Датчик температуры охлаждающей жидкости — проверка и замена
Содержание:
- Какие признаки неисправности датчика существуют
- Подключение к сигнализации
- Проверка исправности ДТОЖ
- Как проверить исправность датчика
- Программируемые терморегуляторы
- Замена датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2114 своими руками
- Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
- Принцип действия и устройство дтож
- Для чего используется и на что влияет ДТОЖ
- Лучшие инструкторы по вождению:
- Неприятные сюрпризы от ДТОЖ двигателя.
- ДТОЖ способы проверки на работоспособность
- Признаки неисправности ДТОЖ
Какие признаки неисправности датчика существуют
Не исключены некоторые неисправности, связанные с датчиком для охлаждения жидкости, которые чреваты сбоями в работе двигателя. Большинство признаков говорят о поломке приора и необходимости его замены. Вот некоторые из признаков:
- Вы видите, что топлива тратится больше, чем обычно;
- Когда при холодном двигателе наблюдается плохой выхлоп;
- Не осуществляется запуск мотора в морозную погоду.
Но не стоит сразу бросаться в магазин для приобретения нового датчика при обнаружении выше перечисленных проблем. Очень может быть, что неполадки связаны с плохим контактом или его повреждением, возможно, существуют проблемы в проводке или утечке жидкости.
Для того чтобы исключить возможные проблемы, устройство осматривается визуально, возможно, вы заметите коррозию или повреждение без снятия устройства и разборки всей системы.Для опытных автомобилистов даже при визуальном осмотре обнаруживаются источники проблемы.
Водители отмечают, что в некоторых случаях можно заметить, как начинает «колбасить» двигатель в охлажденном состоянии, а показатели холостых оборотов прыгают, с минимальных на максимальные значения. После нескольких минут проблема исчезает сама собой, именно такой казус красноречиво говорит о поломке датчика температуры ОЖ.
Датчик, является дорогой и важнейшей частью любого автомобиля, он требует к себе должного внимания. Чтобы не произошло закипание мотора, следует периодически отслеживать состояние прибора и его показания.
Подключение к сигнализации
Обычно в руководстве на автомобильную сигнализацию приводятся указания о подключении всех датчиков, в том числе и температурного. К примеру, в системах TOMAHAWK и STARLINE один провод подключается к оранжево-серому проводу блока управления. В ALLIGATOR — к черно-зеленому. Другой конец всегда крепится к массе. Практически это равносильно подключению параллельно капотному датчику, что на практике чаще всего и делают.
От правильно выбранного места расположения дополнительного температурного датчика зависит корректная работа сигнализации с автозапуском. Изготовленный своими руками терморезистор обойдется в разы дешевле покупного изделия, а создатель почувствует гордость за результаты своего труда.
Проверка исправности ДТОЖ
Датчик температуры антифриза проверяется двумя основными способами: не снимая с автомобиля либо демонтируя с его посадочного места. Второй метод также разделен на два варианта диагностирования: с применением термометра и без него.
Если датчик не прикипел к резьбе, то его довольно просто снять рожковым ключом подходящим по размеру
Важно перед откручиванием отсоединить разъем контактов. Следующим шагом нужно проверить приходит ли питание от ЭБУ на датчик
Сделать это довольно просто имея универсальный тестер (мультиметр):
- отсоедините разъем от датчика;
- переведите режим измерения мультиметра на «20 В постоянное напряжение»;
- присоедините щупы к контактам клемм приходящим от ЭБУ.
Если мультиметра у вас под рукой нет исправность ЭБУ и проводки до него можно проверить просто сняв разъем с датчик температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя, автоматически включится вентилятор радиатора. Это произойдет потому что блок управления увидит разрыв цепи и перейдет в аварийный режим. Если этого не произошло то либо неисправен ЭБУ либо вентилятор охлаждения.
Проверка не снимая с автомобиля
Самый удобный способ, ведь не нужно проводить демонтаж с последующим монтажом. Проверка выполняется при помощи тестера, путем замера показаний на контактах датчика.
Чтобы обеспечить доступ к контактам, потребуется отсоединить клеммник от датчика. При выполнении работ на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься самому, но и оплавить корпус или щупы мультиметра.
Затем тестер переводится в положение измерения сопротивления и присоединяется к выходным контактам датчика. Стоит заметить, что у холодного двигателя значение показаний будет высоким, у горячего – значительно ниже.
Для общего понимания какие значения выдает датчик при разных температурах, как пример, ниже приведены данные для ВАЗ-2110. Показания других легковых машин сильно отличаться не будут.
Показания датчика в зависимости от изменения температуры
Температура жидкости, °С | Сопротивление проводника, Ом | Температура жидкости, °С | Сопротивление проводника, Ом |
5 | 7 280 | 45 | 1 188 |
10 | 5 670 | 50 | 973 |
15 | 4 450 | 60 | 667 |
20 | 3 520 | 70 | 467 |
25 | 2 796 | 80 | 332 |
30 | 2 238 | 90 | 241 |
40 | 1 459 | 100 | 177 |
Стоит отметить, что датчик ломается крайне редко, чаще встречаются ситуации, когда он выдает неверную информацию. Поэтому следует сравнить показания температуры на приборной панели с данными полученными от датчик температуры охлаждающей жидкости в соответствии с таблицей. Если данные отличаются тогда есть смысл снимать датчик и проводить его дальнейшую диагностику.
Проверка ДТОЖ с термометром
Для такой диагностики, необходимо снять датчик с его посадочного места. Как упоминалось выше, сделать это можно при помощи соответствующего гаечного ключа. Заодно можно почистить сам датчик, с резьбы на патрубке удалить налет и смазать ее, осмотреть контакты на наличие окислений и при необходимости удалить.
Затем набрать воду в электрочайник или в другую емкость, но в таком случае придется воспользоваться кипятильником. Помимо этого для измерения нужно взять мультиметр и перевести его переключатель в положение измерения сопротивления проводника.
Головка датчика опускается в воду, а к его контактам присоединяются щупы тестера. Также в емкость с датчиком помещается и термометр, для удобства измерений желательно электронный, но можно и ртутный.
Затем постепенно повышая температуру жидкости сравнивать показания датчика и электронного термометра в соответствии с таблицей. Для большей точности фиксировать показания лучше через каждые 5 градусов. В итоге Вы получите данные которые можно занести в таблицу. Их впоследствии можно сравнить с информацией предоставленной в технической документации к конкретной модели авто. На крайний случай можно сравнить с таблицей приведенной выше.
При проведении проверки допускаются небольшие отклонения от значений. Небольшие погрешности могут зависеть от разных условий и от самого датчика. Часто даже у датчиков температуры охлаждающей жидкости одной модели есть незначительные различия в показаниях при одинаковых условиях измерения.
Проверка без термометра
Такой метод не сильно отличается от предыдущего, только здесь не применяется термометр и показания снимаются одни раз.
Для проверки датчика его следует погрузить в емкость с водой и довести ее до кипения. Затем присоединить к выходным контактам щупы мультиметра и посмотреть, что он покажет.
Если ДТОЖ полностью исправен, то его сопротивление должно быть 177 Ом. Однако следует учитывать погрешности. К тому же щупы мультиметра тоже имеют свое сопротивление, да и температура воды может быть чуть ниже 100 градусов, а соответственно и сопротивление будет чуть больше.
Как проверить исправность датчика
Даже дома водителю под силу проверить, исправно ли работает электронный измеритель температуры. Когда отмечаются косвенные проявления поломки, то при проверке можно подтвердить или, напротив, исключить неисправность тех или иных агрегатов, которые вызывают сомнение. Если проверка прошло успешно, значит, поломка в другом месте, и, возможно, для ее выявления придется обратиться в автомастерскую.
Для проверки термического датчика нужно снять его с машины, следуя такому алгоритму:
- Подождите, пока двигатель остынет до отметки в +40…+50 °С. Так вы не обожжете руки, когда начнете с ним работать. Затем необходимо слить антифриз из системы охлаждения. Вы можете вылить жидкость полностью или частично.
- Отключите батарею от сети и снимите «минусовый» провод.
- Отсоедините колодку с проводами от термоэлемента.
- Воспользовавшись нужным по размеру ключом, выкрутите деталь.
Когда прибор находится в верхней точке системы, то нет необходимости выливать всю жидкость полностью, достаточно освободить его от антифриза на одну треть. Однако когда термоэлемент располагается в нижней части радиатора, то приходится сливать антифриз полностью.
Чтобы провести необходимую проверку, вам пригодится:
- мультиметр или же иной прибор, позволяющий измерить сопротивление цепи;
- емкость для воды небольшого размера, подойдет даже стандартный стакан;
- термометр, имеющий шкалу до +100 °С.
Наличие термометра обусловлено необходимостью определения точных сопротивлений, которые сверяются с таблицей эталонных замеров, характерных для каждого конкретного автомобиля. В случае если у вас такой таблицы нет, то определить, исправна деталь или нет, можно и без термометра. Достаточно оценить принцип работы агрегата, согласно которому чем выше будет температура воды в стакане, тем меньше станут показатели сопротивления, имеющиеся на контактах.
Прежде чем приступать к проверке датчика температуры охлаждающей жидкости под нагревом, необходимо прозвонить его контакты, воспользовавшись омметром. Не исключено, что прибор просто перегорел или случилось короткое замыкание. В подобной ситуации нет смысла делать что-либо дальше, поскольку очевидно, что ремонт невозможен и элемент подлежит замене.
В случае, когда мультиметр показывает конкретное сопротивление, необходимо опустить термоэлемент в стакан с холодной водой и запомнить или записать данные. После этого следует добавить горячей воды и посмотреть, что произойдет с сопротивлением. В идеале оно должно измениться в сторону уменьшения. Если нет каких-либо изменений, рекомендуется приобрести и установить новый датчик температуры.
При успешном прохождении испытаний и фиксации изменений в приборе при увеличении температуры воды необходимо произвести проверку соединительных проводов и почистить контакты. Именно эти мелкие недочеты зачастую и являются основной причиной поломки.
Программируемые терморегуляторы
Программируемый терморегулятор – цифровой регулятор температуры теплоносителя отопительной системе и воздуха в отапливаемом помещении. Он состоит из термостатической головки в виде сильфона со штоком, заполненным жидкостью/газом, и электронной части с программатором. В зависимости от введенного алгоритма работы шток снижает или полностью перекрывает подачу теплоносителя. С помощью клавиш и дисплея программируемого «термо» задаются параметры температуры, день и время старта, продолжительность режима. Все последующие действия устройство выполнит самостоятельно.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2114 своими руками
Произвести замену ДТОЖ несложно, если владелец транспортного средства знает конструкцию системы, призванной охлаждать жидкость для двигателя. В 2114-й модели измеритель размещен на выходе из мотора, на штатном месте внешнего контура корпуса термостата.
Для демонтажа автовладельцу понадобятся следующие инструменты и материалы;
- ключ № 19, достаточно обыкновенного рожкового;
- новый и исправный ДТОЖ;
- если понадобится для замены – свежий антифриз;
- при необходимости может понадобиться дополнительный источник света;
- смазка WD-40;
- ветошь.
Все работы проводятся после полного охлаждения всех систем и узлов автомобиля. Процесс проходит в следующем порядке.
- Выключить зажигание и отсоединить аккумулятор от клемм.
- Слить антифриз до уровня сенсора. Если состояние жидкости неудовлетворительное, то она не будет охлаждать, и ее полностью удаляют из системы.
- Для получения доступа к прибору демонтируется воздушный фильтр.
- На выходе измерителя снимаются провода электропитания.
- Рожковым № 19 скручивается ДТОЖ. Очень часто резьбы «прикипают» между собой и отсоединить изделие становится затруднительно. В таких случаях выручает проникающая смазка.
Монтаж нового прибора проводится в обратной последовательности вышеописанных действий. В среднем на все уходит до 15 минут времени.
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
Все датчики служат для контроля работы определенных узлов и деталей. При нарушении функций работы, датчик показывает, что работа того или иного устройство нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.
Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так вот, температурный датчик жидкости охлаждения обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Мотор машины быстрее греется благодаря этому датчику и медленнее достигает высоких температур, приводящих к кипению охлаждающей жидкости в системе.
ДТОЖ — это не датчик, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают на счет этого.
Датчик температуры ОЖ передает данные температуры жидкости (антифриза, тосола или воды) в электронный блок управления (ЭБУ). А температуру жидкости, которую водитель видит на приборной панели, передает другой датчик, тоже температурный.
Если сломается датчик, который выводит значение температуры для водителя, то ничего серьезного для системы это не принесет. А, если выйдет из строя датчик, который передает значение температуры в ЭБУ, тогда блок управления неправильно будет регулировать работу ДВС.
Помимо отведения тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая жидкость охлаждения охлаждает моторное масло, которое, при закипании теряет свои свойства.
Также охлаждающая жидкость охлаждает воздух, который есть в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло коробки переключения передач. Есть у датчика функция нагрева воздуха в вентилирующей и отопительной системах.
Принцип действия и устройство дтож
Ранее в качестве датчиков температуры инженеры использовали примитивное термореле. Оно устанавливалось даже на двигатели с моно-инжекторной системой питания. Когда контакт этого реле открыт, то двигатель прогревается. Когда контакт закроется, ЭБУ думает, что двигатель прогрет.
ДТОЖ ВАЗа представляет собой термистор. Это терморезистор, сопротивление которого зависит от температуры тосола. Обычно температура ОЖ в двигателе контролируется беспрерывно. Поэтому термисторы изготовлены из оксида никеля либо же кобальта (другие металлы не применяются в конструкции). Особенность данных сплавов в том, что при повышении нагрева растет и число электронов (а значит, падает сопротивление).
Термистор, находящийся внутри датчика, отличается отрицательным коэффициентом. Сопротивление его максимально, когда мотор холодный. На ДТОЖ подается питание в 5 В (допустимая погрешность — 0,2 В). По мере прогрева и изменения сопротивления, напряжение падает. ЭБУ наблюдает за изменениями напряжений и, исходя из этих данных, определяет температуру силового агрегата.
Датчики на других автомобилях (например, на моделях от «Рено») отличаются положительным температурным коэффициентом. Элемент устроен таким образом, что при росте температуры сопротивление датчика не падает, а растет.
Для чего используется и на что влияет ДТОЖ
Влияние состояния датчика на работу двигателя и систем автомобиля довольно велико, но если рассматривать вопрос о его влиянии на работу мотора в ознакомительных целях, то уже можно выделить основные функции управления двигателем, в которых принимает участие датчик температуры:
- Концентрация топлива в топливо-воздушной смеси, а попросту — обогащение смеси. Если температура двигателя низкая, или ЭБУ получает неверный заниженный показатель от датчика, блок управления увеличивает время импульса форсунки для обогащения смеси и более интенсивного прогрева мотора. Поэтому двигатель прогревается быстрее и равномернее, а стабильность работы на холостых оборотах неизменна. Как только температура выходит в рабочий диапазон, ЭБУ уменьшает подачу топлива аналогично воздушной заслонке в карбюраторных двигателях ВАЗ 2101-2107. При некорректных показаниях датчика только в этом случае уже имеем перегрев мотора, повышенный расход. Это, кстати, было причиной отзывов нескольких партий Пежо 306 из Европы. У них из-за негерметичности прокладки датчика он быстро окислялся и часто давал неверные показания, что привело к смерти нескольких моторов.
- Угол опережения зажигания. Этот параметр имеет решающее значение при регулировке уровня выброса СО на непрогретом моторе или при превышении значений рабочего диапазона температур. В свою очередь, корректная установка угла опережения зажигания в определенном режиме работы двигателя сильно влияет и на расход топлива.
- Рециркуляция выхлопа. Рециркуляционный клапан должен открываться при строго определенной температуре для ускорения прогрева. Если клапан откроется раньше времени, двигатель не прогреется долго, что влечет за собой нестабильную работу на холостых, мотор глохнет или троит, работает со сбоями.
ДТОЖ принимает участие в автоматической регулировке холостых оборотов и блокировке гидромуфты АКПП
- Продувка угольного фильтра. Фильтр системы улавливания паров бензина противопоказано продувать, пока мотор не разогреется. Занижение температурных показателей и в этом случае приводит к нестабильной работе и высокому расходу топлива.
- Автоматическая регулировка холостых оборотов. Информацию о необходимом количестве оборотов на холостых ЭБУ тоже формирует на основании импульса датчика.
- Блокировка гидромуфты АКПП. На автомобилях с автоматической трансмиссией, Фольксааген Пассат Б5, Фольсваген Турег, Ситроен С4, муфта гидротрансформатора не разблокируется до тех пор, пока двигатель не прогреется. Только при достижении рабочей температуры гидромуфта разблокируется и автомобиль может начать движение.
Самым явным признаком поломки или некорректной работы датчика стала работа вентилятора основного радиатора с электроприводом. Но на некоторых двигателях, Дэу Ланос, Нексия, Шевроле Авео, Лада Калина, Приора, для контроля температуры включения привода электровентилятора используется либо другой датчик, либо датчик указателя температуры.
Лучшие инструкторы по вождению:
Автоинструктор Светлана
АКПП: Hyundai AccentОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Елена
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, ЮВАО, Видном, Домодедове ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Марина
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Александр
МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, Видном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Елена
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Наталья
АКПП: Kia Spectra Обучает в ВАО, Балашихе,Реутове ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Олег
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Яна
АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Юлия
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Светлана
АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Татьяна
МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia SpectrОбучает в Красногорске ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Пётр
МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Оксана
АКПП: Hyundai Accent Обучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Дмитрий
АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Оксана
АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске ОТЗЫВЫ
Автоинструктор Дмитрий
МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах ОТЗЫВЫ
Неприятные сюрпризы от ДТОЖ двигателя.
Привет. Сегодня хочу рассказать о датчике температуры охлаждающей жидкости и неисправностях связанных с ним.ТОЖ. Картинка из свободного доступа интернета.
Краткая справка .Датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ) — это важный элемент электронной системы управления двигателем(ЭСУД). Датчик предназначен для измерения температуры двигателя. По сигналу с этого датчика ЭСУД ,по заложенной в нем программе, управляет подачей топлива, корректирует угол зажигания, включает и выключает вентилятор системы охлаждения двигателем.
Конструктивно датчик представляет собой термистор, который имеет отрицательный температурный коэффициент, т. е. с увеличением температуры его сопротивление падает. Сам термистор помещен в в теплопроводный корпус с резьбой. В корпус встроен пластиковый разъем с 2-я выводами термистора.
Датчик должен иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью.
На самом деле этот, на первый взгляд, простой датчик может автовладельцу принести массу неприятных моментов.
Симптомы неисправности этого датчика могут быть следующие:
- дергания и рывки при движении автомобиля;
- повышенный расход топлива(черный нагар на свечах зажигания);
- повышенные обороты на холостом ходу;
- плохой запуск на горячую ,в некоторых случаях и на холодную;
- перегрев двигателя из-за неверных значений ДТОЖ.
Самые банальные причины: обрыв внутри ДТОЖ или проводов,подходящих к нему. В этом случае загорается лампа неисправности двигателя, ошибка:»Неисправность цепи датчика температуры двигателя».
Но есть и более коварные причины: ДТОЖ может давать неверные показания по температуре охлаждающей жидкости, т.е показывать температуру ниже чем она есть на самом деле. К примеру, может занижать температуру на 10-15 градусов. В этом случае лампа неисправности не загорается. ЭСУД не подает вовремя сигнал на реле вентилятора системы охлаждения двигателя. Начинает подниматься в бачке уровень охлаждающей жидкости, что может привести к перегреву двигателя. В этом случае реальную температуру показать может только указатель на приборном щитке. В таком случае можно снять ДТОЖ ,нагреть его отдельно в чайнике и замерить тестером как меняется его сопротивление по таблице.
Но лучше купить новый, благо эти датчики недорогие.
Следующая проблема-это плохой запуск на холодном двигателе. В этом случае ошибка тоже не загорается. Датчик температуры, наоборот, показывает завышенную температуру. К примеру, на улице температура -10 градусов, а датчик показывает +25 градусов. При такой разнице двигатель может совсем не запуститься. Для запуска ему просто не хватает подачи топлива. Много раз такие автомобили притаскивали на тросу. При подключении сканера все становится понятно.
Надеюсь статья будет полезна диагностам и автолюбителям.
Источник
ДТОЖ способы проверки на работоспособность
Осуществлять контроль над выходными параметрами помогут следующие устройства:
- Вольтметр со шкалой электронного типа.
- Осциллограф цифрового типа с функцией запоминания.
Необходимо ориентироваться на значение 3 В. При разогревании двигателя и увеличении температуры напряжение будет снижаться до 1.3-0.5 В. Выход на данные значения на осциллографе должен произойти через 5 минут.
Если тестеры показывают напряжение меньше 5 В, это говорит о коротком замыкании или потере опорного напряжения. Некоторые датчики оборудованы опцией максимум/минимум. При их тестировании возникнут резкие скачки напряжения в условиях повышения температуры. На полученных сведениях осциллограммы разрывы в цепи будут в виде повышения напряжения до 5 В, а закороченные моменты обозначатся его падением к нулю.
Если выходные параметры ДТОЖ отвечают норме, но температура в системе не соответствует рабочему режиму, причина поломки, как правило, кроется в термостате, цепь которого сохраняет разомкнутое положение, а хладоген не нагревается до температуры, установленной производителем.
Признаки неисправности ДТОЖ
Ключевые признаки неисправности:
- Недостоверные показания температуры двигателя. Например, сразу же после его запуска на приборной появляется сигнал перегрева. Или наоборот: после 10 – 20 минут работы мотора показывается температура ниже 40 – 50 градусов.
- Не включается или не отключается вентилятор. Но это также может указывать и на неисправность блока управления.
- Показания температуры считываются некорректно. Данные при этом могут мгновенно меняться, например, с 50 до 90 градусов, а затем снова опускаться.
В современных авто также при неисправной работе контроллера на приборной панели загорается сигнал «Check». Подключившись к ЭБУ можно узнать точную причину появления аварийного сигнала.