Как считается коэффициент бонус-малус
Содержание:
- Использование таблицы
- Таблица значений и ее расшифровка
- Зачем нужна таблица КБМ
- Что нужно знать
- Как определить КБМ по ОСАГО по таблице
- Заявление на перерасчет
- Обновления в законодательстве
- Что такое Кбм ОСАГО?
- Как рассчитывается
- Как можно снизить КБМ?
- Важные аспекты
- Доказываем свой водительский класс в РСА
- Как определяется последний закончившийся договор
- Как повысить свой класс?
- Влияние класса на скидку ОСАГО
- Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
Использование таблицы
Для удобства следует определиться, что означают строки и столбцы в таблице КБМ. Первый столбец показывает водительский класс на момент заключения договора. Начальный класс, присваивающийся автомобилисту при первой его страховке равен 3. Вторая строка указывает на бонус-малус соотносящийся с конкретным классом водителя. Третий столбец включает перечень обращений по страховым искам со стороны водителя.
Для того что бы понять какой вам присвоен коэффициент достаточно знать количество аварийных ситуаций в которых вы принимали участие за последний год и свой водительский класс. Если с первым проще, ведь пережитые аварии забыть не так просто, то определить класс поможет звонок в страховую компанию. Так же можно воспользоваться интернет сайтом организации производившей страхование вашего автотранспорта и в разделе «проверка КБМ» найти все необходимые данные. Вам лишь потребуется ввести свои личные данные (дату рождения, ФИО) и номер прав. Конечно, можно узнать все и при личном визите в офис организации.
Можно узнать свой водительский класс КБМ по ОСАГО таблица на 2020 год, тем самым определив бонус-малус. Напротив класса, к которому вас отнесла страховая компания, будет указана скидка или коэффициент ее повышающий.
В страховом полисе значение КБМ может вписываться где угодно, в зависимости от регламента организации выдающей страховку. Государством не установлено точное место указания КБМ в договоре, однако большинство компаний пишут его напротив имени и фамилии застрахованного лица.
Таблица значений и ее расшифровка
Для того, чтобы каждый водитель мог разобраться со своим КБМ, была разработана специальная таблица, с которой можно ознакомиться ниже.
Водительский класс страхователя на начало действия договора «автогражданки» | КБМ | Водительский класс страхователя на момент окончания действия текущего страхового договора «автогражданки» на основе количества страховых случаев | ||||
Ни одного случая выплат по ОСАГО за год | 1 случай выплат по ОСАГО за год | 2 случая выплат по ОСАГО за год | 3 случая выплат по ОСАГО за год | Более 3-х случаев выплат по ОСАГО за год | ||
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2,3 | 1 | М | М | М | М | |
М | 2,45 | М | М | М | М |
Несмотря на то, что таблица приведенная выше разрабатывался для рядового страхователя, в ней легко запутаться. Поэтому ниже будет дан ряд пояснений, который облегчит задачу.
Водительский класс – это параметр, который определяется как связующее звено между конкретным страхователем и его КБМ. Это сделано для того, чтобы разделить КБМ водителя как физического лица и транспортного средства оформленного на юридическое лицо, так как для последнего КБМ определяется не по водителю, а для каждого отдельно взятого автомобиля.
Столбец КБМ показывает значение переменной. Именно на эту величину умножается расчетная стоимость «автогражданки».
Расчетная стоимость договора ОСАГО складывается из базовой ставки и ряда коэффициентов, на которые практически не может влиять страхователь. Именно по этой причине КБМ рассматривается как ключевая переменная в формуле расчета цены обязательной страховки на автомобиль.
Страховые случаи – это столбцы, означающие, какой водительский класс будет присвоен страхователю по факту окончания его текущего договора обязательного страхования машины. Под самим страховым случаем понимается событие (дорожная авария), в котором страхователь был признан виновным
Важно! В данном случае учитываются только те дорожные аварии, в которых помимо страхователя участвовали другие водители, если вина связана другими обстоятельствами, например, наезд на препятствие, то такое ДТП произошедшее по вине держателя страховки не будет считаться страховым случаем.
Подробнее о том, как узнать свой класс КБМ по таблице, читайте здесь.
Как ее использовать?
Чтобы воспользоваться таблицей, приведенной выше, следует выполнить несколько шагов:
- Узнать текущее значение водительского класса у своего страховщика или через автоматизированный сервис на сайте некоммерческой организации РСА.
- Найти в самом левом столбце строку, которая соответствует определенному ранее значению классу страхователя.
- Далее, нужно посчитать, сколько было за период действия дейстсвующего страхового договора ОСАГО дорожных аварий, в которых страхователь был признан виновным.
- По столбцам с количеством страховых выплат, находим новое значение водительского класса держателя страхового полиса ОСАГО.
- Теперь необходимо снова вернуться к самому левому столбцу и найти в нем значение соответствующее новому водительскому классу держателя договора обязательного страхования машины.
- Теперь нужно обратиться ко второму столбцу в приведенной выше таблице и выписать новое значение параметра КБМ.
- Далее нужно понять, вырастет ли цена страховки по факту изменения водительского класса страхователя или она уменьшиться. Сделать это очень просто: если текущее значение переменной выше, чем будущее значение переменной, то цена страхового договора «автогражданки» уменьшиться, если же ниже – то стоимость договора ОСАГО вырастит.
Если по итогам страхового периода водитель получит класс 0 или М, то ему стоит рассмотреть вариант оформления открытого страхового полиса, так как при нем значение КБМ равно 1,8, что ниже, чем у упомянутых классов водителя.
Зачем нужна таблица КБМ
Таблица скидок КБМ необходима прежде всего для прозрачности расчетов клиентов и страховых компаний. Благодаря ей пользователь самостоятельно может определить, какую цену ему нужно будет заплатить за страховой полис.
Существует простая таблица КБМ классов водителя. Кроме того, многие сайты, в том числе и РСА, предлагают автоматические онлайн калькуляторы для расчета класса бонуса малуса. Некоторые из них, в частности РСА, пользуются единой автоматизированной системой страховщиков и учитывают физические аварии, которые числятся в этой базе. Таким образом они дают наиболее точное определение класса. Дело в том, что учитываются только те аварии, которые были зарегистрированы и по которым производились выплаты страховой компанией.
Инструкция по использованию и обозначения таблицы
Для использования онлайн калькулятора достаточно ввести свои данные, и он автоматически рассчитает класс водителя.
Проверить расчеты можно самостоятельно по таблице. Для расчетов за основу берется текущий класс, он указан в действующем полисе. Для тех водителей, у которых нет опыта вождения, класс устанавливается 3. Коэффициент для них будет 1 КБМ. То есть у них не будет ни скидок, ни повышающих выплат по ОСАГО. Они заплатят первоначально определенную стоимость полиса.
Если у водителя есть опыт вождения, то его нынешний класс определяется относительно количества аварий за прошлый год. Эти значения указаны в четырех правых колонках.
В третьей колонке слева указан размер скидки или повышающего коэффициента. После определения класса можно рассчитывать стоимость ОСАГО.
Что нужно знать
Если полис ОСАГО оформляет водитель, имеющий высокий уровень вождения, то ему предоставляются скидка. Ее рассчитывают с учетом каждого года вождения без аварий.
Это означало, что в случае продажи автомобиля скидка терялась, т. е. ее было необходимо «нарабатывать» вновь.
Однако в марте 2008 года положение изменилось, поскольку КМБ стал принадлежать не автомобилю, а водителю, вне зависимости от используемого им ТС.
Для начисления КМБ при определении стоимости полиса требуется соблюдение определенных правил и закономерностей, из-за чего страховые агенты не в состоянии применять его по своему желанию.
Каждому водителю и страховщику необходимо знать и понимать алгоритмы начисления КМБ и его особенности, а именно:
Каким образом осуществляется формирование КМБ | Формирование происходит по количеству аварий. Каждому коэффициенту всегда соответствует класс водителя, от M до 13 |
От чего зависит этот коэффициент | КМБ напрямую зависит от числа аварийных случаев, в которых участвовал автомобиль, а также от опыта вождения. Причем учитывается каждый год страхования |
Как КМБ применяется | Применение КМБ осуществляется при расчете стоимости полиса ОСАГО и действующих скидок на его покупку |
Из-за чего происходит изменение коэффициента | Увеличение, снижение, сохранение значений. Сохранения значения КМБ произойти не может, поскольку новый расчет коэффициента происходит каждый год. Исключением из этого правила является только те случаи, когда скидка на покупку полиса является максимальной. Изменение КМБ зависит от количества аварий, произошедших с автомобилем за год. Их число влияет на то, увеличится КМБ или уменьшится |
Как происходит расчет КМБ | Расчет производится благодаря таблице скидок КМБ ОСАГО |
Следует учитывать, что по статистике на каждые 100 проданных полисов приходится около 3 поддельных.
Для снижения возможности приобретения недействительного полиса, рекомендуется страховать транспортное средство в проверенных организациях, например, Росгосстрах.
Сегодня для удобства автолюбителей существует возможность заключить договор об ОСАГО через интернет.
Необходимые термины
Часто используемые определения:
ТС | Транспортное средство. Используется для перемещения людей и грузов по дорогам на относительно большие расстояния |
Водитель | Человек, управляющий ТС. Если происходит обучение вождению, то водителем официально считается инструктор |
Страховщик | Организация, имеющая право осуществлять обязательное страхование владельцев ТС. Страхование возможно лишь при наличии у страховой компании лицензии, выданной в установленном порядке |
Страховой случай | Случай, провоцирующий наступление ответственности гражданского характера владельца ТС из-за нанесения вреда имуществу, жизни или здоровья потерпевших. Влечет за собой страховые выплаты, осуществляемые страховщиком согласно договору «О обязательном страховании» |
КМБ | Коэффициент «бонус-малус», который влияет на итоговую стоимость полиса ОСАГО |
Страховые компании используют следующие понятия:
Начальный КМБ | Величина определяется на момент заключения страхового договора с водителем |
Расчетный КМБ | Является итоговым коэффициентом, который используется для выяснения финальной скидки по договору |
КМБ собственника | Определяется для владельца страхуемого ТС |
КМБ водителя | Индивидуально определяется для водителей, имеющих разрешение на управление ТС |
Таблица скидок КМБ ОСАГО | Таблица, созданная для упрощенного определения расчетного значения КМБ |
Зачем она нужна
Для определения собственного коэффициента «бонус-малус» на будущий год страхования водителю потребуется наглядная таблица.
Она является общей для любых страховых компаний. Определение КМБ по таблице является наиболее простым способом его расчета.
Для этого требуется знать лишь класс водителя и число выплат по страховке, произошедших за 1 год.
Законные основания
Действия стразовых агентов регулируются Федеральным законом «Об обязательном страховании».
Это также касается тех случаев, когда история страхования была сформирована в других компаниях.
О правилах расчета коэффициента и его использовании говорится в ст.9 ФЗ «Об ОСАГО».
Как определить КБМ по ОСАГО по таблице
Для расчета коэффициента необходимо знать класс, присвоенный водителю и количество ДТП, в которые он попал за прошедший год:
Если водитель впервые регистрирует полис ОСАГО | То ему присваивается 3 класс вождения. Класс водителя определяется по первому столбцу |
Далее, требуется знать количество страховых выпла | Произошедших за год |
Зная эти данные можно приступить к расчету КМБ | Для получения точного результата нужно выбрать подходящий по количеству возмещений столбец и найти в нем пересечение со строкой, которая отображает класс водителя. Определив ячейку пересечения, можно узнать, какой класс будет присвоен автолюбителю на следующий год |
По будущему классу узнается коэффициент | Его значение находится в ячейке столбца КМБ, пересекающейся со строкой класса водителя |
На 2020 год для расчета КМБ используется следующая таблица:
Значение строк
В таблице указаны следующие данные:
- Класс водителя.
- Коэффициент «бонус-малус».
- Класс, который будет присвоен водителю, при учете количества обращений в страховую службу для получения возмещений ущерба.
Видео: как рассчитать скидку за безаварийное возждение КБМ
Как правильно пользоваться данными для расчета
За каждый год езды без аварий коэффициент будет уменьшаться на 0,05, то есть стоимость полиса становится меньше на 5% от начальной суммы.
Примеры расчета
Для понимания удобства таблицы можно рассмотреть пример расчета размера скидки для водителя, который страхуется в первый раз:
Такому водителю | Присваивается класс 3 |
Предположим, что за год этот водитель не являлся участником ни одной аварии | Это означает, что количество случаев страхования равно 0, то есть страховых выплат не производилось |
Далее, необходимо найти в таблице столбец | Подходящий по количеству возмещений, чтобы определить класс водителя, который будет ему присвоен на следующий год. Для выбранного случая класс будет равен 4 |
По выявленному классу находится значение КМБ | Для этого определяется ячейка со значением коэффициента, соответствующая 4 классу водителя. В рассматриваемом случае КМБ составляет 0,95 |
Обычная стоимость полиса равна 1 | При умножении 1 на 0,95 получается, что автолюбитель заплатит 95% от стоимости страховки. Скидка по страхованию составит 5% |
В качестве второго примера рассчитывается КМБ для водителя с опытом вождения в 7 лет, за которые он ни разу не участвовал в ДТП.
Согласно таблице класс водителя | Равен 9 на начало 7 года вождения |
Предположим, что в конце года этот водитель стал участником 2 ДТП | Будучи их виновником. В обоих случаях водитель потребовал выплат по страховке. Количество возмещений равно 2 |
Необходимо определить класс водителя на будущий год | Для рассматриваемого примера он будет равен 2 |
Согласно определенному классу вождения | Коэффициент равняется 1,4 |
Если коэффициент больше 1, то сумма полиса ОСАГО увеличится | Чтобы определить насколько сумма будет больше стандартной (принятой за 1), требуется из полученного КМБ вычесть 1 |
1,4 – 1 = 0,4 | Как видно, при оплате следующего года страхования водитель заплатит на 40% больше, чем он платил в момент заключения договора впервые |
Для сохранения низкой цены полиса ОСАГО или ее уменьшения, требуется уделить особое внимание аккуратности вождения. Это позволит исключить вероятность попадания в ДТП и поспособствует снижению КМБ с каждым годом без аварий
Это позволит исключить вероятность попадания в ДТП и поспособствует снижению КМБ с каждым годом без аварий.
Если же водитель все равно стал участником ДТП и повреждения автомобиля не являются значительными, то автолюбители советуют попытаться восстановить ТС на собственные средства, чтобы сохранить положительную историю страхования.
Заявление на перерасчет
Коэффициент должен сохраняться за водителем (как правило, имеется в виду владелец автотранспорта) на годичный период, который определяется сразу после того, как закончится срок действия полиса ОСАГО.
Если за весь год водитель так и не застраховался по обязательному страхованию и не ездил на машине, тогда его КБМ обнулится. Однако в этом случае обнуление коэффициента не исчисляется цифровым показателем «0».
Все заявления для перерасчетов КБМ РСА рекомендует, прежде всего, направлять непосредственно той стразовой компании, которая допускала ошибку.
В этом случае заявитель просит страховщика внести корректное значение по его коэффициенту в базу РСА. Тем более что в эту базу все сведения заносятся строго страховщиками.
Каждый водитель, скорее всего, желает иметь у себя минимальный КБМ по ОСАГО, который дает возможность приобретать страховые полисы с 50% скидкой.
На практике это выглядит так, что водитель не должен попадать в аварию на протяжении 10 лет своего опыта вождения автомобиля. Поэтому самые положительные результаты перерасчета КБМ, конечно же, будут зависеть от аккуратности вождения и отсутствия аварий за год.
Обновления в законодательстве
Как известно, начиная с 5 сентября 2020 года, на территории РФ начали действовать индивидуальные тарифы по ОСАГО.
Со вступлением в силу данных нововведений возникла необходимость в корректировке порядка обмена информацией между государственными органами, страховыми компаниям и прочими структурами. В связи с этим было разработано и принято Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2020 года № 1564. Оно вступило в силу 2 октября 2020 года.
В рамках данного нормативного документа расширен объем сведений, которые сотрудники МВД РФ должны передавать в РСА для внесения в АИС ОСАГО (автоматизированная информационная система).
При определении базового тарифа для конкретного автовладельца, страховщик вправе считать дополнительными рисками следующие обстоятельства:
- привлечение водителя к ответственности за превышение скорости на 60 и более км/ч;
- выезд на встречную полосу движения;
- игнорирование запрещающего сигнала светофора или жеста регулировщика.
Упомянутые нововведения распространяют свое действие на договоры обязательного страхования, заключенные после 24 августа 2020 года. Однако сразу они не могли применяться из-за отсутствия необходимых подзаконных актов.
5 способов оплаты парковки в Москве
Смотреть
Безопасно и оперативно — оплата штрафов ГИБДД онлайн
Смотреть
Что такое Кбм ОСАГО?
Кбм ОСАГО – это коэффициент, зависящий от выплат по страховкам за прошлый год. Говоря иначе – это сумма скидки за безаварийную езду.
За год вождения машиной водителем без ДТП повышается класс страхования ОСАГО и снижается коэффициент, а, соответственно, и снижается стоимость страхования. Кбм – это индивидуальная величина для каждого конкретного водителя и рассчитывается с учетом истории страхования. До этого данный коэффициент использовался к определенному автомобилю, и когда владелец ее продавал, то скидка терялась. В данном случае автолюбителю нужно было опять с самого начала «зарабатывать» данный коэффициент.
С марта 2008 г., систему коэффициентов изменили, и сейчас Кбм по ОСАГО принадлежит непосредственно автолюбителю независимо от того, на какой машине он передвигается. Данная скидка сохраняется и в случае, когда владелец автомобиля поменяет страховую организацию. Важен только тот факт, что перерыв в страховании обязан составлять менее года. Но если автолюбитель попадает в аварию по его вине, то цена полиса для него повышается на 50%.
Внимание: Санкции используются только в случаях, если пострадавший обращается в результате аварии за выплатой в страховую организацию по ОСАГО. Часто водители, при небольшом ущербе, сами восстанавливают машину за свой счет
В этом случае стоимость на страховой полис ОСАГО не увеличивается. Сегодня довольно просто узнать страховую историю любого водителя с помощью проверки Кбм с помощью АИС РСА
Часто водители, при небольшом ущербе, сами восстанавливают машину за свой счет. В этом случае стоимость на страховой полис ОСАГО не увеличивается. Сегодня довольно просто узнать страховую историю любого водителя с помощью проверки Кбм с помощью АИС РСА.
Как самому рассчитать коэффициент?
В этом случае нужно знать следующее. В первый год получения страховки водителю дают 3 класс. В данном случае коэффициент равен единице и никак ни влияет на цену полиса ОСАГО.
Если, к примеру, по вине этого водителя за первый год управления автомобилем не произошло никакой аварии, то внимание нужно обращать на выделенную в таблице строку и на столбик с указанием «0 выплат по страховке», в котором находится цифра 4. Это обозначает, что в будущем году автолюбителю присвоят уже класс 4, а коэффициент снизится на 5%, то есть равняться не единице, а 0,95
Благодаря езде без аварий, в случае продления страхования ОСАГО, водитель получит скидку в 5%
Это обозначает, что в будущем году автолюбителю присвоят уже класс 4, а коэффициент снизится на 5%, то есть равняться не единице, а 0,95. Благодаря езде без аварий, в случае продления страхования ОСАГО, водитель получит скидку в 5%.
Когда второй год езды по страховке для владельца автомобиля не будет таким удачным, и он попадает в аварию по его вине, то класс снижается и будет равен 2, а Кбм увеличивается до 1,4. Это обозначает, что при продлении страхования ОСАГО его стоимость увеличивается на 40%.
Чтобы вернуть класс 3, водителю будет необходимо весь последующий год проездить без аварий, и в этом случае он не будет переплачивать за страховку.
Как рассчитывается
Алгоритм вычисления КБМ определяется единственным образом. Разработана специальная законодательная программа, которая позволяет осуществить процесс вычисления единым образом.
При отсутствии аварий
Проще всего процесс вычислений осуществить при отсутствии аварий именно через интернет. Например, через базу данных РСА. Но далеко не всегда имеется доступ к интернету.
Выходом из такового положения становится использование законодательно определенной формулы. С её помощью можно свести к минимуму вероятность ошибки.
Для расчетом потребуется использовать специальную таблицу с базовыми коэффициентами.
Если имеются ДТП
При наличии ДТП устанавливается повышающий коэффициент. Размер его зависит от следующих факторов:
Показатели | Описание |
Класс | установленный для страхователя на начало года |
Количество страховых выплат | — |
Соответственно, чем выше будет класс страхования, тем существеннее скидка. На 2020 год максимальный класс страхования и снижения размера КБМ – 13.
При неограниченной страховке
Нередко приходится приобретать автомобиль для использования его одновременно целой группой лиц. В таком случае размер КБМ будет устанавливаться базовым и равным 1.
Но опять же, в ряде случаев, могут быть учтены ранее имеющиеся на счету вписанных в полис водителей аварии.
Каждый вопрос обязательно рассматривается строго в индивидуальном порядке.
Видео: как рассчитать скидку за безаварийное вождение КБМ
Как можно снизить КБМ?
При расчете страхового взноса личный коэффициент умножается на базовую ставку, установленную исходя из вида транспортного средства и объема его двигателя, соответственно, чем ниже КБМ, тем ниже будет стоить услуга оформления ОСАГО.
Существует несколько способов снизить величину коэффициента, среди них:
Осторожно ездить, не попадая в повышая свой класс до 13;
Вписывать в страховку только профессиональных шоферов классом 13, это несколько снизит риск аварийности;
С учетом территориального КМБ оформить страховку на родственника или знакомого из области с более низким начальным коэффициентом, по доверенности;
Заключив разрешенный законодательством многолетний договор на 3 или 5 лет можно исключить снижение бонус-малуса за счет возможных аварийных ситуаций, возникающий на период действия долгосрочного полиса;
У водителя с плохой аварийной историей есть возможность не страховаться в течение года, в таком случае на следующий год коэффициент автоматически вернется к начальному значению = 1.
Важные аспекты
Возможно восстановить КБМ бесплатно онлайн Росгосстрах либо иной страховой компании.
Сам же алгоритм обращения включает следующие основные этапы:
Показатели | Описание |
Осуществляется сбор обязательных документов | — |
Оформляется специальное заявление | данный документ не имеет какой-либо установленной официально формы, бланк возможно оформить в самой страховой компании |
Прилагаются все необходимые документы | их копии |
Далее пакет документов сдается в страховую компанию доступным способом | — |
Если имеет место нарушение правил вычисления КБМ – то стоит ознакомиться с некоторыми моментами по поводу восстановления такового показателя при вычислении стоимости ОСАГО:
Показатели | Описание |
Имеется база данных РСА | но даже после формирования таковой присутствуют некоторые ошибки при вводе информации, необходимо осуществлять исправление самостоятельно |
Для СК, которые предоставляют в базу данных неверную информацию, предусматривается серьезная ответственность | ри обнаружении ошибки налагаются определенные штрафы |
При не уведомлении страховой компании водителем при изменении водительского удостоверения ответственность ему не грозит, штрафные санкции не будут применяться | но в то же время сам КБМ будет рассчитан неверно |
Доказываем свой водительский класс в РСА
Чтобы добиться справедливости следует написать заявление в РСА, в котором аргументировано следует обозначить несоответствие между реальным водительским классом и данными указанными в базе. Для этого следует приложить документы, доказывающие вашу правоту:
- предшествующие полиса по ОСАГО;
- справки о безаварийной езде.
Также не лишним будет добавить, что в случае, если ситуацию не удастся разрешить мирным путем, вы будете вынуждены подать жалобу в государственные инстанции, осуществляющие функции финансового контроля. Это вы можете сделать, если не получили ответа на свое письмо в течение 14 календарных дней.
Но обычно, если доказательная база вполне весомая, дело до жалоб в вышестоящие инстанции не доходит. В РСА исправят указанную неверно информацию, а вы в свою очередь получите свою законную скидку на полис ОСАГО.
КБМ ОСАГО по базе РСА помогает существенно снизить стоимость полиса автовладельца. Поэтому водите машину аккуратно, и тогда в следующем году полис ОСАГО вам обойдется гораздо дешевле, чем в предыдущем.
Как определяется последний закончившийся договор
«Договор 1» не используется для определения начального класса КБМ: срок его действия не закончился на дату начала срока страхования по новому договору.
«Договор 2» может использоваться для определения начального КБМ: его срок действия закончился на дату начала срока страхования по новому договору. «Договор 2» заключен сроком на один год, а срок его действия окончился не ранее чем за один год до начала срока страхования по новому договору.
«Договор 3» может использоваться для определения начального КБМ. Однако, при наличии информации о «Договоре 2», последним закончившимся договором является «Договор 2».
«Договор 5» не используется для определения начального КБМ: его срок действия менее одного года.
«Договор 6» может использоваться для определения начального КБМ. Однако, при наличии информации о «Договоре 2» и «Договоре 3», последним закончившимся договором является «Договор 2».
После окончания сроков страхового договора КБМ в своем действенном состоянии может продержаться по закону только год. После этого его значимость и показатели обнуляются, и восстановлению они будут подлежать только после обращения в страховую компанию или в РСА самим водителем.
Если еж водителю не нужно ничего восстанавливать или он сам просто того не хочет, тогда к стоимости полиса при новой покупке будет применен коэффициент – 1.
Коэффициент безаварийности «бонус-малус» может действовать как на понижение стоимости полиса ОСАГО, так и на его повышение.
Применять его законодательно стали с целью – простимулировать всех водителей в России, чтобы они стремились заработать скидку на покупку следующего полиса, если будут ездить год без попадания в какие-либо ДТП.
Как повысить свой класс?
Система достаточно проста и удобна в использовании, однако иногда у пользователей могут возникать проблемы. Чаще всего они бывают связаны со снижением коэффициента и необходимостью его восстановления. Если вы не согласны с выставленным на сайте страховой компании значением КБМ, обратитесь в офис или напишите заявку на сайте для повышения класса.
Если вы выбирайте вариант с офисом, понадобится взять необходимый набор документов и заполнить с менеджером заявление в двух экземплярах. Ответ на заявление придет в течение 3 месяцев. Более быстрым вариантом является составление заявки на официальном сайте в режиме онлайн. В таком случае вам понадобится оставить свои персональные данные для поиска в базе РСА и оплатить стоимость услуги (она может варьироваться от 300 до 700 рублей). При правильном оформлении документации ответ придет в течение 24 часов с момента подачи заявки.
Влияние класса на скидку ОСАГО
Весь смысл введения системы ранжирования водителей по классу КБМ состоит в поощрении безаварийного вождения и улучшения дорожной ситуации в стране. В связи с этим, аккуратные водители, не допускающие аварий, поощряются бонусными скидками. Размер этих скидок установлен в таблице, и зависит от величины индивидуального класса. Новичку, которые ещё не успел совершить ни одной аварии, как и не успел подтвердить свою аккуратность и соблюдение правил ПДД, присваивается по умолчанию 3-й класс КБМ.
Водитель с третьим классом, согласно таблице бонусов, не имеет права на скидку: полис продаётся ему по номинальной стоимости. Если же водитель, такой автовладелец совершит ДТП, то его класс автоматически понизится на 2 пункта, до первого. Соответственно, в следующем году страховку ему продадут только с надбавкой в 55%. После двух ДТП за год его уровень уже опустится до «М», и ОСАГО ему обойдётся на 145%, то есть, в 2,45 раза дороже.
За безаварийную езду наоборот, водителю делается бонусная скидка.
Величина скидки также зависит от класса КБМ — чем он выше, тем дешевле обойдётся аккуратному шофёру страховой полис. Как видим, чем аккуратнее гражданин водит свой автомобиль, тем дешевле для него полис автострахования. Бывает ситуация, когда в полис вписано несколько человек, имеющих право управлять данным автотранспортом. В этой ситуации стоимость полиса будет рассчитываться по водителю, имеющему самый низкий коэффициент.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.
Класс | КБМ | Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Класс, который будет присвоен | ||||||
M | 2,45 | M | M | M | M | |
2,3 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).
- Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
- Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
- Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.
Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.
Где проверять коэффициент бонус-малус?
Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.
Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.
Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?
Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:
- В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
- В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
- Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
- В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
- В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.
В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.
Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.
При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.
Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке
Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.
Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.