Esp: что это такое и зачем оно нужно в автомобиле?
Содержание:
- ESP, что это такое в машине
- Как работает ESP в автомобиле
- Принцип работы системы стабилизации устойчивости курса
- Система курсовой устойчивости ESP
- Можно ли защитить транспорт от аварий на дорогах?
- Принцип работы
- Рекомендации по работе с ESP
- Зачем нужна противобуксовочная система
- Плюсы и минусы
- Что это – ESP?
- Антиблокировочная система тормозов ABS
- Функции «Escape»
- Принцип действия
- Как «общаются» регуляторы оборотов (ESC) с контроллером полета?
ESP, что это такое в машине
Несмотря на распространенное утверждение, что управлять автомобилем достаточно просто, на деле же это оказывается не совсем так. Ведь в разных условиях эксплуатации автомобиль ведет себя по-разному. В процессе вождения на траекторию движения машины постоянно влияют различные внешние факторы, к примеру:
- неравномерное дорожное покрытие;
- резкие повороты;
- различные препятствия;
- сложные погодные условия.
А иногда и все вместе. Одна из основных опасностей при движении в таких условиях – занос, который в лучшем случае вызывает сложности с управлением автомобиля. В худшем – случайный занос может приводить к неуправляемому и непредсказуемому движению машины, а это довольно часто является причиной серьезных аварий.
К сожалению, подобные случаи происходят не только с начинающими, но и более опытными водителями. Поэтому для помощи с управлением автомобиля в таких ситуациях была создана специальная система, которая впоследствии стала обозначаться аббревиатурой ESP, что расшифровывается как Electronic Stability Program. А в переводе с английского – электронная система динамической стабилизации или просто система курсовой устойчивости.
Иначе говоря, ESP является составляющей активной системы безопасности, которая в случае заноса с помощью компьютера может управлять силой вращения как нескольких колес одновременно, так и каждым из них по отдельности, тем самым помогая водителю выровнять автомобиль, эффективно противодействовать его боковому скольжению.
Также «ESP» является самой распространенной и общепринятой аббревиатурой системы курсовой устойчивости среди большей части европейских и американских машин, но далеко не единственной. У различных автопроизводителей обозначения системы стабилизации могут сильно отличаться между собой, но принцип их работы от этого не меняется.
Например, в зависимости от конкретного производителя аналоги ESP могут иметь следующие названия:
- ESC или Electronic Stability Control – в машинах от таких компаний как Хендай, Киа и Хонда;
- DSC или Dynamic Stability Control – в автомобилях марки Ровер, Ягуар и БМВ;
- DTSC или Dynamic Stability Traction Control – в машинах Вольво;
- VSA или Vehicle Stability Assist – в автомобилях Шевроле, Хонда и Акура;
- VSC или Vehicle Stability Control – в машинах марки Тойота;
- VDC или Vehicle Dynamic Control – от компаний Субару, Ниссан и Инфинити.
Интересный факт, что большую популярность ESP обрела не в момент создания, а гораздо позднее. И случилось это не благодаря внедрению инновационного новшества в автомобили тех лет, а из-за банального скандала, который получил широкую огласку в 1997 году. Шумиха развязалась вокруг спроектированного тогда Мерседес-Бенц А-класса по причине выявления его серьезных недостатков.
Дело в том, что данный малогабаритный легковой автомобиль для лучшего комфорта пассажиров был наделен достаточно высоким кузовом, но из-за этого центр тяжести также получился высоким. По этой причине машина была склонной к значительным кренам в поворотах, а также существовала возможность переворота при исполнении такого маневра как «переставка». Решением проблемы стала переработка подвески данной модели машины, а также внедрение в конструкцию системы курсовой устойчивости. После этого случая ESP стала известной.
Как работает ESP в автомобиле
Как мы уже писали выше, эта сложная система состоит из различных составляющих, а именно:
- Наружных измерительных устройств, которые отслеживают определенные параметры;
- Специального блока управления;
- Гидравлического исполняющего механизма.
С помощью внешних датчиков ESP прослеживает за углом поворота руля, положением педали газа, системой торможения (по сути, следит за действиями водителя) и различными изменениями в текущем движении автомобиля. Данные обрабатываются и направляются в центральную систему управления, которая при малейшей необходимости может задействовать любые исполняющие устройства, связанные с системой активной безопасности.
Блок управления непрерывно проводит анализ поступающей с датчиков информации, причем делает это с частотой до тридцати раз в секунду. И в случае обнаружения каких-либо отклонений в положении элементов управления транспортного средства от текущих параметров движения машины – ESP вмешивается в управление. Тем самым помогая водителю сохранить контроль над машиной, а также противодействовать боковому движению.
В свою очередь корректировка направления движения автомобиля может осуществляться:
- С помощью системы торможения, которая по сигналу блока управления может прижимать и отпускать диски тормозов определенных колес.
- С помощью изменения частоты вращения коленчатого вала. Последнее достигается вследствие вмешательства ESP в систему подачи топлива.
Какие действия следует предпринять в той или иной ситуации, чтобы стабилизировать движение машины – определяет блок управления. Например, если в критической ситуации автомобиль начинает заносить, ESP может снижать обороты двигателя и одновременно с этим подтормаживать внешним передним колесом, чтобы стабилизировать машину на дороге.
Конкретный пример работы ESP
Давайте рассмотрим работу ESP на реальном примере, когда водитель неожиданно попадает в ситуацию, которая требует быстрого маневрирования. Например, на дороге перед машиной неожиданно возникает препятствие. Водитель для объезда препятствия резко поворачивает руль влево, в то же время датчик поворота рулевого колеса передает эту информацию ESP. Но датчик угла поворота информирует о том, что машина поворачивает недостаточно. А это означает, что ведущие колеса потеряли сцепление с дорожным покрытием и теперь машина движется прямо на препятствие.
Для выхода из сложившейся ситуации ЕСП за доли секунды принимает решение и резко замедляет вращение левого заднего колеса на короткий промежуток времени – это действие производит желаемое противодействие заносу. Таким образом, система помогает водителю сохранить управление над машиной и эффективно увернуться от столкновения с препятствием.
Но что произойдет, если водитель с целью удержания машины на левой полосе после уклонения резко начнет крутить руль в сторону противоположную заносу? В результате такого маневра машина может повернуться слишком сильно, и задняя часть кузова войдет в занос влево. То есть крутящий момент вправо будет стремиться развернуть машину вопреки желаниям человека за рулем.
Чтобы этого избежать, ESP моментально замедляет вращение левого переднего колеса – это воздействие позволит уменьшить крутящий момент кузова и с большой вероятностью не даст автомобилю войти в занос. Таким образом, благодаря ESP машина остается управляемой, в то время как автомобиль без системы стабилизации могло бы полностью развернуть и отправить в кювет.
Принцип работы системы стабилизации устойчивости курса
Работает противозаносная система совместно с антиблокировкой и антипробуксовкой колес. Благодаря наличию данного сервиса автомобиль способен удержать свою траекторию движения во время выполнения резких поворотов либо маневров на скользком дорожном покрытии.
Сам принцип работы данной системы состоит в следующем: акселерометр и датчик измерения угловой скорости автомобиля в соответствии с его вертикальной осью фиксируют появление бокового скольжения, определяют, насколько оно является критичным и после этого отправляют дальнейшие команды. Поэтому ESP в любой момент способна понимать скорость езды транспортного средства, определять угол поворота рулевого колеса, а также вычислить обороты силового агрегата, наличие заноса самого автомобиля и прочие показатели движения.
Все системы, входящие в состав ESP, направлены на то, чтобы автомобиль не смог поменять заданную водителем траекторию до тех пор, пока с помощью рулевого колеса эта самая траектория не будет изменена. Несомненным преимуществом данного ассистента является то, что он срабатывает на опережение и исправляет ситуацию с уходом авто в занос еще до того, как это случается. Как только противозаносный помощник понимает, что машина рискует сорваться с траектории, он тут же активизируется и исправляет возникшую проблемную ситуацию.
Активация ESP происходит в трех возможных случаях. Первый – недостаточная поворачиваемость автомобиля. Т.е. когда передние колеса имеют слабое сцепление с покрытием на дороге, и машина не может вписаться в поворот. Второй – чрезмерная поворачиваемость автомобиля, вызванная уходом в занос вследствие плохого сцепления с дорогой у задних колес. Третий вариант активации данного сервиса – скользкая часть дорожного покрытия, на которой все колеса начинают пробуксовывать. В таком случае происходит поочередная активация тормозной системы, которая применяется то в отношении передних, то в отношении задних покрышек. Данная работа взаимодействует с ABS.
Система курсовой устойчивости ESP
Электронная система стабилизации (ESP) была разработана в последнее десятилетие прошлого века. Основной функцией EPS является обеспечение устойчивости машины при движении на больших скоростях. Система динамической стабилизации предотвращает следующие негативные ситуации:
- занос автомобиля на скорости;
- неудачное вхождение в поворот при быстрой езде.
ESP отслеживает траекторию перемещения машины и сопоставляет ее с направлением колес. Если замечено отклонение от нормального положения, то система ABS получает сигнал о том, что необходимо притормозить одно из колес.
Система динамической стабилизации является отличным дополнением к антиблокировочной системе. Она является гарантией дополнительной безопасности автомобиля. Если ABS просто предотвращает блокировку колес, то EPS отслеживает поведение каждого отдельного колеса, что позволяет ей наилучшим образом обеспечивать устойчивость машины.
Все вышеперечисленные системы в комплексе справляются с одной очень важной задачей. Они способствуют повышению безопасности движения автомобиля
Особенно полезны эти системы при управлении транспортным средством водителем, не имеющим достаточного опыта вождения. Они эффективно корректируют его ошибочные действия.
Более опытные водители могут выбрать для себя автомобиль, в котором данные опции отключаются по желанию владельца. Но все же рекомендуется доверить безопасность своей жизни надежной электронике, на которую не действует пресловутый человеческий фактор.
Можно ли защитить транспорт от аварий на дорогах?
Рассмотрим ситуацию. Транспортное средство передвигается таким образом, что возле поворота не притормаживает и одна его часть оказывается на песке. Сцепление с дорожным покрытием существенно изменяется, и машину может занести. Дабы остаться в нужной траектории система динамической стабилизации старается быстро распределить обороты между всеми четырьмя колесами. Если же имеется активная связь, которая управляется при помощи руля, то она может притормозить колеса.
Датчики и их роль
В далеком 1995 году в некоторые модели автотранспортных средств была вставлена специальная и одновременно с этим уникальная составляющая, получившая название система курсовой устойчивости автомобиля. Следует учесть, что благодаря ее непрерывной и налаженной работе автомобиль постоянно находится под защитой. Информация поступает в специальные датчики, проводится параллельный анализ всех манипуляций и движений водителя и происходит вычисление необходимых параметров, которые помогут в управлении транспортным средством.
Если же система динамической стабилизации автомобиля внедрена на поездах, в оснащении которых присутствует тягово-сцепное устройство, то основная ее функция заключается в том, чтобы оберегать прицеп от несанкционированного и неожиданного раскрытия благодаря торможению колес. Кроме этого, следует также выделить и функцию,помогающую спокойно передвигаться по серпантину.
Работа тормозов в системе
Система курсовой устойчивости автомобиля заключается в увеличении эффективности тормозов в случае нагрева. Такое понятие ее работы очень просто и банально, так как подобное технологическое решение срабатывает в случае с тормозными колодками, которые нагреваются и как результат наблюдается увеличение давления в системе торможения. В конце хотелось бы отметить тот факт, что система курсовой стабилизации имеет свойство к автоматическому удалению влаги с тормозных дисков. Она начинает срабатывать, если транспортное средство передвигается со скоростью, превышающей 50 км/ч.Вся суть подобной системы сводится к тому, что на определенное время в тормозной системе наблюдается резкое увеличение давления, как следствие колодки начинают действовать несколько иначе, а именно прижимаются к дискам, которые отвечают за торможение. Последние начинают нагреваться, а жидкость, которая попала в них, испаряться.
Информационные блоки
Система курсовой устойчивости автомобиля зачастую может быть установлена на транспортные средства премиум-класса. К сожалению, дорогие модели автомобилей не могут похвастаться подобным, исключение разве что составляет Ford Focus II.
Система курсовой устойчивости, расположенная в транспортном средстве, имеет в своем составе специальные датчики, которые фиксируют положение руля, следят за углом скорости колес, отображают информацию, которая говорит о повороте автотранспорта.
С помощью этих миниатюрных устройств на специальных блоках происходит четкое отображение информации. Одновременно с этим подобные блоки начинают давать соответствующие команды, которые и выполняют устройства-исполнители, а именно: занимаются непосредственным переключением клапанов высокого давления в системе противобуксирного типа. Система динамической стабилизации автомобиля – потрясающая возможность уберечь себя и людей, которыми дорожите от всевозможных казусов и непредвиденных ситуаций на дороге.
Принцип работы
Система ESP – это активная система безопасности транспортного средства, которая автоматически включается при появлении заноса или потери управления автомобилем. В компьютер системы поступают данные с нескольких датчиков (поперечного ускорения, вращения колёс, положение руля, положения педали газа и тормоза, состояния тормозной системы и угловой скорости движения).
Работа ЕСП основана на активизации торможения и снижения крутящего момента мотора с целью не допустить заноса автомобиля.
Какие команды могут поступать при той или иной ситуации на дороге:
- Притормаживание одного или всех колёс. Это поможет предотвратить занос, либо поможет увеличить поворотный радиус при высокой скорости. Также ESP в определённой ситуации может снизить тормозное усилие, даже если испуганная блондинка будет со всей силы давить все педали подряд.
- Подключение к блоку управления двигателя с целью отключения его цилиндров, чтобы снизить его обороты (крутящий момент), вплоть до полного отключения педали газа.
- Регулирование поворота передних колёс.
- В автомобилях с адаптивной подвеской влияет на работы амортизаторов, а они на демпфирования пружин (степень амортизации).
- Регулировка автоматической коробки передач с целью изменения передачи.
- Если проблема при управлении появилась в результате работающего круиз-контроля, то он будет действовать вместе с ESP и другими системами, выравнивая движение автомобиля.
Несмотря на то, что это очень продвинутая система безопасности, но она не может видеть реальную ширину дорожного полотна, а также точно рассчитать траекторию движения машины, которая будет наиболее безопасна. Отсюда следует, что водителю надо самому направлять автомобиль в нужном направлении, а ESP обеспечит стабильность и управляемость.
Противозаносная система может работать при любой скорости движения и режиме работы автомобиля (накатом, торможении, ускорении).
На повороте ESP следит за траекторией движения, которая должна быть при положении рулевого колеса. Если появятся отклонения, то система стабилизации будет снижать обороты мотора, притормаживать, чтобы быстрее возвратить транспортное средство к прежней траектории. Особенно полезна ESP на обледенелой или мокрой дороге.
Видео: ESP. Что может и как работает
Например, на очень высокой скорости при повороте начался занос автомобиля. Если водитель станет тормозить, то машину может развернуть. Если он не будет нажимать на тормоз, то есть шанс слететь с дороги в кювет. Активная антизаносная система моментально определит, какие колёса надо притормозить или на сколько надо уменьшить подачу топлива, чтобы выровнять траекторию движения. Согласитесь, это мегаполезная штука в критичных ситуациях. Вы просто крутите руль, а система стабилизации сама думает, как лучше вписаться даже в крутой поворот.
Что ещё есть полезного в системе ESP?
- Функция блокировки дифференциала, что позволяет передавать крутящий момент именно на то колесо, чтобы выровнять автомобиль. Дифференциал должен иметь электронную начинку. Это такое устройство, которое передаёт разные крутящие моменты на каждый потребитель.
- Помощь водителю держать рулевое колесо в нужном положении. Особенно это полезно в колее.
- Подруливание задними колёсами. Главное, чтобы эта функция уже была установлена на автомобиль.
Рассмотрим работу ESP на реальных примерах.
Рекомендации по работе с ESP
Не следует думать, что применение подобной системы дает возможность водителю менее внимательно относиться к управлению машиной. Возможности «умного» устройства не безграничны.
Оно не сможет принести помощь, а автомобиль избежать печальных последствий при:
- движении в гололед;
- эксплуатации машины с «лысой» резиной;
- вхождении в поворот с малым радиусом на высокой скорости.
Для обеспечения эффективной работы ESP шины должны быть накачаны по нормативам. Их типоразмер обязан соответствовать требованиям производителя для конкретной модели. Система не будет правильно работать при размещении на колесах цепей противоскольжения, дефектах механизмов двигателя, трансмиссии.
На некоторых автомобилях установлена кнопка отключения работы ESP. Это дает возможность водителям со стажем самостоятельно выходить из затруднительной ситуации, применяя на практике свои знания. Совмещать в таком случае работу системы и свои попытки решения выравнивания курса авто, не рекомендуется.
Например, опытный автолюбитель, пытаясь выйти из заноса, нажимает педаль газа. В этот же момент ЭБУ устройства дает обратную команду на снижение оборотов. Возникают противоречия в работе, что существенно влияет на безопасность движения.
Отключать ESP рекомендуется при поездках по сыпучей поверхности, допустим, пескам, где ее работа становится неэффективной.
Зачем нужна противобуксовочная система
ASR (Automatic Slip Regulation) – часть активной системы безопасности, главной задачей которой является сохранение прочного сцепления колес ведущей оси с дорогой при движении в сложных условиях: по льду, раскисшему проселку, мокрой траве. Блок управления системы имеет датчики на каждом колесе ведущей оси и регулирует скорость их вращения так, чтобы не допустить пробуксовывания.
До достижения пороговой скорости, регулирование числа оборотов буксующего колеса достигается за счет увеличения давления в тормозных цилиндрах с нужной стороны.
На высокой скорости аналогичное воздействие, по команде БУ, производит двигатель, снижая крутящий момент на стороне пробуксовки. В результате ведущие колеса вращаются в обычном режиме (без отключения дифференциала), но с разными скоростями. Машину «вытягивает» колесо, которое не пробуксовывает.
Плюсы и минусы
Все достоинства системы понятны из описания её действий в критических ситуациях. Она спасёт автомобиль, когда уже ничто другое ему не поможет.
Более того, при быстрой езде иногда неопытные водители в независимых тестах опережали автоспортсменов, у которых такой системы не было. Не стоит на это надеяться, но ESP умножает способности водителя, если конечно они не нулевые.
Но случаются и неприятные ситуации.
- В самых тяжёлых случаях ESP неэффективна, у колёс уже нет сцепления с дорогой, а нестандартным приёмам опытного водителя она не обучена.
- Пока плохо проработаны алгоритмы управления тягой двигателя, особенно её добавления на передне- и полноприводных автомобилях. Хотя для тех же автоспортсменов это азы, без которых на дороге им нечего делать. Но автоматизации такие приёмы поддаются с большим трудом.
- Иногда система неверно понимает хаотичное вращение руля неопытным водителем. По заложенной в неё логике безопасности, упрощенно говоря, она должна подчиняться человеку, способности которого ей неизвестны. Поэтому радикально действовать, отстранив его от управления, ESP пока не имеет права.
Для борьбы с недостатками существует одно средство – кнопка отключения ESP, имеющаяся на многих автомобилях. Пользоваться ею надо только когда точно известны последствия.
Хотя полностью система не отключается и в этом случае, просто существенно снижается порог её вмешательства.
Что это – ESP?
Появление системы обусловлено развитием электронной промышленности, так как ее работа основана на управлении курсовой устойчивости авто подобным блоком. Сейчас прогресс дошел до такого уровня, что установка ESP считается обычным делом для всех автомобилей, в том числе и машин бюджетного сегмента. В первое же время ею могли похвастаться только авто премиального класса.
В разных марках она может называться по-разному: VSC, DSC, ESC и т. д. Каждый завод-изготовитель по-своему трактует название.
Расскажем на примере популярных брендов, как может быть зашифрована система:
- DTSC – в автомобилях «Volvo»;
- ESC – известных азиатских марках «Kia», «Huyndai», «Honda»;
- VSA – японской «Acura»;
- DSC – «BMW», «Jaguar», «Land Rover»;
- VSC – «Toyota»;
- VDC – «Nissan», «Infiniti», «Subaru».
Вне зависимости от аббревиатуры суть ее не меняется. Она следит за выбранным курсом движения автомобиля и предотвращает возможные негативные явления.
Во время движения по дороге возникают факторы, которые могут изменить курс машины. Это:
– перестройка между рядами;
– обгон;
– прохождение поворотов;
– возникновение экстремальных ситуаций.
В этих случаях возрастает вероятность, особенно на мокрой или скользкой дороге, попадания в занос. Это чревато созданием аварийной ситуации, получением травм водителем и пассажирами, серьезными повреждениями машины.
Электронные «мозги» автомобиля при помощи датчиков внимательно следят за изменением направления движения и влияния поперечных сил на транспортное средство. При получении информации, что машина выходит за рамки дозволенных параметров, ЭБУ дает команду на механизмы трансмиссии, которая выравнивает колеса в нужном положении.
Антиблокировочная система тормозов ABS
Антиблокировочной системой начали оборудовать автомобили раньше, чем появились ESP и ASR. Она была разработана несколько десятилетий назад. ABS препятствует блокированию колес тогда, когда необходимо резкое срабатывание тормозной системы в чрезвычайных обстоятельствах.
При заблокированных колесах в условиях экстренного торможения наблюдаются следующие нежелательные явления:
- автомобиль становится неуправляемым, что может привести к дорожно-транспортному происшествию;
- срок службы шин быстро сокращается из-за износа.
Система ABS оснащается специальными датчиками, находящимися под управлением контроллера. Это позволяет ей отслеживать скорость как самого автомобиля, так и скорость, с которой вращаются колеса. Если торможение происходит слишком резко, то это становится сигналом для системы о том, что блокировку колес в этом случае производить не нужно. Срабатывание ABS ощущается как толчки в области педали тормоза.
Функции «Escape»
Предназначается:
- для отмены последней выполненной команды (можно использовать и комбинацию CTRL+Z);
- при необходимости срочного выхода из программы или приложения на главный экран, рабочий стол (обычно это используется в различных компьютерных играх);
- для сворачивания открытого окна;
- для экстренного выхода при зависании компьютера, когда мышь перестаёт работать (такую же функцию выполняет тандем ALT и F4);
- для перехода к каталогу или списку, который по иерархическому списку стоит выше, чем текущий (альтернатива ALT+TAB);
- в Microsoft OfficeExcel и Open OfficeCalc для аннулирования последнего набранного символа;
- для отмены последнего выделения;
- в комбинации «горячих клавиш».
Принцип действия
Все вышеперечисленные составляющие помогают электронике понять, когда начинается занос авто, а также корректировать поведение автомобиля в зависимости от манипуляций, совершаемых водителем.
Отклонение положения органов управления авто от фактических параметров движения автомобиля, провоцирует немедленное вмешательство Electronic Stability Program. К примеру, угол поворота колес невелик, но скорость поперечного ускорения и угол поворота вокруг оси значительно превышают показатели, которые характерны для безопасных повадок авто при заданных параметрах рулевого управления. Таким упрощенным способом можно описать способ, каким ESP определяет развитие заноса.
Главное призвание ЕСП в том, чтобы предупредить начало либо усугубление заноса автомобиля. Все эти манипуляции помогают выпрямить траекторию и сохранить контроль над машиной.
Конкретный пример
Рассмотрим, как работает система, на примере ситуации, в которой электронный контроль устойчивости помогает стабилизировать авто.
Параметры при избыточной поворачиваемости (занос):
- задняя ось стремится обогнать передние колеса. Задняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
- скорость скольжения большая.
Стабилизация происходит за счет торможения переднего колеса внешнего радиуса.
Параметры недостаточной поворачиваемости (снос):
- передняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
- скорость рысканья невысока;
Стабилизация происходит за счет торможения заднего колеса, проходящего по внутреннему радиусу.
Разумеется, описанный алгоритм слишком упрощен. Электронный блок управления получает информацию от различных датчиков по несколько десятков раз в секунду, незамедлительно реагирует сигналами к исполнительным устройствам, постоянно ориентируясь на изменяющиеся условия движения.
Видео работы системы курсовой устойчивости автомобиля поможет оценить всю пользу помощника.
Омологация
Авто стран ЕС, выпущенные со второй половины 2014, обязаны иметь ESP в минимальной комплектации. Отечественное законодательство предполагает подобное правило лишь в случае сертификации выпуска нового авто. Продление омологации не обязывает к внесению нововведений. Поэтому для большинства машин столь полезный помощник доступен лишь за дополнительную плату.
Установка своими руками
Вы можете самостоятельно дооснастить свой автомобиль ESP. Необходимые комплектующие рассмотрим на примере Opel Astra J 1,6Т 2010 г. в.
Вам потребуются:
- блок управления ABS/ESP, крепления в виде кронштейна для установки на штатное место;
- СИМ-модуль;
- датчик рысканья (еще одно название контроллера поперечного ускорения и осевого вращения), крепежный элемент;
- штекер.
Если вы знаете месторасположения всех элементов и умеете прокачивать тормозную систему, установка своими руками не покажется вам сложной задачей. Учтите, что такое внесение изменений необходимо прописать программно. Для этого необходим сканер и специальное программное обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный пункт во всем процессе инсталляции.
Характерные неисправности
О поломке ESP в вашем авто будет сигнализировать соответствующий контрольный указатель на приборной панели. Причины, по которым ESP не работает, может быть несколько:
- обрыв цепи (наиболее характерно для датчиков скорости);
- неисправности блока управления;
- датчик тормозного усилия;
- щетки блока ESP и прочие.
Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику.
Враг или помощник
Стоит признать, что в некоторых ситуациях Electronic Stability Program может навредить. Но процент подобных случаев настолько мал, что это никоим образом не умаляет заслуги ЕСП.
Некоторые водители называют систему не помощником, а электронным «ошейником». Поскольку система всячески пресекает любые попытки «хулиганства» за рулем. Во многих машинах контроль курсовой устойчивости действительно нельзя отключить (разве что только отсутствием предохранителя, но мы вам этого не говорили!).
Порой это препятствует полной реализации мощности автомобиля на скользких покрытиях бездорожья, но в некоторых машинах Electronic Stability Program помогает реализовать электронную имитацию блокировок, что положительно сказывается на преодолении препятствий с диагональным вывешиванием.
Как «общаются» регуляторы оборотов (ESC) с контроллером полета?
Для простого понимания — контроллер полета посредством специального протокола посылает данные регулятору оборотов, что нужно прибавить или убавить газ на двигателе. Но двигателю квадрокоптера нельзя просто подать напряжение, так как он трехфазный и требуется попеременно подавать напряжение на определенные участки обмотки. Этим и занимается регулятор оборотов. На нем есть микросхемы, которые называются Мосфеты (MOSFET), и эти платы выполняют роль ключей — открывают и закрывают подачу тока на определенные участки обмотки.
Как уже говорилось выше, для общения полетный контроллер — регулятор оборотов, используются протоколы. В списке ниже, ESC регуляторы оборотов поддерживают различные протоколы, например Dshot1200, Dshot600, Oneshot125, Multishot. Они отличаются скоростью обмена данными, чем выше скорость, тем быстрее будет отзыв двигателей на ваши команды.