Что будет если… при движении включить нейтраль на акпп

Для чего нужно положение «N»?

Естественно, что возникает вопрос об использовании нейтралки. Данный режим предполагает использование во время буксировки автомобиля с выключенным двигателем. Также он используется во время раскачивания застрявшего авто и во время сервисного обслуживания.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что водители так и не пришли к однозначному заключению можно или нет ехать на нейтралке на автомате. А вот мнение производителей и работников автосервисов по этому поводу совпадает. Они дружно утверждают, что езда на нейтральной передаче на АКПП чревата серьезными последствиями.

Автоматическая коробка передач представлена в виде разновидности трансмиссии, работа которой базируется на выборе подходящего передаточного числа в автоматическом порядке без участия водителя. Выбор передаточного числа напрямую зависит от скорости, характера движения и некоторых других параметров.

Ещё одна особенность заключается в том, что педаль сцепления в таких машинах отсутствует, так оно осуществляется с помощью гидротрансформатора, цель которого заключается в передаче крутящего момента на колёса.

Более подробную информацию о том, и какой она бывает, читайте в статье нашего специалиста.

О том, как отрегулировать с автоматической коробкой передач, читайте в материале нашего автора.

Водители до сих пор утверждают, что нет ничего удобнее и надёжнее механической коробки передач, однако факты говорят сами за себя – автомобилям с АКПП водители отдают предпочтение всё чаще.

Несмотря на существенные изменения в законодательстве, за счёт которых водители с АКПП могут получить специальные права, новичков продолжают обучать только механике. По этой причине многим неизвестны особенности и принципы управления автомобилем с коробкой «автомат».

Если вы ещё не знаете, как правильно , то обязательно прочитайте интересную и максимально полезную статью нашего специалиста.

Информацию о том, что такое и чем она отличается от автоматики, вы сможете найти в статье нашего эксперта.

Обозначения (символы) на панели АКПП

  • «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.
  • «R» – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».
  • «N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.
  • «D» – «драйв». Режим движения вперед.
  • «A» – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).
  • «L» – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.
  • «B» – Такой же режим, как и «L».
  • «2» – режим движения не выше второй передачи.
  • «3» – режим движения не выше третьей передачи.
  • «M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки «+» и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.
  • «S» – «спорт». Спортивный режим движения.
  • «OD» – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).
  • «W» – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.
  • «E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.
  • «HOLD» – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).

Например, в руководстве некоторых автомобилей буква «B» означает «Block» (блокировка) – режим блокировки дифференциала, который нельзя включать во время движения.

буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock»

Зачем нужна нейтральная передача на автомате?

Роль нейтральной передачи на автоматической коробке не такая существенная. Она не такая как на механике (где вы переключаетесь на нее на каждом светофоре), на автомате вы можете ее ни разу не включить за весь период эксплуатации автомобиля. Вы не ослышались это действительно так. Так для чего же вообще она нужна? Все просто, в основном это буксировка машины

То есть если ваш автомобиль сломался, то его нужно буксировать именно на этой передаче и то очень осторожно (подробнее в статье – буксировка автомата)

Второе назначение – это стоянка, конечно можно поставить машину на нейтралку и на «ручник», но это не так удобно как скажем просто поставить на «P» паркинг. Но из такого положения двигатель заведется (почитайте первый урок на автомате) Однако так делать можно, это не запрещено!

НИКОГДА не делайте этого с автоматом!

Сегодня я хочу рассказать о 5 ошибках, которые совершают владельцы автомобилей с АКПП! Не вариаторов, не роботов, а именно простых автоматических коробок переключения передач!

1. Переключать на ходу на нейтралку (положение селектора N).

Некоторые водители любят сбрасывать на нейтралу АКПП на ходу, при движении накатом. Объяснений находят много. Например, что якобы для экономии топлива. Так вот, делать этого никогда нельзя . Даже само переключение на нейтралку не страшно, а страшно потом переключение в драйв (положение D ). Во время этого переключения происходит не большой толчок. Связано это с тем, что коробке приходится снова синхронизировать вращение валов (входного и выходного) и происходит резко торможение фрикционов.

А ещё переключение на нейтралку на ходу может быть даже опасно. Потому что если, после переключения, заглохнет двигатель, то отключится гидроусилитель, отключится усилитель тормозов и автомобиль становится практически не управляемым . Для примера, в США, в некоторых штатах даже запрещено переключение АКПП в нейтральное положение на ходу законом .

2. Включать заднюю передачу до полной остановки (положение селектора R).

Многие водитель грешат тем, что при движение вперёд, если нужно быстро сдать назад, не дожидаясь полной остановки переводят селектор в положение R . Так тоже делать категорически запрещено . При включении задней передачи в коробке автомат происходят значительные изменения в скоростях. Какие-то фрикционы разжимаются , какие-то тормоза, а внутри коробки автомат есть свои тормоза, сжимаются . Если так делать, то автомобиль будет тормозить за счёт тормозов внутри коробки, а не тех, которые установлены на колёсах. Из-за этого эти тормоза быстро износятся, а что бы их заменить, нужно будет разбирать коробку, а это уже будет стоить существенных денег.

3. Это Лаунч контроль.

Есть водители, которые любят «стартануть» резко, быстро уехать со светофора. И делают они это, иногда, при помощи так называемого лаунч контроля. Это когда переводят селектор в положение D, левой ногой выжимают тормоз, правой давят на газ, раскручивают двигатель, поднимая обороты до 3-4 тыс., отпускают тормоз и стартуют с максимальным ускорением. Подобные старты приводят к преждевременному износу узлов гидротрансформатора.

Но есть ещё один, более действенный способ «убить» коробку. В начале включается нейтраль , тормоз , газ, раскручивается двигатель, поднимаются обороты и включается D (Drive) . В этот момент нагрузка идёт не только на гидротрансформатор , но и на фрикционы . На высоких оборотах износ фрикционов происходит катастрофический . Может быть достаточно 3-4 таких стартов и всё! Коробка в ремонт!

4. Переключение из положения N в положение D и обратно в пробках.

Так же многие водители любят в пробках, при остановке, переводить селектор в положение N (Neutral) , а при начале движение потока в положение D (Drive) , оправдывая это мнимой экономией топлива. Да действительно, если сравнивать показания расхода топлива во время стоянки в положении D и в положении N, то разница может составить 0,1-0,2 л./ч. Но это слишком мизерная экономия, которая не покроет расходы на ремонт коробки передач. Связано это с тем, что в момент переключения внутри коробки тормоза и фрикционы всё время сжимаются и разжимаются, что приводит к повышенному износу.

5. Переключение в паркинг до полной остановки (положение селектора P).

Так же есть водители, которые, возможно из-за спешки, а возможно из-за халатности переводят селектор АКПП в положение P (Parking) до полной остановки автомобиля. Подобные действия могут привести так же к критическим поломкам. Связано это с конструктивными особенностями режима работы паркинга. В коробке есть шестерёнки вала и есть стопор (крючок), который фиксирует всю коробку. Это происходит механически, на подобие включения передачи в ручной коробке. И если в момент движения или наката автомобиля включить режим паркинга, то эта шестерёнка может просто сломать этот стопор. А это опять же разбор коробки и дорогостоящий ремонт!

Любите свой автомобиль и берегите АКПП. И тогда ваш автомобиль будет отвечать вам долгими годами без проблемной эксплуатации!

Источник

Дополнительные нюансы

Хотя ерундой их назвать будет неправильно: эти мелкие подробности могут серьезно сказаться как на здоровье машины, так и на самочувствии ее ездоков.

Переключение с режима D

на режимN во время езды происходит безболезненно. А вот обратное действие чревато уже серьезными повреждениями коробки. Для безопасности придется остановиться. И где в этом случае смысл использования нейтралки? Вы теряете во времени; к тому же застопиться не всегда предоставляется возможность.

Остается вероятность того, что внезапно заглохнет движок. При включенной скорости это нестрашно. На нейтралке же моментально отключается ГУР, и машина значительно теряет управляемость. Чем это может грозить, разъяснять не надо.

Возражения по поводу того, что если бы нейтралка была столь опасна, то ее заблокировали бы при спуске с конвейера или вовсе б не включали в набор, некорректны. Режим N необходим для сервисного обслуживания и раскачки застрявшей машины. В езде же он неприменим. Из всего вышесказанного можно сделать вполне определенные выводы.

Четкий ответ на вопрос, можно ли ездить на нейтралке на автомате – нет, если вы не готовы оплачивать регулярные ремонты. А если уж вам так дорог спуск накатом, то почему бы не поменять свою машину на аналогичную модель с механикой? На ней не придется выбирать другую манеру езды и привыкать к новым правилам, с которыми все же считаться приходится.

Водитель, впервые купивший автомобиль с АКПП, неизменно задается вопросом, можно ли катиться на нейтралке на автомате? Этот вопрос возникает из-за давней привычки «экономии топлива» – перевода в нейтральное положение рычага переключения скоростей на МКПП во время длительных спусков, или «докатов» до места.

Теоретически это ведет к значительной экономии топлива. Практически – вопрос спорный. Впрыскивание топлива в двигатель практически полностью прекращается при отпущенной педали газа, вне зависимости от положения рычага. И это актуально не только для автомата, но и для механики.

Можно ли двигаться на нейтрали с АКПП

В то же время, если перевод на нейтраль для механики во время движения – не опасен, то для автоматики это действие – медленная смерть. Конечно, в случае единичного переключения ничего не произойдет, да и переключение на скорости с «D» в «N» пройдет для автомата безболезненно. А вот обратный процесс может быть губительным для всей коробки, если не выполнить главное правило – полностью остановиться, и только после этого включить драйв. Это связано со значительным понижением давления масла в нейтральном режиме. Если же переключить с «нейтралки» на «драйв» во время движения, резкое возрастание давления масла может значительно повредить коробку передач. Можно ли подумать, что ехать на нейтралке на автомате с горы до полной остановки безопасно для системы переключения скоростей? Нет, так думать нельзя. Не только переключение с нейтрального в драйверный режим опасно для коробки, но и само движение недопустимо.

Это результат отличного от механической коробки устройства смазывания внутренних элементов маслом. В автомате оно происходит только во время движения с включенной скоростью. То есть перевод рычага в нейтральное положение грозит износом деталей, которым приходиться работать «на сухую». Износ большинства автоматических коробок передач определяется установленным количеством переключения режимов передач.

Основные режимы АКПП

Итак, как правильно ездить на автоматической коробке передач?

Для начала разберемся, какие пер. есть в автомате. В современном авто эконом-класса насчитывают около 5, со всеми условиями для комфорта — 15.

Вот основные режимы (в дальнейшем «реж.» или «р») автоматической (в дальнейшем «автоматич.») коробки:

Паркинг обозначается пиктограммой Р и отвечает за блокировку авто на парковке. С помощью этого автомобиль не сдвигается с места.

Реверс отмечается пиктограммой R и отвечает за задний ход. Обычно включают его после «Р». Рычаг сдвигают только тогда, когда полностью остановилось авто, чтобы избежать поломок.

Нейтральная передача пишется пиктограммой N, с помощью нее с легкостью транспорт передвигается без работы двигателя.

Драйв изображается пиктограммой D, главная пер. движения предназначенный для естественного вождения автомобиля вперёд. На некоторых есть специальная защита при включении Драйва, поэтому к этому р. нажимают на специальную кнопку или на тормозную педаль.

Дополнительные режимы автоматической КПП

Как работает АКПП с дополнительными, в автомате обозначения скоростей представлены так:

  1. Зимний имеет пиктограмму W или рисунок снежинки. Предоставляет безопасное вождения в холодное время года. Тем самым появляется возможность аккуратно передвигаться по ледяной дороге.
  2. Спорт выражается пиктограммой S или PWR. Нужен он для активной езды, воспользовавшись им, включают специальную кнопку рядом с селектором.
  3. Для езды на автомате для начинающих разработали реж. — 1, 2, 3. Они приспособлены для ручного вождения, поэтому водитель может самостоятельно выбрать п.: 1 — можно выбрать первую заданную команду; 2 — первую и вторую команду; 3 — первую, вторую и третью команду.
  4. Аварийный используют, если случилась определённая поломка или неисправная ситуация, на панели управления появляется сигнал, тем самым транспорт переходит в аварийный р. Обозначение на всем транспорте отмечается по-разному, знак маркирующий аварийную ситуацию выходит на панель в случае поломки.

Можно ли переключать скорости автоматической коробки на ходу

Работает автоматич. КПП таким образом: она имеет основные режимы, которые включают при остановке автомобиля и дополнительные — используют во время передвижения машины.

Например, на нейтральную передачу и «Паркинг» переключаются, когда авто тормозит, Драйв и дополнительные пер.  включают и при передвижении.

Как завести машину с АКПП: что нужно знать

Для тех, кто не знает, как пересесть с механики на автомат, а также для новичков, которые только сели за руль машины, оснащенной АКПП, будет полезно на начальном этапе изучить алгоритм запуска мотора.

Другими словами, нужно знать, как правильно завести машину с автоматом. Как может показаться на первый взгляд, никаких трудностей нет, однако на практике часто возникают ошибки.

Перед тем, как перейти к основной теме, нужно выделить, что сами коробки автомат отличаются. Сегодня существует несколько видов АКПП: «классический» гидромеханический автомат, вариатор и роботизированная коробка передач. При этом основные режимы у них зачастую одинаковые. Производители специально делают все автоматы похожими, чтобы у водителей не возникало дополнительных трудностей во время взаимодействия с КПП.

Основным отличием может быть само исполнение селектора АКПП, ход рычага (по отдельным пазам или без них), а также наличие дополнительных режимов (Типтроник, зимний режим, спортивный и т.д.).

При этом, как уже было сказано выше, все производители так или иначе придерживаются определенных правил и стандартов, чтобы водитель не испытывал трудностей при работе с автоматическими трансмиссиями разных типов.

Теперь перейдем к тому, как заводить двигатель на машине с автоматом. Прежде всего, нужно запомнить, что мотор на автомате заводится только в положении «P» (парковка) или «N» (нейтраль).

Примечательно то, что многие новички глушат машину в режиме «D», «R», «M» или другом, затем затягивают ручник и после покидают автомобиль. Далее, после стоянки водитель садится в машину, нажимает педаль тормоза, поворачивает ключ в замке зажигания, но запуска не происходит.

Получается, правильный алгоритм действий следующий:

  • после окончания поездки нужно полностью остановить автомобиль;
  • удерживая машину педалью тормоза, затянуть «ручник»;
  • затем можно переводить селектор в режим «P».

Обратите внимание, режим парковки имеет одну полезную особенность, которая заключается в срабатывании механической блокировки вала КПП после перевода рычага в «паркинг». Если просто, колеса блокируются, то есть машина не сможет покатиться вперед или назад, даже если не затягивать ручник

Отдельно отметим, что заводиться можно также в режиме «N», однако нужно учитывать, что такой режим является сервисным (для буксировки авто и т.д.) и условно разъединяет коробку и двигатель.

Это значит, что никаких блокировок, как в режиме «паркинг», нейтралка не имеет. Простыми словами, если не нажимать на тормоз и не затянуть ручник, машина может покатиться на неровной площадке.

Именно по этой причине лучше сразу привыкнуть пользоваться только режимом «P», а не «N» при постановке машины на стоянку. Более того, режим «паркинг», благодаря наличию блокировки вала в коробке, позволяет избежать примерзания тормозных колодок зимой.

Если иначе, в зимний период можно не пользоваться ручником, достаточно поставить машину в режим «парковки». Единственное, нужно учесть, что блокировка вала осуществляется при помощи стальной тонкой шпильки.

Чтобы не допустить поломок и деформации, машину без использования ручника нужно парковать только на ровной площадке. В противном случае нельзя исключать вероятность поломки блокирующей шпильки вала АКПП, а также самопроизвольного качения автомобиля.

Смысл существования нейтральной передачи

Собственно, его можно считать аварийным режимом, и он нужен для того, чтобы разблокировать колеса при возникновении каких-либо аварийных ситуаций. Например, автомобиль заглох, и его необходимо дотянуть до СТО или погрузить на эвакуатор, вот тогда и включается этот аварийный режим.

Для стандартной эксплуатации автомобиля он не нужен, и при обычных поездках по городу в нем нет никакой необходимости. Это следует помнить, в первую очередь, тем, кто перешел на автомат с механической коробки передач, это они, как правило, все время дергают с, останавливаясь на светофоре. Не так ли?

Что происходит при смене режимов?

У коробки есть гидротрансформатор, к которому идет вал от двигателя. Этот вал вращается, но усилие не передается на коробку до тех пор, пока нет зацепления. Чтобы крутящий момент передался к колесам, нужно, чтобы масляный насос, который постоянно находится под давлением, передал это давление на пакет фрикционов, зацепляющих вал двигателя, что, собственно, и происходит в режиме «D» (Drive). При смене передач происходит смена пакетов фрикционов.

Что происходит при постоянном отцеплении от вала и зацеплении с ним? Когда, например, при остановке на каждом светофоре происходит переключение на нейтральную передачу, а затем включается первая, то фрикционы изнашиваются намного быстрее, чем если этого не делать. Ведь частое сжатие и разжатие пакета приводят к тому что они попросту горят.

Какой-то серьезной экономии топлива таким образом достичь не получится, и попытка сэкономить, в конце концов, обернется необходимостью замены фрикционов, которые стоят намного дороже всего топлива, которое удалось сберечь за все время, как и процедура замены этих деталей.

На светофорах и на кратковременных стоянках не нужно включать нейтральную передачу!

Для чего нужна «нейтралка» на автомате?

На механических коробках передач «нейтралка» требуется для движения накатом, что позволяет экономить топливо. Но на автомате активировать такой нейтральный режим во время движения будет невозможно, соответственно многим водителям просто непонятно, зачем на трансмиссии автомат имеется нейтральный режим.

Специалисты отмечают, что нейтральная передача на автомате будет необходима в двух случаях. В первую очередь — это буксировка автомобиля, что позволяет снизить нагрузку на трансмиссию и привод. Такая буксировка машины с АКПП возможна исключительно на скорости не более 40 км/ч. Большинство мастеров в сервисах даже рекомендуют отказаться от такой буксировки машины с трансмиссией автомат, так как полностью исключить вероятность выхода из строя привода и шрусов будет невозможно.

Также активировать нейтральный режим на автомате рекомендуется при длительной стоянке автомобиля. Это позволяет предупредить износ сцепления, в частности, увеличивается срок службы выжимного подшипника, корзины, дисков и вилки. Если в обычных условиях, когда активируется режим Паркинг, на сцепление приходится повышенная нагрузка, то, включая нейтраль и затягивая парковочный тормоз, мы исключаем непреднамеренное движение автомобиля, при этом предупреждается появление серьезных неисправностей трансмиссии.

Однако единого мнения у автовладельцев о том, стоит ли постоянно включать нейтраль даже при длительной стоянке, на сегодняшний день нет. Кто-то уверяет, что действительно требуется всегда включать нейтральную передачу, даже если машина останавливается на 10 минут и более. Тогда как другие автовладельцы уверяют, что в подобном случае повышается нагрузка на электронный или механический ручной тормоз, поэтому можно запросто вывести из строя коробку передач, постоянно переключая её режимы работы.

Специалисты отмечают, что в обязательном порядке активировать нейтраль на АКПП при остановке автомобиля не требуется. Куда важнее обеспечить правильное обслуживание автомата, в том числе своевременно менять трансмиссионную жидкость и масляные фильтры. Последнее позволит избежать перегрева коробки передач, соответственно предупреждается преждевременный износ, автоматическая трансмиссия не потребует скорого ремонта, а автовладелец может быть полностью уверенным в отсутствии каких-либо проблем с его автомобилем.

Куда важнее правильно эксплуатировать автоматическую коробку передач, в частности, выполнять её прогрев после длительной стоянки. Все подвижные узлы в коробке передач смазываются маслом, которое на холоде после длительной стоянки загустевает, поэтому первые километры поездки все узлы внутри трансмиссии работают посуху, что и приводит к их преждевременному износу. Чтобы исключить подобное, необходимо несколько минут прогревать коробку передач, для чего заводят мотор, выжимают педаль тормоза и переключают несколько минут режимы работы, активируя Паркинг, Нейтраль и Драйв.

Выводы

Современные коробки передач имеют нейтральный режим, однако для многих автовладельцев его назначение до сих пор непонятно. Считается, что нейтралка на коробках автомат необходима исключительно для буксировки автомобиля или же для длительной стоянки машины. Однако последнее спорно, поэтому опытные автомеханики утверждают, что активировать такую нейтральную передачу на АКПП не требуется. Нужно лишь правильно обслуживать машину, что и позволит избежать всех подобных неисправностей.

19.07.2019

…или пожечь резину?

Технически пробуксовки колёс автоматы боятся несильно, но только если всё делается в меру и коробка не будет в этот момент переключать передачи. То есть буксуйте, но переведя АКПП на низшую передачу. Не стоит думать, что это совсем безвредная процедура, вы в любом случае изнашиваете внутренности коробки. А если она ещё и хворает, склонна к перегреву например, то кончина агрегата может оказаться значительно ближе. Нагрева, кстати говоря, очень боятся автоматы Aisin, которые ставились на 3.5-литровые Camry с 2006 года.

Ещё один пример пробуксовки с автоматом — это раскачка. Она поможет, если вы где-то застряли. Выше мы говорили, что переключение селектора на ходу туда-сюда не рекомендовано. Но нагрузка на коробку во время раскачки не такая большая, и если другого способа выехать нет, то качайте. Такой приём некоторые автопроизводители даже упоминают в мануалах, но опять же переусердствовать не стоит.

Электроника в помощь накату

После широкого распространения инжекторной системы подачи топлива, а также стабилизирующей системы обе вышеописанные проблемы были решены. Мотор больше не прекращает свою работу на холостых, тогда как с помощью стабилизации обеспечивается корректное торможение колёс во время поворота. По этим причинам езда накатом ныне допустима, поскольку с помощью такого передвижения возможно добиться экономии горючего и снижения вредных выбросов.

Множество производителей авто даже прибегают к имитации режима наката, устанавливая свои автоматические и роботизированные КПП. Его в таких случаях «прячут» в программе «ЭКО». В случае когда газовая педаль отпущена, с помощью преселективной коробки размыкается сцепление и утрачивается непосредственная взаимосвязь двигателя и ведущих колёс. Происходит падение стрелки на тахометре на восемьсот оборотов, что обеспечивает размеренное движение авто вперёд. Такие прогоны дают экономию от трёх до пяти процентов горючего (что определяется интенсивностью применения наката). С помощью электроники контролируется вращение колёс.

Но тут нужно учитывать, что в спортивном автомобиле, имеющем полноприводную трансмиссию и активные спортивные дифференциалы на задних осях, накат на нейтральной передаче на механике допустим исключительно в качестве временного средства сокращения расходов. Активные дифференциалы, которые распределяют тягу на задних колёсах (между правым и левым), функционируют исключительно тогда, когда передача включена. Когда сцепные свойства резины напряжены до предела, наличие на ведущей колёсной оси является обязательным.

Содержать ваш автомобиль в порядке, найти ближайший автосервис, магазин автозапчастей с удобным графиком работы, автохимию от ведущих производителей и многое другое поможет каталог TAM.BY, где есть всё для авто!

Pashok21074 › Блог › как правильно ездить на механике

Для начала нужно выбрать достаточно большую площадку без препятствий и без стоящих припаркованных автомобилей. Желательно, чтобы площадка была идеально ровной и имела минимальный уклон. Автомобиль с выжатым сцеплением не должен по ней катиться. В принципе можно выбрать участок грунтовой сухой дороги, где нет автомобилей.

Виртуально научиться ездить на автомобиле достаточно проблематично. А тем более, научиться ездить на машине с механической коробкой передач. Но все равно определенные теоретические знания нужно иметь. Ибо теория и практика вождения настолько тесно связаны между собой, что одно без другого невозможно. Итак, давайте выясним, как правильно ездить на механике.Учиться ездить на механике несколько сложнее, чем учиться ездить на автомобилях с автоматической коробкой. Но, как говорят специалисты и инструкторы вождения, если в автомобиле установлена механическая коробка передач, чувствовать автомобиль проще. А переучиться затем на автоматическую коробку, значительно проще, чем с автомата переучиваться на механику.

Как правильно ездить на механике

Если необходимо остановиться на скользком участке дороги, то для начала необходимо перейти на более низкую передачу и понемногу начинать притормаживать, в таком случае колеса не будут блокироваться. Такой принцип заложен в системе ABS — антиблокировочной системе, однако необходимо понимать, что она устанавливается не во все автомобили. Если остановка требуется сию минуту, а причин для этого достаточно много — к примеру, на дороге внезапно появился пешеход, то опять же необходимо перейти на пониженную передачу и резким движением нажать на педаль тормоза, спустя секунду повторить это же действие. Количество таких резких движений необходимо повторять до полной остановки автомобиля. Если просто нажать на педаль тормоза, машина может уйти в свободное скольжение.

Некоторые начинающие водители уверены, что научиться ездить на автомобиле с механической коробкой передач просто нереально. Однако это все чистейший воды миф. Многие опытные водители считают, что «автомат» вещь не приемлемая, и они никогда не променяют на него свою старую добрую «механику». Грамотная езда на механике — основа водительского мастерства. Чтобы облегчить езду на автомобиле с МКПП, для начала необходимо разобраться, как правильно с ней взаимодействовать.

Устройство механической коробки передач

Устройство механической КПП

Конструктивно механическая коробка передач состоит из следующих элементов:

  • ведущий или первичный вал;
  • ведомый или вторичный вал;
  • промежуточный вал (для 3-х вальной МКПП);
  • шестерни первичного и вторичного валов;
  • механизм выбора передач;
  • муфты синхронизаторов (синхронизаторы);
  • картер;
  • главная передача;
  • дифференциал.

При этом устройство и принцип работы двухвальной и трехвальной трансмиссии отличаются друг от друга.

Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

Схема двухвальной МКПП

Этот тип коробки является наиболее распространенным. Крутящий момент от двигателя через муфту сцепления передается на первичный вал. В зависимости от конструкции конкретной коробки передач часть шестерней на первичном и вторичном валах жестко закреплены на них, а часть свободно вращаются. Также на каждом валу расположен минимум один синхронизатор. Шестерни первичного и вторичного валов находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Понять, какие из них зафиксированы, а какие вращаются, очень просто: шестерни возле синхронизаторов всегда вращаются на валу.

Шестерня главной передачи жестко закреплена на ведомом валу. Крутящий момент от вторичного вала к колесам транспортного средства передают главная передача и дифференциал. Последний обеспечивает вращение колес с разной угловой скоростью.

Механизм выбора передач в двухвальной КПП расположен в корпусе коробки и состоит из вилок и штоков, перемещающих муфты синхронизаторов. Механизм оснащен защитой от одновременного включения двух передач.

Принцип работы двухвальной трансмиссии следующий:

  1. В нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момента от двигателя не передается на ведущие колеса, шестерни на валах свободно прокручиваются.
  2. При перемещении рычага водитель перемещает муфту синхронизатора соответствующей вилкой через систему тросиков или тяг.
  3. Муфта синхронизирует угловые скорости соответствующей шестерни и вала, на котором расположен синхронизатор.
  4. Муфта синхронизатора входит в зацепление с шестерней и крутящий момент начинает передаваться с первичного вала на вторичныый.
  5. Происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.

Для движения задним ходом используется дополнительный вал с промежуточной шестерней заднего хода.

Схемы передачи крутящего момента на каждой из передач:

Нейтральное положение

1-я передача

2-я передача

3-я передача

4-я передача

5-я передача

Задний ход

Трехвальная КПП: устройство  и принцип работы

Отличие трехвальной механики от двухвальной в том, что здесь используются три вида валов. Помимо ведомого и ведущего также применяется промежуточный вал.

Первичный вал, соединенный со сцеплением, передает крутящий момент на промежуточный. Передача происходит через соответствующую шестерню — таким образом, валы находятся в постоянном зацеплении.

Устройство трехвальной МКПП

Промежуточный вал расположен параллельно первичному, все шестерни на нем жестко зафиксированы.

На одной оси с первичным расположен вторичный вал. За это отвечает упорный подшипник на ведущем валу, в который входит вторичный вал. При этом шестерни ведомого вала могут свободно вращаться и не имеют жесткой фиксации с валом. Шестерни вторичного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Следовательно, в нейтральном положении КПП крутящий момент от первичного вала передается на промежуточный и далее на шестерни вторичного вала. Но поскольку они свободно вращаются на валу, автомобиль не двигается.

Между шестернями вторичного вала находятся синхронизаторы, работа которых заключается в выравнивании угловых скоростей шестерен вторичного вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения.

Синхронизаторы жестко закреплены на вале и за счет шлицевого соединения могут двигаться по нему в осевом направлении.

В отличие от двухвальной КПП, механизм переключения в трехвальной трансмиссии располагается на корпусе коробки и состоит из рычага управления и штоков с вилками. Механизм также оснащен блокирующим устройством для предотвращения одновременного включения двух передач.

Он может также иметь и дистанционное управление. При этом дистанционный механизм переключения обеспечивает кулиса или шарнирные тросы.

Принцип включения передач в трехвальной КПП аналогичен принципу работы двухвальной трансмиссии.

Плюсы и минусы автоматических КПП

При покупке машины с коробкой-автомат необходимо проанализировать все слабые и сильные места такого механизма. После этого можно принимать решение — покупать с машину с АКПП или оставаться на «механике».

Преимущества:

  • удобство и комфорт эксплуатации, ведь не нужно переключать скорости вручную;
  • высокая надежность, если своевременно менять масло и фильтр АКПП;
  • легкость начала движения;
  • гарантия безопасности;
  • высокий коэффициент полезного действия;
  • повышенная проходимость;
  • отсутствие третьей педали сцепления.

Недостатки:

  • увеличенный расход горючего в сравнении с «механикой»;
  • более высокая стоимость обслуживания;
  • невозможность быстро разогнаться, когда это нужно (решается включением спортивного режима);
  • нельзя завести с «толкача»;
  • быстрый выход из строя при несоблюдении правил эксплуатации;
  • ограничения на буксировку прицепных устройств.

Как видно, у АКПП имеются преимущества и недостатки, которые нужно учесть при выборе. С развитием технологий производители делают все возможное, чтобы нивелировать разницу между «автоматом» и «механикой». К примеру, потребление горючего на трассе почти идентично, а слабая динамика при резком разгоне легко компенсируется включением спортивного режима (активируется автоматически при резком нажатии на газ). Кроме того, снижается и стоимость обслуживания коробок-автомат, требующих всего лишь периодического осмотра, замены фильтров и масла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector