Обзор технологии и оборудования для развальцовки труб

Как самостоятельно развальцевать тормозную трубку

Что бы иметь ясную картину, для чего нужны и какую роль выполняют тормозные трубки, не нужно их рассматривать как отдельный элемент, необходимо ознакомиться со всей тормозной системой автомобиля. Таким образом, поняв работу системы в целом, будет ясна задача трубок.Система торможения, поверхностно, работает таким образом: при необходимости сбавить скорость или резком торможении, водитель выжимает соответственную педаль, и поршень, находящийся в главном цилиндре, под высоким давлением, начинает гнать жидкость по специальным путям.Само же торможение или полная остановка авто происходит в момент, в момент преобразования усилий давления жидкости на цилиндры колес в сопротивление тормозных колодок.

Выход из строя любой детали системы проводит в поломке всей системы торможения, и следовательно, ваш автомобиль становиться не пригодным для эксплуатации.

Когда требуется развальцовка?

  • разрушения структуры шестигранной головки;
  • попадание сора и грязи в места резьбовых соединений или же попадание и закоксовывание жидкости в этих местах.

Виды развальцовок для медных труб

Инструмент для развальцовки представляет собой специальное устройство, которое позволяет выполнять радикальное деформирование трубы из меди, в результате действия обеспечивающее прессовое соединение. Такое устройство применяется при монтаже водопроводов, кондиционеров, парового отопления. Сегодня выпускаются различные виды инструмента, среди которых механические и электрические развальцовки. Электрический инструмент часто объединен с трубогибом, что позволяет ускорить работу по прокладке медного трубопровода.

Схема развальцовки медных труб.

Медь – материал, который отлично поддается обработке, но работать с ним необходимо только при помощи специально для этого предназначенных инструментов. Поэтому для выполнения быстрых монтажных работ многие предпочитают пользоваться более дешевыми инструментами в виде шаблонов и эспандеров, но вот специалисты делать это не рекомендуют. Дело в том, что механические и электрические инструменты при развальцовке деформацию осуществляют бережно, материал при этом остается однородным, толщина стенки – одинаковой, а поверхность – гладкой.

Кроме того, сегодня предлагаются различные модели инструментов. Самые простые не имеют трещотки и эксцентрика, но при их использовании поверхность трубопровода получается недостаточно ровной, необходимо использовать дополнительный инструмент для придания краю медных труб аккуратного вида.

Что необходимо учесть при покупке развальцовщика?

Схема устройства простого развальцовщика.

Как выбрать подходящий развальцовщик? При покупке инструмента для развальцовки необходимо обращать внимание на такие показатели, благодаря которым соединение будет надежным, а сама труба останется целой:

  • материал решетки, с которой будет контактировать инструмент;
  • диаметр отверстий;
  • высоту выступа трубы;
  • шаг перфорации (то есть расстояние между центрами отверстий);
  • наружный диаметр медной трубы;
  • толщину стенки трубопровода;
  • наличие либо отсутствие канавок;
  • глубину, на которую необходимо развальцевать;
  • наличие либо отсутствие сварочных швов.

И есть еще одно важнейшее условие: чтобы медный трубопровод оставался целостным и прочным, необходимо пользоваться только специально для этого предназначенным инструментом, в противном случае при расширении диаметра возможен разрыв изделия, неоднородная деформация, а это снижает сроки годности, провоцирует протечки в будущем.

Сегодня инструмент для развальцовки поставляется в различных моделях, включая универсальные развальцовщики, специализированные наборы, наборы со стандартными развальцовщиками, эксцентриковые развальцовщики.

Плюсы и минусы развальцовки трубок своими руками

Можно не сомневаться, что, работая для себя, вы отнесётесь ко всем этапам технологического процесса с максимально возможной ответственностью и усердием. Разумеется, при этом вам не нужно будет куда-то ехать и кому-то платить за выполнение подобной работы.

Но есть и очевидные минусы – мы уже приводили примерные сроки регламентной замены тормозных трубок. А поскольку они выходят из строя относительно редко, вполне возможно, что приобретённым или изготовленным самостоятельно инструментов вам доведётся воспользоваться один, от силы два раза. Впрочем, если вы являетесь обладателем сильно изношенного авто, вполне вероятно, что замену трубок придётся производить намного чаще.

Осуществлять развальцовку тормозных трубок своими руками – задача несложная, но при условии наличия специализированного инструмента. А что выгодней – покупать его, изготавливать самостоятельно, или всё же отнести трубки специалистам, вы должны решить сами. Главное – чтобы тормозная система вашего автомобиля всегда находилась в идеальном состоянии.

Во-первых, какие бывают виды разцвальцовок:

1) Одинарная воронка – в автомобилестроении не применяется. Развальцовывается просто конусом в одну операцию. Хотя в принципе, мне известны случаи, когда такую одинарную воронку прикручивали вместо двойной и вроде как даже при этом, после очень сильной затяжки, тормозная жидкость не вытекала. Сам так делал при отсутствии инструмента.

2) «Грибок». Считается одноразовым соединением (хотя в реальной жизни позволяет прикрутить трубку до нескольких раз). Является стандартом для европейских и азиатских автомобилей. Это результат европейской жадности: во-первых вальцуется за одну операцию, во-вторых одноразовость способствует демотивации ремонта автомобиля и увеличению продаж автомобилей. В СССР такой вид развальцовки впервые появился на автомобилях ВАЗ, а потом «переполз» на Москвичи, затем Волги и совсем недавно на УАЗы.

3) «Двойная воронка» – Американский стандарт, считается многоразовым соединением. Вальцуется за 2 операции: первая операция – получается «пузырь» или «Грибок», делается оправкой. Вторая операция – заминание конусом и образование воронки. Этот стандарт применялся и в СССР на старых Москвичах, Волгах и УАЗах.

Более подробный рисунок, демонстрирующий разницу между одинарной и двойной воронкой:

Теперь о том, как развальцовывать. Для начала фото набора, состоящего из отрезки, оправок, планки и струбцины с конусом:

Оправка выглядит вот так:

Набор нужно покупать метрический. Почему-то в продаже много дюймовых. Наш (Москвичёвско-волговско-уазовский) размер трубки – 6мм.

1) Отрезаем трубку с помощью отрезки. Для этого надеваем её на трубку, слегка зажимаем. Прокручиваем вокруг трубки несколько раз, поджимаем, опять прокручиваем несколько раз пока не отвалится.

2) Прочищаем внутреннюю кромку трубки острым предметом (вставляем и прокручиваем). Как правило, лезвие для такой прочистки находится на отрезке. Можно использовать обычный стальной нож с острым концом.

3) Зачистка конца трубки. Для этого зажимаем планку в тиски за длинный конец, гладкими отверстиями вверх. Зажимаем в соответствующее отверстие нашу трубку почти заподлицо с поверхностью планки. Подтачиваем торец трубки напильником.

4) Надеваем на трубку гайку

Это важно сделать именно сейчас, лично я часто забываю

Набор для развальцовки тормозных трубок

Голыми руками не получится подготовить медную трубку к использованию. Для этого нужно иметь хотя бы минимальные приспособления. Металл хоть и мягкий, но торец трубки должен точно соответствовать посадочному конусу, иначе герметичности системы мы не добьемся. В идеале, для развальцовки трубок используют станок, который нужно покупать, но если у нас есть возможность, можно воспользоваться самодельным набором, который сделав один раз, мы будем использовать долгие годы. А пригодится он не раз, поверьте. Вот его чертеж.

Ничего сложного он собой не представляет. Это станина, выполненная из двух уголков толщиной 5мм и полкой 32 мм. Длина каждого уголка — 100 мм. На чертеже видно, что набор приспособлен для трубок диаметром 9 и 12 мм. Сама станина выполняется за десять минут при наличии заточного станка, сверлильного станка и болгарки. Оба уголка скреплены двумя болтами М8, отверстия и фаски в них просверливаются в собранном виде. Оправки придется или заказывать у токаря, что совсем не проблематично, или вытачивать самому. Зато с помощью такого набора любая трубка превращается в идеально подготовленную деталь. Процесс развальцовки происходит точно так же, как и с применением станка, о котором мы расскажем дальше.

Особенности технологии

Ремонт автомобиля, с чем бы он ни был связан, редко вызывает приятные эмоции у автолюбителя. Это объясняется еще и тем, что такое мероприятие, как правило, сопряжено с определенными финансовыми расходами. Между тем, если говорить о ситуации, при которой необходимо развальцевать тормозные трубки, расходы на такую процедуру можно минимизировать, если выполнить ее своими руками.

Итак, чтобы развальцевать тормозные трубки своими руками, требуется не только подробно изучить теоретическую информацию по данному вопросу и просмотреть соответствующее видео, но и приобрести специальное приспособление. В набор для развальцовки тормозных трубок, который можно достаточно недорого приобрести во многих автомобильных магазинах, входят следующие инструменты и приспособления:

  • труборез;
  • штуцер, применяемый в качестве соединителя;
  • клещи.

В набор для развальцовки входит, как правило, зажим под различные размеры трубок

Используя такой несложный набор, к которому надо добавить дрель (чтобы снимать фаски на концах труб), а также бензин, необходимый в качестве смазывающего материала, можно не только качественно выполнить развальцовку своими руками, но и сэкономить приличную сумму денег, которые пришлось бы заплатить специалистам станции технического обслуживания.

При замене трубки на новую сначала делаем копию по образцу старой

Непосредственно перед процедурой развальцовки с тормозной трубкой необходимо выполнить следующие действия.

  1. Трубку при помощи инструмента или вручную откручивают от тормозного цилиндра или суппорта.
  2. При помощи визуального осмотра определяют наличие повреждений на поверхности трубки. Если они находятся близко к ее краю, то трубку можно восстановить, если нет, то ее надо заменить на новую.
  3. Используя такой инструмент, как труборез, от края трубки отрезают участок с повреждением и обрезанный край обрабатывают бензином.
  4. Обрезанный конец трубки зажимают клещами и в его внутренней части при помощи дрели со сверлом соответствующего диаметра снимают фаску.
  5. Участок внутренней поверхности трубки, где была снята фаска, очищают от стружки. После этого конец трубки вставляют в штуцер, выступающий в роли соединителя.

Аккуратно укорачиваем трубку с помощью специального резака

После того как все вышеописанные действия выполнены, трубку необходимо развальцевать, для чего лучше всего использовать специальный станок. Развальцовка, выполняемая при помощи такого станка, осуществляется по следующему алгоритму.

  1. Конец трубки, который требуется развальцевать, вставляют в зажимное отверстие станка. При этом часть трубки, выступающая из зажимного механизма станка, должна составлять примерно 5 мм.
  2. При помощи специального пуансона, которым оснащен такой станок, конец трубки развальцовывают.
  3. При необходимости развальцовки второго конца трубки вся вышеописанная процедура выполняется в такой же последовательности.

Сдавливаем плашку прессом, визуально следя за образованием грибка, и получаем качественно обжатую трубку

В результате выполнения развальцовки с помощью такого прибора, с правилами и тонкостями работы с которым лучше всего ознакомиться по видео, конец тормозной трубки становится аккуратно расширенным. Использование специального станка позволяет регулировать параметры такого расширения, ведь для тормозных систем, используемых на автомобилях разных марок, они могут серьезно разниться. Как правило, в специальных наборах, при помощи которых развальцевать тормозные трубки можно своими руками, есть и лекало, позволяющее осуществлять контроль за результатом выполнения технологической операции.

Разворачивание конца трубки посредством специального ножа, расположенного на задней стенке резака

Таким образом, развальцевать трубки, используемые в тормозной системе автомобиля, несложно, если использовать для этого специальные инструменты и приспособления. Выполняя такую развальцовку своими руками, вы не только экономите деньги, но и полностью контролируете процесс выполнения технологической операции, от результатов которой зависит работоспособность вашего транспортного средства. В таких случаях всегда следует помнить о том, что автомобильный слесарь выполняет работу не для себя, поэтому и относится к ней соответственно. Чтобы не переживать за результаты самостоятельного ремонта своего транспортного средства, необходимо придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  • четкое следование инструкциям, в качестве которых может выступать и видео;
  • использование для развальцовки только качественных инструментов, приспособлений и расходных материалов;
  • строгий контроль на всех этапах выполнения ремонтных мероприятий.

“>

Как выполнить развальцовку трубок

Вам необходимо поменять стальную или медную трубку в вашем автомобиле, а специализированный инструмент для развальцовки отсутствует, причем идея найти его или купить связана с определенными трудностями. Вот тут и пригодиться совет, как развальцевать трубку своими руками.

  1. Для начала берем два небольших деревянных бруска, подобрав размеры и толщину так, чтобы можно было зажать их в обычных тисках.
  2. Зажимаем выбранные бруски в тисках и по центру шва их соединения сверлим сквозное отверстие диаметром той самой стальной или медной трубки, которую вам надо развальцевать.
  3. Далее, с одной стороны отверстия сверлом большего диаметра высверливаем небольшое конусообразное углубление. Все основание готово.
  4. Закрепляем трубку в изготовленном основании из двух деревянных брусков и прочно зажимаем всю конструкцию в тисках. Трубка должна возвышаться на один-два миллиметра над поверхностью брусков.
  5. Берем стальной шарик от подшипника диаметром примерно в полтора-два раза большим, чем у трубки и не очень сильными ударами молотка начинаем процесс развальцовки. Если трубка начнет проскальзывать в деревянном основании, то, по необходимости, обматываем ее тонкой наждачной бумагой.

Если вы знаете свой способ развальцовки или у вас есть особый опыт в этом деле, поделитесь им в блоке комментариев.

Ремонт системы тормозов зачастую не только сводится к замене тормозных колодок или замене-прокачке тормозной жидкости в обоих контурах. Более сложным, требующим аккуратности и определенной квалификации при монтаже, является ремонт тормозных трубок. Зачастую такое случается при сквозной коррозии или разрушении трубы вследствие аварии или ремонта тормозного суппорта.

Ремонт тормозных трубок своими руками и успешное подсоединение тормозного трубопровода к распределительному штуцеру, тройникам, главному тормозному цилиндру и тормозным суппортам, требует качественной обработки торца трубки и формирования фланцевой закраины, или так называемой «воронки». Получают ее с помощью процедуры развальцовки тормозных трубок.

Различают несколько основных вариантов воронки.

  1. Евростандартный грибок (по центру). По форме напоминает шину колеса, широко применяется в большинстве авто, выпускаемых на заводах Евразийского континента. Получается самый прочный вариант соединения из приведенных, но считается одноразовым. При умелой постановке можно использовать до трех раз.
  2. Обычная простая воронка, полученная отгибом стенок торцевой части трубки специальным инструментом для развальцовки тормозных трубок.
  3. Воронка, полученная двойным сложением закраины трубки или простой воронки. Считается стандартом в американских авто. Получают такой тип развальцовки тормозной трубки из грибка, осаживая верхнюю его часть с помощью конусной оправки.

Время использования простой воронки давно ушло, в первую очередь, изменился металл, из которого изготавливались трубы на старых авто. Вместо мягкой и пластичной катаной меди чаще применяется прочная и твердая стальная труба. Если раньше водитель мог развальцевать торец с помощью плоскогубцев, воротка и пары ударов молотком, то сейчас выполнить развальцовку стальных тормозных трубок без приспособления невозможно.

Рекомендации по выполнению развальцовки в домашних условиях

При любом способе обработки необходимо стремиться получить гладкую зеркальную поверхность раструба без бороздок, вмятин, разрывов и перекосов, разной толщины стенок. От качества развальцовки в дальнейшем зависит герметичность соединений.

Желательно производить развальцовку с помощью специального инструмента – это обеспечивает хотя бы приемлемое качество изделий. Неравномерное растягивание стенки, трещинки могут в будущем спровоцировать возникновение разрывов, и, как следствие, нарушение герметичности медных трубопроводов. А утечка воды или фреона из системы для кондиционера способны причинить немало неприятностей.

Как изготовить инструмент

Если нужно развальцевать всего одну медную трубку, ее можно зажать в тисках и аккуратно ввинтить конус соответствующего диаметра. Оправку-конус придется выточить или заказать у токаря. Иногда используют шарик от подшипника, приваренный к прутку.

Если трубок нужно несколько, а покупка инструмента не входит в ваши планы, можно изготовить простое приспособление своими руками. Понадобятся два кусочка уголка 32×32 или 49×40 мм. Можно воспользоваться отрезками профильной трубы. Уголки скрепляются между собой болтами (М8) с гайками. По центру конструкции просверливаются несколько отверстий для разных диаметров обрабатываемых трубок. На отверстиях снимаются фаски. Оправки (конусы, штампы) вытачиваются на токарном станке (заказываются у токаря) в соответствии с размерами, приведенными на рисунке. Сталь лучше использовать конструкционную углеродистую или легированную, обычная Ст.3 слишком мягкая.

Как развальцевать медную трубку

Заготовку зажимают в изготовленном приспособлении. Торец заготовки должен выступать над уровнем держателя на 5-6 мм. Затем в трубку аккуратно и медленно вкручивают конический штамп-оправку, край трубы расширяется и формирует раструб.

Затем вытаскивают штапм, проверяют форму и размеры раструба, при необходимости подправляют с помощью конуса параметры расширения.

Предназначение тормозных трубок

Любая гидравлическая система нуждается в наличии магистралей, по которым жидкость подаётся в рабочие механизмы. Тормозная система автомашины не является исключением, но здесь имеются свои особенности. Связаны они как с конструкцией тормозов, так и техническими характеристиками используемой рабочей жидкости, к которой предъявляются весьма жёсткие требования:

  • она должна не закипать при температурах, превышающих 200 градусов;
  • не терять текучесть в сорокаградусный мороз;
  • не быть агрессивной к резиновым деталям тормозной системы;
  • не приводить к коррозии.

Последний пункт особенно важен для тормозных трубок, являющихся неотъемлемой частью ТС современного автомобиля. Рассмотрим принцип работы типовой тормозной системы.

Алгоритм остановки транспортного средства связан с выполнением следующих действий:

  • водитель при возникновении необходимости снизить скорость движения машины вплоть до полной её остановки нажимает с соответствующим усилием на педаль тормоза;
  • шток педали напрямую воздействует на поршень главного тормозного цилиндра, приводя его в действие;
  • поршень, двигаясь в цилиндре, воздействует на тормозную жидкость, создавая определенное явление;
  • жидкость, сжимаемость которой близка к нулю, движется по магистрали и воздействует на тормозные цилиндры, расположенные на каждом из колёс;
  • поршни передают импульс движения на тормозные колодки, которые, прижимаясь к дискам, и создают тормозное усилие, притормаживая вращение колёс.

В этой цепочке тормозные трубки являются составной частью гидромагистрали, по которой движется рабочая жидкость. Их задача – не допустить подтеканий ТЖ, поэтому особое значение приобретает качество их соединения с другими элементами тормозной системы. Вот для этого и используется технологическая операция, называемая развальцовкой.

Её сущность заключается в деформировании оконечного участка трубки таким образом, чтобы равномерно увеличить её диаметр (противоположная операция, заключающаяся в сужении диаметра кончика трубки, называется завальцовкой). Развальцовка нужна для того, чтобы обеспечить максимально герметичное соединение трубок друг с другом или трубки с коллектором.

Поскольку, как мы уже отмечали, тормозные трубки подвержены механическим воздействиям, они могут получить повреждение, ставшее причиной разгерметизации системы – в этом случае требуется немедленная операция по их замене. Естественный износ – более распространённая причина замены этой компоненты тормозной системы.

Сама процедура развальцовки трубки состоит из трёх этапов:

  • определение требуемого зазора между трубной решёткой и кончиком трубки;
  • развальцовка и трубки, и трубной решётки;
  • снятие демпфирующей нагрузки с внутренних стенок трубки.

Технология деформации требует, чтобы металл тормозной трубки подвергался так называемой пластической деформации, а металл решётки – упругой деформации. Для обеспечения этого условия решётка изготовляется из более твёрдого металла, что позволяет после завершения этапа развальцовки трубной решётке целиком «обхватить» трубку.

Обеспечение требуемой герметичности такого соединения осуществляется посредством применения метода контактного давления, образующегося между наружными поверхностями контактирующих деталей. В некоторых случаях технология соединения развальцованных кончиков труб предполагает использование сварки – такой метод называют комбинированным.

В заводских условиях развальцовка осуществляется с применением специального станка, оснащённого приводом гидравлического, пневматического или электрического типа, предусматривающего возможность контроля за скоростью вращения. Именно на привод ложится задача обеспечения требуемой надёжности соединения.

При замене тормозных трубок развальцовка осуществляется с использованием специального инструмента, который можно приобрести в автомагазине.

Технология и этапы

Если у вас случилась беда с тормозной системой, вы сломали трубку или вам нужно развальцевать край трубки, можно исправить повреждение своими руками или изготовить новую трубку для тормозной системы. Нам понадобится трубка определённой длины. Чтобы ее сделать, можно использовать роликовый нож. Для этого нужно вставить место разреза трубки в роликовый нож, закрепляем нажимом, оборачиваем кругом сам нож вокруг трубки, потом подкручиваем, и опять круг. Подтягивать зажим до тех пор, пока не произойдёт обрезание трубки. Таким образом, у нас получится аккуратный разрез, который не нужно будет дополнительно обрабатывать и зачищать края.

Далее из сердцевины нужно снять внутреннюю фаску, используем для этого процесса сверло с нарезным конусовидным наконечником, прокручиваем медленно концом сверла внутри трубки. Тем самым образуется внутренний конус на трубке, углубление с ровными краями.

Дальше берём тиски, подходящие на трубки с разным диаметром, которые должны быть в комплекте домашнего хозяйства у любого мастера. В этих тисках есть две стороны, которые необходимы для работы — тыльная и фронтальная. Особенность фронтальной стороны в том, что на ней есть фаски, предназначенные для формирования грибка.

Теперь вставляем край нашей трубки в тиски

Их важно правильно закрепить на поверхности рабочего места

Необходимо обратить внимание на важный момент: сколько по длине оставить торчащую трубку. По правилам нужно оставлять 4 мм, а на практике удобнее чуть больше, чтобы получился грибок покрупнее

Зажимаем тиски. Теперь нужно взять оправку в форме грибка, вставляем в середину трубки. Теперь понадобится поджимающий механизм с креплением на тиски и выдвижным на резьбе наконечником в виде конуса.

Собираем мини-станок, опускаем наконечник в оправу, которую мы поместили в конец трубки и начинаем медленно вращать, используя рычаг для закрутки винтового механизма

Важно обратить внимание на плоскость грибка и зажима, они должны находиться в строго параллельном состоянии, чтобы не замяло трубку в сторону. При скосе не образуется нужная вальцовка. Медь — металл мягкий, поэтому поджимаем без фанатизма

Подтянули, пошло небольшое движение вниз наконечником – и можно разбирать станок с тисками. В итоге получилась трубку с внутренней фаской по центру, грибком для соединения с конструкцией

Медь — металл мягкий, поэтому поджимаем без фанатизма. Подтянули, пошло небольшое движение вниз наконечником – и можно разбирать станок с тисками. В итоге получилась трубку с внутренней фаской по центру, грибком для соединения с конструкцией.

Далее на трубку надеваем необходимые крепёжные винты и, если нужно, таким же образом выполняем работу на втором конце трубки. Вот и готова новая, идеальная трубка для тормозного механизма. Как при любых работах на станках, так и при обработке меди вручную, соблюдайте правила техники безопасности. Перед началом работы на вальцовочном станке необходимо пройти медицинский осмотр и инструктаж по ОТ.

В следующем видео вас ждет развальцовка медных трубок для начинающих.

Реализация метода вальцевания

Примитивный инструмент для «натягивания» трубы

Развальцовка медных трубок своими руками – это процедура, непременно, требующая применения специализированного инструмента.

Пластичность такого материла, как медь позволяет человеку, достаточно физически развитому и ловкому попробовать просто натянуть своими руками такую трубку на болванку конической формы, но этого чревато следующими последствиями:

  • Тонкую трубку при реализации данного метода легко замять;
  • В месте, куда приходится максимальное усилие, трубка может просто порваться.

Между таким варварским методом растяжения и добротной вальцовкой, которую использует развальцовщик для медных труб, существует промежуточный вариант – устройство со сменными насадками или экспандер. Данное устройство позволяет растянуть мягкий медный материал с помощью рычага всего за одно несложное действие.

На фото – экспандер

Наиболее правильный инструмент для развальцовки – это валик из твердосплавного материала, который многократно прокатывается по внутреннему диаметру прокладываемой трубки. С каждым прокатом данного валика деформация трубки будет все сильнее в заданном направлении.

Преимущества использования валика

Развальцовка медной трубки своими руками с помощью валика – это процесс, который отличается следующими характеристиками:

  1. Разрывы обрабатываемой трубы исключены. Каждый прокат валика сопровождается незначительной деформацией изделия, а постепенная деформация переносится металлом легко, что исключает разрывы;
  2. Толщина стенок трубки после развальцовки остается равномерной. Утолщение в стенках трубы, в случае если она изначально была неоднородной по составу, будет с помощью валков раскатано до единой толщины;
  3. После развальцовки поверхность будет идеально ровной и гладкой. Подобная гладкость напрямую зависит от качества используемого инструмента.

Развальцовка и вальцовка для медных труб

Оба понятия представляют собой технологические операции, выполняемые с помощью разного оборудования. Хотя большинство обывателей под этими двумя процессами подразумевают проведение одних и тех же действий.

Вальцовка выполняется на специальном станке, в конструкции которого присутствуют рабочие валки. С их помощью осуществляется деформация листового или трубного проката. Поэтому вальцовка — это процесс, позволяющий изготовить из круглых труб продукцию с другим сечением.

При развальцовке медных труб используется инструмент без валков. Он позволяет выполнить деформацию только торцов трубопроката. Поэтому развальцовка — это операция по изменению внутреннего и наружного диаметра исключительно концов медной трубки под воздействием механической нагрузки.

В результате процесса торцы трубопроката принимают форму конуса. Концы трубок также развальцовываются в виде грибка или двойной воронкой. Последняя операция проводится за 2 приема: сначала на торце создается так называемый грибок, а потом он заминается конусом.

Чаще всего развальцовка выполняется, когда нужно надежно соединить две детали небольшого диаметра. Расширение торца позволяет надеть трубу на такое же изделие, патрубок оборудования или фитинг.

Благодаря этому пайку не придется выполнять встык при использовании фасонных деталей, которые нужно вставлять в соединяемые элементы. Поэтому не произойдет уменьшение внутреннего размера узла. Это позволяет сохранить на прежнем уровне пропускную способность системы.

Инструменты и приспособления для вальцевания

Для качественного расширения концов труб применяют специальный инструмент – механический либо с электроприводом. Использование конусов или шаблонов и ручное расширение используют только для ручной вальцовки единичных труб. Если вам предстоит провести систему отопления или водопровод, имеет смысл приобрести механический развальцовщик.

Экспандер

Экспандер – простой вальцеватель с несколькими насадками-шаблонами для обработки труб разных размеров. Растягивает концы трубок достаточно быстро, усилие прилагается при помощи рычага, и больших физических усилий развальцовка не требует. Качество развальцованных изделий не идеально – скорее всего, деформация будет неоднородной, растянутся более тонкие участки стенок, и раструб будет иметь разную толщину. Возможно возникновение трещин и разрывов.

Конусный развальцовщик

Конусный инструмент – один из самых простых, обеспечивает приемлемое качество медного раструба, но хуже, чем у других видов механических развальцовщиков.

Труба фиксируется в тисках, конус вдавливается в заготовку несколько раз, каждый раз на большую глубину, затем извлекается – и так, пока не получится раструб нужной величины.

Применяют такое приспособление достаточно часто из-за его дешевизны и простоты.

Механический развальцовщик

Лучшее качество вальцовки обеспечивает развальцовщик, у которого обработка трубы производится несколькими валиками из легированных инструментальных сталей. Инструмент комплектуется набором валиков для нескольких диаметров труб. Валики многократно прокатываются с определенным давлением по внутренней поверхности заготовки, постепенно радиально деформируя ее. За каждое движение размер заготовки изменяется незначительно, процесс раскатки растягивает и толстые и тонкие участки, качество поверхности получается гладким, без шероховатостей и трещинок, толщина стенок раструба – одинаковой.

Развальцовщик с электроприводом

Выпускается и профессиональный инструмент для развальцовки с электроприводом. Это самые дорогие модели с высокой производительностью. Принцип работы таков: медный раструб раскатывается за несколько проходов прочными валиками. В России чаще всего встречаются развальцеватели итальянских, немецких, британских брендов. Качество изделий, обработанных электроинструментом, отличное, но окупается такой инструмент только при постоянном использовании.

В производственных условиях применяют и стационарные развальцовочные станки, но это оборудование однозначно не подходит для использования дома.

Советы по выбору инструмента

Перед покупкой приспособлений стоит оценить необходимость такого шага. Брендовый профессиональный инструмент очень дорог и окупается, только если вы профессионально заняты монтажом климатической или холодильной техники либо медных систем отопления.

Для установки систем отопления и водоснабжения в доме стоит приобрести бюджетную механическую модель. Стоит рассмотреть вариант взять напрокат или у друзей. Механические модели обеспечивают хорошее качество обработки заготовок – толщина стенок раструба получается одинаковой, без трещинок и разрывов, с гладкой поверхностью.

В любом случае покупать инструмент следует в специализированных магазинах или строительных супермаркетах, с чеком и оформленным паспортом, с гарантией и проверкой работоспособности продавцом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector