Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы они не окислялись

Почему окисляются клеммы аккумулятора

Не совсем верно называть процесс образования постороннего налета и иных проявлений разрушения поверхности и контактов клемм аккумулятора чисто окислением. В общем случае, это совокупность нескольких химических процессов. Определим главные.

Естественное окисление

Все вещества, находящиеся в воздушной среде, где много кислорода, вступают в процесс оксидирования, или окисления. Свинец, а именно из него выполнены клеммы аккумулятора, с этой точки зрения не очень сильно поддается окислению, есть более «слабые» металлы, взять ту же медь.

Однако неокисленный свинец (блестящий) мы можем наблюдать только во время зачистки аккумуляторных контактов. Уже через несколько минут она начинает темнеть, то есть окисляться.

В естественном окислении свинца нет ничего страшного, пленка оксида свинца очень тонкая, ее легко разрушить, слегка пошевелив клемму. К тому же, допустить 100%-ю защиту от кислорода практически невозможно, разве что поместив аккумулятор в барокамеру. Даже такие густые смазки, как тосол и солидол, пропускают частицы кислорода.

Кислотное разрушение

Этот вид химической реакции приводит к образованию «снежного» белого налета на клеммах аккумулятора. Помимо не вполне эстетичного  вида, налет вносит дополнительное переходное сопротивление в месте контакта, ведет к разрушению клемм, может быть причиной утечек.

Откуда берется кислота? В большинстве случаев из аккумулятора. Обслуживаемые аккумуляторы имеют технологические отверстия для заливки электролита и контроля его уровня.

Видео — что делать если окисляются клеммы аккумулятора:

Практически все автомобильные аккумуляторные батареи снабжены системой газоотвода. Если данные зоны негерметичны (газоотвод негерметичен всегда, если к нему не подсоединена газоотводящая трубка), в процессе эксплуатации через них происходит выброс паров электролита.

Особенно это проявляется в теплое время года, хотя под капотом автомобиля оно наступает даже зимой после двадцати минут движения.

Еще более страшен с точки зрения выброса кислоты процесс перегрева аккумуляторной батареи, особенно кипение. Это возможно в следующих случаях:

  • разрушение пластин элементов аккумуляторной батареи;
  • короткое замыкание банок АКБ;
  • неправильный режим заряда аккумулятора (перезаряд);
  • отсутствие естественного охлаждения АКБ в теплое время года.

Солевое разрушение

Российские автодороги до сих пор зимой посыпают солями натрия и калия. Состав современных средств защиты от обледенения это промышленная тайна, по крайней мере, для автолюбителей.

Но все смеси в составе с водяными парами и примесями других веществ, находящихся на дороге, в конечном счете, обволакивают все части автомобиля, в том числе и контакты аккумулятора.

Соль плюс вода – отличный электролит, а где есть электролит, металлы и электрическое напряжение, присутствует процесс электролиза. Он потихоньку разрушает металлические детали.

Разрушить массивную клемму аккумулятора электролизу не по силам, а вот внести изменение в контактную зону удается.

Причины окисления

Разобравшись с типами смазок, следует выяснить, почему окисляются клеммы аккумулятора. На самом деле, есть ряд причин, вот основные из них:

  • Плохой контакт меж концом провода и самой батареей. В процессе эксплуатации возникла щель, в которую попадают пары от электролита. Повреждение стоит только загерметизировать.
  • Покрытие клеммы поцарапалось или стерлось. Необходима замена.
  • Вывод АКБ не герметичен. Электролит просачивается и поверхность контактного узла разъедается.
  • Генератор перезаряжен. В данном случае стоит отправляться к специалистам.

Если постоянно окисляются клеммы аккумулятора, что делать? Выше было сказано, как вести себя в случае с приведенными причинами. Но как быть, когда окисление стало настолько сильным, что авто перестало заводиться. В этом случае необходимо зачистить клеммы

Для этого берется наждачная бумага и осторожно стирается налет. Действовать предельно внимательно, чтобы не повредить изоляционную оболочку

Работы выполнять в перчатках. Для лучшего контакта использовать одну из смазок, о которой речь шла выше.

Когда окисляется плюсовая клемма, это может произойти по следующим причинам:

  • В каком-либо месте герметичность аккумуляторной батареи нарушена. Вмешаться в ситуацию необходимо срочно, потому как с течением времени кислота сможет без особых проблем проесть корпус.
  • АКБ систематически перезаряжался, что привело к перегреву электролита и как следствие, он начал слишком активно испаряться. В данной ситуации не остается ничего, кроме как отправиться на автомобильный рынок или в автомагазин для покупки новенького устройства.

Чем смазывать? В начале статьи были приведены наиболее популярные смазки как старого, так и нового образца. Добавить нужно лишь смазку для клемм аккумулятора liqui moly. Среди ее особенностей следует отметить надежную защиту контактов от коррозии. Мотор будет работать в любых погодных условиях. Самое главное, что срок использования аккумуляторной батареи увеличивается практически в два с половиной раза. Такая смазка предотвращает утечку тока. Прежде чем ее наносить, следует качественно зачистить необходимое место. Опять же, воспользоваться ножом либо наждачной бумагой, как писалось ранее.

Окисление электрических проводников является распространённой проблемой, с которой не удаётся справиться даже в 21 веке. Особенно сильно данная неисправность электрической сети проявляется на клеммах аккумулятора.

Высокий ток разряда, а также обильное испарение электролита, значительно ускоряют процесс окисления, поэтому бороться с «накипью» приходится начинать с момента покупки автомобиля.

Как минимизировать , и какие для этой цели использовать средства, будет подробно описано в данной статье.

Полезное видео

Информативное видео о клеммах и контактах.

В заключении хотелось бы отметить, что регулярное обслуживание клемм — дело не хитрое. Дедовские методы, такие как смазка литолом — это скорее пережиток прошлого. В данном случае нужна просто чистота, и хороший контакт, за которыми можно следить без каких-либо специализированных средств.

Обязательное условие бесперебойной длительной работы электрооборудования автомобиля – надежные контакты. Требование относится, прежде всего, к соединениям, работающим в условиях значительных токовых нагрузок, при постоянных агрессивных воздействиях (перепадах температур, высокой влажности, присутствии активных химических веществ). В таких условиях клеммы АКБ могут греться в процессе эксплуатации.

Как смазывают клеммы АКБ

Процесс смазывания клемм заключается в зачистке деталей от продуктов окисления с последующей обработкой их смазками и осуществляется по следующему порядку:

  1. Снимаем клеммы.
  2. Удаляем продукты окисления щеткой или войлоком, пропитанным содовым раствором. Если процесс окисления начался давно, вам придется использовать щетки-ершики для клемм.
  3. Промываем дистиллированной водой.
  4. Закручиваем клеммы.
  5. Обрабатываем выбранным средством.

Чем очистить клеммы

  1. Войлок. Им снимают слой продуктов окисления. Устойчив к кислотам, очень удобен для удаления продуктов окисления. Пригодится и в том случае, если защищать клеммы АКБ от окисления вы будете войлочными шайбами, пропитанными той или иной смазкой. О таких приспособлениях, как зубная щетка и губка для мытья посуды, стоит лишь упомянуть: они помогут, если окислительные процессы только наметились, либо вы осуществляете плановые профилактические меры.
  2. Слабый раствор соды. Качественное удаление окислов является основой того, что вам не нужно будет вскоре снова снимать белый налет. Вам может хватить около 250 мл. раствора: к дистиллированной теплой воде этого объема добавьте около полутора столовых ложек соды.
  3. Наждачная бумага. Рекомендуется использовать мелкозернистую наждачку. Хоть она и быстро истирается, зато не оставляет частицы абразива на обрабатываемых поверхностях.
  4. Щетки с металлической щетиной, производства таких компаний, как OSBORN ECO и так далее. Их корпус выполнен из качественной древесины, имеется отверстие для ручки.
  5. Щетки-ершики — двустороннее устройство, что существенно облегчает работу, а дрель сделает ее еще и скорой. При выборе предпочтение можно отдать товарам таких производителей, как Autoprofi, JTC (модель 1261), Toptul (модель JDBV3984), Force.
  6. Чистик для клемм. Им можно работать вручную, но это намного легче, чем просто наждачной бумагой.

Чистик для клемм

Щетка по металлу

Нередко нужно осуществить более тщательную зачистку, для чего потребуется беспроводная дрель с насадкой-щеткой из «нержавейки».

Зачистка клемм должна осуществляться при оборотах не выше 15 000/мин. И ни в коем случае не усиливайте нажим! Возможно, придется подольше очищать клеммы от окислов, но это необходимо.

Прежде, чем приобретать приведенный ниже инструментарий, определите, насколько запущен процесс окисления клемм. Если налета еще нет, или он едва наметился, вам будет достаточно слабоабразивных средств, иногда достаточно войлока и содового раствора, чтобы подготовить детали к последующей обработке.

Причины, следствия и устранение окисления клемм

В других, более серьезных случаях, следует использовать высокоэффективные средства и инструменты, которые не только хорошо зачистят следы окислительных процессов, но и сэкономят ваши силы и время.

Подводя итог

Поскольку клеммы аккумулятора подвергаются вредному воздействию паров электролита и кислорода, а образуемые продукты окисления негативно сказываются на работе аккумулятора, то его нужно защитить от такого влияния. И как раз главный вопрос стоит в том, как это сделать, чем смазать клеммы аккумулятора? А ответ достаточно очевиден: составом которое могло бы оградить от влаги, было токопроводящим и способно устранить блуждающие токи. Все эти свойства имеются в рассматриваемых нами смазках. Только применять их нужно заблаговременно, а не тогда, когда клемм уже не видно за белым налетом.

ТОП-5 очистителей электроконтактов

Загрязнение электроконтактов – процесс неизбежный. Даже от взаимодействия с воздухом, содержащим влагу и разнообразные химические соединения, на проводниках образуются окислы и коррозия. Кроме того, на контактах скапливаются пыль, масляные и жировые вещества.

Источником загрязнений может стать материал самих электрических контактов, который разрушается вследствие электродуговых процессов. Возникновение дуги сопровождается неизбежным повышением давления и температуры, что негативно сказывается на состоянии металла и увеличивает сопротивление в цепи.

В случае утечки электролита, нередко возникающей в автомобильных аккумуляторах, электроконтакты разрушает агрессивная среда – особенно в местах их соединения с клеммами.

Одной из самых распространенных причин выхода электротехники из строя является окисление контактов. Оно возникает вследствие химической реакции кислорода с материалом проводников. Данный процесс активизируется при повышении температуры, воздействии агрессивных веществ, образовании электрической дуги.

Загрязнение контактов окислами, следами коррозии и другими отложениями негативно влияет на их работоспособность, может вызывать короткие замыкания, искрения и возгорания.

Во избежание выхода электрокомпонентов из строя их состояние следует регулярно контролировать, в том числе вовремя очищать и обезжиривать. Для этих целей служат специальные средства – очистители контактов. Чаще всего они выпускаются в аэрозольных баллонах разного объема, однако существуют и другие варианты исполнения.

Качественные очистители должны эффективно удалять разнородные загрязнения без вреда для конструкционных материалов, испаряться без остатка и не оставлять налета.

Мы выбрали 5 популярных марок очистителей контактов и выделили лучший по соотношению всех показателей.

очистителей электроконтактов

Высокоэффективный очиститель контактов, изготовленный на основе смеси специальных растворителей и моющих добавок.

Средство предназначено для удаления загрязнений различной природы с электрических контактов, печатных плат бытовой и компьютерной техники, автомобильной электроники и т.д.

В отличие от других очистителей, EFELE CL-547 Spray полностью инертен ко всем видам резин и пластмасс, не разрушает лакокрасочные покрытия. Данное средство не содержит силикона и других масел, поэтому после испарения не оставляет следов на поверхностях проводников.

EFELE CL-547 Spray эффективно удаляет следы коррозии, окислы, грязь, пыль, масляные и жировые пятна, старые защитные покрытия и т.п. Проникая в структуру загрязнения на молекулярном уровне, он растворяет его и испаряется, не вызывая необходимости протирать поверхности после обработки.

Данный материал производится в России, поэтому доступен широкому кругу потребителей. Благодаря оптимальному соотношению комплекса свойств и стоимости он является абсолютным лидером нашего рейтинга.

Фасовки

Металлический баллон 520 мл

Быстроиспаряющееся средство для очистки электрических контактов, изготовленное на основе органических растворителей и газов-вытеснителей.

Очиститель Molykote S-1002 Spray предназначен для удаления непроводящих пленок загрязнений и пыли с поверхностей проводников, а также их обезжиривания.

Состав быстро испаряется, не оставляет следов, не разрушает резины, пластмассы и окрашенные основания.

По своим характеристикам Molykote S-1002 схож с EFELE, однако цена импортного очистителя намного выше, а доступность не самая лучшая.

Основные причины

Первый признак запущенного процесса — появление ржавчины. Чаще и быстрее всего окисляется плюсовая клемма аккумулятора и причин тому может быть несколько.

Утечка газообразного водорода

Аккумулятор превращает кислоту в электрический ток. В эти моменты газообразный водород в батарее протекает и попадает в атмосферу. Он реагирует с другими веществами. Как итог, в терминале батареи появляется характерный налет рыжеватого цвета.

Окислившаяся клемма

В зависимости от того, с какой стороны он формируется, можете диагностировать различные проблемы с аккумулятором. Если он находится на отрицательной клемме, это является признаком недостаточного заряда, а если на положительной – это связано с избыточной зарядкой.

Большинство аккумуляторов страдают от недозарядки, и именно поэтому вы видите это с отрицательной стороны.

Утечка электролита

Эта проблема является данностью свинцово-кислотных аккумуляторов. Из-за старения или повреждения электролит в аккумуляторе может протекать и накапливаться на контактах. Вероятность утечки электролита увеличивается, если часто переполняете батарею водой.

Коррозия в медных зажимах

Медь является хорошим проводником и не подвержена коррозии. Однако, когда электрические токи проходят через медные контакты, происходит образование сульфата меди, что приводит к коррозии батареи.

Использование соды как абразива

Голубоватый осадок на медных выводах поможет идентифицировать сульфат меди. Это вещество крайне плохо проводит электричество, поэтому у вас начнутся проблемы с запуском автомобиля.

Перезарядка и переполнение аккумулятора

Если переполните батарею водой, это может привести к вытеканию электролита через вентиляционные отверстия и ржавчину. Убедитесь, что налили нужное количество воды из батареи.

Если перезаряжаете аккумулятор, происходит нечто подобное – электролит заряжается от кинетической энергии и перетекает на клеммы, вызывая ржавчину.

ТОП-5 смазок для клемм аккумулятора

Итак, из всех рассматриваемых смазок не все хорошо эффективны и действительно заслуживающие на похвалу, так что с более чем 10-ти составов можно выделить лишь 5 лучших средств по уходу за клеммами. Их оценка — субъективное мнение, основанное таких критериях, как: надежность слоя — насколько оно защищает клеммы от коррозии и окислов (прямое назначение), длительность удержания, устранение скользящих разрядов, простота процесса нанесения, широкий температурный диапазон работы.

Смазка Тип основы Вязкость Рабочая температура,℃ Герметичность Кислотоустойчивость
Molykote HSC Plus Масляная Высокая -30°C… +1100°C Высокая Высокая
Berner battery pole spray Масляная средняя -30°C… +130°C Высокая Высокая
Presto Batterie-Pol-Schutz Воск средняя -30°C… +130°C Высокая Высокая
Vmpauto MC1710 Масляная Высокая -10°С… +80°С Высокая Высокая
Liqui Moly Batterie-Pol-Fett Масляная Высокая -40°C… +60°C Высокая Высокая

Качественная смазка для клемм должна иметь целый комплекс свойств:

  1. Кислотоустойчивость . Главная задача: предотвратить развитие окислительных процессов, останавливать уже начавшиеся.
  2. Герметичность . Средство одновременно должно вытеснять влагу, конденсат, защищать и от воздействия кислорода!
  3. Диэлектричность . Исключение появления блуждающих токов позволяет экономно и целесообразно расходовать заряд аккумулятора.
  4. Вязкость . Одно из важных критериев качества. Излишняя текучесть может не лучшим образом сказаться на защите АКБ: в условиях высокого температурного режима работы происходит термическое разложение молекул смазки, и вам снова придется ее наносить на клеммы.
  5. Широкий диапазон рабочей температуры . Автомобиль эксплуатируется в разных температурных условиях, поэтому свои свойства средство по уходу за клеммами должно сохранять и при низких, и при высоких температурах. И желательно, чтобы оно сохраняло свою вязкость.

Как видите, даже список базовых требований к качественным смазкам немаленький, и полностью всем требованиям на самом высоком уровне не может отвечать ни одно средство. Одни лучше герметизируют, но собирают пыль и грязь, другие хорошо справляются с предотвращением развития окислительного процесса, но слишком легко смываются и так далее. Современный рынок представляет вашему вниманию большой выбор, и он — за вами. Но до покупки смазки, не лишним будет перечислить виды смазочных материалов по своей основе.

Щадящие способы очистки

Множество автомобилистов чисто эмпирическим путем нашли наиболее эффективные способы очистки аккумуляторных клемм. При этом не требуется прилагать особенные физические усилия. Решить данную проблему можно с помощью подручных материалов, бытовой химии и даже лекарственных средств.

Содой

При использовании автомобиля со временем клеммы разъедает попавший на них электролит. Это способствует образованию ржавчины, сульфатов на поверхности соединений. Для избавления от остатков кислоты рекомендуется использовать содовый раствор, для приготовления которого нужно растворить столовую ложку соды внутри стакана теплой воды.

Здесь важно обильно обработать контакты жидкостью, а после тщательно обработать поверхности щеткой

Данную процедуру нужно проводить в следующем порядке:

  • вначале снять с аккумулятора отрицательный, а затем положительный провод;
  • терминалы обмотать смоченной в содовом растворе салфеткой, клеммы на проводах опустить внутрь емкостей примерно на 20 минут;
  • удалить ржавчину на контактах;
  • приготовить свежий содовый раствор, замочить в нем клеммы повторно;
  • очистить контакты водой, протереть влажной тряпкой, дать просохнуть.

Нанести небольшое количество вазелина или другой защитной смазки, подсоединить вначале плюсовой, а затем отрицательный контакт.

Наждачной бумагой, металлической щеткой

Белый налет на аккумуляторных клеммах – это свинец, который окислился. Для обеспечения лучшей электропроводности металл лучше очистить от всех окислов. При этом подойдет механический способ. Для него понадобится обычная наждачная бумага с крупной зернистостью.

Сама процедура очистки является простой. Нужно попросту зачистить аккумуляторные полюсы, клеммы до блестящего состояния.

Бензином

Этот метод следует применять с повышенной осторожностью, поскольку бензин при попадании на резиновые или пластиковые элементы может разъедать их. С другой стороны, этот вид автомобильного топлива отлично справляется с окислами, уничтожая их до металла

Описанные выше способы являются наиболее эффективными и простыми. Решить проблему одним из этих методов сможет даже начинающий автомобилист.

Свойства смазки

Защитный эффект от смазки достигается за счет свойств:

  1. Герметичность-смазка должна обеспечивать герметичность для предотвращения вредных испарений и влаги.
  2. Кислотоустойчивость-предотвращать процессы окисления и прекращать начавшиеся.
  3. Вязкость-смазка должна быть вязкой и не становится текучей при повышении температуры от работы агрегатов, в противном случае придется регулярно ее обновлять.
  4. Диэлектричность-свойство исключающее явление блуждающего тока, что позволяет экономно расходовать заряд АКБ.
  5. Сохранение свойств в широком температурном диапазоне-средство одинаково хорошо должно оказывать защитные действия от низких до высоких температур с сохранением вязкости.

Соблюсти все требования в одном средстве не потеряв качество и эффективную сложно. Одни средства с высокой герметичностью, но к ним легко пристают различные загрязнения(пыль); вторые эффективно борются с окислением, зато быстро вымываются. На современном рынке на сегодняшний день в специализированных магазинах представлен широкий ассортимент смазочных средств с разными основами.

Силиконовые смазки

Смазки повышенной текучести. По остальным параметрам: сохраняет рабочие свойства при температурном режиме от -60C до +180C.  Но их использование предполагает частую обработку клемм аккумулятора. Также в состав должны быть включены токопроводящие вещества. Недостатком является увеличение сопротивления после их высыхания.

Тефлоновые смазки

Основным компонентом тефлоновых смазок является силикон. Средства характеризуются повышенной проникающей способностью в материалы, а это вредно для клемм.

Смазки на масляной основе

Синтетическое или минеральное масло может стать основой для средства.

Подвижные детали наиболее эффективно защищают синтетические масла.

Клеммы статичны, но защитный эффект и остановка негативных процессов не менее важны. Такие средства должны содержать специальные присадки.

Наиболее известны:

Солидол-давно используют для защиты, не подвержен воздействию воды, пожаробезопасен, но при температуре + 65C снижается вязкость.

Вазелин-в основу вещества входит минеральное масло и твердый парафин.

Подразделяют на:

  • медицинский,
  • технический.

Медицинский безопасен для человека, но хуже защищает поверхности.

Технический вазелин оказывает вредное действие на кожные покровы, работать с ним необходимо в перчатках.  Обеспечивает защиту, не подвержен действию влаги, при температуре +27-60C плавится.

Эти средства используют автовладельцы при отсутствии более совершенных.

LIQUI MOLY KUPFER-SPRAY-спрей для смазки тормозных колодок, некоторые автолюбители, применяют для клемм при отсутствии иных средств. Сохраняет физические показатели в дельте температур -300C-+11000C.

Vmpauto MC1710-состоит из смеси двух масел с силиконом. Оказывает защиту от влаги, пыли и др. Сохраняет эффективность защиты при температурных показателях -100C-+800C. Дает синее окрашивание.

Liqui Moly Batterie-Pol-Fett– средство с основой из технического вазелина. Рабочая дельта температур -400C-+600C. Справляется даже с защитой пластика от агрессивного действия кислот. Дает красное окрашивание клемм.

Presto Batterie-Pol-Schutz-голландское средство на основе воска. Оказывает защитное действие против коррозии, щелочей и окисления на все контакты в автомобиле. По утверждениям производителя средство сохраняет мощность аккумулятора. Температурный диапазон -300С-+1300С.

Консистентные смазки

Почти полностью производятся на масляной основе с загустителями.

Molykote HSC Plus-пастообразная смазка, имеет диэлектрические свойства и повышает электропроводность, работает при температурах 300 C-+11000 C.

Медная смазка

Благодаря высокой вязкости применяют для защиты деталей с большими статическими и динамическими нагрузками. Электропроводность смазки выше, чем у других конкурентов. Производятся на основе масла с добавлением медного пигмента, которые оказывают максимально качественную защиту.

За защитные свойства получил популярность среди владельцев автомобилей.

Berner-спрей для профессиональной защиты. Предотвращает коррозию и окисление при температуре –400С-+11000 С.

Смазки на восковой основе

Преимущества:

  1. Создают герметичность.
  2. Диэлектричны, после обработки не пропускают блуждающие заряды.
  3. Длительное удержание.

Графитовая смазка

Имеют высокое удельное сопротивление, следовательно, снижается пропускная способность тока и происходит нагрев элементов. Из-за этого может произойти перегрев и возгорание. Рабочий температурный диапазон тоже маленький -20C-+70C.

Подведем итоги

Как видно, такой элемент, как клемма аккумулятора автомобиля остро нуждается в дополнительном уходе. Дело в том, что клеммы аккумулятора находятся в достаточно агрессивной среде, на них оказывает воздействие испаряющийся электролит, а также кислород. В таких условиях появление окисления и коррозии без обработки и смазки клемм АКБ начинается достаточно быстро. В результате начинаются сбои в работе самого аккумулятора.

При этом рассмотренные выше способы и рекомендации  позволяют понять, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы защитить их от влаги и окислов. Напоследок отметим, что смазку для клемм аккумулятора нужно подбирать правильно, а также регулярно обновлять. Такой подход позволит избежать образования белого налета на клеммах и продлит срок службы автомобильного аккумулятора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector