Газобаллонное оборудование автомобиля

Что выбрать: пропан или метан?

ГБО четвертого поколения может работать на метане или пропан-бутане. Но по конструкции такое газобаллонное оборудование будет несколько отличаться. У метана более высокое давление, поэтому баллоны соответствующие. Обязательно ставят на газовую магистраль фильтр от примесей. Полный ассортимент ГБО можно посмотреть в каталоге https://mln.com.ua/komplekty_gbo.

Газовая магистраль должна быть предназначена для применения под высоким давлением. У газового редуктора для автомобиля на метане имеется две секции, для поэтапного снижения давления газа до необходимого показателя. Остальная конструкция ГБО такая же.

Минус метана — большой вес ёмкости, а это не всегда применимо к легковым автомашинам. Заправок для метановых систем гораздо меньшее количество. Однако такой газ более дешёвый, и его целесообразно применять на коммерческих автомобилях.

ГБО для пропан-бутана по габаритам и весу гораздо меньшие, так как этот газ сжиженный. Поэтому автовладельцы останавливают на нём свой выбор. У редуктора ГБО под пропан только одна секция. Очищают газ от примесей с помощью фильтра, включенного в схему сразу после газового редуктора.

Основные недостатки и популярные проблемы газобаллонного оборудования

Переделывают автомобили на газ не от личного желания сделать машину лучше. Основным стимулом выполнения данной задачи является уменьшение расхода топлива, точнее финансовых затрат, связанных с покупкой бензина. На газу авто работает практически так же, как и на бензине, визуально особых отличий нет. Тем не менее, уменьшение расходов в одном тянет за собой увеличение затрат на прочие сферы эксплуатации машины. Основные недостатки и часто возникающие проблемы с ГБО следующие:

  • увеличение расхода в литрах — если авто потребляло в среднем 10 литров топлива на 100 километров, то будет потреблять 12 литров газа;
  • значительное повышение износа внутренних деталей силового агрегата из-за увеличенного трения;
  • ряд возможных проблем с электроникой, которая имеет свойство выходить из строя в самые неожиданные моменты;
  • сокращение количества заправок, на которых вы можете заправить свой автомобиль качественным топливом;
  • значительное изменение повадок машины, снижение динамичности разгона и максимальной скорости.

На газу двигатель выдает меньше лошадиных сил, что серьезно влияет на ощущения от поездки. Но если силовой агрегат вашего авто обладает большим объемом (свыше 2.5 литров), то подобный эффект практически не будет заметен. Газовое оборудование может сэкономить деньги сегодня и сейчас, но в перспективе вы будете вынуждены ремонтировать двигатель чаще. Впрочем, в пятом поколении ГБО такая проблема решена, равно как и проблема повышенного расхода. Научные и практичные подтверждения некоторых негативных сторон установки газового оборудования на машину смотрите на следующем видео:

Как правильно подобрать редуктор по типу?

Данное устройство устанавливается на ГБО первых четырех поколений. Новые системы не требуют понижения давления газа, поэтому и редуктор в них не нужен. Среди отечественных автовладельцев особенной популярностью пользуются ГБО 2 и 4 поколений. Это связано с тем, что первое из них оптимально подходит для карбюраторных ДВС, второе – для инжекторных.

Более совершенные системы хоть и позволяют двигателю работать без потери мощности и безотказно функционируют даже при сильном морозе, их использование для украинцев пока нецелесообразно из-за высокой стоимости. Кроме того, низкое качество газа быстро приводит такое оборудование в негодность.

В зависимости от поколения ГБО в нем используется один из двух типов редукторов, в том числе:

Вакуумный – устанавливается на ГБО 2 поколения и совместим только с карбюраторными ДВС. Особенность данного устройства в полуавтоматическом выполнении технологического процесса. Он подает топливо, когда во впускном коллекторе двигателя создается разрежение и открывается дроссельная заслонка. На запуск ДВС реагирует вакуумная мембрана, освобождающая клапан второй ступени.

Электронный – подходит для ГБО как 4, так и 2-3 поколений. Он обеспечивает рациональное и экономное использование топлива. В нем отсутствует вакуумная мембрана, а технологический процесс выполняется при участии электромагнитного клапана. Сразу при включении зажигания такой редуктор, в отличие от предыдущего, подает стартовую порцию топлива, что положительно отображается на запуске двигателя. В случае отсутствии вращения коленчатого вала подача газа прекращается спустя пару секунд.

 

Если на автомобиле установлено ГБО 2 поколения с газовым смесителем, здесь имеет место двухступенчатый редуктор. В системах с газовыми форсунками устанавливается одноступенчатый агрегат.

Типичные неисправности и симптомы

Газовое оборудование для автомобилей достаточно надежное. Тем не менее иногда возникают неполадки.

Самые частые из неисправностей:

  • Неработающий указатель газа – изначально имеет малую точность. Можно ремонтировать, можно оставить как есть.
  • Дергается автомобиль – на первом и втором поколении может означать закончившийся газ в баллоне. На более старших версиях необходимо тестировать оборудование на СТО.
  • Проблемы с системой охлаждения двигателя – редуктор ГБО подключается к штатной магистрали охлаждающей жидкости. Из-за этого может возникнуть воздушная пробка или другие проблемы.
  • Значительное падение мощности или большой расход газа – неправильная настройка ГБО.
  • Запах газа – утечка в системе или проблемы с выхлопной системой. В любом случае требуется диагностика и ремонт.
  • Плохо работает мотор на высоких оборотах – возможно, требуется замена фильтров грубой (небольшой фильтр в редукторе) и тонкой очистки (фильтр похож на бензиновый и стоит на газовой трубке после редуктора).

Зачем ставить ГБО

Причиной установки ГБО могут быть следующие факторы:

Стоимость топлива. Бензин на большинстве заправочных станциях продается в два раза дороже, чем газ, хотя расход и того, и другого топлива практически одинаковый (газа идет приблизительно на 15% больше); Октановое число газа (пропан-бутан) выше по сравнению с бензином, поэтому мотор работает мягче, в нем не возникает детонация; Сгорание сжиженного газа происходит более эффективно за счет его структуры – бензин для идентичного эффекта нужно распылять, чтобы он лучше смешался с воздухом; При выходе из строя одной из систем подачи топлива можно воспользоваться другой в качестве резервной. Чаще всего пригождается эта опция, когда в баллоне заканчивается газ, а до заправки еще очень далеко

Правда, в этом случае важно, чтобы бензобак тоже был заправлен; Если машина укомплектована ГБО выше 2-го поколения, то блок управления переключает топливную систему автоматически с газа на бензин, что увеличивает расстояние без дозаправки (правда, это скажется на общей стоимости горючего); При сгорании газа в атмосферу попадает меньше загрязняющих веществ.

 

В большинстве случаев ГБО устанавливают из экономических соображений, а не по другим причинам. Хотя технических плюсов в этом гораздо больше. Так, переключение с газа на бензин и обратно позволяет подготовить мотор к работе на морозе – плавно его прогреть. С газом это сделать сложнее, так как его температура составляет 40 градусов ниже нуля. Чтобы альтернативное топливо адаптировать для более качественного сгорания в цилиндре, его необходимо немного прогреть.

Основные элементы

ГБО (сокращенное название газобалонного оборудования) состоит из комплектующих:

  1. Газовый баллон.
  2. Переключатель вида топлива.
  3. Электромагнитные клапаны (бензиновый, газовый).
  4. Редуктор-испаритель.
  5. Мультиклапан.
  6. Заправочное устройство.

Газовый баллон

Специальная емкость для хранения газа. Используются два вида газа – метан или пропан. По технике безопасности наполняются только на 80%.

Метан (обозначается СПГ/CNG) – природный углеводород без запаха, цвета. Для определения утечки добавлены одоранты с неприятным запахом. Закачивается только в стальные цилиндрические баллоны с толстыми стенками (толщина стенки 2-3 см) под высоким давлением 230 атмосфер.

Плюсы: безопасность (быстро испаряется, легче воздуха).

Минусы: громоздкие стальные баллоны (вес до 80 кг), дорогая установка (выше в 2-3 раза, чем пропановая), мало заправок.

Пропан (пропано-бутановая смесь, обозначается СУГ/LPG) – нефтяной газ в сжиженном состоянии под давлением 10-16 атмосфер. Используются баллоны, толщина стенок 4-5 мм.

По форме различают:

  • цилиндрические – классические, объем 30-100 л, устанавливаются к задней стенке багажника, низкая цена;
  • тороидальные (круглые) – популярные, объем 42-47 л, размещаются в багажнике вместо запасного колеса, высокая стоимость (зависит от объема).

По материалу выделяют:

  1. Стальные.
  2. Легированная сталь, композитная обмотка.
  3. Алюминий, композитная обмотка.
  4. Композитные материалы – современные, легкие.

Для метана используют емкости только стальные, цилиндрической формы, с толстыми стенками. Пропан-бутан – цилиндрические или круглые, со стенками 4-5 мм.

Электромагнитные клапаны

Есть 2 вида: газовый с фильтром (перекрывает подачу пропана при использовании бензина, остановке, очищает от примесей), бензиновый клапаны.

Карбюраторные автомобили – бензиновый клапан, инжекторные машины – эмулятор форсунок.

Редуктор

Снижает давление (с 16 до 1 атмосферы) – подогревает, испаряет сжиженный газ. Из редуктора выходит газообразный пропан-бутан под низким давлением. Попадает на форсунки через фильтр паровой фазы, затем во впускной коллектор мотора.

Мультиклапан

Состоит из клапанов, регулирующих уровень, протечку пропана:

  • автоклапан, поплавок – перекрывает входной канал при допустимом объеме 80%;
  • расходный – работает при обрыве магистрали;
  • предохранительный – перекрывает при повышении давления до 25 атмосфер;
  • указатель уровня.

Другие элементы: штуцеры (входной, выходной), вентиль (расходный, заправочный), заборная трубка.

Заправочное устройство

Врезается в задний бампер транспортного средства. Присоединяют шланг для заправки газового баллона.

Дополнительные комплектующие: газовая магистраль (высокого, низкого давления), дозатор, смеситель, непроницаемый кожух.  Средства монтажа: гайки, муфты, кронштейны, переходники.

Устройство системы

Основное отличие ГБО 4 от предыдущих поколений заключается в наличие специальных газовых форсунок, осуществляющих распределительный впрыск газо-воздушной смеси во впускной коллектор двигателя. Еще одно превосходство системы — возможность комбинированного использования двух видов топлива. Именно за эту способность многие водители и полюбили инновационную систему подачи газа в цилиндры двигателя. Эта функция ГБО существенно облегчает запуск двигателя. При этом всегда можно нажатием одной кнопки перевести двигатель на питание предпочитаемым видом топлива. За счет таких манипуляций водителям удается добиться наибольшей экономии денежных средств на покупке горючего.

 

В четвертом поколении редуктор сохраняет давление в системе в одном значении и лишен функции впрыска топлива. С этой задачей отлично справляются электромагнитные форсунки, устанавливаемые на топливной рампе. Они забирают давление от редуктора, а за счет их соединения с контроллером осуществляют дозированный впрыск газовой смеси. Именно блок управления подаёт определенной форсунке сигнал о необходимости подачи топлива

Однако редуктор по-прежнему остается важной конструктивной составляющей системы. К выбору этого элемента необходимо подходить со всей ответственностью, так как от его качества и надежности зависит стабильность работы всего оборудования

 

OMVL

 

Ведя активные споры о том, какого поколения ГБО предпочтительнее и лучше ставить на машину, статистика наглядно демонстрирует безоговорочное лидерство систем 4 генерации.

Выбирая современное газовое оборудование, внушительная часть аудитории водителей останавливается на системах OMVL.

Это также итальянская фирма, не первый год представленная на рынке. Порядка 60-65% выпускаемых комплектов идут непосредственно на конвейеры по сбору автомобилей. Среди них и российские бренды.

С 2010 года оборудование от OMVL ставится на ГАЗели в комплектации с двухтопливной системой питания. Также эти агрегаты устанавливают на автомобили General Motors и на Ford, ориентированные на австралийский рынок.

В 2017 году стало известно, что компания из Италии переходит на использование новых блоков управления MTM. За счёт них заметно повысилась надёжность газобаллонного оборудования. Причём такое решение стало реакцией на замечания автовладельцев, у которых возникали сложности с работой старых блоков AEB.

Главный недостаток OMVL заключается в том, что их оборудование предназначено только для двигателей с распределённым впрыском. То есть для старых карбюраторов и современного непосредственного впрыска решений от этой компании нет.

ГБО первого поколения

Если хотите то это точка отсчета, именно отсюда все началось. Используется «пропан-бутановая» газовая смесь, также не редко газ «метан». У таких систем есть свой бак, или газовый баллон, устанавливается дополнительно, зачастую в багажник или салон автомобиля. Именно его заполняют газом, который через запорную арматуру поступает в специальное оборудование, которое называется – «испаритель».

Далее в «испарителе» (который подключен к системе охлаждения), газ переходит в состояние пара (если брать метановую систему, то здесь присутствует прогрев метана). Далее газ поступает в редуктор, который в зависимости от давления во впускном коллекторе мотора дозирует впрыск.

 

Нужно отметить — что первое поколение зачастую использовало различные блоки испарителя и редуктора, хотя позже появились версии которые сочетали эти оба устройства в одном корпусе.

Редуктор первых типов, использовал в своем строении вакуумный клапан, который открывался лишь тогда, когда во впускном коллекторе появлялось пониженное давление (вакуум) – отсюда первые типы носят название «вакуумные».

После этого газовая смесь, должна попасть в коллектор, через карбюратор или специальный смеситель (который также устанавливался отдельно). Такое построение системы мягко сказать «не идеальное», газу нужно преодолеть достаточно большое расстояние – что приводит к всевозможным проблемам. Например – сложному запуску (особенно при пуске холодного двигателя, когда вакуум слабый). На такие системы даже устанавливали специальный «подсос» — который позволяет открыть прямую подачу газа в двигатель, а бензиновая смесь полностью отключалась.

Если брать метановые версии, то на них существовали понижающие камеры, в которых давление газа сильно занижалось, примерно на 15, — 3 БАРА

Установка данных систем – только карбюраторные двигатели, собственно поэтому и первое поколение. Минусов у него было много – особенно если система разгерметизировалась со временем, то при запуске можно было услышать хлопки, да и возгорания были не редкими.

Проверка герметичности и работоспособности системы

После самостоятельной установки ГБО проводят испытания работоспособности и герметичности агрегатов.

Проверка герметичности соединений баллонного оборудования

Проверку герметичности проводят с помощью нанесения на стыки соединений мыльного раствора. В местах с нарушенной герметичностью мыльный раствор при подаче газа начинает пузыриться. В таких местах подтягивают соединительные муфты и хомуты.

В случае необходимости проводят замену соединений. После устранения выявленных нарушений повторяют проверку работоспособности оборудования.

Проверка работоспособности газового оборудования

Работоспособность системы при установке ГБО своими руками проверяют в рабочем режиме. Для этого:

Проверка работоспособности ГБО

  • Заполняют баллон рабочей смесью.
  • Открывают запорный вентиль и подают смесь в магистраль.
  • Повышают давление и температуру газовой смеси до рабочего состояния.
  • С помощью кнопки на пульте управления попеременно отключают и включают бензонасос с газовым редуктором.

При отсутствии нарушений баллонное оборудование признают пригодным к эксплуатации. При возникновении сбоев проводят детальную проверку аппаратуры с устранением выявленных недостатков.

Использование природного газа в значительной степени снижает расходы на топливо. Высокая эффективность баллонного оборудования позволяет увеличить мощность силовой установки. Экологическая чистота газовоздушной смеси благотворно влияет на состояние окружающей среды.

Видео по теме: Установка ГБО 2 на ВАЗ своими руками

 

История развития ГБО, полная информация о поколениях

Несмотря на то, что нефть время от времени дешевеет, цены на топливо продолжают неуклонно расти. В поисках более дешевой альтернативы многие автолюбители переоборудуют свои транспортные средства на газ.

  • Со времени своего существования газобаллонное оборудование (ГБО), претерпело много изменений.
  • На сегодняшний день известно 5 поколений ГБО, однако следует учитывать, что первые три поколения по своим техническим и эксплуатационным характеристикам оставались далекими от совершенства.
  • Первыми, кто активно начал переоборудовать свои автомобили под газ, были водители маршрутных такси марки “Газель”.
  • Вслед за ними всё больше начали устанавливать ГБО и частные автовладельцы.
  • Хотя первые системы газового оборудования и были достаточно капризными, тем не менее экономия давала о себе знать.
  • Так как же развивалось ГБО и в чем заключается его эволюция?

По сути дела радикальных отличий между поколениям ГБО нет. Просто время от времени производители постепенно совершенствуют свои изделия, добавляя новые узлы.

ГБО, что оно даёт

Газовое баллонное оборудование, интегрированное в топливную систему автомобиля с ДВС, позволяет существенно:

  • сократить потребление бензинового и дизельного топлива;
  • снизить финансовые затраты на эксплуатацию;
  • увеличить пробег автомобиля на одной заправке;
  • внести свой посильный вклад в общее дело защиты окружающей среды.

Установка ГБО в настоящее время пользуется особой популярностью у водителей автомобилей, которые проводят в пути много времени. Речь идёт о водителях грузового, коммерческого и пассажирского видов транспорта. Владельцы личного/частного транспорта также могут установить комплекты ГБО на свои автомобили.

Основной причиной покупки ГБО является сравнительно невысокая стоимость газа, благодаря которой, можно экономить на покупке топлива до 50 процентов. Как показывает практика, стоимость газобаллонного оборудования полностью окупается в течение года, при условии пробега не менее 50 тысяч км/г.

Сегодня установить газобаллонное оборудование можно на любой автомобиль, с любым типом двигателя, работающим, как на бензиновом, так и на дизельном топливе.

Комплект ГБО состоит из:

  • Баллона с газом
  • Топливной магистрали
  • ГБО-редуктора
  • Переходного клапана переключения
  • ЭБУ
  • топливной системы впрыска

Следует заметить, что наличие ЭБУ характерно только для комплектации газобаллонного оборудования последних трёх поколений. Кроме того, разные производители делают это по-своему, поэтому комплект может иметь некоторые различия, касается это, в частности, редуктора/испарителя, а также подогревателя, которые могут быть не единым устройством, а отдельными компонентами.

Настройка редуктора ГБО

Настройка редуктора ГБО 2-го поколения осуществляется при помощи двух винтов: один регулирует количество газа, проходящего через канал холостого хода, второй – винт холостого хода. Регулировка проводится при запущенном двигателе на разных оборотах. Электронный редуктор всегда готов к подаче топлива, мембрана отсутствует, а сам редуктор разгружен, что делает его более долговечным в сравнении с вакуумным. В зависимости от качества смеси регулировка редуктора на холостом ходу осуществляется винтами точной и грубой настройки.

Как вы могли заметить, электронный редуктор – это более совершенный узел ГБО, который устанавливается на 3-е поколение и выше. Какой редуктор ГБО лучше именно для вашего автомобиля? Поверьте, ни один настоящие специалист никогда не ответит вам на этот вопрос по телефону. Да, из опыта можно сказать, что для определенной модели авто можно купить редуктор того или иного бренда. Но идеальное сочетание редуктора с другими узлами ГБО для каждой машины в отдельности возможно только после компьютерной диагностики. KOSTA GAS – это профессиональная компания по установке газобаллонного оборудования. У нас представлены такие производители ГБО, как PRIDE by AEB (чьими официальными представителями мы являемся), Prins и другие.

Доверьте нам ваши вопросы с ГБО, и мы гарантируем, что вы останетесь довольны качеством как сервиса, так и оборудования!

5-е поколение ГБО

Так называют системы распределенного, как и в случае с 4-м поколение ГБО, впрыска. Однако, в 5-ом поколении ГБО речь идет о впрыске сжиженной фазы пропан-бутановой смеси.

Во всех системах, которые мы рассматривали до сих пор, газ подавался в двигатель автомобиля под собственным давлением, в испаренном состоянии. Система 5го поколения — это впрыск жидкого газа.

 

Принципиальная схема ГБО 5го поколения

Обратите внимание: в системе используются два насоса газа. Одина устанавливается в баллоне, второй, насос подкачки, чаще всего стоит под днищем автомобиля

 

Для того чтобы подача газа в жидкой фазе под стабильным давлением стала возможной, в баллон систем 5-го поколения устанавливается насос. Первой фирмой, освоившей выпуск подобных систем, была голландская фирма Vialle. Они получили название Vialle LPI.

Так же принято считать, что 5е поколение ГБО имеет еще одну характеристику: газ в двигатель впрыскивается через газовые форсунки. Система VIalle Lpi была разработана и устанавливалась на автомобили параллельно с развитием систем 3-го и 4-го поколения ГБО — с конца 90-х годов. Безусловно впрыск жидкой фазы газа — прогрессивное решение, позволяющее и далее развивать использование альтернативных видов топлива. Динамические характеристики в таком ГБО уж не отличимы от работы ДВС на бензине. Кроме того, стала возможным заводить автомобиль на газу. Так же система не имеет редуктора-испарителя, а значит нет необходимости подключаться к штатному охлаждению двигателя авто.

ГБО впрыска жидкой фазы газа долгое время не получали распространения в том числе и потому, что требовали использования баллонов со специальной горловиной. Это была редкая и дорогая продукция. Выбор баллонов был крайне скудным и подобрать оборудование под конкретный авто было проблематично. Сейчас ситуация изменилась и появились системы впрыска жидкого газа, при которых возможно использование баллонов со стандартной еврогорловиной. Но стоимость ГБО 5-го поколения по-прежнему высокая.

Остается спорным вопрос правильно ли в отношении этой системы использовать определение — 5е поколение ГБО. Например, такие системы невозможно использовать при переоборудовании транспорта для работы на метане. Невозможно, так как метан — сжатый (традиционно) газ и подать его в двигатель в жидком виде невозможно.

ГБО 5-го поколения имеет слабые места. Система требовательна к качеству газа. Часто выходят из строя насосы. Зачастую стоимость замены вышедшего из строя  насоса в баллоне Vialle Lpi соизмерима со стоимостью установки на автомобиль системы 4-го поколения «под ключ».

Главное преимущество впрыска жидкой фазы газа в двигатель — возможность более точно дозировать топливо. Кроме того, такое решение позволило сократить длительности впрыска газа. Для многих современных двигателей это критический параметр и скорости работы газовых форсунок, впрыскивающих испаренный газ уже недостаточно для нормальной работы автомобиля на газу

Вывод

Несмотря на относительно простую настройку ГБО, рекомендуется ознакомиться с профессиональными инструкциями по установке системы или обратиться за помощью к специалистам. Правильный монтаж оборудование даст возможность оперативно переключаться с газа на бензин и наоборот. Стоит помнить о том, что после установки ГБО 3 машина нуждается в частных ТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector