Проезд регулируемых перекрестков: поворот, налево, направо, прямо
Содержание:
Правила выполнения маневра
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и !
Прежде чем рассмотреть порядок разворота на регулируемом светофоре, необходимо разобраться с расшифровкой данного термина. Разворот — это изменение на 180 градусов направления движения транспортного средства.
У начинающих автолюбителей с выполнением маневра могут возникнуть некоторые сложности.
Они обусловлены рядом моментов:
- действие занимает немало времени, в течение которого может измениться дорожная обстановка;
- водитель задействует большой участок дороги и может переоценить ее ширину, тогда не получится развернуться без использования заднего хода;
- следует уступить дорогу всем приоритетным ТС.
Совершить разворот на проезжей части для опытного водителя, знакомого с Правилами дорожного движения, не составляет особого труда. Главное, четко знать и представлять особенности маневра.
Основным требованием является выезд на крайнюю левую полосу и самостоятельный выбор безопасной траектории. Причем необходимо проследить, чтобы автомобиль не передвигался во встречном потоке даже небольшой промежуток времени.
Согласно законодательству, разворот на дороге можно совершать в следующих местах:
- на перекрестке;
- там, где нанесена прерывистая разделительная линия;
- на участке с хорошей видимостью (не менее 100 метров).
Конечно, при отсутствии знака 3.19 — «Разворот запрещен». Его устанавливают перед перекрестками, на которых выполнение маневра может создать опасную ситуацию для остальных участников движения. Для усиления информирования табличку могут установить не только справа, но и слева.
Выполнение разворота на регулируемом и нерегулируемом перекрестке различается. В первом случае сначала следует дождаться разрешающего сигнала светофора.
Дальнейший порядок действий:
- Занять левую полосу. Маневр можно выполнять только с нее. Правило вправе нарушить только транспортные средства с большими габаритами, не позволяющими этого сделать. Но следует соблюсти все меры безопасности, не создавая помехи другим автомобилистам.
- Включить левый поворотный сигнал.
- После того, как загорится зеленый свет, выехать перекресток. Убедившись, что все участники движения закончили начатые действия.
- Пропустить все машины, движущиеся навстречу и поворачивающие направо. Даже при езде по главной дороге. Если их нет, совершить разворот, не останавливаясь.
- Если в это время загорится красный свет, остальные ТС должны дать завершить маневр автомобилю, начавшему его. Это написано в Правилах. Но так как есть недобросовестные водители, стоит все же внимательнее следить за обстановкой.
- По завершении действия следует выровнять автомобиль и выключить поворотник.
Важный момент: в начале маневра при включении левого поворотного сигнала водители, движущиеся сзади, не могут знать, автомобиль будет разворачиваться или просто поворачивает налево.
Поэтому во избежание аварийной ситуации необходимо следить за транспортными потоками не только впереди, но и позади себя.
Есть два типа выполнения маневра: по малому и большому радиусу. Первый осуществляется на широкой дороге, второй — на узкой (не запрещен и на широкой), так как дает дополнительное место для выравнивания машины.
Отдельное внимание следует уделить дорогам с разделительной полосой. Здесь для разворота можно применить два способа:
Здесь для разворота можно применить два способа:
- когда она не доходит до края проезжей части — действие следует выполнять по траектории А, не пересекая перекресток;
- в обратном случае разрешено ехать только по траектории Б, во избежание попадания на встречную полосу.
При выполнении разворота на пересечении дорог, оснащенном светофором со стрелкой, существуют некоторые нюансы. Если она горит вместе с разрешающим сигналом светофора, движение будет обычным.
Если горит красный (или желтый) свет и зеленая стрелка влево, водитель сначала должен будет пропустить автомобили, едущие в других направлениях, и только затем произвести желаемый маневр.
Внимание! На основной зеленый свет в таком случае ни поворачивать налево, ни разворачиваться не разрешается
Поворот налево с путей попутного направления
Согласно ПДД, езда по колеям попутного направления является допустимой только тогда, когда на основной дороге образовалось непреодолимое препятствие (ДТП, упавшее дерево, разрушение прилегающей инфраструктуры, образование канавы и пр.). Естественно, в этом случае водитель будет обязан удостовериться в том, что выполняемый им маневр не помешает движущемуся трамваю.
Что касается левого поворота с обязательным перестроением, то нередки ситуации, когда заняв это положение, водитель не успевает завершить начатый маневр из-за непрерывающегося встречного потока, тогда как сзади него уже подпирает рельсовое ТС.
Как вариант, можно еще какое-то время продолжить движение вместе, а точнее, перед трамваем, но чаще всего и такое решение становится невозможным для практической реализации и рельсовому ТС приходится останавливаться, ожидая, когда стоящий впереди автомобиль закончит поворот.
А чтобы не допускать подобных ситуаций, следует выбирать более удобное место для поворота/разворота в условиях плотного городского трафика или внимательно следить за дорожной обстановкой, не выезжая на трамвайную колею раньше положенного времени.
Также важно помнить, что еще с советских времен трамваи имеют преимущество по отношению к любому другому виду транспорта, и при равнозначном положении правило «Помеха справа» с ним не действует. Не обходится и без исключений, одним из которых может стать запрещенный сигнал на трамвайном светофоре, часто используемый автомобилистами для быстрого и безопасного завершения начатых маневров
Если же и для рельсового, и для легкового транспорта будет гореть зеленый свет, то привилегия будет отдаваться первому из них и, наоборот, разрешающий сигнал или знаковое преимущество для последнего позволят ему проехать перекресток перед трамваем.
Сложные ситуации
Если маневр выполняется на простом перекрестке, имеющем только одно пересечение проезжих частей, то можно однозначно советовать разъезжаться правым бортом. Так будет проще и быстрее.
Однако, на перекрестках, имеющих два и более пересечения проезжих частей (пример: двухполосная дорога пересекает дорогу с разделительной полосой), поворот правым бортом может обернуться выездом на встречную полосу или столкновением со встречным потоком, а значит, следует отдавать предпочтение левому.
Иногда разъезд левыми сторонами ТС применяется при выполнении маневра на перекрестке с небольшой интенсивностью движения, но имеющем трамвайные рельсы. Таким образом оба водителя могут проконтролировать отсутствие трамвая на своем пути. Также, разъезд левой стороной предпочтительнее для ТС с длинной колесной базой (грузовым авто). Таким образом исключается вероятность выезда на встречную полосу при завершении маневра.
Правильное осуществление поворота налево
Развороты и повороты влево являются одними из опаснейших манёвров. Сам по себе поворот опаснее разворота, потому что он предполагает пересечение дороги со встречным движением. Есть случаи, когда водители, попавшие в ДТП при этом манёвре, впоследствии его панически боятся и прокладывают маршрут только с правыми поворотами, но это долгий путь.
Первейшая задача при изменении направления движения в левую сторону — это непременно дать дорогу всем встречным водителям, ведь они имеют перед Вами приоритет. Уступать следует всем водителям, которые едут в прямом направлении или направо.
Надо чётко помнить при таком манёвре и о возможных пешеходах, в особенности тех, кто переходит (или собирается пересекать) дорогу за перекрёстком.
Именно при совершении левых поворотов для этих пешеходов особенно велика опасность, потому что, во время совершения манёвра, водитель инстинктивно увеличивает скорость, желая скорее выехать с пути следования встречного транспорта.
На главной дороге
Поворот влево на перекрёстках неравнозначных дорог (или при дозволяющем главном сигнале светофора в случае регулируемых перекрёстков) совершаются по одинаковым правилам:
- При приближении встречного транспорта, сначала следует подъехать поближе к центру перекрёстка, приняв как можно ближе к левому краю дороги. Колёса влево нельзя поворачивать (бывают случаи, что лихачи влетают в задний бампер и жертву выбрасывает на встречку).
- Останавливаться нужно, не доезжая до начала пересекаемой дороги (центра перекрёстка), примерно 1,5—2м.
Существуют два случая при совершении этого манёвра, когда необходим проезд до центра перекрёстка, уступая движение встречному транспорту:
- Если Вы едете на главной дороге,
- Вы движетесь на основной разрешающий (зелёный) сигнал светофора.
Когда на территорию перекрёстка заедет встречный водитель, после которого Вы намерены совершить поворот, сначала надо начать трогаться с выровненными колесами.
И когда встречный проехал вас (и путь свободен), поворачиваем рулевое колесо влево. Так делать проще и много безопаснее, чтобы не угораздило заглохнуть посреди перекрёстка (поворачивая рулевое колесо и одновременно трогаясь на механической коробке передач). На коробке «автомат» такие изощрения не требуются. Добавили газку и поехали.
Если впереди висят знаки «Уступи дорогу», либо «Движение без остановки запрещено», уступать путь Вы должны всем водителям, и также всем пешеходам, которые пересекают дорогу до перекрёстка и за ним, вне зависимости от наличия зебры или таблички «Пешеходный переход».
На второстепенной дороге
При приближении перекрёсткам надо заранее занять самую левую полосу движения, а следом определиться с типом перекрёстка.
Если он нерегулируемый, а Вы к нему подъезжаете с второстепенной дороги, Ваша обязанность уступить дорогу всему транспорту, въезжающему на перекрёсток с главной дороги.
При установленных дополнительных секциях светофора
- Разрешающий сигнал дополнительной секции (зелёный указатель) разрешает проезд в этом направлении.
- Сигнал «стрелка влево» позволяет поворот в левую сторону, и разворот (если не запрещёно дорожными знаками).
- Зелёный указатель в дополнительной секции вместе с зелёным основным сигналом, сообщает Вам, что Вы обладаете правом первого проезда в указанном направлении перед транспортом, едущим с остальных сторон.
- Зелёная стрелка светофора добавочной секции с жёлтым или красным главным сигналом, даёт Вам возможность двигаться в этом направлении при безусловном пропуске транспорта, едущего с других направлений.
На перекрёстках одноранговых дорог
На перекрёстках и равнозначных дорог авто транспорт и мотоциклисты должны дать проезд всему транспорту, подъезжающему с правой стороны и встречным, следующим прямо или вправо.
Это же правило соблюдают водители трамваев (между собой).
Как правильно совершить разворот, двигаясь с крайней левой полосы?
При потребности повернуть влево, надо предварительно принять крайнее левое место. Если же размер Вашего транспортного средства в принципе не позволяет так сделать, то можно данное правило не соблюдать, но все меры безопасности обязательно соблюдаются.
Траектория Вашего движения определяется так:
- надо точно вписаться в черты перекрёстка,
- не допускать выезда на встречку,
- не заезжать за двойную сплошную линию.
Если на перекрёстке изображена разделительная линия, то манёвр надо выполнять по дальней траектории. Если её нет, то сворачивать влево (или разворачиваться) допускается как по ближайшей, так и по дальней траектории. Помните о необходимости пропуска всех транспортных средств, которые имеют относительно Вас приоритет в проезде.
Какой поворот опаснее – левый или правый
Для едущих по однополосной дороге левый поворот, пожалуй, опаснее, ведь для его выполнения надо пересечь путь следования встречных авто, а правый этого не требует. То есть в первом случае более вероятно столкновение.
На многополосной дороге определенную проблему и при повороте влево, и вправо создает необходимость перестроения в крайний ряд. Но после его выполнения первый опять потребует выезда в центр перекрестка и пересечения встречной полосы, иногда нескольких. А с правым поворотом все проще: при его осуществлении из верного положения на пути не должны оказаться другие авто.
Основа основ
Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.
Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете автомобилем с прицепом и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу
В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.
Изображение разрешенного разворота на перекрёстке
Что касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.
Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.
Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно — старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.
По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!
Можно ли поворачивать налево с правой полосы
О том, можно ли машине поворачивать налево с правой полосы, легко понять по п.8.5 ПДД:
Перед поворотом … налево … водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
То есть для безопасного осуществления маневра следует обязательно занимать левую полосу. Только так можно снизить риск столкновения еще и с попутным автомобилем. Ведь поворот с крайней правой полосы налево неизбежно приведет к тому, что выполняющая его машина окажется на пути транспорта, едущего прямо.
Можно ли стоять при включенной дополнительной секции в крайнем ряду?
Ответ на этот вопрос очевиден, если Вы стоите в крайнем ряду перед светофором с допсекцией для движения прямо, а с данного ряда можно только направо, налево или развернуться, как на схеме ниже.
Как видно из схемы выше, красный автомобиль нарушает, так как стоит для движения прямо в полосе, с которой можно ехать только направо. Синий же автомобиль ничего не нарушает.
Но вот наказание водителя красной машины за это ждёт очень небольшое — всего 500 рублей по части 1 статьи 12.16 КоАП.
Можно ли стоять прямо под стрелку, если разметки нет или она разрешает ехать прямо?
Усложняем ситуацию и уберём разметку проезжей части дороги.
В данном случае красный автомобиль стоит под дополнительную секцию светофора, а синий намерен повернуть направо, о чём свидетельствует его поворотник . Но вот незадача, красному нужно прямо, а основная секция горит красным, и ехать ему запрещено, а зелёному разрешено, но он не может проехать из-за красного. Он негодует, злится, сигналист водителю красного.
Вот только толку от этого мало. Дело в том, что, согласно действующим на 2020 год ПДД, водитель красного ничего не нарушает. Нет у него обязанности не занимать крайний правый ряд для движения прямо, так как соответствующей разметки нет. Также он ничего бы не нарушал, если бы разметка разрешала красному двигаться прямо или направо. Тем не менее, Вы стоите на красный для движения прямо в крайнем ряду, а сзади Вас хотят ехать под допсекцию другие автомобили, то Вы. Это, безусловно, недоработка организации дорожного движения. Но это также недоработка законодателей, пишущих ПДД, в которых не предусмотрена такая ситуация. Более того, не нарушаете Вы только ПДД, но это не единственный правовой акт, регулирующий дорожное движение.
Венская конвенция запрещает стоять прямо из крайнего ряда под стрелку в любом случае
Дело в том, что есть ещё нормативно-правовой акт, называемый «Венской Конвенцией о дорожных знаках и сигналах
» (Вена, 8 ноября 1968 г.). И вот согласно ему — точнее, пункту 10 статьи 23 Венской конвенции:
Очень сложная формулировка, не правда ли!? Потребуется не один раз прочитать её, чтобы понять, о чём идёт речь. Но на самом деле, всё просто. Если Вы стоите для движения прямо на крайней левой или правой полосе, с которой можно поворачивать соответственно налево или направо (но также можно ехать и прямо по ПДД), Вам горит красный, но горит стрелка, разрешающая с этой же полосы поворачивать, то Вы обязаны, согласно конвенции, повернуть. И это независимо от наличия или отсутствия разметки.
Но, казалось бы, причём тут конвенция!? «Для водителей есть ПДД, какая ещё конвенция!?
» — скажете Вы. Но конвенция — это очень важный документ. И тонкость здесь заключается в том, что она даже приоритетнее, чем ПДД. В том случае, если в ней и в ПДД будут какие-либо противоречия, то конвенция имеет приоритет. Это диктует нам сама Конституция:
Венская конвенция — это международный договор России, а ПДД — это подзаконный акт, введённый Постановлением правительства РФ.
Тем не менее, если разметки нет, и по ПДД Вам из крайнего ряда разрешено ехать прямо, но Вы стоите на запрещающий сигнал, в то время как дополнительная секция со стрелкой включена, то штрафа за это не предусмотрено. В Кодексе об административных нарушениях вообще нет наказаний за нарушения предписаний конвенции.
В видеоролике ниже показана типичная ситуация проезда перекрёстка на дополнительную секцию с разметкой, разрешающей из крайнего правого ряда ехать в том числе прямо.
Не все пункты ПДД одинаково понятны начинающему водителю. Немало затруднений вызывают правила проезда перекрестков с дополнительной секцией светофора. Их мы и разберем как в общем, так и на конкретных примерах.
Правила
В зависимости от конфигурации перекрестка или иного пересечения дорог, поворачивание влево разрешается выполнять с учетом установленных Правилами требований.
С трамвайных путей
П. 8.5. Правил предписывает автолюбителям осуществлять левый поворот с соответствующего крайнего положения, предназначенного для движения в данном направлении.
К примеру, если рассматривать классическую ситуацию с перекрестком, где пересекаются дороги с 3-мя полосами для движения в каждом направлении, то, при отсутствии трамвайных путей и дополнительных указателей “Движение по полосам”, поворачивание влево предписано осуществлять с крайней левой полосы, вправо – с крайней правой, а прямо можно двигаться с любой из 3-х полос.
Однако, если слева есть трамвайная линия, расположенная на одном уровне с землей, поворачивание влево необходимо выполнять не с крайней левой полосы, а именно с этой трамвайной линии.
То есть автомобилист должен заблаговременно занять трамвайную полосу, и с нее осуществить маневр. Главное условие – при выполнении маневра не должны быть созданы помехи для трамвая.
Выполнять левый поворот при наличии трамвайной линии нельзя, если:
установлены указатели 5.15.1. или 5.15.2., регламентирующие осуществлять поворот налево с определенной полосы (например, с крайней левой или со средней);
или на дорогу нанесена специальная разметка18., указывающая, что маневр осуществляется именно с автомобильной полосы.
Поворот налево и разворот
Обычно в тех местах, где можно осуществить левый поворот, допускается разворачиваться, если знаком 3.19., разметкой или Правилами не указано иное.
Водителю нужно учитывать, что левое поворачивание может быть не разрешено знаком 3.18.2., разворот же данный указатель не запрещает.
Однако п. 8.11. Правил указывает на определенные места, где развороты запрещены в принципе:
- на переходах для пеших граждан;
- в тоннелях;
- на мостах, путепроводах и под ними;
- на переездах ж/д транспорта;
- на остановках для маршрутных ТС;
- в зонах с видимостью хотя бы в 1-м направлении меньше 100 метров.
Через сплошную
Разметку 1.1., 1.2. и 1.3. пересекать запрещено – об этом прямо сказано в Правилах. Каких-либо исключений не предусмотрено и для левого поворота – если траектория данного маневра будет пересекать 1.1., разделяющую потоки встречных направлений на двухполосных дорогах, или 1.3., разделяющую встречные потоки на четырехполосных (или более) автодорогах, выполнять его (маневр) запрещается.
Могут быть 2 ситуации:
- поворот влево через сплошную на перекрестке или при заезде на прилегающую территорию, со “своей” полосы;
- поворот влево со второстепенной дороги на главную, через сплошную линию (например, на Т-образном перекрестке).
С одностороннего движения на двустороннее
При выезде с односторонней автодороги на двустороннюю водитель обязан руководствоваться общими правилами поворота, то есть:
- включить указатель поворота или подать соответствующий сигнал рукой (п. 8.1. Правил);
- занимать крайнее левое положение не обязательно;
- дальнейшие действия зависят от типа перекрестка (регулируемый или нет):
- если регулируемый, необходимо остановиться перед светофором, дождаться включения зеленого сигнала, повернуть, пропустить пешеходов и продолжить движение;
- если нерегулируемый, пропустить всех, кто движется по главной дороге (если главная – двусторонняя), пропустить пешеходов и завершить маневр.
Уступать дорогу встречным машинам и поворачивающим направо нет необходимости, ведь на односторонней дороге их попросту нет.
С выездом на встречную полосу
П. 8.6. Правил регламентирует, что поворот должен быть совершен таким образом, чтобы после его завершения ТС не оказалось на “встречке”.
Это значит, что водителю необходимо заранее просчитать траекторию своего маневра – желательно, чтобы она представляла собой прямой угол, как показано на рисунке.