде ДТП по причине неисправности ТС или в виде штрафов за несоблюдение сроков проверки.

По желанию водителя допускается прохождение технического осмотра раньше установленного срока.

Требование своевременного проведения автопроверки направлено на повышение качества технического состояния транспорта, от исправности которого зависит не только продолжительность эффективной эксплуатации, но жизнь и здоровье водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

Стоимость на ТО машины в этом году

Ценник на ТО сейчас связан не только с разновидностью средства передвижения, но и с городом прохождения.

Например, «легковушку» можно проверить примерно за 300-700 рублей. Грузовик можно осмотреть на 600-1000 рублей.

Названная цифра относится к учреждению, занимающегося техническим осмотром. Обязательная пошлина в этом году не выплачивается.

Следовательно, когда необходимо выяснить ценник на данную манипуляцию, найдите подходящее учреждение для желаемой процедуры и позвоните, узнав всю интересующую вас информацию.

Стоимость ТО устанавливается каждым учреждением, как правило, она в пределах 1000 рублей

Зависимость сроков проведения ТО от возраста ТС

Прежде всего, отметим, что все автотранспортные средства, чья разрешённая масса не превышает 3.5 тонны (легковые/грузовые авто), а также прицепы/полуприцепы и мототехника, чей возраст составляет менее трёх лет, в проведении техосмотров не нуждаются. По прошествии этого льготного периода, на протяжении которого ТС считается новым и не требующим проверки техсостояния, процедура прохождения ТО становится обязательной.

Не подпадают под это правило только прицепы, при условии, что их масса не превышает те же 3.5 тонны, а их владельцы – физлица.

Автомобили возрастом от трёх лет, согласно отечественному законодательству, считаются подержанными, а сроки прохождения техосмотра таких автомобилей следующие:

  • для 3-7-летних ТС техосмотр проводится через два года;
  • для более возрастных машин осмотр проводится ежегодно.

Приведём для наглядности простой пример. Если вы являетесь обладателем авто, выпущенного в 2016 году, то первое ТО нужно будет пройти в 2019 году, второе и третье – с двухлетним интервалом, а все последующие – ежегодно.

Есть и исключения из этих правил. Так, независимо от возраста, ежегодной процедуре техосмотра подвергаются следующие категории транспортных средств:

  • грузовики, чья разрешённая масса превышает 3.5 тонны;
  • оборудованные спецсигналами автотранспортные средства;
  • легковые/грузовые автомобили, используемые в качестве обучающих (и соответствующим образом оборудованные).

Ещё чаще (каждые полгода) нужно проходить осмотр для тех ТС, которые занимаются пассажирскими перевозками или транспортировкой опасных грузов, поскольку от исправности их технического состояния зависит жизнь большого количества людей. К таким транспортным средствам относятся:

  • автобусы;
  • легковые авто, используемые в качестве такси;
  • спецсредства вместе с прицепами, специализирующиеся на перевозках ОГ;
  • грузовики, систематически используемые для пассажирских перевозок и оборудованные сидениями в количестве 8 и более (водительское кресло в расчёт не идёт).

Отметим, что приведенные регламентные сроки проведения техосмотра автомобилей являются обязательными, но это не означает, что такие проверки нельзя проводить чаще. Если, например, владелец ТС намерен выехать на нём за пределы РФ, а в стране прибытия действуют другие законы касательно периодичности осуществления подобных проверок, ему может потребоваться прохождение внепланового техосмотра. В таких случаях фирма, в которую он обратился, отказать не вправе.

Автомобили с иностранными номерными знаками, пребывающие в нашей стране, подпадают под действие отечественного законодательства, в том числе и касательно прохождения ТО. В качестве подтверждающего документа, свидетельствующего о прохождении данной процедуры, их владельцы могут предъявить страховой полис международного образца «Зелёная карта» либо отечественный полис ОСАГО. В последнем случае потребуется также сертификат ТО международного образца.

Дополнительные нюансы

Незнание некоторых тонкостей может привести к серьезным ошибкам и упущениям со стороны владельцев автомашин. Предлагаем вам дополнительную информацию, которую надо учесть и запомнить:

  • Возраст автомашины исчисляется не с даты покупки, как полагают некоторые, а с даты выпуска, которая указана в техпаспорте.
  • Если страховщик требует владельца нового ТС предъявить карту диагностики в подтверждение исправности авто или отказывается выплачивать возмещение, ссылаясь на отсутствие техосмотра, данные факты можно считать нарушением закона. Страхователю стоит отказаться от услуг данной компании или обратиться в суд с иском о выплате компенсации.
  • При выезде на новой автомашине за границу нужно учитывать требования и стандарты международных соглашений. На границе таможенники попросят предъявить диагностическую карту, подтверждающую исправность ТС. Даже при ее наличии таможенники вправе произвести дополнительный осмотр машины с использованием собственного оборудования.
  • Не стоит выпускать из виду и технический износ автомобиля. Манера езды, качество эксплуатации, ее интенсивность и многие другие факторы могут ускорить амортизацию деталей и агрегатов. Поэтому в интересах самого водителя произвести техосмотр раньше, чем через положенные 3 года, если он подвергает свое авто чрезмерной нагрузке при езде.

Мы с вами выяснили, что автотранспорт обязательный техосмотр проходить не должен, пока не пройдет ровно 3 года с даты изготовления. Получить полис ОСАГО или каско можно без посещения автосервиса.

Диагностическая карта собственникам новых авто может потребоваться лишь в случае решения продать свой транспорт или выехать на нем за рубеж.

Однако в целях собственной безопасности и для уверенности в своем автомобиле рекомендуется не пренебрегать технической диагностикой, которая гарантирует вам спокойную и беспроблемную езду.

Что может помешать пройти ТО

Список поломок, которые запрещают передвигаться на автомобиле, был утвержден в 2002 году. С того времени он не редактировался. Ознакомьтесь с запретными позициями в техническом регламенте Таможенного союза.

К наиболее распространенным неисправностям относятся:

Оптические элементы. Световые приборы должны корректно работать в соответствии с особенностями конструкции ТС.  Под запрет попадает самостоятельно установленный ксенон или стоп-сигналы. В большинстве случаев, отрегулировать свет фар можно в пункте прохождения ТО.
Функционирование дворников. Обязательной проверке подлежат задние и передние омыватели. Если стеклоочистители медленно или неправильно выполняют свою функцию, отметку техосмотра не поставят.
Ржавые элементы конструкции и тормозные шланги. Они являются дисквалифицирующей неисправностью, особенно если касаются лонжеронов и ходовой части. Эти элементы наиболее уязвимы для повреждений.
Лобовое стекло машины не должно быть разбито. Исключены царапины или сколы в поле зрения водителя. Их состояние затемнения проверяется на диагностических станциях. Если он будет слишком сильным, диагност отправит вас с пустыми руками.
Тонировка. Светопропускание в автомобиле должно быть минимум 75%. На заднем стекле делайте любую тонировку. На ветровом стекле сверху разрешена небольшая тонированная полоска.
Зазор в системе рулевого управления. Многое зависит не только от условий использования, но и от качества самих комплектующих. Проблемы обычно создают концы рулевых тяг и элементы рулевого механизма. Обнаруживают их при быстрых и непродолжительных движениях руля. Если вы услышите характерный стук, как можно скорее обратитесь к механику. Признаком износа является быстрое вождение и «царапины».
Диагност не упустит возможности посмотреть шины. Марка, размер или форма протектора должны соответствовать. Неравномерно изношенный протектор не пройдет ТО. Если измерительный прибор показывает результат менее 1,6 миллиметра, тест будет отрицательным. То же самое происходит, если специалист замечает трещину на шине или другое механическое повреждение, дисквалифицирующее ее.
Отсутствие нейтрализатора. Токсичность выхлопа проверяется специальным газоанализатором. Современные транспортные средства, как правило, соответствуют установленным нормам ГОСТа

Важно понимать, что любая реконструкция штатной выхлопной системы ставит под угрозу успешное прохождение ТО. Выхлоп обязательно должен быть герметичным, а система — тихо работать.

Где и как нужно проходить техосмотр

Организация системы технического осмотра рассмотрена в главе 3 Федерального закона №170-ФЗ от 01.07.2011 с внесенными изменениями от 01.04.2021. Согласно этому документу, процедуру проводят дилеры или операторы, которым выдана государственная аккредитация.

Условия ее получения указаны в статье 11 указанного нормативно-правового акта:

  • владение, пользование на правах собственности, других законных основаниях помещением, средствами для выполнения диагностики, соответствующим основным характеристикам, из списка, утвержденного действующим законодательством;
  • работа в штате хотя бы одного эксперта по вопросам оценки состояния ТС;
  • наличие специальных устройств, программ, позволяющих ежедневно вносить сведения о проведенных ТО в единую базу, оформлять результаты осмотра документально.

Если аккредитацию получает дилер, он должен предоставить соглашение с изготовителем или поставщиком на сервисное обслуживание машин.

РСА осуществляет надзор за соблюдением оператором, дилером оказания соответствующих услуг.

Похожие посты

Проходить ТО в компаниях, которые не получили государственную аккредитацию. Диагностическая карта, выданная оператором без лицензии, не имеет юридической силы.

Технический осмотр проходят в любом населенном пункте. Место регистрации авто не имеет значения.

Регламент диагностических мероприятий для автомобиля определен действующим законодательством.

Чтобы пройти плановый ТО, действуют так:

  1. Выбирают оператора. Обычно обращаются в компанию, расположенную рядом с домом, работой.
  2. Подготавливают комплект документов.
  3. Отвозят машину в сервисный центр. Это выполняют при неисправности некоторых систем авто.
  4. Обращаются в компанию, оказывающую соответствующие услуги.
  5. Заключают соглашение.
  6. Оплачивают проведение процедуры.
  7. Ожидают окончания ТО.

В пакет входит:

  • российский паспорт или водительское удостоверение;
  • СТС или ПТС;
  • нотариально заверенная доверенность – этот документ необходим, если за собственника авто процедуру проходит третье лицо.

Согласно пункту 4 указанной статьи других бумаг оператор ТО затребовать с гражданина не может.

В ходе ТО оценивается:

  • состав газовых выхлопов;
  • состояние рулевого механизма, тормозов, колес и т.д.;
  • наличие огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки;
  • работа стеклоочистителей;
  • функционирование приборов освещения;
  • светопропускание стекол.

По результату проведения осмотра состояния машины водителю дается диагностическая карта. Если во время процедуры обнаружены поломки, проблемы, водитель должен их устранить. Для этого обращаются в сервис. После починки можно проходить ТО повторно. В такой ситуации снова заключают договор на оказание услуг. Водитель еще раз оплачивает диагностику машины.

Компания вправе отказать гражданину в проведении технического осмотра. Обычно это происходит по следующим причинам:

  • отсутствие некоторых документов в пакете;
  • автомобиль не соответствует сведениям, указанным в свидетельстве о регистрации, паспорте ТС.

Не всегда водители проходят ТО, даже когда подходит срок оценки состояния машины. Обычно диагностику выполняют, когда делают полис ОСАГО. Дело в том, что без ДК не предоставляют документ. Если его не получить, автолюбителю назначают штраф. Сумма взыскания составляет 800 рублей.

Часто водители отказываются от прохождения технического осмотра из-за битых фар, проблем с рулевым механизмом, других неисправностей. Если цена ремонта высокая, то вместо оценки состояния машины они ищут место, где купить диагностическую карту. Официальные операторы ТО, дилеры таких услуг не предоставляют.

Организациям, которые выдают документ без оценки машины, назначают взыскание в размере 100000-300000 рублей. Компанию привлекают к ответственности, если автолюбитель попал в ДТП по причине поломки машины, которая возникла до прохождения технического осмотра.

Продают диагностические карты только мошенники. Они не занимаются проведением оценки состояния автомобиля, а представляют поддельный документ. В результате водитель, который его покупает, совершает преступление. Если его факт обнаруживается, гражданина привлекают к уголовной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector