Самые длинные дороги в россии
Содержание:
- Качество дорог в Америке
- Учёт и нумерация автодорог
- Железнодорожный транспорт
- Есть ли у России шанс?
- Половина дорог не попадает в ГОСТ?
- Какая протяженность автомобильных дорог России? Справка
- Комментарии
- Что такое автомагистраль и сколько их в РФ
- ФОТОЭКСКУРСИЯ ПО НЕКОТОРЫМ АВТОДОРОГАМ
- Структура системы
- Транспортные узлы
- Автомобильный транспорт
- О нашем подходе
- Как с этим обстоит за рубежом
- Строящиеся или проектируемые автомагистрали
- Осуществляется строительство не только роскошных скоростных автомагистралей, но и сельских дорог
Качество дорог в Америке
Интерстейты, имеющие индекс I, и хайвеи US – это многослойные бетонные дороги, технология укладки которых не позволяет покрытию проседать. Гарантия эксплуатации таких магистралей – 25 лет, однако практика показывает, что они могут служить без ремонта до 40 лет. Таким образом, федеральные и местные финансовые вложения окупаются полностью. На содержание трасс идут и средства, получаемые с Toll Road – платных дорог, расположенных более чем в половине штатов, налоги на автомобили, дорожные сборы.
Дороги местного значения, local, в большинстве своём тоже качественные. Во всяком случае, ям и рытвин на них не бывает, возможны лишь дефекты покрытия. Изъяны чаще бывают на дорогах, выполненных из плит: из-за неровностей или просадки грунта края плит могут опускаться или приподниматься. Автомобилисты понимают, чем грозит подобное явление.
Необходимо заметить, что качество американских дорог напрямую зависит от погодных условий штата: в северных регионах оно значительно уступает южным трассам. Да и идеальное бетонное покрытие во время дождя, при низкой температуре и оледенении становится чрезвычайно скользким.
В Америке много пустынь, и здесь природа может устраивать сюрпризы, например, занести дорогу песком. Однако, и в пустынной местности автострады прямые и с хорошим покрытием. Даже дорогу на Dante’s View, площадку для обзора Долины Смерти, туристы называют отличной.
Учёт и нумерация автодорог
Сведения обо всех дорогах подлежат включению в Единый государственный реестр автомобильных дорог России, ответственность за ведение которого возложена на Минтранс России. Любое лицо вправе получить выписку из реестра за плату, не превышающую 200 руб. Это позволяет четко идентифицировать лицо, обязанное содержать соответствующую дорогу, что ранее в ряде случае оказывалось затруднительным, позволяло уклоняться от ответственности за ущерб, причиненный вследствие ненадлежащего состояния дороги и так далее.
В соответствии с Законом «Об автомобильных дорогах…» автомобильные дороги федерального и регионального значения должны иметь официальные наименования. Остальные две категории дорог могут иметь наименования.
Официальные учётные номера автомобильным дорогам федерального значения присвоены Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 (с изм. и доп.).
Учётные номера дорогам регионального и местного значения должны присваиваться их собственниками. Фактически на картах автомобильных дорог продолжают использоваться исторические номера, присвоенные автодорогам регионального и местного значения в советское время. Многие дороги вовсе не имеют учётных номеров.
Железнодорожный транспорт
Транспортные магистрали России, представляющие железные дороги страны, определены своим общим огромным расстоянием (85,5 тыс. км.). При этом половина этих путей является электрифицированными (1-е место в мире). Не считая трубопроводных магистралей, по железной дороге перевозится около 87% грузов и около 30% пассажиров.
Основные железные дороги страны:
Наименование и дата основания (г.): | Центр управления дороги (город) / количество персонала (тыс. чел): | Протяжённость (км.) / количество станций (шт.) | Перевозка в год пассажиров и грузов (млн. чел./млн. т.): | Основные направления: |
Московская (1861). | Москва/ 70,4. | 8 984/444. | 740/70. | Смоленское, Тульское, Брянское, Орловское. |
Октябрьская (1851). | Санкт-Петербург/ 70. | 10 378 / 655. | 181 / 181. | Санкт-Петербург, Мурманск. |
Приволжская (1871). | Саратов/ 31. | 4 276 / 121. | 15 / 123. | Волгоград-Астрахань, транзит в Среднюю Азию и Сибирь. |
Горьковская (1858). | Нижний Новгород / 58,5. | 7 959 / 377. | 90 / 44. | Владимир, Киров, Казань, Ижевск, Екатеринбург. |
Куйбышевская (1874). | Самара / 44,4 | 11 502 / 945. | 16 / 184. | Кустарёвка-Инза-Ульяновск, Пенза-Рузаевка, транзит в Сибирь, Урал и Среднюю Азию. |
Свердловская (1878). | Екатеринбург / 59,7. | 7 152 / 419. | 37 / 308. | Крайний Север, транзит между Европейской частью и Сибирью. |
Северная (1868). | Ярославль / 64,7. | 5 956 / 277. | 19 / 62,6. | Вологда, Архангельск, Котлас, Крайний Север. |
Северо-Кавказская (1861). | Ростов-на-Дону / 60,5. | 6 311 / 403. | 34 / 65. | Северный Кавказ, Юг России. |
Юго-Восточная (1866). | Воронеж / 35,4. | 4 189 / 230. | 28 / 230. | Белгород, Лиски, Мичуринск, Пенза, Саратов. |
Южно-Уральская (1900). | Челябинск / 41. | 5 000 / 247. | 15 / 290. | Магнитогорск, Челябинск, Оренбург, Курган, транзит Европа-Азия. |
Восточно-Сибирская (1884). | Иркутск / 41,2 | 3 876 / 650. | 13 / 64. | Забайкальский край, Бурятия, Якутия, выход к Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали. |
Дальневосточная (1891). | Хабаровск / 54. | 6 827 / 443. | 9,5 / 48,6. | Сахалин, Приморский и Хабаровский края, Магадан, Еврейская АО, Владивосток. Выход к Транссибирской магистрали. |
Забайкальская (1895). | Чита / 46,7. | 3 336 / 173. | 9 / 107. | Транзитная составляющая Транссибирской магистрали. |
Западно-Сибирская (1892). | Новосибирск / 102. | 6 000 / 480. | 2,3 / 270 | Линия Западная Сибирь-Восточная Сибирь. |
Калининградская (1945). | Калининград / 0,4. | 900 / 60. | 3,5 / 11. | Киев, Минск, Вильнюс, Рига, Гданьск. |
Красноярская (1898). | Красноярск / 28. | 3 158 / 180. | 8 / 191. | Связывает Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую железные дороги. |
Транссибирская магистраль (1891). | РЖД. | 9 289 / 1580. | Данные входящих в «Транссиб» дорог. | Москва — Сибирь и Дальний Восток. Атлантический — Тихий океаны. |
Байкало-Амурская магистраль (1938). | РЖД | 3 819 / 70. | 12 / 12. | Линия Восточная Сибирь-Дальний Восток. |
Есть ли у России шанс?
На строительство трасс федерального значения в России тратятся огромные деньги – например, на каждый километр участка трассы М5 «Урал» потратили 250 миллионов рублей (правда, часть этой суммы пошла на возведение моста через реку). В среднем строительство и реконструкция километра дорог в России стоит 132 миллиона рублей (и это в ценах 2016 года, сейчас больше).
Такая высокая цена связана с тем, что дорога – это не только полоса из асфальта, но и масса сопутствующей инфраструктуры. К тому же чиновники не устают жаловаться на сложные климатические условия – поэтому не готовы сравнивать стоимость строительства с другими странами. Например, в России в 2015 году километр однополосной дороги стоил 127 миллионов рублей, в Китае – 29 миллионов, а в Польше – 25,8 миллионов. Все решает климат – если в США основание дороги может быть в глубину 62 см, в Китае – 90 см, то в России нужно закладывать подушку на глубину до полутора метров. А еще в России дороги более широкие – полоса в 3,75 метра больше, чем в других странах мира, плюс более широкая разделительная полоса.
К тому же в качестве причины дорогого строительства называют большие расстояния – сначала стройматериалы нужно еще привезти на место строительства, что тоже увеличивает цену. А раз цена выше, то денег в бюджете хватает на меньшее количество дорог, и на ремонт остается меньше.
В итоге денег на строительство не хватает, материалы закупаются дешевые, а рабочие не имеют квалификации. Все это напрямую влияет на качество и скорость дорожного строительства в России считает профессор МАДИ Михаил Якимов:
Но другие эксперты видят другие пути решения проблемы – все та же отмена части устаревших нормативов в пользу новых технологий и материалов. Среди перспективных направлений называют такое:
- использовать модифицированные битумные материалы, которые обеспечат лучшую поверхность дороги. К битуму добавляются специальные полимеры, которые делают материал прочнее;
- использовать геополимерную сетку – она предотвратит просадку насыпи и перемешивание слоев в структуре дороги;
- делать более прочное земляное полотно – его обычно укрепляют камнями, недостатка в которых в России нет;
- использовать более современный формат щебня – на западе уже давно принято использовать специальный кубовидный щебень, который делает дорогу прочнее.
Правда, современные технологии требуют денег, которых мало, а из-за кризиса стало еще меньше. Поэтому реальный шанс на качественно иной уровень дорог Россия получит, лишь преодолев проблемы в экономике. Жаль, что пока этого не видно даже в перспективе.
Половина дорог не попадает в ГОСТ?
Решить проблему с дорогами в России пытаются уже не первый год. Так, достаточно давно один российский оппозиционер открыл целый онлайн-сервис «РосЯма», который помогал оформлять жалобы в местные органы власти на дорожные ямы. Позже ОНФ запустил свой проект – «Карту убитых дорог». Эти и другие проекты в идеале должны были стать лучшим пособием в работе для чиновников – но ситуация с качеством дорог пока меняется очень медленно.
В 2019 году в числе других запущен национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Потратить на него планируется огромную сумму – так, только в 2020 год объем финансирования составил почти 250 миллиардов рублей, а за 5 лет чиновники должны привлечь дополнительно 1 триллион рублей внебюджетных денег.
А первая из целей проекта – до 2024 года добиться того, чтобы минимум 50% дорог регионального значения соответствовали нормативным требованиям. А в крупных городах таких дорог должно стать минимум 85% от общего количества.
Выходит, ситуация с дорогами совсем плачевная, раз нормальных из них будет всего половина и только через 4 года? Об этом говорят данные Росстата:
Как можно заметить, государство постепенно ремонтирует дороги регионального значения, но вот у местных властей денег на ремонт катастрофически не хватает. В любом случае, дорог, которые соответствуют требованиям (пусть и устаревшим) – примерно половина от общей протяженности.
Но Россия большая, и если в более-менее успешных регионах ремонт хоть как-то продолжается, в отдельных субъектах с дорогами вообще катастрофа:
Как видно, в некоторых субъектах ситуация просто катастрофическая – и если с Магаданской областью все еще можно списать на погоду, то проблемы в Марий Эл или Саратовской области, судя по всему, объясняются исключительной некомпетентностью чиновников?
При этом в правительстве отчитываются, что работы по нацпроекту идут полным ходом – только в 2020 году планировалось привести в нормальное состояние 13,7 тысяч километров дорог, это почти 6 тысяч объектов. Правда, параллельно в нацпроект зачем-то включили проект «Улица Победы» – по нему ремонтировали улицы, названные именами героев ВОВ или в честь Дня Победы
Идея, конечно, неплохая, но все же лучше начинать с ремонта улиц, которые больше всего в этом нуждаются, и не обращать внимание на их названия
А еще к проекту подключили общественный транспорт – и на обновление подвижного состава в городах потратят еще 20 миллиардов. Понятно, что если пересадить больше людей в автобусы, личных автомобилей будет меньше, следовательно, и ущерба дорогам тоже. Но все же общественный транспорт и дорожное строительство – немного разные вещи (тем более что производителей техники и так неплохо поддерживает Минпромторг).
Итак, в России устаревшие стандарты дорог, но все же бОльшая проблема в том, что даже им российские дороги не соответствуют. А как с этим справляются другие страны?
Какая протяженность автомобильных дорог России? Справка
По данным Росстата, с декабря 2000 г. по декабрь 2013 г. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования выросла с 585 тыс. км до 1 млн. 398 тыс. км, (рост 138%).
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием существенно увеличилась примерно на 86%: с 534 тыс. км до 987 тыс. км.
Протяженность дорог федерального значения в Р.Ф составляет около 51,8 тыс. км, 48,2 процента из них находятся в ведении Росавтодора, а остальные 3,6 тыс. км закреплены за государственной компанией «Автодор». По общей протяженности всех автомобильных дорог и трасс федерального значения лидером является федеральный округ: 330 тыс. и 11 тыс. км соответственно.
В 2000 году общий объем автодорожного финансирования из федерального бюджета составлял с учетом текущих цен 137 млрд. руб. А в 2014 г. Автодорожное финансирование составило уже 398,8 млрд. руб., из которых 205,7 млрд. — субсидии субъектам России и 172,9 млрд. – это финансирование содержания и ремонта дорог и 8 млрд. руб.- это финансирование реконструкции и строительства и 10,9 млрд. — на остальные затраты.
Предположительный прирост протяженности сети федеральных автомобильных дорог в 2014 году будет около 1 тыс. 160 км.
На данный момент ведется постройка новой скоростной магистрали назначения Москва — Санкт-Петербург, также строятся автодороги на Центральной кольцевой в Москве и в Подмосковье, федеральные трассы назначения Колыма-Анадырь, Западный скоростной диаметра в Санкт-Петербурге и другие не такие масштабные проекты. Также ведется строительство целого ряда крупных авто или совмещенных с мостами дорог, которые проходят через реку — Обь (находящуюся в Новосибирске, «Бугринский» мост протяжностью в 5,5 км с подходами) реку Надым (Ямало-Ненецкий округ протяжность в 3,1 км) реку Енисей (4-й по счету мост в Красноярске с протяжностью в 6,8 км) реку Каму (Камбарка, Удмуртия протяжность в 15,5 км; также на подходе и вторая очередь моста находящегося Татарстане в селе Сорочьи горы с протяжностью в 13,9 км). Началась и подготовка к строительству моста который будет проходить Керченский пролив и соединит Крым с краснодарским краем. Но а самым масштабным из уже реализованных проектов является- завершение постройки автотрассы «Амур» проходящей в (Чита — Благовещенск).
По данным Росстата общественный транспорт в 2013 году перевез 13 млрд. 480 млн. человек, а общий объем грузоперевозки составил — 6 млрд. 638 млн. тонн (а в 2000 г. — 21 млрд. 32 млн. человек и 7 млрд. 888 тонн груза).
Парк легковых автомобилей добавил в объеме с 2000 г. и к концу 2012 г. на 91,7%: т. е с 20 млн. 363 тыс. до 39 млн. 793 тыс. единиц. А вот число общественных автобусов сократилось на 30,9%: со 108 тыс. до 73 тыс. Число грузовых автомашин(включая легковые фургоны и пикапы) добавилось на 31,1%: с 4 млн. 410 тыс. до 5 млн. 791 тыс. единиц.
- < Назад
- Вперёд >
Комментарии
Дело не в том что очень велика, США тоже не маленькая страна, а в том что за исключением Центральных районов «жилая» территория вытянута узкой полосой с Запада на Восток.
С этим связана и проблема региональных хабов для самолетов.
Выскажу своё мнение, как человек побывавший за рулем во всех федеральных округах: всем вполне понятно, что чем меньше населения, тем экономически оправдано отсутствие хороших дорог. Но рассуждение в обратном порядке будет вымывать народ из Сибири и с Дальнего Востока в центр. Через всю страну должна быть хотя бы одна достойная дорога. Причём, одинакового Качества, что в Кемерово, что в Улан-Удэ или Таксимо. Тогда будет понимание единой Страны.
Похоже надо отдельную заметку делать по качеству дорог.
Павел, я с большим уважением отношусь к Вашим статьям. Если Вы действительно соберётесь анализировать дороги, постарайтесь посмотреть их не в количестве и километрах, а в качестве (категориях дорог). Например, нет в Восточной Сибири, или Бурятии ничего похожего на М4. Более того, там есть участки основной федеральной трассы ещё не заасфальтированные.
так же как нет адекватной дороги, например в Северобайкальск и т.п. И успешность проезда в целый регион иногда зависит от работы 1 трактора.
Что такое автомагистраль и сколько их в РФ
В новой редакции ПДД еще раз обращаемся к определению понятия автомагистраль и находим объяснение, что это дорога, которая имеет в каждом направлении проезжие части с разделительной полосой либо с дорожным ограждением между ними.
Автомагистраль не имеет пересечений с другими дорогами на одном уровне, не пересекается она и с железной дорогой, трамвайными путями, дорожками для велосипедистов и пешеходов.
В правилах указано, что автомагистраль обозначена знаком 5.1. На ней должно быть 4 и более полос движения. Для каждой полосы определена ширина в 3,75 м и обочина не меньше 3,75 м, а также установлена шестиметровая разделительная полоса.
Другими словами, на автомагистрали водитель может разогнать автомобиль до скорости, которую разрешают правила, и достаточно быстро, комфортно преодолеть путь.
В России автомагистралей, по сравнению с другими странами, немного. Статистика дает разные цифры. Можно говорить, что таких дорог всего 8% от общего числа.
Большинство дорог класса 1А (так обозначают автомагистрали) находится в европейской части страны, и идут они преимущественно от Москвы в разных направлениях.
Это трассы М2 «Крым», М4 «Дон», М9 «Балтия», М7 «Волга», М11 Москва – Санкт-Петербург. В СПБ это дороги КАД и ЗСД. В других регионах автомагистралями являются трассы Пермь – Екатеринбург, Кемерово – Ленинск-Кузнецкий.
В перспективе компаниями Росавтодор и Автодор, основными игроками на рынке строительства дорог, будет реконструировано и построено сравнительно небольшое количество автомагистралей.
В целом, в стране нет единой связанной сети автомагистралей. Магистрали — это отдельные участки федеральных трасс.
ФОТОЭКСКУРСИЯ ПО НЕКОТОРЫМ АВТОДОРОГАМ
Теперь давайте посмотрим на некоторые новые и строящиеся автодороги.
Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)
МКАД стала первой современной скоростной автомагистралью России и одной из трёх скоростных автомагистралей, которые существовали до вступления Владимира Путина в должность президента. За последние восемь лет после того, как Сергей Собянин стал мэром Москвы, на МКАД были произведены значительные улучшения.
По общему правилу, буквально все автодороги в России ведут в Москву, а МКАД — это главная дорога, в которую они все вливаются. Именно поэтому эта транспортная артерия испытывала такое огромное давление. В связи с этим новая Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) протяжённостью 525 км вокруг Москвы и далее через Московскую область, строительство которой планируется завершить в 2021 году, призвана разгрузить МКАД и отвести поток автотранспорта от столицы.
Структура системы
Вся транспортная система России имеет сложную структуру с общим делением на сами магистрали, транспортные средства этих магистралей и управленческий элемент данного маршрутного сектора транспортировки. При этом есть общее разделение на транспорт общественный и транспорт промышленный.
По способу транспортировки объектов хозяйствования, в данную структуру входят следующие виды транспорта:
При структурировании транспортной системы присутствует отраслевой элемент. Общее количество людей, задействованных в работе всей транспортной системы России, приближается к 3,3 млн. чел, или около 5% от общего количества всего работающего населения страны. По основному грузовому потоку лидируют железнодорожный и трубопроводный виды перемещения грузов.
Автомобильный транспорт, имея перевозку почти половины грузов, отстаёт по причине небольшого, в среднем, расстояния самих перевозок. Основными видами пассажирского транспорта в России по количеству перевозимых людей определились: железнодорожный (30%), автобусный (30%), воздушный (30%), и остальное — метрополитен.
Это сказывается на качестве безопасности самих пассажирских перевозок и тормозит приток инвестиций. Своё негативное значение в систему перевозок пассажиров вносит и звёздообразная схема путей сообщения, которая служит некоторым фактором разобщения транспортировки.
Управленческий сектор всей транспортной системы состоит из общего количества перевозчиков и посредников с отдельными мелкими капиталовложениями.
Транспортные узлы
Важной структурной составляющей российской транспортной системы определены транспортные узлы. В них сконцентрированы сходящиеся в одном месте магистральные пути по грузовым и пассажирским перевозкам
Здесь осуществляется пересадка людей и перевалка грузов.
К транспортным узлам относятся пункты, где сходятся как минимум 2 вида транспортных артерий. При этом такие узлы принимают на себя роль транзитных пунктов.
Основными российскими транспортными узлами с зонами влияния определились:
Эти города в транспортной системе страны обладают статусом международного и федерального значения. При передвижении пассажиров и грузов по транспортным магистралям могут присутствовать и более мелкие транспортные узлы — регионального масштаба. Они являются частью всей логистической транспортной цепочки, и взаимосвязаны с федеральными узловыми центрами.
Автомобильный транспорт
Автомобильным транспортом в России доставляется 7% грузов от общего количества. Пассажирские автобусные перевозки между городами составляют 1% от всего пассажиропотока и 80% внутригородского передвижения граждан.
Общая протяжённость автодорог Российской Федерации равна 945 тыс. км, при этом имеют твёрдое покрытие 3/4 путей. Автотранспортные магистрали проходят через 72 региона страны.
Основные автодороги страны:
Наименование дороги: | Направление маршрута: | Длина маршрута (км.): |
«Беларусь» (М1). | Москва — граница с Беларусью. | 475. |
«Байкал» (Р258). | Иркутск — Чита. | 1058. |
«Украина» (М 3). | Москва — граница с Украиной. | 475. |
«Холмогоры» (М8). | Москва — Архангельск. | 1355. |
«Амур» (Р297). | Чита — Хабаровск. | 2233. |
«Волга» (М7). | Москва — Уфа. | 2023. |
«Дон» (М4). | Москва — Новороссийск. | 1838. |
«Россия» (М10). | Москва — Санкт-Петербург. | 726. |
«Кола» (Р21). | Санкт-Петербург — граница с Норвегией. | 1586. |
«Иртыш» (Р254). | Челябинск — Новосибирск. | 1538. |
«Сибирь» (Р255). | Новосибирск — Иркутск. | 2005. |
«Крым» (М2). | Москва — граница с Украиной. | 835. |
«Урал» (М5). | Москва — Челябинск. | 2986. |
Картина российских автотрасс имеет звездообразный радиально-кольцевой рисунок. Наиболее длинные автодороги повторяют путь железнодорожного полотна.
О нашем подходе
В идеале под скоростной автомагистралью (шоссе, автострадой, автотрассой) понимается автомагистраль с контролируемым доступом для беспрепятственного движения по двум или более полосам в одном направлении с разделением противоположных направлений так, чтобы противоположно направленные полосы не имели прямого доступа друг к другу. У скоростной автомагистрали не может быть одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными путями и пешеходными дорожками, поскольку все переходы организуются через путепроводы над и под дорогой, доступ к которым осуществляется через съезды (выезды). В этом обзоре скоростные автомагистрали главным образом соответствуют данному определению, хотя и не всегда в полном объёме. Попросту говоря, в этот обзор мы включили как автомагистрали с контролируемым доступом, так и автомагистрали с ограниченным доступом, поскольку эти понятия тесно взаимосвязаны, хотя последние могут характеризоваться несколько меньшей изоляцией от другого дорожного движения. С точки зрения водителя с учётом общих условий дорожного движения преимущества аналогичны.
Как с этим обстоит за рубежом
Официальные лица, хоть и не отрицают наличия проблем с дорогами, считают, что стране не повезло с климатом. Правда, в той же Канаде или скандинавских странах очень даже хорошие дороги – несмотря на не менее жесткие морозы. Поэтому чиновники начинают сетовать на перегруженный транспорт и устаревшие стандарты, которые не дают строить по-современному. И объясняют, что в США и Европе тоже есть местные дороги в ужасном состоянии.
Сначала посмотрим на опыт США в строительстве дорог. Так, для межштатных автотрасс действуют такие нормы:
- минимальная скорость движения – 60-80 км/ч, максимальная – 100-130 км/ч;
- встречные полосы разделяет минимум 10 метров, это зеленая полоса или бетонный разделитель;
- минимальная ширина обочины слева – 3 метра (при этом на нее запрещено заезжать), справа – 6 метров;
- максимальный угол спуска/подъема – 6 градусов;
- съезды на развязки – по боковым дублерам.
Как правило, такие трассы строят из бетона, который более долговечный и надежный, чем привычный россиянам асфальтобетон (при том, что нефти в США теперь предостаточно, и с битумом проблем нет).
Но главное – это технология укладки. Трасса представляет собой множество слоев из гравия, песка, глины, асфальта и собственно бетона. Общая толщина всех слоев – более метра, при этом финальное покрытие делается из 30-сантиметрового слоя монолитного бетона с арматурой. Его заливают секциями между термическими швами (чтобы он не растрескался от перепадов температур). Учитывая, что это бетон, он набирает прочность в течение 28 дней, но это того стоит – трасса работает без капитального ремонта по 30-40 лет.
Бетонные дороги обходятся дороже в строительстве, но считается, что экономически это выгодно – благодаря им США считаются автомобильной страной, и жители, и бизнес давно пользуются в основном личным транспортом. А с каждого галлона топлива дорожный фонд получает отчисления. К тому же, перевозить грузы автотранспортом в США даже дешевле, чем по железной дороге – поэтому вложения в дороги в США приносят хорошую отдачу.
Другие страны тоже строят дороги по высоким стандартам, например:
- Финляндия – там принят принцип строительства по стадиям. Каждый новый слой укладывают с разницей в 2 года, чтобы дорога всегда была в состоянии новой, а ее прочность росла с ростом нагрузки;
- Германия – от автобанов требуется минимум 2 полосы в каждом направлении с полным разделением встречных потоков. Дорога – бетон с асфальтовым покрытием, каждые 50 метров – рефлекторные указатели, а на каждые 2 километра нужно установить по телефону для вызова помощи. При этом требования к дорогам в Германии, как считается, ниже российских – просто там они безусловно выполняются в полном объеме;
- Китай – в стране построена огромная сеть скоростных дорог, которые многие считают лучшими в мире. Технология та же – подушка из песка и гравия, потом арматура с бетоном, а сверху толстый слой асфальта. Ямочный ремонт, если нужен, проводится максимально тщательно, а ремонт дороги в гарантийный срок оплачивает подрядчик.
Кстати, компании из Китая и Турции часто выходят за пределы своих стран и строят дороги во многих развивающихся странах (преимущественно в Африке и Азии) – что говорит о высоких дорожных стандартах в этих странах.
Но в целом можно сказать, что сами по себе стандарты строительства в России не такие уж плохие – многие трассы федерального значения как-то получается удерживать в нормальном состоянии, а это значит, что проблема все же не в ГОСТах, а в их исполнении.
Строящиеся или проектируемые автомагистрали
Название автомагистрали | Длина | Срок строительства |
---|---|---|
реконструкция М1 в Московской области | ~150 км | 2008—2021 |
реконструкция М3 в Московской области | ~90 км | 1998—2019 |
реконструкция М4 | ~1400 км | 1984—2018 |
реконструкция М5 в Московской области | ~120 км | с 1987 |
реконструкция М5 в Самарской области, на участке Тольятти — Самара | ~120 км | 2013—2019 |
реконструкция М5 в Челябинской области, на участке от Мисяшской развязки до поворота на Чебаркуль | ~30 км | 2014—2018 |
строительство М11 | 684 км | 2010—2019 |
реконструкция Р242 от обхода села Лобаново до Кунгура | ~70 км | с 2012 |
строительство Р384 от Новокузнецка до Кемерово | 184 км | 1971—2019 |
строительство автотрассы Западная Европа — Западный Китай в Республике Татарстан, на участке Алексеевское — Альметьевск | 145 км | 2008—2020 |
Осуществляется строительство не только роскошных скоростных автомагистралей, но и сельских дорог
Кроме строительства скоростных автомагистралей, сеть автодорог России была существенно благоустроена и за счёт возведения впечатляющего количества новых мостов (см. соответствующий обзор), многочисленных объездных дорог вокруг городов и сёл, а также разделений уровней дорог (путепроводов) в узловых точках и над железнодорожными путями. Национальная программа по повышению безопасности на дорогах и улучшению их качества предусматривает совершенствование двух третей всех российских автодорог в период с 2016 по 2018 год.
В связи с национальной программой дорожного строительства на период до 2024 года правительство определило новые цели по совершенствованию второстепенных дорог, межрегиональных дорог и дорог в пределах городских агломераций. Она предусматривает полную модернизацию 39 тыс. километров межрегиональных дорог и модернизацию 85% дорог в 104 крупных городских агломерациях.
Завершая работу над этим обзором, мне довелось поднять тему дорожного строительства в разговоре с водителем, чьими услугами я часто пользуюсь. Сказанное им вновь подтвердило, что в корне не правы пропагандисты, стремящиеся очернить всё российское, утверждая, что прогресса удалось достичь только в пределах МКАД (или в отдельных случаях в центрах нескольких других крупных городов страны). Как сообщил мне водитель, даже в небольшом селе в Нижегородской области (село Новомочалеи Пильнинского района), из которого он родом, за последние несколько лет заметно улучшилось качество дорог. Три основные дороги в этом селе теперь заасфальтированы, тогда как раньше лишь одна из них была асфальтовой. Им также построили два новых качественных моста. Он также отметил совершенно удовлетворительное качество дороги, ведущей из села в районный центр.