Правила пдд о буксировке автомобилей

Требования к водителям при буксировке

Каждый водитель, ведущего и ведомого транспорта, должен знать о требованиях, которые должны быть соблюдены. Некоторые из них относятся к водителям обоих транспортных средств. Выглядят эти требования следующим образом:

  • водитель ведущего авто должен иметь удостоверение, выданное более 2 лет назад (такое правило действует с начала апреля 2017);
  • в гололедицу буксировка не разрешается, поскольку сильно возрастает аварийность на дороге, управление неисправным ТС в таких условиях будет весьма затруднительным;
  • неисправные тормоза и рулевая система являются критериями, запрещающими проводить буксировку авто;
  • гибкая сцепка не распространяется на мотоциклы;
  • буксировка более одной машины не допускается.

Эти правила должны соблюдаться неукоснительно. В противном случае придётся нести ответственность. К тому же, при нарушении любого из этих пунктов вероятность возникновения аварии существенно возрастает

Осторожность лишней не бывает и риск в любом из этих случаев не является оправданным

Виды буксировки

Существует несколько вариантов, которые позволяют перемещать неисправное авто за счёт другого транспорта. Правила буксировки автомобиля разнятся для каждой из существующих разновидностей этого процесса. То же самое касается и требований техники безопасности. А существует всего три вида этого процесса:

  • гибкая сцепка наиболее распространена;
  • жёсткая сцепка актуальна при перевозках габаритного и тяжёлого транспорта;
  • частичная погрузка сложная, требующая использования особой погрузочной техники.

Только изучив существующие виды буксировки, рассмотрев правила и основы их проведения, можно узнать как правильно буксировать автомобиль. Чем мы сейчас и будем заниматься.

Правила буксировки автомобиля на гибкой сцепке

Этот метод является наиболее распространённым, поскольку наличие троса в автомобиле предписано ПДД. Это обязательный комплект для каждого автомобиля

При буксировке авто на гибкой сцепке важно соблюдать ряд правил:

  • ведомым ТС обязательно должен управлять водитель, пустым оно не должно передвигаться;
  • расстояние при буксировке в гибкой сцепке должно сохраняться в пределах 4—6 м.;
  • элементы со светоотражающими свойствами должны располагаться на буксировочном тросе;
  • недопустима перевозка людей в буксируемом автомобиле, исключение составляют легковые автомобили.

Трос можно заменить шнуром с высокой прочностью или парашютной стропой. Скорость при буксировке вне зависимости от видов транспорта и дорожных магистралей не должна превышать 50 км/ч.

Правила буксировки на жёсткой сцепке

Жёсткая сцепка — ещё один вариант перемещения неработающего авто. Этот способ не так актуален, как предыдущий, поскольку возить с собой габаритную конструкцию неудобно. Зато в случае с тяжелым транспортом именно такой вариант является актуальным, поскольку мало какой трос способен выдержать большой вес. Здесь также существует ряд требований и обязательных условий:

  • для сцепки используются неподвижные приспособления из металла;
  • простые конструкции имеют одну точку крепления, в сложных сцепках предусмотрено несколько таких точек;
  • в авто, которое едет не своим ходом, обязательно должен находиться водитель;
  • между машинами сохраняется расстояние не более 4 метров;
  • перевозка людей таким образом исключена;
  • водитель ведомого автомобиля должен включать аварийку, чтобы другие участники движения были осведомлены о наличии опасной ситуации на дороге;
  • неисправные тормоза — это условие, при котором процесс перемещения транспорта на буксире не является возможным;
  • максимальная скорость при буксировке с использованием жёсткой сцепки также составляет 50 км/ч.

Частичная погрузка

Этот вариант является сложным, потому используется крайне редко, в основном, при транспортировке грузовых ТС. Для реализации такого способа требуется исправный транспорт, который будет ведущим, и кран, необходимый для погрузки автомобиля, неспособного передвигаться своим ходом. Правила реализации такого метода выглядят следующим образом:

  • нахождение людей в салоне запрещена, в том числе и водителя;
  • тормозная система должна быть исправной.

Теперь вы знаете как буксировать машину тремя способами. Выбирайте любой из них, но всегда помните о необходимости соблюдения правил и требований, которые предъявляются к каждому из этих способов.

Какие требования к водителям

Требования, обязательные для исполнения всеми водителями, находящимися за рулем буксира:

  • минимально допустимый стаж вождения для лица, управляющего буксирующим транспортным средством – 2 года. К водителю автомобиля на буксируемом авто подобное требование не предъявляется;
  • дополнительных требований к категории водительского удостоверения, также, не предъявляется;
  • у буксировщика обязательно должен быть включен ближний свет, вне зависимости от времени суток и погодных условий;
  • у автомобиля на буксире должна быть включена аварийная сигнализация или размещен на кузове знак аварийной остановки;
  • максимально допустимая скорость движения – 50 км/ч. Это требование остается неизменным и для населенных пунктов, и для загородной трассы.

По расстоянию

Жёсткая сцепка используется при наличии серьезных неполадок у транспортного средства, например, отказе тормозной системы. В этом случае, надежная фиксация обеспечит безопасность передвижения.

Важно, чтобы помимо веса буксира (минимум вдвое больше второго авто), соблюдалось и другое правило – по расстоянию. Его минимальный предел не оговорен в ПДД, но есть требование к максимальному – не более 4 метров

Остальные правила полностью идентичны буксировке с помощью троса. То есть, запрещено перевозить авто с неисправным рулевым управлением и допускается наличие пассажиров в салоне.

По длине троса

Трос для гибкой сцепки, также, не может быть любой длины. Это показатель ограничен требованиями ПДД. Его минимальная длина 4 метра, а максимальная – не более 6 метров.

Возможная буксировка транспорта с АКПП

Для того, чтобы АКПП не вышла из строя, а сам буксируемый автомобиль не стал причиной аварийной ситуации, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Всегда располагать рычаг автоматической коробки в положении «N» или «2».
  2. Не перевозить на гибкой или жесткой сцепки автомобиль с АКПП на расстояние более 50 км. В этом случае лучше воспользоваться услугами эвакуатора.
  3. Скорость движения автомобилей не должна превышать показатель в 40 км/ч.
  4. Рулевое колесо второй машины должно быть разблокировано. Для этого потребуется включить зажигание или на отдельных моделях вставить карточку в приемное устройство.
  5. Перед началом движения проверить, что автомобиль снят с ручного тормоза.
  6. Проконтролировать и при необходимости долить трансмиссионную жидкость до максимально возможного уровня.
  7. Изучить руководство пользователя для автомобиля. В нем будет указано каким образом возможно осуществлять буксировку: с работающим или неработающим двигателем.

Зима в большинстве регионов – это сложные погодные условия, гололед и обилие снега на дорогах. Это вносит свои коррективы в правила буксировки транспортных средств с автоматической коробкой передач:

  • запрещается использовать трос, только жёсткая сцепка или полная погрузка;
  • перед началом движения необходимо несколько раз поменять положение рычага АКПП, чтобы разогреть масло, застывшее на морозе;
  • на протяжении всего пути запрещается превышать скорость 30 км/ч.

Поломка АКПП или тормозной системы еще больше осложняет процесс транспортировки. При осуществлении этой операции должны быть выполнены следующие условия:

  1. Ведущие колеса подняты. То есть доступна только буксировка путем частичной погрузки.
  2. В качестве буксира может выступать авто, чья масса по ПТС в два раза превышает аналогичный показатель неисправного автомобиля.
  3. Максимально допустимая скорость движения – не более 40 км/ч.
  4. Использование гибкого троса полностью исключено.

Исключение из перечисленных правил – буксировка транспортного средства с полным приводом и автоматической коробкой передач. В этом случае, доступна только полная погрузка или вызов эвакуатора. Использование троса или жёсткой сцепки находится под запретом.

Как буксировать авто с АКПП при условии, что у него неисправен двигатель – лучше отказаться от этой мысли и вызвать эвакуатор. Если такой вариант невозможен, можно прибегнуть к крайним мерам:

  • перевозить авто на минимальное расстояние, то есть до ближайшего СТО;
  • учитывать, что при выключенном двигателе не работает гидроусилитель руля и тормоза. А значит, крутить рулевое колесо и давить на педаль придется активнее и с гораздо большим усилием;
  • обязательно включить аварийные огни или разместить знак аварийной остановки на корпусе машины.

Лучшие инструкторы по вождению:

Автоинструктор Светлана
АКПП: Hyundai AccentОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, ЮВАО, Видном, Домодедове ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Марина
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Александр
МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ЮАО, Видном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Елена
АКПП: Kia Cerato МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, СЗАО, Химках ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Наталья
АКПП: Kia Spectra Обучает в ВАО, Балашихе,Реутове ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Олег
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Яна
АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Юлия
АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Светлана
АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Татьяна
МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia SpectrОбучает в Красногорске ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Пётр
МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана
АКПП: Hyundai Accent Обучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий
АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Оксана
АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске ОТЗЫВЫ

Автоинструктор Дмитрий
МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах ОТЗЫВЫ

Перед началом буксировки

Независимо от того, кем вы будете ехать — передним или задним — прежде всего убедитесь, что другой водитель достаточно адекватен.
Если вы видите его в первый раз — сперва поговорите, спросите, что случилось, как давно он тут стоит, куда едет, работают ли руль и тормоза,
либо сами всё расскажите, стараясь вовлечь в диалог. Обязательно узнайте, есть ли у него опыт буксировки.
Иначе есть риск, что на первом же светофоре он вам въедет в зад, либо на повороте въедет во встречную машину.
Или, если он будет впереди — пойдет на левый поворот так, что сам проедет, а вас вывезет ровно под встречку.
Или еще каким-то образом подставит — вариантов множество.

Предположим, второй водитель внушает доверие, и вы решились ехать. Заранее обговорите маршрут, если надо — нарисуйте,
чтобы маневры переднего не были неожиданностью для заднего. Чем меньше будет поводов для волнения, тем лучше.
Напомните себе или ему, что если двигатель у заднего не работает — значит, не работает и гидроусилитель руля, и усилитель тормозов.
Руль и педаль тормоза станут непривычно тяжелыми!
При этом ключ в замок зажигания всё равно надо вставить и повернуть — на многих автомобилях без ключа руль заблокируется.

У меня был случай — как раз, когда аккумулятор «сел», и я прилеплял знак на заднее стекло.
По дороге пришлось сделать остановку, и закрыть машину. Когда поехали — я машину открыл, а ключ сунул в карман.
Хотя теоретически ведь знал, что надо вставить в замок…
Сел, пока пристегнулся, передний трогается — и у меня руль блокируется вывернутым влево.
Слева две полосы от обочины, мы выезжаем в первую, меня тащит сразу во вторую.
Я тормозить — передний удивляется (как потом рассказал) и снова трогается. Сигнал не работает.
Пытаюсь рукой в окно махать, дверь открыть, чтобы показать, что что-то не так — передний не видит.
Меня тащит на машины во второй полосе. Судорожно выхватываю из кармана ключ, дрожащими руками вставляю в замок..

Ура! Успел, и ключ не выронил, и никого не зацепили, едем!
Где-то через километр уровень стресса снизился, и я стал обращать внимание на второстепенные детали. Оказалось, что всё это время я ехал на «ручнике».

Во всех статьях про буксировку пишут, что надо договориться о сигналах, но почему-то примеры сигналов никто не приводит.
Собственно, сигнал всего один: задний «бибикает» — значит, надо остановиться.
Обязательно это оговорите. Если звуковой сигнал не работает — машите в окно какой-нибудь тряпкой.
Заранее приготовьте тряпку специально для этого, положите ее удобно, откройте окно, если погода позволяет, и договоритесь с передним,
чтобы почаще смотрел в зеркало.

Ночью без аккумулятора лучше на буксире не ехать. Особенно на трассе. Вроде бы ПДД это прямо не запрещает — но и не одобряет.
В самом крайнем случае — хорошо осветите салон какими-нибудь фонариками, примотайте их как-нибудь.
Убедитесь, что свет хорошо виден с разных сторон машины — камаз может попытаться проехать по второстепенной дороге «поперёк» сразу после передней машины.
Убедитесь, что свет хорошо заметен и с высоты маленькой машины, и с высоты камаза. Залезьте на дерево, чтобы проверить — я, в общем-то, не шучу.
Издалека камаз не сможет вас хорошо разглядеть, и если вы пропадёте из видимости, когда он подъедет близко — далеко не факт, что он всё поймет.
Там водитель тоже уставший, неизвестно, сколько километров он сегодня отмотал.
Если не получается создать нормальную подсветку, или лазить ночью по деревьям неохота — ложитесь спать.
Утром проснётесь усталые, замёрзшие, но целые.

Если есть возможность — цепляйте трос по диагонали, лучше от левого угла передней машины к правому углу задней. Это уменьшит рывки,
и заднему будет легче выглядывать вперёд, контролируя общую обстановку, и предугадывая внезапное торможение.

Общие правила буксировки транспортных средств

Общие рекомендации, распространяющиеся на все виды транспортных средств:

  1. Буксирующий водитель должен трогаться плавно, без рывков. Импульсивные движения приведут к разрыву троса или повреждению деталей другого автомобиля.
  2. Торможение осуществляется плавно и заранее. Важный нюанс – при выключенном двигателе педаль тормоза с усилителем более резко реагирует на нажатие.
  3. Резкие маневры и перестроения недопустимы.
  4. Буксирующему водителю всегда стоит помнить о том, что позади него находится еще один автомобиль и учитывать его габариты при совершении маневров. Общая длина автоколонны в таком случае практически в три раза превышает обычные габариты.
  5. Буксируемый водитель должен полностью сосредоточиться на едущем впереди авто. Необходимо достичь четкого соблюдения его траектории движения.
  6. Вид буксировки определяется типом неисправности. Например, при поломке рулевого колеса применяется только частичная погрузка, а при полном отказе тормозов – жесткая сцепка.
  7. При гибкой сцепке на тросе с интервалом в 1 метр размещаются флажки размером 20х20 см, окрашенные красной или белой светоотражающей краской.
  8. Перед началом буксировки водители должны в обязательном порядке договориться об условных сигналах, подаваемых друг другу.

Легковое авто

Буксировка осуществляется как на гибкой, так и на жёсткой сцепке. В последнем случае, используется металлический каркас, выполненный в форме треугольника. Один его угол крепится к буксировщику, а два других – к неисправному авто. Особых требований к перемещению легкового автомобиля не предъявляется.

Грузовой транспорт

Возможность буксировки грузового ТС и тип сцепки для нее определяется поломкой и сопутствующими погодными условиями:

  • при исправной тормозной системе и рулевом управлении в летний период допускается любой тип буксировки;
  • в зимний период применяется только жёсткая сцепка или частичная погрузка;
  • при любом виде, кроме частичной погрузки, допускается наличие пассажиров в салоне;
  • при частичной погрузке в салоне никого не должно быть. Даже водителя;
  • при поломке тормозной системы используется жесткая сцепка при условии двойного превышения массы буксировщика над буксируемым автомобилем;
  • аналогичное требование к массе предъявляется и при транспортировке путем частичной погрузки. Только так можно достичь максимальной управляемости и безопасности.

Правила транспортировки

Но все же, что можно предпринять в случае, если на машине пропали тормоза, а доставить ее на место ремонта крайне необходимо? Следует отметить, что запрет на буксирование машины с поврежденными тормозами – не слишком корректная формулировка. Помимо использования эвакуатора, есть еще пара способов оттянуть авто на СТО или в гараж.

Жесткая сцепка. Когда между двумя участвующими в буксировке машинами стоит упор, аварийные ситуации практически бывают исключены. Передняя тормозит, и железо, упирающееся в передок задней, ее останавливает, причем без малейших повреждений. Но для этого следует приобрести специальное буксировочное приспособление.

Увоз частичным погружением. Нечто среднее между использованием эвакуатора и жесткой сцепкой. Передние колеса ставятся и крепятся на тягловое средство (каким образом – это уже отдельная задача), задние остаются на асфальте. Торможение неуправляемой машины происходит за счет усилий передней.

Конечно, желательно в качестве буксировщика использовать специальную платформу, имеющую систему фиксации передка автомобиля. Но известны случаи, когда в экстремальных условиях и безвыходном положении подобным образом тащили пострадавшую машину на тракторе, закрепив ее буксирным тросом. В ГИБДД вряд ли бы одобрили методику, но захочешь попасть домой – извернешься и не таким образом.

Уразумев в полной мере, почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами и чем могут грозить эксперименты подобного рода, вы вряд ли на них решитесь – как в отношении оттаскивания своей машины, так и в отношении взятия на трос чужой. Да, бросать на дороге человека в неработающем состоянии неприлично. Но лучше уж доехать до ближайшего населенного пункта и послать ему на помощь эвакуатор или платформу, чем рисковать здоровьем окружающих и целостностью имущества.

Приобретение буксировочного троса, особенности выбора

Материал изготовления

Стальной трос

  • прочность (выдерживает большие нагрузки);
  • надежность;
  • устойчивость к перетиранию.
  • большой вес;
  • подвержен воздействию коррозии;
  • занимает много места;
  • если лопнет, может причинить вред человеку и/или транспортному средству;
  • не эластичен.

Синтетические ремни для буксировки

  • нейлона;
  • кевлара;
  • поливинилхлорида.
  • малый вес;
  • компактность;
  • длительный эксплуатационный срок;
  • эластичность и способность амортизировать рывок;
  • невысокая стоимость (за исключением кевларовых).
  • не способны выдержать слишком большие нагрузки (опять же, за исключением троса из кевлара);
  • склонны к перетиранию.

Ответственность за нарушение правил

За нарушение правил буксировки, установленных ПДД, предусмотрено административное наказание. Так, за неправильную транспортировку машины вам могут вынести предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Не стоит забывать, что неаккуратная переброска может привести к ДТП. В таких случаях виновником аварии, как правило, становится водитель неисправного автомобиля. Во избежание неприятных ситуаций заранее договоритесь с владельцем буксируемого ТС о знаках оповещения — моргание света фар при вынужденной остановке, поднятие руки при торможении. Лучшим вариантом будет держать связь с другим водителем с помощью телефона.

Довольно часто встречаются ситуации, когда происходит поломка двигателя в автомобиле и своим ходом он больше ехать не может. В таких случая остается либо ремонтировать на месте, либо буксировать транспортное средство на место ремонта. Для того чтобы не произошло никаких ЧП, нужно, чтобы буксировка ТС выполнялась согласно ПДД.

В данной статье рассмотрим правила, которые должны соблюдаться во время буксирования автомобилей, а также условия, при которых это запрещено.

Прежде всего, необходимо разъяснить основные два термина, которые очень похожи между собой, — это буксирующий и буксируемый.

Например, на данной фотографии буксируемым является второй автомобиль, а соответственно буксирующим — первый.

Непосредственно перед началом буксировки автомобиля необходимо, чтобы были выполнены следующие правила:

  • На том транспортном средстве, которое является буксируемым, должна быть постоянно включена аварийка, чтобы все участники, находящиеся сзади, могли понять, что он сломан и принять дополнительные меры при обгоне. Если аварийная сигнализация не работает, то нужно установить и закрепить с задней стороны знак аварийной остановки.
  • Ранее правилами было предусмотрено, что у буксирующего ТС должны быть включены осветительные приборы, а именно . Сейчас же все транспортные средства должны всегда ездить с включенным светом, поэтому это не является исключением. В качестве света можно включать как противотуманки, так и ближний. На новых и современных автомобилях устанавливаются , которые могут также применяться.
  • Многие интересуются, можно ли буксировать прицеп, — на основании ПДД разрешается буксировка мотоцикла с боковым прицепом. Без бокового прицепа использование буксира запрещено.

Буксировка грузовика

Буксировать грузовик гораздо сложнее, чем сломанный или поврежденный легковой автомобиль. Это особенно верно, если транспортное средство было повреждено в результате столкновения, аварии или в результате аварии было вне дороги.

Производители грузовиков разработали инструкции для отдельных моделей автомобилей для экстренных служб и буксирных компаний. Каждый автомобиль имеет свои точки крепления для буксировочных устройств. Не допускайте превышения нагрузки, чтобы не повредить раму автомобиля.

В инструкциях также указывается, какие системы грузовых автомобилей (электрические, гидравлические, пневматические) должны быть подключены или отключены для буксировки. Это также относится к механическим системам. Несоблюдение этих требований может привести к серьезному повреждению грузовика.

Для буксировки используются специальные буксиры, а сами грузовики можно буксировать только с помощью жесткого буксира.

Могу ли я буксировать грузовик с прицепом? Если у грузовика был прицеп или полуприцеп, его необходимо буксировать или перевозить вторым буксиром.

Многим водителям может понадобиться буксировка автомобиля. В старых автомобилях могут быть неисправны многие механические и электрические компоненты (катушки, высоковольтные кабели и т. д.), А в более новых — датчики, которые полностью обездвиживают автомобиль.

Однако буксировка в одиночку — очень сложный, утомительный и опасный процесс.

Вот почему во многих случаях стоит воспользоваться предложением помощи на дороге. Профессионал, безусловно, не повредит автомобиль. Кроме того, нет риска углубления неисправности или размытия автоматической коробки передач. Многие водители опасаются высоких затрат на перевозку на буксире. Услуги, предлагаемые на дорогах, действительно очень дороги. Но на рынке есть много независимых компаний по оказанию помощи на дорогах, которые имеют очень конкурентоспособные цены. Вы можете легко выбрать.

буксировочный трос

Что делать, если троса нет? Попробуем смастерить его из того, что окажется под рукой, то есть в багажнике машины. Прочные веревки, ремни безопасности и прочее. Главное, чтобы такой «самопал» был требуемой длины.

В путь

Троганье — один из самых сложных моментов при буксировке. Водитель первого автомобиля должен начинать движение плавно, чтобы не было рывка при старте. Если у машины механическая коробка передач, в момент, когда трос натянется, нужно чуть выжать педаль сцепления. Это смягчит рывок. Затем нужно добавить газа, чтобы не дать тросу провиснуть сразу после начала движения.

Нужно помнить, что водитель сзади видит дорогу хуже, чем водитель первого автомобиля, и к тому же имеет сильно ограниченные возможности для маневра

Потому в сцепке нужно двигаться осторожно, по возможности избегая торможений и остановок. Но если остановка необходима, перед торможением помигайте аварийкой

Это даст понять второму водителю, что вы собираетесь останавливаться. При проезде поворотов по возможности закладывайте большой радиус поворота, ведь буксируемый автомобиль проезжает его по заметно меньшему радиусу.

Важно помнить, что неаккуратная буксировка может привести к аварии и, возможно, человеческим жертвам, поэтому не стоит подходить к этому процессу легкомысленно. Если опыта буксировки нет, то не следует начинать практику на оживленных городских улицах

Лучше доверить это более опытному водителю, а когда выпадет шанс, потренироваться в буксировке где-нибудь за пределами городской черты. И все же желаю никогда не попадать в ситуацию, когда вам могли бы пригодиться наши советы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector