Промывать ли двигатель?
Содержание:
- Мыть или не мыть двигатель при замене масла?
- О народных методах
- Синтетика, полусинтетика или минералка?
- Особенности промывочных жидкостей
- Промывка двигателя, когда она жизненно необходима
- Как и когда использовать промывочное масло
- MAIdecXII › Блог › НАДО ЛИ ПРОМЫВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ ЗАМЕНЕ МАСЛА?
- Что образуется в двигателе, если не промывать
- 3 Технология промывки – несколько эффективных схем
- Когда нужно промывать двигатель при замене масла в обязательном порядке
Мыть или не мыть двигатель при замене масла?
Промывка двигателя категорически запрещена при смене масла только в одном случае: автомобиль находится на гарантии и его обслуживание по сервисной книжке проводится в дилерском центре или сертифицированном автосервисе. Регламент обслуживания всех производителей эту операцию исключает. Это связано с тем, что находящийся на гарантии автомобиль должен эксплуатироваться без малейших посторонних примесей в моторном масле.
Заливка свежего масла в двигатель не всегда требует промывки
Но бывалые водители и многие специалисты также не советуют промывать двигатель, если используется качественная синтетика или полусинтетика. Довод таков — в состав моторного масла входят:
- минеральная (очищенная нефтяная) или синтетическая (синтезированная из нефти в лабораторных условиях) основа;
- сбалансированный набор улучшающих присадок (противопенных и вязкостных, антиокислительных и противокоррозионных, моющих и антифрикционных, антиоксидантов и деактиваторов, противоизносных, щелочных и других компонентов).
Итог устойчивого равновесия всех присадок — поразительная стабильность, которая соблюдается в течение всего времени, сколько осталось до очередной замены масла. Именно специальные моющие присадки не позволяют образовываться на стенках и в масляных каналах шламу, шлаку и нагару. Все загрязнения накапливаются в самом масле и удаляются при его замене. Практика показывает, что многие движки иномарок на качественных маслах дают пробег в многие сотни тысяч километров без необходимости промывки.
Качество топлива в России оставляет желать лучшего, поэтому вопрос о промывке становится актуальным именно в нашей стране
Но мы живём в России. У нас и стандарты не такие жёсткие, как в развитых странах, и качество горюче-смазочных материалов значительно хуже. Есть случаи, когда промывка нужна любому автомобилю, независимо от его возраста, престижности и вида используемого моторного масла:
- Нужно поменять тип масла (минеральное на полусинтетику или наоборот); его вязкость (летнее, зимнее, всесезонное).
- При переходе на масло другого производителя (многие масла недопустимо смешивать друг с другом).
- После капитального ремонта двигателя или текущего, если снималась головка блока цилиндров и проводились операции внутри движка, если мотор разбирали.
- При покупке автомобиля у частного владельца, когда нет данных о частоте замены и качестве масла в двигателе.
- При аварийных ситуациях, когда в поддон попадает охлаждающая жидкость, топливо или вынужденно приходится доливать масло низкого качества.
Различия в мойке дизельного и бензинового
Турбонадувной дизельный двигатель при замене масла промывать не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. В экстренном случае можно просто поменять дизельное масло досрочно. Никаких специфических промывок для силовых агрегатов, работающих на солярке, нет. Дизельное масло обладает уникальными свойствами, которых нет у моторных масел карбюраторных двигателей. В первую очередь это создание тончайшей масляной плёнки на трущихся поверхностях. Благодаря этой плёнке сопрягающиеся детали находятся в «плавающем» состоянии, то есть не соприкасаются друг с другом. Поэтому дизельное масло гуще, рассчитано на более жёсткие условия работы и имеет свой набор присадок. Любая промывка не обладает этими качествами. В её составе нет таких присадок. Использование промывок любого типа на дизельном двигателе может привести к печальным последствиям: или усиленный износ трущихся деталей дизеля и досрочный ремонт, или его выход из строя за короткое время.
Масло для дизельных двигателей более «сильное» в плане очистки деталей мотора в ходе эксплуатации авто, нежели масла для бензодвижков
Условия работы, материал изготовления деталей, состав нагара у дизелей и карбюраторных моторов сильно отличаются. Правда, для легковых автомобилей с высокофорсированными силовыми агрегатами разработаны универсальные масла, которые можно заливать как в бензиновые движки, так и в дизели. Для остальных видов автомобилей другие виды моторных смазочных средств друг для друга не подходят, хотя лет 30 тому назад многие автолюбители заливали дизельное масло от грузовика КамАЗ или от трактора К-700 в советские легковушки. Но у тех «Волг», «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев» не было турбин, инжекторов, электронных блоков управления, бортовых компьютеров и других «наворотов». С современными дорогими иномарками такие эксперименты категорически не допускаются, иначе полетит всё ценное оборудование.
О народных методах
С целью экономии некоторые водители моют силовые агрегаты дедовскими методами с помощью таких средств:
- масло веретенное, дизельное, трансформаторное либо их смесь;
- солярка;
- ацетон;
- сольвент;
- керосин.
Самое безобидное средство из приведенного списка – дизельное моторное масло. За 15–20 минут нагар не смоется, зато и деталям вреда не будет – материал достаточно густой. «Веретенка» и трансформаторное масло уступает по вязкости и негативно влияет на ресурс мотора. Толку от подобной процедуры немного – смазка вымоет крупные частицы и жижу, но нагар останется.
Оставшиеся химикаты заливать в современный рабочий мотор нельзя. Промывка двигателя сольвентом, керосином либо соляркой актуальна лишь при разборке и капитальном ремонте силового агрегата. В случае плановой замены моторного масла эти жидкости не могут служить моющим средством – это небезопасно для мотора.
Ацетон в качестве моющего средства практически бесполезен, поскольку неспособен растворять органические жиры. А вот резиновые прокладки и пластмассовые элементы химикат разъедает довольно быстро.
Синтетика, полусинтетика или минералка?
Тип базовой основы жидкости для заливки в смазывающую систему определяется сроком разработки силового агрегата, режимом эксплуатации, состоянием чистоты воздушной среды по содержанию пыли, фактическим пробегом.
Для автомобилей, имеющих пробег более 150 000 км не желательно использовать синтетику.
Минеральное — требовательно по соблюдениям сроков замены, как календарных, так и по пробегу. Этот тип смазки имеет ограниченные свойства по стойкости. Применение такого типа жидкой смазки оправдано при эксплуатации автомобиля в условиях карьеров, когда замена жидкости происходит по сокращенному циклу из-за загрязнения смазки абразивными частицами, висящими в воздухе.
Такая базовая основа также употребляется, если мотор имеет серьезный износ и требуется постоянное восстановление уровня в картере.
Для среднего режима эксплуатации при обеспечении лучшего соотношения цена/качество рекомендуется полусинтетика.
Особенности промывочных жидкостей
Вне зависимости от того, используются ли специальные жидкости для промывки мотора или же это масло, которое содержит многочисленные моющие присадки, такая химия является агрессивным составом, который отрицательно сказывается на состоянии многочисленных прорезиненных прокладок в двигателе. Считается, что специальное масло более деликатно обходится с имеющимися внутри двигателя загрязнениями, одновременно удаляя их и не ухудшая состояние прорезиненных прокладок в моторе.
Автовладельцу при выполнении такой промывки двигателя необходимо действовать в соответствии с инструкцией к каждому конкретному средству. Если используется специальная жидкость, то двигателю дают поработать лишь строго определенное время, после чего сливают её со всеми загрязнениями. На моторном масле, которое обладает улучшенными моющими свойствами, обычно требуется поездить несколько сотен километров, после чего слить его, залив уже новое свежее правильно подобранное масло.
Промывка двигателя, когда она жизненно необходима
Во время длительном и интенсивной работы в моторном масле автомобиля образовывается мелкая металлическая стружка, объем которой постепенно увеличивается и может принести значительные повреждения различным деталям конструкции двигателя.
Промывать мотор автомобиля при помощи специальных жидкостей необходимо при сильном загрязнении отработанного масла. В таком случае производить замену масла и последующую промывку специальными жидкостями будет жизненно необходимо, поскольку попавший в отработанное масло мусор может как вывести из строя сам двигатель, так и привести к крупным ремонтным работам.
Очень часто, особенно в летний период, может произойти перегрев двигателя. При этом из-за увеличенной силы трения происходит сильный нагрев и самого моторного масла, которое теряет свои свойства создавать защитную пленку на поверхности движущихся деталей конструкции двигателя. Это приводит к увеличению образования мелких частиц металлической пыли, которые попадают в масло и могут служить в качестве образива, постепенно создавая мелкие механические повреждения. В таком случае необходимо провести не только оперативную замену моторного масла, но также качественную промывку, чтобы избавиться от загрязнения системы.
Также не стоит пренебрегать рекомендуемым временем проведения технического обслуживания автомобиля и двигателя в частности. Большинство производителей как моторных масел так и автомобилей рекомендуют производить регулярную замену каждые 10.000 км. Дело в том, что во время постоянных изменений температур масло постепенно теряет свои защитные свойства. Оно становится менее вязким, ухудшается степень образования защитной пленки на поверхности движущихся частей мотором, начинает более слабо защищать от образования коррозии. В самом же масло постепенно образуется мусор, от которого необходимо периодически избавляться.
В случае несоблюдения правил проведения технического обслуживания жизненно необходимо будет осуществить промывку двигателя при помощи специальных промывочных масел. Проведения таких работ существенно продлит жизнь любого двигателя и уменьшить стоимость проведения возможных ремонтных работ.
Не стоит забывать проводить промывку двигателя после капитального ремонта двигателя. Такой тип ремонтных работ похож с обкаткой двигателя и притирки головки блока цилиндров нового мотора. В таком случае смена масла должна проводиться раньше запланированного срока проведения очередного ТО и промывка в этом случае будет весьма необходима.
Как и когда использовать промывочное масло
Рассмотрим пять распространенных случаев, когда использования масла для промывки двигателя является обоснованным, но не обязательным.
Приобретение подержанного автомобиля
Этот вопрос актуален, если авто был куплен в автохаусе или с рук у перекупщика. Задавать вопросы о последней замене и об используемой марке масла в этом случае бесполезно. Известный факт, что некоторые присадки в смазках, относящихся к разным классам, могут конфликтовать между собой.
Иногда происходит образование твердых включений, в некоторых случаях наблюдается повышенное вспенивание и ускоренное окисление, а иногда просто изменяются рабочие качества смазки без отражения этого факта на структуре масла.
Поэтому, если нет возможности связаться с хозяином авто, лучше выполнить промывку двигателя перед заливкой новой смазки.
Использование некачественного или поддельного масла
Нередки случаи, когда автовладельцы заливают контрафактную продукцию, реализованную под дорогим брендом. Хорошо, если это просто дешевая минералка.
Последствия применения поддельного масла
Иногда в канистрах с наклейками от известных производителей продается осветленная отработка или субстанция, имеющая мало общего с моторными смазками. Это быстро отразится на эксплуатационных свойствах авто. Часто факт заправки плохой смазкой очевиден.
Изменяется характер работы двигателя и тяговые характеристики. Или, например, на щупе или пробке маслозаливной горловины вместо светлого масла уже через несколько сотен километров плещется черная мазутная масса.
Естественно, слив грязной субстанции и заправка хорошего масла не решит проблему полностью. После слива в двигателе останется от 5 до 10 % старого смазочного материала. И здесь как раз может помочь применение промывочного масла. Масло, которое было залито ранее, почти полностью будет удалено из системы.
Переход с одного типа смазки на другой
Бытует расхожее мнение, что по мере износа двигателя лучше использовать жидкость с меньшей вязкостью. Этот тезис зачастую отражается в переходе с синтетики на полусинтетику или с полусинтетики на минералку.
Масло мотюль: синтетика и полусинтетика
Подобное решение сегодня подвергается критике и ставится под сомнение. Однако по-прежнему автовладельцы применяют этот метод на практике. И при использовании новой смазки с принципиально другими свойствами желательно выполнить промывку двигателя.
Проникновение в систему смазки антифриза
Эта неисправность, в первую очередь, проявляется в активном образовании эмульсии. То есть смазки, смешанной с антифризом на молекулярном уровне, которая уже не в состоянии разложиться на фракции, несмотря на разность в плотности этих жидкостей.
Эмульсия в двигателе
Обычно, если степень загрязнения системы эмульсией достигла критического уровня, выполняется разборка двигателя и механическая очистка, а уже потом промывка.
Но если проблема была обнаружена своевременно, то после устранения источника необходимо воспользоваться промывочным составом, после чего заливать регулярное масло.
О причинах появления антифриза в моторном масле читайте в этом материале.
Образование большого количества отложений в моторе
Подобное явление ухудшает теплообмен и послужит причиной серьезной поломки. Например, отслоившаяся частица нагара способна закупорить масляный канал или серьезно снизить пропускную способность.
Отложения в моторе из-за не качественного масла
Известен случай, когда твердыми фракциями некачественного масла засорялись сливные каналы ГБЦ. И смазка вытекала через прокладку под клапанной крышкой, просачивалась под пробку и проникала в цилиндры и выпускной коллектор.
Обратите внимание
Использовать промывочное масло крайне желательно только тогда, когда в моторе образовалось большое количество эмульсии. Здесь без очистки всех каналов от отложений долговечная работа двигателя не гарантирована.. А тут, вы можете узнать про отложения в моторе шлака и раскоксовку поршневых колец
А тут, вы можете узнать про отложения в моторе шлака и раскоксовку поршневых колец.
MAIdecXII › Блог › НАДО ЛИ ПРОМЫВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ ЗАМЕНЕ МАСЛА?
Надо ли промывать двигатель при замене масла? Ответ на данный вопрос приведем в статье, где приведём аргументы за и против.ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОМЫВКА ДВИГАТЕЛЯ?
Большинство автолюбителей промывку двигателя ассоциируют с химией («5 минутная промывка двигателя»), которая добавляется в старое масло перед сливом, после чего можно заливать новое, или со специальным промывочным маслом, которое заливается между «старым» и «новым» маслом. Исходя из такого понимания, автолюбители нередко сбиваются в поисках эффективной «5 минутной» промывки, или качественного промывочного масла.
В любом масле есть ряд присадок, и как минимум одна из них отвечает за очистку внутренних деталей двигателя. Таким образом, заливая качественное масло – уже достаточно для очистки двигателя. Если регулярно заливаете одно и то же качественное масло – никакие дополнительные процедуры по промывке двигателя не нужны!
Другой вопрос, если купили автомобиль и не знаете какое масло было залито — «синтетика» или «минералка». Или решили сменить марку, тип, либо производителя автомасла. В этих случаях, мотор промыть нужно, но только не химией и не специальным промывочным маслом.
Промывать мотор нужно только в следующих случаях:Когда меняете марку и/или производителя масла.Когда меняется вязкость или тип моторного масла (например, с синтетики переходите на полусинтетику).Когда есть подозрения, что в двигатель могло попасть некачественное топливо, антифриз, некачественное масло.После ремонта двигателя, связанного с его вскрытием.Когда есть сомнения в регулярных заменах масла в прошлом.ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПРО ПРОМЫВКЕ ДВИГАТЕЛЯ
Стоит ли промывать двигатель при замене с «синтетики» на «синтетику»?
Нет. Состав моторных масел примерно одинаков, так что смысла в промывке двигателя нет. Лучшая промывка — это почаще менять масло и не «тянуть» с его заменой. А всякие «пятиминутки» — это не только выброшенные деньги, но и возможность возникновения проблем в моторе.
промывка мотора при замене масла
И еще, не пугайтесь, что моторное масло «свернется». Это невозможно, ведь качество современных масел высокое и позволяет смешивать их между собой.
Стоит ли промывать двигатель при замене с «минералки» на «синтетику»?
Не нужно. При смене с минералки на полусинтетику, никаких манипуляций не требуется. А для смены с минералки на синтетику достаточно следующее: залить синтетику по щупу до минимума (со сменой фильтра) завести, дать поработать 5-10 минут. Слить масло, заменить фильтр (уже второй) и смело заливать масло по уровню.
Нужно ли промывать двигатель при смене производителя масла?
Делать это не обязательно. Всё моторное масло примерно одинаковое по составу, и лишь немного разниться в зависимости от присадок, которые использует производитель. Доля присадок составляет малую часть и не существенно влияет на характеристики двигателя. Желательно, выбирать масло по маркировке и классу SAE, а производитель не играет существенной роли.
КАК СДЕЛАТЬ ПРОМЫВКУ ДВИГАТЕЛЯ — ЛУЧШИЙ СПОСОБ
Cливаем «старое» масло с прогретого двигателя, дав при этом машине отстояться (чтобы вытекло максимум).Заливаем «новое» масло, ставим новый масляный фильтр.Пару дней ездим, не перегружая мотор.Снова меняем масло (фильтр тоже под замену).Следующую замену масла после вышеописанных операций производим в два раза быстрее обычного (т.е. если обычно меняете масло каждые 10 тыс. км., в первый раз поменяйте через 5-6 тыс.).
После вышеуказанных процедур, двигатель будет полностью промыт. Помните, мотор можно промывать, не используя химические средства. А промывать маслом, которое будете в дальнейшем заливать. И делать это не обязательно при каждой замене масла.
Всё! Убедили! Не в первый раз такая информация просочилась в мой мозг =)) Будем прислушиваться
Что образуется в двигателе, если не промывать
Лак – преобразования масляной пленки в результате воздействия высокой температуры. Частые места образования отмечаются в системе клапанов и поршней. Наиболее серьезным последствием является закоксовывание компрессионных и маслосъемных колец поршней.
Шлам – смолистые образования в результате изменения химического состава смазки. В результате воспламенения топливно-воздушной смеси, образуется вода. Которая, при рабочей температуре двигателя, испаряется. Если температура двигателя недостаточна, велика вероятность попадания неиспарившейся влаги в поддон картера. В случае обогащенной смеси, часть топлива также попадает в масло. Все это приводит к увеличению вязкости смазки. Впоследствии, может стать причиной закупоривания масляных каналов.
Нагар – твердые образования на поверхности камеры сгорания во время работы двигателя. Нагар оказывает влияние на процессы сгорания смеси в двигателе и срок его службы. Практически все нарушения сгорания смеси сопровождаются наличием нагара в камере. Отложения накаляются, что может привести к преждевременному воспламенению смеси. Детонация, как результат, приводит к ускоренному износу подшипников и валов ДВС. Снижается мощность и увеличивается расход топлива.
3 Технология промывки – несколько эффективных схем
Существует несколько схем промывки мотора. Наиболее простой из них – это так называемая «пятиминутка» с использованием присадки. Суть ее заключается в заливке в мотор специального средства перед заменой масла. После этого двигателю дают поработать минут 5–10, после чего жидкость сливают, меняют фильтр и заливают новый продукт. Более эффективно справляются с загрязнениями препараты, предназначенные для непродолжительной езды. После их заливки автомобиль должен проехать около 100 км. Причем в этот период необходимо эксплуатировать его в щадящем режиме, т.е. не лихачить. После этого старую смесь можно сливать и заливать новую, поменяв фильтр.
Практически каждый автолюбитель делал так называемую «пятиминутку» с использованием присадки
Наилучший вариант, как мы уже говорили – это использование промывочного масла. Оно заливается вместо старого, после чего автомобиль должен поездить несколько дней в щадящем режиме. Затем оно сливается, и вместо него заливается обычное моторное масло. Если промывка происходит перед заменой основы продукта, к примеру, осуществляется переход с минеральной основы на синтетику, новый состав тоже необходимо в скором времени слить.
Чтобы немного сэкономить, можно не заливать жидкость в полном объеме, а добавить лишь литр–два продукта. Главное, чтобы погасла лампочка давления. После этого мотор должен поработать несколько минут на холостом ходу. Затем масло нужно слить и залить новое, заменив при этом фильтр.
Наиболее щадящий способ промывки – это частая смена смазочного материала. После заливки нового состава автомобиль должен проехать 2000 км, затем еще раз выполняется замена смазочного материала, и автомобиль эксплуатируется, пока одометр не намотает 4000 км. Затем масло снова меняется, и до следующей замены на автомобиле проезжают еще 4000 км. В процессе такой промывки автомобиль должен эксплуатироваться в щадящем режиме, как будто он проходит обкатку. Как вы видите, какого-либо универсального средства, которое могло бы решить все проблемы, просто не существует.
Когда нужно промывать двигатель при замене масла в обязательном порядке
Большинство качественных моторных масел, при циркуляции по системе, оставляют тонкий защитный слой на трущихся поверхностях двигателя. А вот промывка сводит эту защиту на ноль. Поэтому производить ее нужно только в крайнем случае. Например:
- Автомобиль имеет пробег более 250 тыс. км;
- Куплен с рук и нет уверенности в качественном обслуживании силового агрегата прежним владельцем (особенно актуально, если это разъездная машина с фирмы, такси или сменила много хозяев);
- Осмотр выявил большое количество отложений грязи внутри мотора, контрольная лампа долго не гаснет или вообще не гаснет после запуска двигателя;
- Мотор перегревается и система водяного охлаждения исправна.
Если автомобиль был приобретен с рук (состояние масла у поддержанной машины всегда вызывает массу сомнений, ввиду чего его замену нужно проводить только с предварительной промывкой.
И более того, замену технических жидкостей на б/у машине желательно провести сразу после покупки, так как нет никакой гарантии, что оно уже не пришло в негодность. А предоставленные продавцом чеки о своевременном ТО не дают гарантий покупателю, поскольку такие документы запросто подделать);
Если в моторное масло попал антифриз (подобное явление происходит при установке на ДВС некачественных прокладок. Для того, чтобы полностью вымыть тосол из системы промывку желательно производить не менее 2 раз).
Если новое масло обладает отличимым качеством и вязкостью (при замене синтетики/полусинтетики на минералку, или же наоборот, при замене минерального масла на синтетическое.
Если повышение качества технической жидкости идет от минералки к полусинтетике, то промывку проводить не обязательно. Тоже самое касается смены масла с W30 на W40. Такая замена промывки не потребует. А вот при переходе с W40 на W30 прочистить двигатель придется).
Также ДВС желательно промывать в случае, если двигатель на старом масле был перегрет. В противном случае появляется риск загрязнения блока металлической стружкой.