Пдд: разворот. как правильно выполнить разворот
Содержание:
- Разворот на Т-образном перекрестке по правилам – как правильно развернуться по ПДД в 2021 году
- Как правильно выполнить маневр?
- Особенности выполнения маневра
- Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках
- Как правильно выполнить разворот
- Каков порядок совершения маневра
- Основа основ
- Разбор вопросов из билетов
- Выполнение разворота
- Пример из уголовного права
Разворот на Т-образном перекрестке по правилам – как правильно развернуться по ПДД в 2021 году
С самого начала важно усвоить, что разворачиваться нельзя только там, где есть дорожный знак, предписывающий прямолинейное движение. Когда запрещающий символ отсутствует, можно спокойно разворачиваться
Здесь ориентироваться нужно только на габариты автомобиля. Главное – выполнить разворот всего за один прием, поскольку в зоне пересечения дорог запрещается движение задним ходом.
3 основных схемы разворотов на Т-образном пересечении дорог.
Для этого нужно действовать следующим образом:
- снизить скорость в момент приближения к перекрестку;
- оценить дорожную ситуацию на перекресте;
- «начертить» мысленно траекторию разворота;
- совершить этот маневр.
Если по маршруту движения примыкает дорога справа, то нужно немного заехать на нее и совершить круговое движение для разворота авто. Если дорога примыкает с левой стороны, то следует прижаться как можно правее, а затем развернуться с заездом на нее.
Если на таком дорожном участке присутствует ясная расстановка приоритетных направлений, то совершить разворот здесь достаточно просто.
Порядок действий со светофором
Здесь нужно действовать следующим образом:
- при подъезде к пересечению дорог занять крайнее левое положение еще до Stop-линии;
- при включении разрешающего знака или левой стрелки включить указатель поворота, выехать на центр перекрестка;
- при наличии левой стрелки, отсутствии транспортных средств, которые движутся по прилегающей дороге, можно начинать маневр при запрещающем сигнале светофора.
Если прямо впереди тупиковая зона, то машине развернуться легко. Главное – удостовериться, что водители с прилегающих направлений пропускают ее.
При развороте с примыкающей стороны следует действовать осторожно. Например, автомобиль стоит первым перед Т-образным перекрестком с включенным левым указателем поворота, а за ним выстроилось несколько машин
При этом для стоящих сзади водителей его намерения не совсем понятны. Логично подумать, что авто собирается просто повернуть налево.
На нерегулируемом перекрестке
Разворот на Т-образном перекресте равнозначных дорог всегда сопровождается выполнением правила помехи справа. Водитель, который собирается здесь развернуться, обязан пропустить все машины, которые приближаются справа. Это нужно делать как в начале разворота, так и при его окончании, пропуская транспортные средства, появляющиеся в зоне видимости с правой стороны.
Бывают ситуации, когда водитель едет по прямой линии, а развернуться ему можно только в зоне прилегающей дороги слева. При таких обстоятельствах действует классическая схема проезда перекрестков. Это относится и к разворотам. Здесь нужно пропустить всех, кто движется прямо и направо во встречном направлении. Кроме того, нельзя забывать о помехе справа, которая при развороте может появиться с прилегающей стороны.
Особенности выезда с главной дороги
Авто может двигаться по главному направлению, а разворачиваться – через второстепенную дорогу, примыкающую слева. Здесь приоритет на стороне такой машины. Траектория разворота пойдет по округлой линии, поэтому машина может выехать за пределы пересечения дорог. При таких обстоятельствах перед завершением разворота нужно пропустить всех участников дорожного движения, которые движутся попутно по главной дороге. Здесь временно приоритет теряется.
Кроме дорожных знаков, ориентироваться нужно и на других участников дорожного движения. Например, трамвай по правилам нужно всегда пропускать.
Таким образом, чтобы выбрать порядок проведения разворота, нужно ориентироваться на следующие моменты:
строго следовать правилу «помеха справа»; принимать во внимание дорожный знак «главная дорога»; правильно использовать сигналы указателя поворотов; пропускать трамвай. Развернуться можно по большему и меньшему полукругу
Развернуться можно по большему и меньшему полукругу.
Бывают ситуации, когда для разворота требуется заехать на примыкающую справа дорогу. При таких обстоятельствах многие новички вначале включают сигнал правого поворота, а затем в процессе выполнения маневра использует лампочки левого указателя поворота. Такими действиями можно серьезно дезориентировать других участников дорожного движения. Поэтому здесь нужно использовать только левый сигнал поворота.
Как выехать со второстепенной
Для большего понимания можно представить Т-образный перекресток в виде буквы «Т», ножка которой является второстепенной дорогой, а главное направление будет означать горизонтальная палочка сверху.
Как только дорога освободится, нужно аккуратно развернуться, следуя правилу «помехи справа».
Перед совершением разворота, важно убедиться в безопасности движения
Как правильно выполнить маневр?
Сменить направление движения можно в один, два или три приема. Этапы выполнения каждого из вариантов:
- В один прием. Водитель выбирает место для маневра и включает сигнал поворота. При необходимости, прижимается к правому краю дороги (если радиус по его расчетам будет больше ширины дорожного полотна). Снижает скорость или вовсе останавливает транспортное средство. Убедившись с помощью зеркала заднего вида в отсутствии помех и медленно двигаясь вперед, выполняет разворот. После выравнивания колес автомобиля, водитель продолжает движение в противоположном направлении.
- В два приема. Этот метод используется при наличии свободных площадок, прилегающих к основной дороге. Для выполнения маневра, водитель прижимается к правой обочине и выезжает задом на площадку. Затем поворачивает в противоположную сторону, пропустив предварительно других участников движения.
- В три приема. Используется только на узких участках дорожного полотна. Перед выполнением маневра стоит тщательно оценить дорожную обстановку, чтобы не создать помех другим водителям. Движение назад выполняется на расстоянии 1,5 метров для ближайшего бордюра.
На дороге с оживленным движением
Выполнить разворот на оживленном участке трассы можно только при одновременном наличии всех перечисленных условий:
- разметка сменилась со сплошной на прерывистую. Такое обозначение может присутствовать как с обоих сторон, так и только со стороны водителя;
- отсутствуют дорожные знаки, запрещающие разворот на этом участке;
- перед выполнением маневра водитель убедился в том, что не создаст помехи для других участников.
Выполнить разворот на многополосной дороге несложно: ее ширины достаточно для построения траектории. Согласно правилам ПДД, на узкой дороге допустимо использовать правую полосу, обочину или прилегающую площадку (АЗС, парковку)
При этом важно убедиться в отсутствии не только встречного, но и попутного потока машин
Для оживленных участков дороги с интенсивным движением возможен объезд квартала по прямоугольной траектории. Это вариант не подходит для населенных пунктов с хаотичной застройкой.
Не допускается:
- Использование тротуаров при построении траектории маневра. Выезжать на них запрещено.
- Пересекать трамвайные пути при наличии запрещающих знаков. Если такие обозначения отсутствуют, то этот участок дороги можно использовать для выполнения разворота.
На перекрестке
Оптимальный вариант для разворота – регулируемый перекресток. В этом случае помешать движению может только встречный поток автомобилей. Запрещающие знаки крайне редко встречаются на перекрестках со светофорами.
На Т-образных перекрестках стоит воздержаться от выполнения маневра водителям грузовых, пассажирских и специальных транспортных средств с большими габаритами. Им может не хватить радиуса поворота.
При приближении к любому из перекрестков перед началом выполнения маневра стоит убедиться:
- поворотные сигналы автомобиля включены заблаговременно;
- на перекрестке присутствуют или отсутствуют знаки «Главная дорога», «Уступи дорогу» или «Стоп». При их наличии водитель обязан соблюдать установленные правила;
- при отсутствии перечисленных знаков соблюдено правило «помехи справа» и действия автолюбителя не создадут помех другим участникам движения.
Если отсутствуют разделительные полосы начинать выполнение маневра можно как с ближней, так и с дальней полосы. Выезд за пределы проезжей части, обозначенный бордюром или разделительной полосой, категорически запрещен.
Вне перекрестка
Условия выполнения разворота за пределами перекрестка:
- Отсутствуют запрещающие знаки или разметка.
- У водителя имеется хороший обзор в обе стороны.
Количество приемов для выполнения разворота зависит от ширины проезжей части
При движении назад важно не создавать помех водителям других транспортных средств. В качестве дополнительной территории допускается использовать:
- обочину;
- участки дорожного полотна и площадки, где отсутствуют запрещающие знаки;
- трамвайные пути – при отсутствии знаков и разметки, запрещающих разворот, и нахождении рельс на одном уровне с дорогой слева от потока.
Особенности выполнения маневра
Определившись с тем, что представляет собой территория, необходимо понять, как правильно выполнять разворот. У многих автолюбителей возникают с этим некоторые сложности, причем не только у новичков, но и имеющих опыт. На самом деле все не так сложно, как может показаться. Главное соблюдать установленные правила, и можно будет избежать аварий.
Оценка обстановки
Если нужно развернуть автомобиль, в первую очередь следует проанализировать обстановку. Если по трассе передвигается большой поток авто, разворот довольно просто будет провести с участка, что находится слева. Здесь появляется необходимость уступить тем транспортным средствам, которые находятся только по одной стороне.
Сложнее выполнить разворот, если прилегающий участок справа. Автомобилю потребуется уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по обеим полосам.
Если в машине находится неопытный водитель, ему довольно проблематично провести разворот. Именно по этой причине нужно правильно оценить общую обстановку. Выбрать правильное и удобное место для разворота. Пренебрежение данными правилами может привести к ДТП, в котором пострадает водитель разворачивающаяся автомобиля и проезжающие по трассе машины.
Использование участка справа
В процессе выполнения разворота важно придерживаться такой схемы:
Включается правый поворотник, чтобы едущие по трассе понимали, что происходит.
Для разворота необходимо проехать метр и сразу остановить средство передвижения.
Новички должны знать, что нельзя вплотную ехать к рядом расположенному бордюру
Это не позволит в преследующих маневрах оценить дистанцию.
После остановки необходимо оценить трассу.
Если помех нет, задним ходом очень медленно необходимо въехать на выборной участках.
Двигаясь в подобном направлении, следует обратить внимание на пешеходов. Если они есть, необходимо необходимо пропустить людей.
Оказавшийся в необходимом месте, включается левый поворотник.
Проверяется, свободна ли трасса
Если так, делается маневр.
Прилегающий участок слева
В подобный ситуации водителю необходимо выполнить следующие действия:
Перестроиться в левый ряд, самый крайний.
Остановиться рядом с поворотом, ведущему к выбранному участку.
Необходимо оценить обстановку, а также пропустить автомобили.
На территорию требуется заезжать передом. При этом следует ближе держаться к правой стороне.
Когда средство передвижения скрылось, на выбранном прилегающем участке трассы, нужно дать задний ход, тем самым закончив операцию.
На последнем этапе необходимо очень внимательно следить за иными участниками движения
Важно не вывернуть рядом, тем самым спровоцировав аварию.
Приблизившись к трассе, необходимо немного притормозить. Следует осмотреться по сторонам, а затем плавно выехать на необходимую полосу движения.
Данный маневр при первом рассмотрении достаточно прост. Но здесь есть опасность идущих пешеходов. Осуществляя поворот и стараясь добраться до назначенного места, человек едет по встречке. Если появится человек, по правилам нужно пропустить его. Авто окажется на средней части дороги, что станет помехой другим участникам.
Движение задом
По той причине, что на территории довольно часто находится стоянка или двор жилого строения, приходится делать движение задним ходом.
Если водитель не один, желательно попросить человека выйти и подать какой-либо знак проезжающим транспортным средствам. Это позволит сделать разворот более безопасным. Водители, увидев подобный знак, снизят скорость.
Этот метод предосторожности подходит только для относительно не загруженной трассы. Если потом стремительный, появляется угроза жизни вышедшего на дорогу и проезжающих мимо водителей
Вне перекрестка
Разворот, как правило, осуществляется на дороге с двумя полосами, разделенными между собой прерывными линиями. Оптимальная схема действия такая:
- Включение правого поворотника.
- Оценка обстановки.
- Медленное приближение к бордюру.
- После переключения поворотника на левую сторону, необходимо опять проанализировать положение.
- Если все чисто, осуществляется движение вперед, потом быстрый и плавный поворот руля.
- Потом машину выравнивают, скорость можно постепенно наращивать. Но левый поворотник должен оставаться активным.
Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках
Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.
Регулируемых
На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:
- соблюдение направления движения по разметке;
- удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.
Поворот на регулируемом перекрестке
Равнозначных
У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:
- трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
- водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
- если справа ТС нет, движение можно начинать.
Поворот на равнозначном перекрестке
Т-образных
Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:
- нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
- если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
- при движении включение указателей поворота обязательно;
- когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.
Поворот на Т-образном перекрестке
С трамвайными путями
В соответствии с ПДД, у рельсового транспорта есть преимущество перед остальными его типами. Первый уступает дорогу легковым ТС только если он сам осуществляет движение по примыкающей дороге, а машина – по главной.
Запомните! Если на перекрестке есть светофор, регулирующий движения трамвая и авто, первый будет в приоритете.
Когда для машины горит зеленый свет, а для трамвая – красный, последний стоит. Однако он может начинать движение на стрелку, которая была включена вместе с красным знаком светофора – а это нарушение.
Если на перекрестке нет светофора, то за трамваем также будет преимущество.
С разделительной полосой
На дорогах с таким типом разметки есть 2 способа разворота: когда полоса достигает перекрестка, или пересекает его:
- Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
- Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.
Поворот на дороге с разделительной полосой
Но нужно учесть:
совершая маневр, нужно принять во внимание то, насколько широка разделительная полоса; если она просторная, а водитель разворачивается по малому радиусу, ему грозит лишение прав; когда линия узкая (около 20 см), никакого штрафа не будет, так как встречное движение не интенсивное
Со светофором
Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:
- водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
- поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
- начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.
Разворот на перекрестке со светофором
Как правильно выполнить разворот
Не только новички, но и опытные водители испытывают трудности при проведении разворота. Однако если разобраться в правилах, то можно избежать неприятных ситуаций.
Оценка дорожной обстановки
Водитель, у которого возникла необходимость развернуть транспортное средство, обязан проанализировать сложившуюся на дороге ситуацию. Если движется большой поток машин, то маневр легче провести с прилегающего участка дороги, расположенного по левую сторону. При этом возникнет необходимость уступить исключительно транспортным средствам лишь с одной стороны.
Если за рулем новичок, то для него это будет достаточно проблематично
Поэтому важно правильно оценить ситуации на дороге и выбрать подходящее место для разворота. В противном случае под угрозой находится жизнь не только водителя, но и тех, кто находится в этот момент на проезжей части
Использование территории справа
Выполняя разворот водителю, следует придерживаться определенной схемы действий, которая разработана специально, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Если выбранный участок находится по правую сторону, то в первую очередь нужно включить правый поворот, чтобы другие водители были в курсе о происходящем.
Выбранное место следует немного проехать (примерно на метр) и остановить машину
Для новичков важно запомнить, что не рекомендуется вплотную прижиматься к бордюру. При последующих маневрах существует опасность не рассчитать дистанцию и заехать на него
Итак, когда машина остановлена, нужно провести оценку ситуации на дороге. Если помехи сзади отсутствуют, то задним ходом медленно въезжают на выбранную территорию. Главное пропустить пешеходов, если таковые появились на траектории движения.
Оказавшись в нужном месте, водитель должен включить левый поворот, проверить, свободна ли проезжая часть, и закончить свой маневр.
Важно запомнить, что перед завершением разворота и выездом на дорогу, нужно остановиться у самого ее края. Это позволит увидеть все машины, которые находится в непосредственной близости на обеих полосах движения
Прилегающая территория слева
Водителю необходимо перестроиться в крайний левый ряд и остановиться у поворота, который приведет к необходимому участку. Затем нужно оценить обстановку, пропустить транспорт, который движется по встречному направлению, и заехать на территорию передом. Выполняя данное действие нужно как можно ближе подъехать к ее правой стороне.
Когда машина полностью скрылась на прилегающем к дороге участке, следует дать задний ход и закончить свой маневр.
На этом этапе важно внимательно следить другими участниками движения, чтобы не вывернуть у них перед носом и не спровоцировать аварию. Подъехав к дороге, нужно притормозить, посмотреть по сторонам и плавно выехать на полосу движения, а затем отправиться вперед
Рассмотренный маневр достаточно прост, однако, в нем заложена опасность, которая связана с пешеходами. Осуществив поворот и пытаясь добраться до места назначения, водитель находится на встречной полосе. Если вдруг перед ним возникнет пешеход, то правила обязывают остановиться и пропустить его. При этом машина окажется на середине проезжей части, что не доставит особого удовольствия ни самому водителю, ни другим участникам дорожного движения.
Задним ходом
Поскольку прилегающей к проезжей части считается также стоянка или двор, то водителю нередко приходится разворачиваться, двигаясь задним ходом
Такой маневр требует особой осторожности, так как увидеть приближающийся транспорт из-за ограниченного обзора будет сложно
Если в машине водитель не один, то он может попросить спутника выйти на дорогу, так чтобы его видели и подать знак, когда можно делать разворот. Он также должен жестами предупредить другие машины, чтобы они успели сбавить скорость.
Однако такие манипуляции лучше проводить на не слишком загруженных дорогах, в противном случае будет существовать угроза для жизни не только водителей, но и помощника, который находится на дороге.
Вне перекрестка
Маневр обычно проводится на дороге с двумя полосами, которые разделены прерывающейся линией. Сперва нужно включить правый поворот, оценить дорожную обстановку через зеркала заднего вида и понемногу прижиматься к бордюру. Затем переключив сигнал поворота на левую сторону нужно снова проверить наличие других машин.
Если путь чист, то выполняется движение вперед с быстрым, но плавным поворотом руля. После проведения разворота рулевое колесо выравнивают, а скорость плавно наращивают.
Каков порядок совершения маневра
Для смены направления вне пересечения проезжих частей водителю необходимо удостовериться в наличии следующих условий:
- Отсутствии сплошной линии разметки. Ее наличие свидетельствует о невозможности выезда на встречную полосу.
- Отсутствии дорожного знака «Разворот и поворот запрещен», либо удостовериться в том, что зона его действия уже закончилась.
- Наличии достаточного пространства для выполнения маневра. При этом выполнить разворот можно с любой удобной точки дороги, если иное не оговорено разметкой или знаками.
- Наличии возможности выполнить движение задним ходом. Такой вариант допустим на узких дорогах, когда, даже повернув руль на полные 180 градусов, до конца завершить маневр не удастся. В такой ситуации водитель может немного сдать назад, освободить себе пространство для маневрирования и завершить задуманное действие.
После того, как все описанные условия оценены водителем, он может занять удобную позицию, пропустить встречный (а иногда и попутный поток) и выполнить разворот в одно или несколько действий.
Где можно и где нельзя разворачиваться
Даже при отсутствии запрещающей разметки или дорожных знаков, маневр вне перекрестка категорически запрещен на следующих участках:
- на пешеходном переходе, обозначенном знаком или «зеброй». Для выполнения действия придется проехать на 20-30 метров дальше;
- на участках проезжей части, где обзор ограничен. Повлиять на него может наличие резкого поворота, изгиба или подъема. Как правило, такие места обозначены соответствующим знаком;
- на остановке общественно транспорта. Имеется в виду, что выполнить разворот можно только из крайнего левого ряда, не задействуя для этого «карман» остановки;
- при наличии знаков «Движение прямо» или «Движение направо»;
- на всех сооружениях (мостах, эстакадах, дамбах) и в зоне железнодорожного переезда.
На всех остальных участках проезжей части, вне перекрестков смена направления разрешена.
Основа основ
Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.
Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете автомобилем с прицепом и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу
В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.
Изображение разрешенного разворота на перекрёстке
Что касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.
Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.
Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно — старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.
По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!
Разбор вопросов из билетов
Одним из этапов экзамена на управление транспортным средством является теоретическая часть, где учащемуся необходимо ответить на теоретические вопросы, часть из которых в обязательном порядке будет посвящена перестроению.
Если во время экзамена вас пытаются умышленно завалить или требуют взятку, обратитесь за помощью к нашим юристам, которые помогут добиться справедливости.
- Кто обязан уступить дорогу, совершая маневр перестроения?
а) Водитель легковушки.
Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы. |
Если вы хотите узнать, |
б) Водитель мотоцикла.
Правильный вариант ответа: а) Водитель легковушки.
(Движение при одновременном перестроении регламентируется при помощи правила «правой руки»: транспортное средство, создающее помеху справа, обладает преимуществом)
- Шофер какогоавто должен пропустить автомобиль, совершая маневр перестроения?
а) Шофер легковушки.
б) Водитель грузовика.
Правильный вариант ответа: б) Водитель грузовика.
(Аналогично: Одновременное перестроение регулируется правилом «правой руки»: транспорт, двигающийся справа от вас, обладает преимуществом)
- Перемещаясь по правой полосе, Вам необходимо совершить маневр перестроения на левую. Какой из рисунков изображает ситуацию, когда вы обязаны пропустить автомобиль?
Правильный вариант ответа: На левом.
(Левый рисунок изображает ситуацию, где вы совершаете маневр, а другой водитель нет, поэтому вы обязаны пропустить его. На правом оба автомобиля совершают маневр, поэтому перестроение регулируется правилом «правой руки»)
- Направляясь по левой полосе, Вы намерены совершить маневр и перестроится на правую. Какой рисунок изображает ситуацию, где Вы обязаны пропустить автомобиль?
- На левом.
- На правом.
- На обоих.
Правильный вариант ответа: На обоих.
(На левом рисунке вы совершаете маневр, а другой автомобиль нет, поэтому пропустить авто – ваша обязанность. Правый рисунок изображает ситуацию, где оба водителя совершают маневр, поэтому, ссылаясь на правило «правой руки», вы обязаны уступить дорогу)
Совершая маневр по перестроению с одной полосы на другую, в целях безопасности дорожного движения необходимо руководствоваться следующими правилами:
- двигайтесь с той скоростью, с которой движется поток автомобилей на полосе, куда вы намерены перестроиться;
- включите поворотник, чтобы окружающие водители видели о ваших намерениях;
- перед началом перестроения посмотрите в зеркала;
- перестраиваться начинайте в том случае, если вы убеждены, что маневр безопасен;
- по завершению перестроения выключите сигнал поворота.
Выполнение разворота
Разворот на прилегающей территории не запрещается правилами дорожного движения. Запрет может быть установлен на конкретном участке, например, на пешеходном переходе, или при наличии сплошной разметки.
Крайне важно не перепутать перекресток и прилегающую территорию, так как на этих участках установлены различные требования и ограничения. Например, на перекрестке нельзя двигаться задним ходом, в то время как разворот с заездом на прилегающую допустим с использованием движения задом
Распознать перекресток помогут дорожные знаки. Например, 2.3.1-2.3.7 (второстепенная дорога) устанавливаются только перед перекрестками. То есть при наличии таких табличек можно сделать вывод, что участок является перекрестком, а не прилегающей территорией.
Требования к выполнению маневра все-таки есть, хоть в ПДД и нет отдельного пункта с руководством по развороту на ПТ.
Как правильно оценить дорожную обстановку
Нужно обратить внимание: нет ли на данном участке знаков, которые запрещают разворот. И не устанавливает ли запрет на маневр дорожная разметка
Если условия позволяют выполнить маневр, то нужно переходить к оценке обстановки.
При развороте важно учитывать с какой стороны от проезжей части располагается прилегающая территория. Маневр несложный, но требует быстрой реакции и предельной внимательности
ВАЖНО! Место примыкания ПТ к дороге не является перекрестком
Если территория справа
В случае, когда участок расположен справа, совершить разворот проще, чем когда он находится слева. Нужно проехать немного дальше въезда и остановиться. Затем следует пропустить все автомобили и, не создавая помех, сдать направо назад. Проехав нужное расстояние для разворота, нужно включить сигнал поворота налево и повернуть, предварительно пропустив весь транспорт.
Когда территория слева
До начала маневра нужно расположить транспортное средство в крайнем левом ряду. Пропустив встречный поток транспорта, нужно передом заехать на ПТ (стараясь держаться поближе к правому краю). После въезда нужно включить указатель правого поворота, сдать назад и повернуть машину в нужном направлении
При этом важно не создавать помех встречному транспорту и пешеходам на прилегающем участке
Как происходит разворот вне перекрестка
Пересечение прилегающей территории и дороги не считается перекрестком, поэтому любой разворот с заездом на ПТ — разворот вне перекрестка. Если ширина дороги не позволяет произвести маневры без заезда на прилегающий участок, то нужно выполнить его руководствуясь алгоритмом разворота на ПТ.
Главное условие — не создавать помех другим участникам движения, в том числе пешеходам
Важно помнить, что маневр нельзя совершать в зоне действия знака «Пешеходный переход» и зебры
Развернуться на дороге с оживленным движением
Разворот на дороге с оживленным движением повышает риск столкновения с другим транспортным средством. Однако, не стоит переживать: выполнить маневр можно, после того, как все участники движения, имеющие преимущество, покинут необходимый для реализации разворота участок.
Если вариант «пропустить всех и проскочить» не работает из-за слишком высокой интенсивности движения, то можно объехать квартал вокруг и выехать с нужной стороны, при наличии таковой возможности.
Пример из уголовного права
Возьмем кражу (воровство) и т.д) – тайное хищение имущества Общая норма:
Введем в нее некоторые дополнительные условия. Что будет, если будет например 2 сговорившихся вора? А что будет если они проникли в помещение?
В этом случае общая норма (пункт 1 статьи 158) отменяется, и вступает в силу норма специальная (пункт 2 статьи 158)
А что будет если мы введем другое условие?
Например для конкретных вещей. Украли не магнитофон-телевизор, а пистолет:
В этом случае вся статья 158 отменяется и применяется совсем иная статья
А что если мы украли например автомобиль, да еще и намеревались на нем просто покататься и бросить (смешно, правда? Но такой ход уголовным кодексом предусмотрен).
В этом случае общая норма (статья 158) отменяется и применяется совсем иная норма (статья 166)
В данном случае, чтобы статья 158 превратилась в статью 166 требуется наличие двух условий:
- Необходимо неправомерно завладеть автомобилем (а не какой-либо иной вещью)
- Должна отсутствовать цель хищения (то есть обращения имущества в личную собственность)
То есть мы видим, что наличие некоторых условий, оговоренных в специальной норме, отменяют действие общей нормы полностью, либо в какой-то ее части и заменяют тем, что указано в специальной норме.