Проверка аккумулятора
Содержание:
- Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
- Как проверить, заряжен ли аккумулятор автомобиля?
- Как пользоваться нагрузочной вилкой — краткая инструкция
- Виды тестирующего оборудования
- Какой использовать прибор для точного измерения емкости любого аккумулятора
- Важность соблюдения техники безопасности
- Как сделать прибор собственными руками
- Какой прибор использовать для проверки ёмкости аккумулятора
- Методы диагностики
- Прибор для измерения емкости аккумулятора
- Как проверить АКБ
- Альтернативные способы
- Как замерить силу тока и напряжение
- Какие параметры можно проверить?
- Как измерить ёмкость
- Как проверить ток утечки
- Мультиметры
Как проверить уровень электролита в аккумуляторе
Уровень электролита проверяется только на тех АКБ на которых предусмотрено обслуживание. Для его проверки нужно опустить стеклянную трубочку (с нанесенными делениями) в заливное отверстие аккумулятора. Достав до сепараторной сеточки нужно зажать пальцем верхний край трубочки и вытащить ее. Уровень электролита в трубке будет равным уровню в батарее. Нормальный уровень 10-12 мм над пластинами аккумулятора.
Нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.
Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.
Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.
Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца
Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.
Как проверить, заряжен ли аккумулятор автомобиля?
Определить состояние батареи можно с помощью одного из двух (или обоих) простых методов:
- Первый метод покажет, достаточно ли у батареи энергии для запуска двигателя. Для этого способа нам понадобится цифровой мультиметр. Это быстрый метод проверки аккумулятора, особенно на необслуживаемых АКБ, у которых нет пробок.
- Второй метод предполагает применение ареометра. В отличие от мультиметра, ареометр поможет не только проверить заряд аккумулятора, но определить его общее состояние. С помощью него определяется критический износ АКБ. Но этот инструмент может использоваться лишь на аккумуляторах с откручивающимися пробками. Недорогой ареометр можно найти в любом магазине автозапчастей.
Проверка напряжения аккумулятора с помощью мультиметра
Цифровой мультиметр позволяет быстро определить заряд автомобильной АКБ. Некоторые необслуживаемые батареи оснащаются специальным индикатором заряда, расположенным на крышке. Если батарея полностью заряжена вы увидите зеленую точку, если её надо подзарядить точка будет прозрачной, а в случае неисправности цвет будет желтым.
Независимо от того, есть ли на вашем необслуживаемом аккумуляторе этот индикатор, вы сможете проверить уровень его заряда с помощью мультиметра.
- Установите мультиметр в режим постоянного тока (позиция – 20 вольт).
- Подключите черный щуп тестера к минусовой клемме.
- Подключите красный щуп к плюсовой клемме АКБ.
- Попросите ассистента включить фары, что обеспечит небольшую нагрузку на аккумулятор.
- Проверьте показатели вольтметра.
При температуре около 25°C они будут следующими:
- около 12,5 Вольт – заряд в норме;
- около 12,3 Вольт – батарея заряжена примерно на 75%;
- 11,8 Вольт или ниже – АКБ заряжена примерно на 25% или менее.
Если вы увидели низкие показатели, необходимо выполнить зарядку аккумулятора малым током и повторить проверку. Если уровень заряда не поднимается, АКБ необходимо заменить.
Проверка заряда аккумулятора и его общего состояния
Проверка плотности электролита покажет, насколько заряжена аккумуляторная батарея автомобиля. Также этот тест помогает определить состояние АКБ.
Для получения наиболее точных результатов используйте ареометр со встроенным термометром. Обычно ареометры поставляются со специальными табличками, которые помогут вам в ходе выполнения проверки при различных температурах окружающей среды.
Выполняя следующий тест, обязательно надевайте защитные перчатки и очки:
- Выкрутите пробки с крышки АКБ.
- Погрузите наконечник ареометра в первую банку (ячейку) и сожмите грушу ареометра.
- Отпустите грушу, чтобы электролит мог войти в наконечник ареометра.
- Проверьте удельный вес электролита, учитывая советы в инструкции к инструменту.
- Запишите полученные данные и проведите аналогичную проверку остальных банок АКБ.
- Сравните полученные результаты с информацией в инструкции производителя ареометра.
Обычно, если показатели составляют в пределах 1.265-1.299, аккумулятор вашего автомобиля заряжен. Если показатели падают ниже 1.265, это признак разряженной батареи. В большинстве случаев решить проблему можно с помощью медленного заряда. Разница в 25-50 пунктов (пункт равен 0.001) между показаниями указывает на то, что произошло сульфатирование пластин АКБ, поэтому её придётся заменить.
Как пользоваться нагрузочной вилкой — краткая инструкция
Научиться пользоваться нагрузочной вилкой вовсе несложно, и для этого не обязательно быть электриком. Берём в руки устройство и соединяем чёрный зажим с положительной клеммой АКБ, а красный, соответственно, с минусовой. Батарея в это время не должна быть под нагрузкой. На дисплей прибора будут выведены сведения о том, каким является текущее напряжение. Выбираем те критерии, которым должен удовлетворять аккумулятор в режиме «холодного тока», нажимаем на левую кнопку, после чего будет запущен процесс его тестирования.
Как только процесс будет завершён, на экране пользователь увидит результаты — они могут иметь форму одной из пиктограмм, которая скажет следующее:
- происходили процессы десульфатации, и батарея требует зарядки;
- присутствуют механические повреждения;
- АКБ находится в работоспособном состоянии.
Если проверка была выполнена правильно, то на экране предстанут сведения о технических характеристиках батареи. Исходя из этих параметров, можно будет сделать вывод о том состоянии, в котором она находится. Нормальное напряжение должно находиться в диапазоне от 12,6 до 12,9 Вольт. О полном разряде будет свидетельствовать напряжение ниже 11,5-12 Вольт.
Также необходимо проверить состояние АКБ под нагрузкой. Это позволит дать более полную картину, по итогам которой автолюбитель будет принимать решение о целесообразности замены нового аккумулятора.
Порядок действий будет следующим:
- Подключаем резистор.
- Соединяем клеммы с токовыводами в такой же последовательности, как это было описано для проверки без нагрузки.
- Замеры должны проводиться не дольше 5 секунд.
Во время нагрузки параметры будут несколько другими. Так, если напряжение превышает отметку в 10,2 В, значит, батарею можно считать исправной. О полном разряде будет свидетельствовать значение вольтметра менее 7,8 Вольт. Поэтому придётся в таком случае принудительно заряжать батарею и смотреть за показателями повторно. Если улучшений не наступит, тогда можно сдавать АКБ в утиль и приобретать новое оборудование.
Виды тестирующего оборудования
Из всего многообразия тестеров для аккумуляторов автомобилей самым распространённым считается прибор под названием мультиметр. Он измеряет множество показателей и проверяет работоспособность всей системы. Основные замеры, которые водитель может проводить для АКБ своего автомобиля, это:
- измерить силу тока в цепи;
- проверить напряжение;
- узнать, какое в цепи сопротивление;
- проверить состояние свечей и катушек;
- провести диагностику полупроводников;
- оценить частоту оборотов двигателя.
Самые функциональные и универсальные тестеры легко подключаются к бортовому компьютеру и передают результаты исследования на него. Для популярных моделей производители также предусмотрели световые индикаторы.
Существует и другая классификация такого оборудования. Она связана с особенностями конструкции и может быть двух типов:
- Аналоговые измерители. Это самые простые приборы, оснащённые шкалой и стрелками. Достаточно выбрать именно ту шкалу, которая отвечает за конкретный параметр, и начать измерение. Однако такие изделия не отличаются большой точностью.
- Цифровые или электронные тестеры. Принцип действия тот же, однако сам прибор функционирует практически без погрешностей. Информация о результатах будет выводиться на электронное табло.
Пользоваться тестером автомобильных аккумуляторов несложно. Сначала этот аппарат переводится в требуемый режим. Максимальное значение того или иного критерия на приборе нужно выставлять больше, чем номинальное на конкретном аккумуляторе, потому что может быть как нехватка, так и превышение показателя. Щуп черного цвета соединяют с отрицательной клеммой батареи, а красный — с положительной. Далее прибор всё измерит сам и покажет значение на экране. К примеру, если будет показано напряжение менее 12 Вольт, то батарея уже наполовину разряжена.
В автомобильных тестерах современного поколения применяется специальный нагрузочный тест. Прежде всего, он измеряет степень напряжения в оборудовании. На основании полученных данных можно понять, необходима ли замена батареи, или её ещё можно восстановить. При этом необходимо помнить, что могут быть погрешности вследствие использования прибора в различных температурных условиях.
Основные разновидности тестеров, которые предназначены для оценки работоспособности аккумуляторов, – это вольтметр и мультиметр, а также нагрузочная вилка.
Какой использовать прибор для точного измерения емкости любого аккумулятора
Показатель емкости определяет плотность электролитов, она определяется с помощью особого прибора – ареометра. На новых батареях всегда указаны основные параметры. Однако эта величина определяется и самостоятельно.
Маленький аккумулятор
Наиболее простым способом являются обычные тестеры наподобие «Кулона». С помощью этого прибора измеряют вместимость и напряжение АКБ в автомобиле. Это требует минимальных затрат сил и времени при достижении достоверных результатов.
Чтобы воспользоваться «Кулоном», нужно подсоединить его к клеммам аккумулятора, после чего он начнет определять силу напряжения и величину вместимости.
Используется множество других способов вычисления данных параметров. Классическим является измерение с помощью мультиметра аккумулятора авто. Для того чтобы это осуществить, в нем должен быть полный заряд и соединение с потребителем (достаточно обычной лампочки в 60Вт). Однако даже это не гарантирует абсолютной точности показаний.
Прибор мультиметр
Первым шагом после сбора цепи из самой батареи, мультиметра, лампочки станет подача напряжения. В случае если на протяжении 2 минут лампочка не гаснет (если это не так, батарею не восстановить), брать показания «Кулона». Как только показания будут падать ниже стандартов напряжения аккумулятора, он начинает разряжаться. Замерив время, потребовавшееся для окончательного израсходования энергии и ток нагрузки потребителя, нужно эти показания друг на друга умножить друг на друга. Получившееся число и есть вместимость батареи.
В случае отличия результата от официального значения аккумулятор нужно заменять. Мультиметр позволяет посчитать емкость любой батареи. Неудобство такого способа в больших временных затратах.
Во втором способе измерения обеспечивают разрядку АКБ с помощью резистора по специальной схеме. С помощью секундомера определяется время разряда
Однако важно не разрядить АКБ полностью, предохраняясь от этого посредством реле
Важность соблюдения техники безопасности
Аккумуляторная батарея является электрическим прибором. Даже если АКБ отключена от проводов в машине, это не означает, что её можно спокойно хватать двумя руками за клеммы.
При работе с аккумуляторами, используя тестеры, обязательно придерживайтесь нескольких основных правил:
- Не хватайтесь голыми руками за контакты на батареях. Если одновременно схватиться за плюс и минус, можно получить сильнейший удар током.
- Соединяя измерители с выводами на АКБ, сначала подключайтесь к плюсу, а затем к минусу. В противном случае может возникнуть искра, что может привести к возгоранию, иногда даже к взрыву.
- Если вы ничего не знаете об устройстве своего аккумулятора или не изучили инструкцию по использованию тестера, за работу приниматься категорически запрещено.
- При тестировании обслуживаемой АКБ проводите все мероприятия в хорошо проветриваемом помещении. Погружая ареометр и работая с электролитом, используйте перчатки, очки, избегайте попадания жидкости на кожу и слизистые.
- Правильно выбирайте диапазон измерений. К примеру, при проверке напряжения диапазон должен составлять от 1 до 20 В для 12-вольтной АКБ. Если поставить 10–12 В, сам прибор сгорит, плюс вы получите удар током.
При несоблюдении техники безопасности во время использования тестеров для АКБ можно получить удары током, термические ожоги и пр. Всё это не раз заканчивалось мышечными судорогами и отказом внутренних органов. Нужно реально оценивать степень опасности энергоносителя и не забывать об угрозе кислоты, содержащейся в электролите в достаточно большой концентрации.
Как сделать прибор собственными руками
Когда необходимая техника отсутствует, прибор можно сделать самому, посмотрев видео. Из готовых приборов необходимо взять вольтметр, а оставшиеся детали сооружают из подручных средств. Трудности возникнут при расчетах и создании внутреннего сопротивления, для которого потребуется ток.
Подходящим материалом является нихромовая проволока, используемая для создания нагревательных спиралей в электрических плитках. Нихромовые элементы можно заменить металлической полосой из прочих нагревательных устройств.
Для напряжения 12 В показатель тока должен находиться в рамках 80-120 Ампер, а сопротивление – 0,1-0,15 Ом. Прибор для измерения такого сопротивления сложно найти. По этой причине подбирают длину одного элемента и измеряют ток, который он пропускает. После этого совмещают несколько подобных деталей.
Самодельный аппарат делают последовательно:
- Подбирают нихромовую проволоку или нагревательную полосу и измеряют мультиметром до 15 А ток. Элемент должен пропускать 10-12 А.
- Соединяют 10 таких деталей, получая нагрузку в 100-120 А. Проволоку необходимо надежно скручивать.
- Полученный элемент помещают в подходящий корпус и фиксируют в нем. Если коробка небольшая, то проволоку несколько раз сгибают так, чтобы витки не касались друг друга. Параллельное соединение должно быть надежным, что обеспечивается изолирующими цилиндрами, которые устанавливают на изгибы.
- Концы скрутки припаивают к контактам на выходе, а снаружи – к соединительным проводам.
- Подключают вольтметр.
- Крепят на концы соединительного кабеля зажимы, которые потом подсоединяют к аккумулятору.
Когда устройство будет готово, можно проводить измерения в домашних условиях.
Какой прибор использовать для проверки ёмкости аккумулятора
Любая батарея в течение времени теряет эксплуатационные свойства и ёмкость вследствие снижения плотности электрохимической жидкости. Это связано с тем, что при ежедневной нагрузке доля кислоты в электролите снижается. Однако ёмкость источника питания довольно важный параметр, игнорировать который не стоит. Она показывает количество энергии, отдаваемой АКБ за определённый промежуток времени под определённой нагрузкой. Снижение ёмкости батареи может привести к постоянным проблемам с запуском двигателя автомобиля.
Для диагностики своей машины необходимо периодически проводить проверку ёмкости аккумулятора и знать, в чём она измеряется.
Есть несколько способов, как узнать ёмкость аккумулятора:
- При помощи ареометра можно измерить плотность электрохимической жидкости. Но этот способ мало подходит для современных АКБ, так как в них нет отверстий для такого рода диагностики, и в целом данный метод опасен возможностью обжечься электролитом, а также не даёт наглядных показаний о состоянии батареи.
- При помощи нагрузочной вилки можно проверить напряжение. Это устройство, которое представляет собой вольтметр с парой специальных клемм-щупов, показывает напряжение батареи под нагрузкой. В зависимости от его показаний делают выводы о состоянии АКБ.
- При помощи контрольного разряда можно проверить состояние батареи, но этот способ требует больших временных затрат. АКБ необходимо сначала полностью зарядить, а затем разряжать под заранее известной нагрузкой, что занимает много времени.
- При помощи тестера можно проверить сразу несколько параметров: ёмкость, напряжение, утечку тока на аккумуляторе. Этот способ считается самым быстрым, надёжным и удобным. А воспользоваться им может абсолютно любой автомобилист.
Методы диагностики
Если вы не знаете, как проверить батарею мультиметром своими руками, то мы предлагаем вам ознакомиться с методами проведения тестирования.
Для начала рассмотрим способ контрольного разряда, его выполнение осуществляется в несколько шагов:
В первую очередь аккумулятор машины нужно будет до конца зарядить, а затем разрядить
В ходе выполнения важно поддерживать на одном уровне величину тока либо мощности.
После того, как вы сможете добиться нужного параметра напряжения, процедуру разряда необходимо будет остановить, при этом надо зафиксировать и время. В конечном счете результаты контрольной разрядки надо будет сравнить с основными техническими параметрами аккумуляторной батареи
Если ранее вы также тестировали устройство, то результаты надо сравнить.
Если батарея будет долго разряжаться при нагрузке, это будет говорить о том, что ее емкость высокая.
Данный метод тестирования подходит не всем, так как для его выполнения автовладелец должен не только правильно подойти к выполнению задачи, но и располагать свободным временем. Так что для тестирования можно применить простой тестер. При такой диагностике величина нагрузки должна быть такой, чтобы она смогла забрать 50% тока, который нужен для нормального функционирования батареи. Этот способ тестирования актуален тогда, когда АКБ полностью заряжена (видео опубликовано каналом Avto-Blogger.ru).
Чтобы разрядить устройство, можно применить обычную лампочку накаливания, к которой подключаются два провода, и которая впоследствии подсоединяется к АКБ. Если в ходе диагностики вы увидели, что освещение, которое выдает лампа, стало слишком тусклым, это говорит о том, что аккумулятор разрядился. Если в итоге тестирование показало, что показатель напряжения равен 12.4 вольтам, это свидетельствует о том, что ваша батарея имеет хорошую емкость.
Прибор для измерения емкости аккумулятора
Емкость аккумулятора – это параметр, который определяет объем энергии, отдаваемый батареей при определенном напряжении за один час. Измеряется он в А/ч (Ампер в час), и зависит от плотности электролита, которую определяют специальным устройством – ареометром. При покупке новой батареи все технические параметры производитель указывает на корпусе. Но эту величину можно определить и самому. Для этого существуют специальные приборы и методы.
Самый простой способ – это взять специальный тестер, например «Кулон». Это современный прибор для измерения емкости автомобильного аккумулятора, а также его напряжения. В этом случае вы затратите минимальное количество времени и получите достоверный результат. Для проверки необходимо подключить прибор к клеммам батареи и в течение нескольких секунд он определит не только емкость, а также напряжение аккумулятора и состояние пластин. Однако существуют и другие методы определения емкости АКБ.
Как проверить АКБ
Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.
Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.
Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.
Измерения при работающем двигателе
Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.
Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.
При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.
Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:
- Плохой контакт.
- Поломка генератора.
- Неисправность регулятора напряжения.
Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.
После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.
Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?
Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.
Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».
Альтернативные способы
Проверенный метод восстановления работоспособности АКБ без использования специального устройства – «прикуривание» от другого аккумулятора
Важно, чтобы значения силы тока у них было одинаково. В противном случае выйдут из строя предохранители или часть электропроводки автомобиля. Выполнить это можно по следующему алгоритму
Выполнить это можно по следующему алгоритму.
- Прямое подключение к АКБ другого автомобиля с соблюдением полярности, как при использовании ЗУ.
- После запуска двигателя необходимо подождать 3-5 минут и только после этого можно отключать клеммы. Сначала от «донора», а затем от АКБ своей машины.
- Поездка в течение 20-30 минут. Лучшая зарядка будет при активировании повышенных или пониженных передач. Рекомендуемое число оборотов коленвала — от 2900 до 3200.
Этот метод будет действенен, если в АКБ уровень зарядки не ниже критического. В противном случае запуск двигателя и бортовых систем будет невозможен.
Также не рекомендуется применение самодельных ЗУ, изготовленных на основе бытовых зарядных блоков от ноутбука или мобильного телефона. Практически невозможно контролировать основные значения тока и напряжения во время процесса зарядки. Это может привести к негативным последствиям. Лучше всего приобрести дешевую, но надежную заводскую модель ЗУ.
Аккумулятор — важнейшая вещь в любом автомобиле. Именно этот элемент дает пусковой ток на стартер. Именно благодаря аккумулятору осуществляется быстрый и беспроблемный запуск двигателя. Но так бывает не всегда. Чтобы не испытывать трудностей с пуском, нужно периодически проверять его уровень заряда. Сделать это можно несколькими способами.
Как проверить заряд аккумулятора автомобиля в домашних условиях? Ответ на этот вопрос вы узнаете далее в нашей статье.
Как замерить силу тока и напряжение
Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо). С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи. Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.
На фото цифрами обозначены:
- цифровой дисплей;
- секция измерения постоянного напряжения (DCV);
- секция измерения сопротивления;
- секция измерения переменного напряжения (ACV);
- секция измерения постоянного тока (DCA);
- переключатель режимов;
- гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
- гнездо для работы во всех остальных режимах;
- общее гнездо.
Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.
Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей. Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.
Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.
Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.
Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану. То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.
Какие параметры можно проверить?
С помощью мультиметра можно измерить напряжение с высокой точностью. По величине электрического напряжения можно определить заряжена ли аккумуляторная батарея или элемент необходимо зарядить постоянным током. С помощью мультиметра, можно проверить напряжение не только кислотных аккумуляторов, но и элементы питания сотовых телефонов. Чтобы проверить мобильник на величину заряда батареи, прибор переводится в режим измерения постоянного тока до 20 В. В этом режиме цифровой прибор, позволяет измерить напряжение, с точностью до сотых долей вольта.
Аккумулятор шуруповёрта, также можно легко проверить мультиметром. Номинальное напряжение прибора, в данном случае, можно узнать из документации электроинструмента, и если напряжение меньше этого значения, то батарею необходимо зарядить.
Ёмкость аккумулятора также можно проверить мультиметром. Для этой цели можно воспользоваться несколькими способами.
Таким образом можно предотвратить быстрый разряд АКБ и повысить её эксплуатационный ресурс.
Как измерить ёмкость
Мультиметр можно использовать и как тестер для измерения ёмкости аккумулятора. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи. Чтобы проверить ёмкость потребуется вначале полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.
Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.
Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.
Как проверить ток утечки
Аккумулятор может самостоятельно разряжаться, даже в том случае, когда его клеммы не подключены к потребителям электроэнергии. Величина саморазряда указывается в документации к аккумулятору и является естественным процессом. Особенно заметно потеря электроэнергии может наблюдаться в кислотных АКБ.
Дополнительно к естественным утечкам электрического тока, в цепи могут быть участки, которые находятся во влажном состоянии или с истончённой изоляцией. В этом случае, даже в момент, когда все потребители электроэнергии находятся в выключенном состоянии, происходит дополнительная утечка тока, которая может привести к полному разряду батареи, а в некоторых случаях, и к возгоранию повреждённого места.
Особенно, такое явление может быть опасно в бортовой сети автомобиля, у которого отрицательным проводником является весь кузов и агрегаты, на которых может находиться достаточное количество огнеопасных веществ для образования открытого пламени даже от небольшой искры или электрической дуги.
Чтобы выявить, такое «несанкционированное» расходование электричества, необходимо выключить зажигание автомобиля, а также отключить устройства работающие в «дежурном режиме», например магнитолу и сигнализацию.
Красный щуп мультиметра соединяется с «+» аккумулятора, а чёрный, с отсоединённой клеммой. В этот момент должны полностью отсутствовать какие-либо показания прибора. Если мультиметр покажет любое значение, то ток утечки является значительным, и необходимо произвести детальную диагностику бортовой сети автомобиля.
Подобным образом производится замер утечки в других электронных системах
При проведении диагностики следует проявлять осторожность, и при подозрении на значительную утечку электрического тока, которая проявляется искрением при отсоединении или подключении клеммы, от замера тока утечки мультиметром следует отказаться
Если пренебречь этим правилом, то можно «спалить» прибор, который не рассчитан на проверку больших значений силы тока.
Мультиметры
Для начала важно акцентировать внимание на том, что существуют бытовые и промышленные диагностические мультиметры
Это достаточно универсальный тестер, позволяющий узнать много полезной информации про АКБ на вашем авто.
Самый востребованный тестер. К основным возможностям, которыми обладают мультиметры для оценки состояния автомобильных аккумуляторов, относят:
- определение наличия обрыва цепи;
- измерение силы тока;
- замеры сопротивления;
- параметры напряжения.
Сами мультиметры бывают аналоговыми и цифровыми. Они отличаются лишь дисплеем, на который выводится информация. Плюс точность цифровых моделей несколько выше.
Аналоговые приборы представлены в виде тестера со стрелочным экраном, где под стрелкой находится шкала измерений. В зависимости от того, в каком режиме работает мультиметр, стрелка переходит на нужную шкалу при переключении. Но сейчас аналоговые мультиметры почти не используются. Это связано с их точностью и появлением более совершенных электронных моделей.
Работать с цифровым прибором значительно проще. Дисплей представлен в виде электронного табло, где меняются отображаемые параметры в зависимости от режима. Преимущество мультиметра электронного типа в том, что он считывает десятые и сотые части измеряемых значений. Порой даже отклонение в пару десятых указывает на неисправность, а аналоговый прибор их не заметит.
Функционал мультиметров разнообразен. Но обычно они позволяют делать замеры напряжения, силы тока, сопротивления и пр. Нужно лишь переключить прибор в нужный режим и задать интервал измерений. Плюс устройства дополняются некоторыми опциями в виде пищалок, подсветки, термопары, цветного дисплея и пр.
Но в случае с обслуживанием АКБ некоторые возможности у мультиметра отсутствуют.
Если вам нужен тестер, предназначенный для измерения параметров ёмкости у аккумулятора автомобиля, тогда мультиметр вряд ли поможет. Тут стоит воспользоваться иными приборами.