Типтроник: что это такое, как пользоваться, плюсы и минусы
Содержание:
- Плюсы и минусы Типтроника
- Чем отличается коробка автомат от типтроника
- Типтроник — что это?
- Как работает типтроник
- Принцип работы типтроника
- Отличия АКПП типтроник от моделей со схожим механизмом работы
- Основные плюсы и минусы типтроника
- Типтроник, что это и зачем
- Как пользоваться
- Чем полезна функция Tiptronic?
- Разновидности КПП
- Плюсы и минусы
Плюсы и минусы Типтроника
Коробка переключения передач типтроник имеет свои хорошие и плохие стороны. К плюсам можно отнести:
- Возможность перехода к ручному управлению трансмиссией. Некоторые ситуации на дороге требуют именно управления руками, например, при торможении двигателем.
- При переключении передач машину не будет дергать, все происходит мягко и плавно.
- Особая защита, предотвращающая повреждение двигателя. Ручная коробка передач такого не имеет.
- Даже в «ручном» режиме бортовой компьютер продолжает контролировать коробку передач – это дополнительно предотвращает от внезапных переключений. Если такое случится, электроника просто проигнорирует заданную случайно команду.
- Сниженный расход топлива. По сравнению со стандартной автоматической коробкой, типтроник помогает экономить на заправке, хоть и не так сильно, как при МКПП (механическая коробка передач).
- Сам по себе типтроник весьма прочен, что обеспечивает долгосрочное надежное использование.
- Режимы эксплуатации. Современные автомобили благодаря этой АКПП обладают несколькими режимами – спортивным, зимним. В зависимости от условий, водитель получает возможность подобрать оптимальный вариант, чтобы повысить комфорт управления и езды.
- Комфорт и простота управления. Некоторые модели авто оснащены лепестками, расположенными под рулевым колесом или на нем, что значительно повышает комфортабельность вождения.
В целом, типтроник предлагает отличный вариант совмещения ручного и автоматического управления. Для новичков это позволяет улучшить свои навыки, для опытных водителей – возможность качественно и комфортно управлять машиной. В то же время, медаль типтроника имеет и обратную сторону, которая выражается рядом негативных моментов, например:
- Большой размер. Коробка передач типтроник из-за внушительных, по сравнению со стандартной АКПП, размеров прибавляет вес автомобилю в целом.
- Задержка при ручном переключении скоростей. Это трудно назвать недостатком, но для некоторых является проблемой. Задержка может составить от 0,1 до 0,7 секунды.
- Дорогостоящее производство. Стоимость изготовления КПП типтроник довольно высока, что сказывается на цене автомобиля, оснащенного данной коробкой. Соответственно, заменить детали или отремонтировать КПП будет очень недешево.
- Сложно осваивать. Многие не сразу понимают, как правильно пользоваться типтроником.
О типтронике также существует ряд негативных отзывов. Для некоторых возможность ручного управления кажется лишней. Якобы, в городе, особенно маленьком, необходимость механической КПП стремится к нулю, достаточно стандартного «автомата».
Чем отличается коробка автомат от типтроника
Отличия типтроника от автомата включают несколько особенностей. Автоматическими коробками передач называют все виды трансмиссий, работа которых не предполагает механического включения сцепления водителем. Типтроник является лишь подвидом автоматической коробки, которая имеет свои особенности. Впервые данная система была опробована компанией Порше на своих спортивных автомобилях. Впоследствии это наименование было зарегистрировано именно за этой компанией.
По существу название типтроник используется в современном автомобилестроении в качестве имени нарицательного, у иных изготовителей существуют аналогичные системы с собственными наименованиями, но принцип работы аналогичен. Данная система относится к автоматическим, но имеет свои особенности.
- Возможность ручного переключения при переведении селектора коробки в определенное положение (обозначение М). В данном случае водитель может посредством переключения селектора переходить на высшую или низшую передачу. Большее распространение данная схема получила в гидротрансформаторе или роботизированной коробке, меньшее в вариаторе, где она служит лишь для имитации переключения, так как данный тип является бесступенчатым.
- Иная конструкция всей системы приводов. Для внесения в общую конструкцию функции ручного управления компании Порше пришлось внести коррекцию в работу автоматической коробки. Это коснулось как блока гидротрансформатора, так и соленоидов, при этом возможность выбора ручной передачи напрямую повлияла на динамику автомобиля. При такой возможности скоростные показатели таких моделей вплотную приблизились к механическим аналогам и по скорости разгона схожие экземпляры показывают идентичную динамику.
Удобство управления в ручном режиме определяется управлением водителем коробкой передач, соответственно, тягой и мощностью мотора, что обеспечивает раскрытие двигателем своего потенциала. Лучше всего данная система зарекомендовала себя на спортивных автомобилях, оснащенных мощными двигателями. В ранних версиях автоматическая коробка передач не могла реализовать полностью потенциал двигателя в крутящем моменте и максимальном разгоне ввиду несовершенства блока электроники. Данный негативный фактор сглаживала именно система ручного управления.
Помимо классического варианта с управлением на ручке переключения передач в последующем введена схема с подрулевыми лепестками, которые располагались за рулевым колесом и обеспечивали больший комфорт при передвижении. Нововведение оказалось настолько удачным, что все ведущие производители автоматических коробок постепенно внедрили аналогичные системы в свои изделия.
Агрегат с возможностью ручного включения.
Классическая автоматическая коробка, не имеющая такого режима, в арсенале отличается следующими качествами:
- Отсутствие ручного режима упрощает конструкцию, что напрямую сказывается на стоимости модели на рынке, а также на ремонтопригодности. Хотя большинство даже бюджетных моделей оснащены данной системой управления в ручном режиме. Ремонтные работы обойдутся дешевле в среднем в 20-25%.
- Худшая в сравнении с типтроником динамика разгона обусловлена процессом управления набора скорости. В классическом варианте при отсутствии ручного режима за переключение передач ответственен электронный блок управления, который регулирует тягу, а также непосредственно переключение передач. В таком случае водитель фактически не может кроме управления педалью газа влиять на мощностные показатели двигателя, полностью доверяясь электронике. В экстренных ситуациях при обгоне на трассе или в городе это может привести к печальным последствиям – аварии или создании аварийно-опасной ситуации.
- За счет отсутствия режима типтроник – проявляется повышенный топливный аппетит в паре двигатель-трансмиссия. По существу от водителя не зависит величина потребления бензина или дизеля, этим параметром руководит электронный блок управления в совокупности с двигателем.
Классический автомат представлен на фото.
Типтроник — что это?
Роботы и вариаторы не подпадают под определение «типтроник», даже если процесс смены передаточных чисел вручную полностью аналогичен. Это нужно понимать. И хоть со временем схожие функции стали появляться на других автомобилях, именно типтроник стал нарицательным именем среди автомобилистов.
Если сегодня спросить у любого современного водителя, что такое типтроник в автомобиле, то он ответит, что это интеллектуальная имитация ручного переключения передач на автоматических КПП. При этом сам механизм автоматической трансмиссии может быть любым – гидротрансформаторным, вариаторным или роботизированным.
Эту систему разработали для экономии долей секунд, мгновенных переключений без необходимости выжимать сцепление. Однако в реальной эксплуатации система показала себя настолько хорошо, что ее начали устанавливать в серийных моделях автомобилей марки «Порше». Все, кто ездят на «Кайенах» и «Панамерах», могут похвастаться – у них есть настоящий типтроник
Что это, владельцы таких машин знают далеко не всегда, но это не важно
Как работает типтроник
Как уже было сказано выше коробка передач с типтроником может работать в двух режимах: автоматическом и ручном. Тем не менее куда больший интерес вызывает сам принцип сочетания этих двух систем.
Для того чтобы перейти с одной системы управления на другую стоит перевести рычаг в отделение с плюсом и минусом. Дальше всё происходит предельно просто. Лёгкого касания рычага достаточно чтобы повысить или понизить передачу. Вам не нужно использовать сцепление или тягу. Всё происходит автоматически.
Внимание! В некоторых автомобилях переключатель с плюсом и минусом находится на руле. Он выполнен в виде двух клавиш. Благодаря ему водитель может осуществлять переключение лёгким прикосновением подушечки пальца.
Благодаря ему водитель может осуществлять переключение лёгким прикосновением подушечки пальца.
Коробка передач с типтроником может иметь несколько специальных режимов. Некоторые из них рассчитаны на езду под определённую местность, другие же заточены под выполнение определённых задач.
Одним из самых популярных режимов в коробках передач типа типтроник уже на протяжении многих лет является спортивная программа или Sport. Переключение в данный режим позволяет намного более эффективно использовать усилие тяги. Как результат оптимизируется работа двигателя.
Внимание! Использование спортивного режима в коробке передач с типтроником позволяет добиться куда более высокой частоты вращения вала двигателя.
Сейчас всё чаще на автомобиле устанавливают систему переключения режимов прямо на руль. Одного касания лепестка более чем достаточно, чтобы переключиться. Это очень удобно, особенно когда нужно быстро перейти с одной передачи на другую. В качестве примера можете вспомнить обгон.
Саму функцию типтроника в коробке передач реализует рычаг селектора. Собственно, для этого и существуют прорези, в конце каждой из которых есть пометки плюс и минус. Тем не менее в последнее время особенно на спортивных машинах всё чаще используются подрулевые переключатели, называющиеся по-простому лепестки.
За работу типтроника отвечает программное обеспечение, вшитое в блок управления, оно ещё называется прошивка. В некоторых автомобилях существует возможность перепрошивки системы самим водителем. В других же подобное действие можно сделать только в специализированном сервисном центре.
Внимание! Именно от прошивки во многом зависит, насколько плавно будут переключаться передачи.
При работе с переключателями соответствующие действиям водителя сигналы направляются в блок управления. Здесь осуществляется обработка, после чего происходит переключение.
В некоторых системах сигнала от рулевых лепестков достаточно, чтобы коробка передач с типтроником перешла в ручной режим. Мало того, если водитель его не использует, то умная система сама вернётся в автоматическое состояние.
Принцип работы типтроника
Для соответствия товарному знаку «Типтроника» коробка передач должна удовлетворять нескольким условиям:
- АКПП гидравлическая;
- безвальная;
- собрана на планетарных редукторах;
- снабжена блокировкой гидротрансформатора на каждой из передач;
- оснащена электронным блоком управления.
Чтобы производить ручное переключение, автомобиль должен иметь жесткую связь колес с мотором, что было недостижимо на моделях АКПП образца восьмидесятых годов. Коробки тех лет при блокировке гидротрансформатора страдали от ударных нагрузок, увеличивающихся по мере понижения передач. Это изнашивало и планетарную систему, и пакеты, и другие элементы конструктива коробки. Но технический прогресс позволил создать материалы и узлы, решившие эту проблему и давшие «зеленый свет» изобретению типтроника.
Сегодня АКПП Типтроник могут переключать передачи с помощью подрулевых лепестков или специальной секции на селекторе передач. Для перехода на ручное управление следует переместить рычаг КПП системы Типтроник в специальную секцию на селекторе, имеющую вид буквы Т. В этой секции рычаг смены передач можно переместить в два положения, обозначенные символами + и –. Первый обозначает повышенную передачу, второй, соответственно, пониженную. Аналогичные пиктограммы наносятся и на подрулевые лепестки. Выбранная водителем передача отрисовывается на приборной панели авто.
Коробка-автомат системы Типтроник может работать в двух режимах:
- полностью автоматический;
- ручной, частично повторяющий процесс переключения на «механике».
В автоматическом переключение происходит без участия водителя – как на «классической» АКПП. При переводе селектора или нажатии лепестков ЭБУ переводит коробку в ручной режим. При этом, если водитель какое-то время не пользуется лепестками для смены передач, КПП вновь возвращается в режим полного автомата. При использовании стандартной схемы изменения передач на АКПП, с рычагом переключения, водитель должен перевести его в положение D, чтобы выключить типтроник, вернув коробку к штатной работе.
Принцип работы типтроника заключается в следующем:
- водитель переводит рычаг передач в «ручное положение» (или задействует лепестки);
- сигнал поступает в ЭБУ коробки, где задействуется нужный программный модуль;
- далее эта программа обеспечивает последовательное переключение передач типтроником по команде шофера.
Отличия АКПП типтроник от моделей со схожим механизмом работы
Если внимательно рассмотреть преимущества и недостатки АКПП с типтроником и без него, то можно узнать следующее:
- Классическая АКПП идеально подходит для простого передвижения по загородным или городским улицам, когда не нужны повышенные нагрузки на мотор. Если же автомобиль постоянно находится в условиях бездорожья, то типтронику проще справиться с возвышенностями, подъемами или преградами, так как селектор автоматически выбирает лучшую передачу для сохранения мощности двигателя (и с максимальной его защитой от нагрузок).
- Внезапный обгон и резкие повороты – то, что в идеальной форме реализует АКПП с типтроником. Другие модификации автоматической коробки не способны для эффективного и безопасного обгона с резкими поворотами.
- Эффективность торможения у АКПП с типтроником намного выше. Никакая другая КПП не способна эффективно и безопасно совершать резкое торможение.
- Возможность начала движения со 2 передачи в ручном режиме делает типтроник лучшим решением для управления в условиях гололеда. Остальные АКПП не дают возможности резкого старта на ледяной дороге.
- Упрощенное движение по бездорожью при наличии типтроника. Механизм повышает эффективность обхода препятствий без ущерба для трансмиссии и двигателя.
- Защита от неправильного выбора скорости. Если водитель случайно включит не ту передачу на классической АКПП, то мотор подвергнется чрезмерным нагрузкам. А это напрямую влияет на его долговечность. При наличии коробки tiptronic такого не случится. Электронный блок управления, отвечающий за работу двигателя, предотвращает выбор некорректных скоростей и защищает транспортное средство.
- АКПП с типтроником сокращает расход топлива. Классический автомат потребляет намного больше бензина, так как корректировка скоростей в ручном режиме на нем невозможна. Однако наличие автоматической системы все-таки понижает эффективность расхода топлива, и первенство в этой сфере занимает только полностью механическая коробка.
АКПП с типтроником – это современное решение, которое оптимизирует классический автомат и возвращает автовладельцу больше контроля над транспортным средством.
Отличия АКПП типтроник от вариатора
Автоматическая коробка – это изобретение, которое создавалось с целью повышения комфорта автомобилиста, предпочитающего водить исключительно в городских условиях. Полностью автоматическое управление устраняет потребность в выборе скоростей – компьютер выбирает лучший вариант самостоятельно. Однако некоторые ситуации до сих пор требуют специфических действий водителя, а АКПП не способна доверить их человеку.
Ручная смена передач при использовании типтроника – решение, которое оптимизировало полностью автоматическую коробку. При этом, сохранилась возможность комфортного управления транспортным средством без отвлечения на переключение скоростей там, где это не нужно.
Но существует еще одна версия АКПП – это вариатор. В отличие от типтроника и большинства других коробок, вариатор не имеет ступеней переключения. На фоне стандартных КПП он смотрится гораздо привлекательнее: при переключении отсутствуют рывки, достигается плавный разгон, нет подергиваний и провалов.
Однако существенный минус вариатора – это передаточное звено нагрузки. В качестве детали подавляющее большинство авто использует ремень, а это – очень ненадежный элемент, который быстро изнашивается. Поэтому обращаться с вариатором нужно намного бережнее, чем с типтроником. Автомобили с вариатором не должны оснащаться прицепами, в них нельзя усаживать больше людей, чем допускает инструкция и, тем более, перевозить полные багажники вещей.
Основные плюсы и минусы типтроника
Преимущества АКПП с типтроником:
- типтроник очень удобен при обгоне – перейдя в ручной режим, вы можете «запретить» автомату переключение на более высокую передачу;
-
типтроник позволяет быстро взять управление автомобилем в критической ситуации в свои руки;
При необходимости экстренного торможения двигателем, можно вручную понизить передачу. Особенно это может пригодится для избежания заноса на скользкой дороге. - также как и зимний режим (если он предусмотрен на вашем авто), типтроник позволяет начинать движение на скользкой поверхности сразу со второй передачи, что позволит избежать пробуксовки колес;
- хотя вариаторные и классические АКПП очень не любят езду по бездорожью, переключение на ручное управление все же помогает немного «сгладить» всевозможные ямы и выпуклости на дорожном покрытии;
- все модели автомобилей, оснащенные режимом tiptronic, оснащены также и специальной программой для защиты от «необдуманного» переключения передач, чем не может похвастаться обычная механика;
- с помощью типтроника можно значительно экономить топливо, особенно по сравнению с АКПП без этой функции;
- идеальное решение для водителей, которым тяжело определиться с выбором между МКПП и АКПП.
Говоря о недостатках типтроника, нужно помнить, что это не отдельный вид АКПП, а всего лишь одна из ее функций, поэтому, пожалуй единственным более-менее серьезным минусом является утяжеление коробки передач. В целом же, типтроник очень удобный режим, особенно если учесть, что его наличие или отсутствие на цену автомобиля «с салона», по большому счету, влияния не имеет, т.к. практически все новые автомобили обладают этой функцией по умолчанию.
Если вы все еще не можете решить – нужен ли вам типтроник в автомобиле или нет, предлагаем ознакомиться с отзывами автовладельцев, использующих такой вид коробки передач:
Вася, 45 лет, Киев
О типтронике. Все-таки штука весьма полезная и нареканий на него практически нет. В одном из прошлых своих отзывов я писал, что в городе автомат вне конкуренции, но на трассе ему не хватает прыти. Вот тут и приходит на помощь типтроник. Не нужно бояться вручную переключаться на пониженные передачи при обгонах. хотя бы на одну, а лучше на 2 и, в некоторых случаях, даже на 3. Иными словами – на скорости до 94 км/ч можно включать вторую передачу (это из сервисной книжки), вот тогда вы и прочувствуете всю мощь двухлитрового двигателя:)
Еще нюанс – чтобы избежать дерганья при переключении на передачи пониже, нужно выжать газ, поднять обороты, ну а потом система сама включит нужную передачу. Если вы вдруг переключите на вторую передачу на скорости больше 94 км/ч, то система не позволит вам этого сделать и тем самым защитит от вас коробку и мотор (проверял). Т.о. типтроник делает обгоны более увлекательными и безопасными. НО! нужно помнить, что это все же не механика и разгон происходит гораздо медленнее.
Петр, Новосибирск
Я думаю Типтроник добавлен в акпп для энергичной, спортивной езды. если нет необходимости гнать в аэропорт чтобы успеть на уже взлетающий самолет, устраивать гонки по типу НФС или раз в неделю возить рожающих в роддом, короче, носиться как угорелому, то зачем этот типтроник вообще нужен на автомате..?
Натали
Как по мне, типтроник – очень удобная функция. машина с мужем на двоих. если я за рулем, то пользуюсь автоматом, а муж переходит в ручной режим. все счастливы и довольны!
Типтроник, что это и зачем
Типтроник — «интеллектуальная» коробка-автомат, в пределах которой допускается переключение передач автоматически или вручную. Типтроник отличается наличием пяти передач, которые переключаются очень плавно, без скачков и рывков. Если включить автоматическое управление, КПП будет работать по принципу обыкновенного автомата с дополнительной системой DSP.
Чтобы перевести КПП в режим ручного управления, следует сдвинуть рычаг управления в определенную область с обозначениями «+» и «-«. Чтобы повысить либо понизить передачу, нужно перевести рычаг от «+» к «-«. Данная система позволяет переключать передачи комфортно и удобно, не теряя тягу и не используя сцепление. В некоторых случаях кнопки с отметками «+» и «-» могут быть расположены на руле, чтобы водителю было гораздо удобнее переключать передачи.
Уже на протяжении десятилетия в систему Типтроник включена специальная спортивная программа, позволяющая существенно увеличить тягу и эффективнее оценить мощность автомобиля, а частота вращений, при этом, будет более высокой. Стоит отметить, что Типтроник не является разновидностью полуавтоматической КПП. Типтроник — одна из функций автоматической трансмиссии, а не отдельная ее разновидность.
Отличительные черты Типтроника:
- Классическая АКПП удобна в использовании при езде по асфальтированной дороге — просто заводишь двигатель и едешь. А если впереди скользкая поверхность или крутая возвышенность, автомат просто не потянет подобные нагрузки. Типтроник в данном случае является спасением, поскольку объединяет в себе и автомат, и механику.
- Если необходимо обогнать автомобиль, гибридная КПП с этим справится легко. Изначально для подобных целей применяли механику, поскольку на автомате было невозможно быстро набрать обороты. Типтроник же имеет специальную опцию кик-даун, обеспечивающую резкий скачек оборотов двигателя.
- Типтроник позволяет резко затормозить мотором, чего не сделаешь на автоматической коробке.
- При старте на скользком льду исключена пробуксовка колес, поскольку движение можно начать на второй передаче.
- С Типтроником движение по бездорожью будет довольно простым, поскольку автомобиль можно легко переключить на механический режим. Таким образом, маневры для объезда ям и неровностей будут легко выполнимы.
- В отличии от МКПП, Типтроник защищает двигатель от неправильного включения скорости. Если водитель необдуманно переключит скорость, мотор и КПП не пострадают.
- В ситуации с расходом топлива, Типтроник балансирует посередине. Он является более экономным в сравнении с АКПП, однако по сравнению с механической коробкой ситуация противоположная.
- Если вы не используете механику, данная программа самостоятельно переведет автомобиль в автоматический режим, другими словами, после остановки на светофоре мотор не нужно запускать вручную, программа все запустит сама.
- Автомобиль будет более отзывчив на ускорение.
Как пользоваться
Все автомобили, оснащенные АКПП с типтроником, ничем не отличаются от обычной коробки автомат:
-
Оснащены двумя педалями – тормоза и акселератора.
Педали акселератора и тормоза на авто с АКПП
- Имеют те же положения ручки акселератора – «D», «N», «R», «P».
Если эксплуатация машины осуществляется в обычном режиме «D», то все действия контролирует бортовой компьютер, но с помощью типтроника, водитель имеет возможность при необходимости выбрать сам нужную передачу.
Пользоваться типтроником очень просто. Это можно увидеть на видео, размещенном в конце статьи. Осуществляется переключение с помощью рычага выбора диапазонов (РВД), когда он находится в режиме «D». В этот момент ручку следует перевести специальный паз, имеющий обозначения «+» и «-». Для повышения передачи используется «+», а для понижения, соответственно, «-».
Схема использования типтроника
Выключение режима типтроник выполняется обратным перемещением рычага в положение «D». Все перемещения ручки отображаются на дисплее управления.
Некоторые модели автомобилей вместо специальной ниши на РВД оснащены «лепестком», который расположен на рулевом колесе. С его помощью осуществляется ручное управление, путем нажатия кнопок на нем. Для повышения передачи нужно тянуть правый рычажок «+» к рулю, для понижения – левый рычажок «-».
Если водитель продолжительное время не пользуется подрулевыми лепестками, бортовой компьютер сам переводит коробку в режим автомата. Если автомобиль тормозит, то система также автоматически понизит передаточное число. Повторный старт будет происходить лишь на первой передаче. Это удобно на светофорах, так как не нужно постоянно задумываться о переключении скоростей, управляя машиной вручную.
Лепесток типтроника на рулевом колесе
В режиме типтроник компьютер продолжает контролировать действия водителя, отменяя команды, которые способны нанести вред двигателю или коробке. К примеру, если машина остановилась при включенной первой скорости блок управления не даст заглохнуть мотору.
В некоторых автомобилях предусмотрены спортивная и зимняя программы. При использовании спортивной, в режиме типтроник, ЭБУ позволяет водителю держать высокие обороты при каждой передаче. Это дает возможность получить максимальную отзывчивость автомобиля при ускорении и обгонах. Зимняя программа позволяет избежать пробуксовки на скользком дорожном покрытии.
Чем полезна функция Tiptronic?
Чтобы ответить на данный вопрос, стоит разобрать плюсы и минусы коробки скоростей, оснащенной функцией типтроник. Включив режим принудительного управления, автолюбитель получает следующие бонусы:
- ощущение полного контроля над машиной, как при работе механической КПП;
- возможность резко ускориться путем ручного переключения на низшую передачу;
- экономия топлива при движении накатом;
- торможение двигателем, когда считаете нужным;
- уверенное буксирование другого автомобиля;
- преодоление небольших снежных заносов и грязи на машине, не оборудованной блокировками межколесных дифференциалов и системой стабилизации.
Динамичный разгон с «раскручиванием» двигателя до максимальных оборотов иногда требуется для совершения уверенного обгона большегрузных фур, особенно при движении в гору. Силовой агрегат с рабочим объемом до 2 литров, действующий совместно с «автоматом», реагирует на нажатие акселератора не сразу. Зато АКПП типтроник можно принудительно перевести на 1–2 передачи вниз и быстро разогнаться, увеличив обороты.
Поведение автоматической трансмиссии при движении накатом нельзя назвать экономичным – в процессе замедления машины на спуске происходит автоматический переход на низшие ступени и торможение двигателем. Типтроник позволяет принудительно «воткнуть» последнюю передачу и катиться с горы дольше, экономя горючее. И наоборот, водитель может в любой момент задействовать торможение мотором, включив низшую скорость.
Для преодоления заснеженных дорог на обычном легковом авто нередко требуется пробуксовка. Традиционный «автомат» не даст машине буксовать, поскольку начнет переходить на высшие ступени, в результате мотор заглохнет. Коробка типтроник не переключится, пока водитель не тронет селектор или обороты коленчатого вала не достигнут максимума.
Недостатки АКПП, оборудованных типтроником, очевидны: больший вес агрегата, сложность в ремонте и высокая начальная цена. С течением лет последний фактор теряет актуальность благодаря внедрению высокотехнологичных простых решений и снижению себестоимости изделий.
Разновидности КПП
В настоящее время понятие автоматической коробки передач стало несколько шире, поскольку существует много ее видов. Остановимся на двух из них: классика и Типтроник.
Классическая автоматическая коробка передач
Классическая коробка автомат Если не вдаваться в подробности, то автоматической коробкой передач называется такая КПП, в которой скорости переключаются автоматически без участия водителя. Но, в соответствии с общепринятой инженерной терминологией, АКПП — это лишь планетарная часть системы, которая осуществляет переключение скоростей.
Типтроник
Типтроник — это та же автоматическая коробка передач, в которой предусмотрена возможность переключения передач, как в механической. Впервые коробка Типтроник была установлена на автомобиле Porsche 911 в 1990г., а несколькими годами позже ими начали оборудовать автомобили БМВ, Фольксваген, Ауди и другие. В обычном режиме коробка работает, как самая обычная АКПП, но в случае необходимости в любой момент может быть переключена на механический режим. Данная функция дает возможность обойти компьютер и перейти на непосредственное ручное управление трансмиссией.
Многие водители считают, что это не самостоятельный вид коробок передач, а только дополнительная функции автоматической.
Типтроник — лучший вариант для тех автолюбителей, которые желают соединить комфорт управления автомобилем в режиме АКПП и спортивную манеру езды.
Коробка Типтроник
В Типтронике 4 или 6 скоростей и функционирует коробка этого типа очень мягко, какие-либо рывки исключены. На скоростях выше 1-й гидравлический трансформатор блокируется, что обеспечивает передачу вращающего момента фактически без каких-либо потерь. Специальная программа может анализировать дорогу, температуру за бортом, мотора и коробки, подстраивается под ваш личный стиль управления автотранспортным средством, вычисляя таким образом лучшее время для переключения.
В случае если вы предпочитаете ручное переключение скоростей, то вам достаточно всего лишь одного касания к рычагу, для того, чтобы перевести его вперед на повышенную скорость либо назад — на пониженную. Вам не нужно выжимать педаль сцепления и утраты тяговой силы происходить не будет. Переключения скоростей в ручном режиме отличается безопасностью, так как любые ошибочные переключения будут заблокированы. В случае торможения нет необходимости в переключении рычага — коробка сама перейдет на низкую передачу и затем стартует с 1-й скорости.
Предусмотрена возможность спортивной или зимней езды. В случае если будет выбран спортивный режим, то электроника дает возможность поднять обороты мотора до верхнего диапазона, при этом автомобиль становится более отзывчивым во время обгонов или в случае ускорения.
В зимнем режиме предусмотрена так называемая антипробуксовка на скользкой трассе, трогание будет проходить со 2-й передачи, а переключение передач будет не только ранним, но и более плавным.
Плюсы и минусы
При желании можно найти плюсы и минусы даже у типтроника. Насколько существенны недостатки, учитывая, как это решение упрощает жизнь водителю, каждый решает для себя сам.
Положительные качества коробки:
- Это удобно, в особенности для опытных водителей — всегда можно взять управление переключением передач на себя.
- Навредить неправильным переключением автомобилю сложно – электроника все контролирует.
- Расход топлива ниже чем на автоматической коробке.
- Там, где на автомате проехать сложно, ручное управление упрощает задачу.
Недостатки:
- Пусть и несущественно, но из-за дополнительных элементов повышается вес.
- Сложность изготовления и использование износостойких материалов отражаются на стоимости коробки.
- Ремонт и обслуживание типтроника тоже возрастают в цене.
- Если сравнивать с механической коробкой, задержка при переключении все же будет присутствовать.
Что еще стоит почитать
Коробка передач вариатор
Коробка полуавтомат
Принцип работы роторно-поршневого двигателя
Проверка масла в АКПП