Все о недостаточной видимости на дороге. и как себя вести

Содержание:

Движение в условиях недостаточной видимости

Вождение автомобиля в условиях недостаточной видимости можно свести к четырем основным категориям:

  • Во время дождя;
  • При тумане;
  • При ослеплении солнцем;
  • Под влиянием иных погодные явления.

Во время дождя

Важная особенность при вождении в дождливую погоду — снижение сцепления покрышек с покрытием дороги. На мокрой поверхности коэффициент сцепления падает в полтора — два раза, ухудшается управляемость машины, а тормозной путь увеличивается.

Особое внимание необходимо обратить на такие опасности, как:

  • асфальтобетонное дорожное полотно, скрытое под опавшими листьями деревьев или грязью;
  • период сразу после начала и по окончания дождя.

При движении с высокой скоростью по мокрой дороге, между дорожным покрытием и колесами автомобиля может образоваться водяной клин, или как его еще называют «эффект аквапланирования».

В отличие от движения с низкой скоростью, когда вода между поверхностью дороги и шиной автомобиля вдавливается в рисунок протектора, на высокой скорости этого не происходит.

Признаком начала аквапланирования может служить внезапно возникшая легкость в управлении авто. Для борьбы с явлением необходимо применить торможение двигателем.

При тумане

В случае когда видимость ограничена туманом, от водителя требуется много больше внимания и опыта, чем при езде в дождливую погоду. Зачастую при авариях, вызванных туманом, количество поврежденных автомобилей измеряется десятками, множество людей получают травмы.

В случае густого тумана нужно немедленно прекратить движение и ждать улучшения погодных условий.

Для этого погодного явления может иметь следующее воздействие на водителя:

  • значительно снижет расстояние видимости;
  • формирует обман зрения;
  • нарушает ориентирование в пространстве;
  • искажается восприятие скорости и расстояние до объектов;
  • сильное напряжение оказывает влияние на психику водителя.

В случае продолжения движения, необходимо:

  • замедлить скорость так, чтобы её значение не превышало половину видимого расстояния в метрах;
  • использовать ближний свет вместе с противотуманными фарами;
  • для увеличения расстояния видимого перед автомобилем, периодически приближать глаза к лобовому стеклу.
  • открыть окно водительской двери, прислушиваться к шумам, издаваемым транспортными средствами.

Ни в коем случае не следует:

  • приближаться к впередиидущему авто;
  • осуществлять стоянку авто в пределах дороги;
  • осуществлять обгон или опережение.

При ослеплении солнцем

Прямые солнечные лучи, направленные в глаза уменьшают обзорность водителя, снижают его концентрацию и приводят к переутомлению. Особенно это актуально утренний и вечерний период, солнце находится прямо над горизонтом и солнечные лучи падают параллельно земле.

В случае когда дорожное покрытие, чередуясь, проходит сквозь солнечные и затененные участки, у водителя возникает резкое ухудшение видимости

В таких случаях от водителя потребуется усиленное внимание

При солнечных лучах, направленных в заднюю часть автомобиля, трудноразличимыми становятся цвета сигналов светофора, и задних фонарей впередиидущих транспортных средств. При боковых солнечных лучах, на проезжей части образуются области с малоконтрастной тенью.

Оптимальным решением будет использование противосолнечного козырька, закрывающего от прямых солнечных лучей.

Не рекомендуется использование солнцезащитных очков. Это вызвано тем, что они ограничивают яркость как сильно освещённых, так и неосвещенных участков дороги, что приводит к снижению видимости в тени.

Под влиянием иных погодных явлений

При выпадении первого снега дорожное покрытие представляет особую опасность. Снег быстро накатывается и образует ледовое покрытие либо накат, что, вместе с существенно уменьшившейся видимостью, приводит к росту числа аварий.

Видимость на дороге имеет важнейшую роль.

До девяноста процентов информации необходимой для безопасного продолжения движения, водитель получает благодаря зрению. Устройство человеческих глаз требует времени на адаптацию к темноте. Однако, ночью зрение в значительной степени притупляется.

Так, в темное время суток, или в сумерках водитель намного хуже различает сложившуюся на дороге обстановку. Искажается восприятие цветов. Зеленый кажется более светлым чем красный, а тот в свою очередь – черным. Скорость реакции снижается в несколько раз. В среденем на время от 0,6 секунды и более.

Если для ночного движения можно воспользоваться дальним светом фар, то в условиях сумерек он уже плохо освещает дорогу

Необходимо включить противотуманные фары, понизить скорость двигателем и повысить внимание

Способы увеличения видимости

Ограниченная обзорность по правилам не урегулирована жестко. Водителю дается некоторая свобода действий

Важно правильно воспользоваться имеющимися в машине вспомогательными приборами

Повысить видимость помогают хорошо отрегулированный ближний свет и включенные противотуманки. Дополнительно рекомендуется включать задние противотуманки, чтобы улучшить видимость себя. Скоростной режим нужно выбрать оптимально-минимальный.

Не стоит уменьшать дистанцию между машинами, так как это не только скажется на безопасности, но и на обзорности. Если пришлось остановиться, то обязательно съезжайте в сторону с пути, а при выходе из машины нужно быть одетым в жилет со светоотражающими элементами.

В машине включайте обдув переднего стекла, чтобы не создавался конденсат. Снаружи поверхность должны обрабатывать резиновые щетки дворников. Придерживаясь правильно скоростного режима, необходимо держаться середины полосы.

Где нужна видимость и какой она должна быть?

Казалось бы, хорошая видимость требуется во всех случаях, но применительно к разным условиям требования будут значительно различаться между собой.

Условно ситуации можно разделить на такие пункты, как:

  • движение в потоке без маневров
    . Скорость либо дистанция должны соответствовать условиям безопасного движения, для своевременного принятия мер во избежание аварийных ситуаций;
  • при выполнении маневра обгона.
    Необходимо правильно оценить расстояние как до автомобилей, движущихся навстречу, так и для движущихся сзади по ходу движения;
  • видимость для выезда с прилегающей
    . Потребуется оценить расстояние до движущихся попутно транспортных средств.
  • видимость при повороте налево.
    Необходимо будет прикинуть расстояние до приближающихся слева автомобилей, а после пересечения полосы сделать такую же оценку по правую сторону.

Для выполнения безопасного маневра необходимо расчетное время умножить на максимально возможную скорость движения. Вероятность дорожно-транспортного происшествия будет тем ниже, чем больше останется запаса при расчете.

Что делать если видимости недостаточно?

При покупке нового автомобиля необходимо убедиться в наличии противотуманных фар в выбранной комплектации. В последнее время большая часть иностранных авто имеет их в базовой комплектации.

Помимо удобства пользования во время недостаточной видимости, появится возможность использовать противотуманные фары
вместо дневных ходовых огней. Они могут состоять из наборов светодиодов, располагающихся у фар.

Возможно дополнительно установить на автомобиль дневные ходовые огни в виде колец, так называемые, ангельские глазки.

https://my.mail.ru/mail/zemfira-ionova/video/1223/1392.html» align=»center» mode=»normal»]

Как увеличить видимость?

Столкнувшись с ухудшением погодных условий, можно попробовать улучшить видимость несколькими способами:

  • снизить скорость, так чтобы её значение соответствовало возникшим условиям движения.
    Её значение должно составлять менее половины от дистанции, на которую просматривается дорога;
  • включить дополнительное освещение.
    Противотуманные фары, ближний или дальний свет. В обязательном порядке предварительно оборудовать автомобиль противотуманными фарами в случае их отсутствия;
  • повысить внимательность за рулем.
    Не фиксировать взгляд на одной точке, что повышает утомляемость. Периодически приближать глаза к лобовому стеклу. При необходимости допускается двигаться высунув голову в окно водительской двери.

Что может мешать видимости?

Служить помехами для видимости могут как постоянные или временные препятствия, так и меняющиеся погодные условия.

Видимость дороги определяется такими параметрами, как:

  • погодные условия
    (дождь, снегопад, туман);
  • темное время суток
    (рассвет, закат, сумерки);
  • физическими характеристиками дорожного полотна
    (радиусами горизонтальных и вертикальных кривых);
  • интенсивностью застройки и зеленых насаждений.

Стоит помнить, недостаточная видимость, это результат снижения уровня освещенности и нехватки света в целом.

Видимость, соответствующая сложившимся дорожным условиям занимают лидирующие позиции при соблюдении безопасности дорожного движения

Чем более ограниченной она становится, тем большее внимание и осторожность должен проявлять водитель. Также стоит отметить, что выбор стиля вождения в большой степени зависим от видимости во время движения

Поведение любого водителя на дороге напрямую зависит от условий видимости. Именно ориентируясь на дорогу, особенно если впереди недостаточная или ограниченная видимость, водитель выбирает для себя скоростной режим, предпринимает решения о проведении манёвров, об использовании света и т. д. Можно сделать простой вывод: условия видимости идут бок о бок с водителем во время пути, а чем лучше видимость – тем лучше и комфортнее водителю. Наоборот, кстати, это работает точно так же.

Недостаточная видимость

Согласно правилам дорожного движения под недостаточной видимостью понимают условия, когда водитель не может отличить отдельные предметы на расстоянии трехсот метров от автомобиля (п. 1.2 ПДД). Плохая видимость может быть вызвана погодными или техногенными явлениями, а также временем суток.

На практике это значит, что если на расстоянии 6 столбов освещения (они устанавливаются с интервалом в 50 метров), вы не можете определить цвет и модель автомобилей, не видите четко очертания пешеходов или иных объектов, то видимость можно считать недостаточной. Субъективная оценка достаточности может зависеть от уверенности водителя, стажа его нахождения за рулем.

Условия недостаточной видимости провоцирует:

  • дождь, снег, туман;
  • задымление, пылевая завеса;
  • вечерние и утренние сумерки (время, непосредственно после захода солнца или до его подъема);
  • слепящее солнце.

Недостаточная видимость на дороге является причиной дорожно-транспортных происшествий, поэтому налагает на автолюбителей обязанности по выбору режима движения.

Если дорожное полотно просматривается меньше, чем на 300 метров, то водитель должен:

  • Правильно использовать приборы внешнего освещения (статья 19 ПДД). Включить задние противотуманные фонари. В дождь, туман или снегопад комбинация ближнего света и противотуманных фар обеспечивает лучшую видимость на дороге, чем дальний свет.
  • Использовать аварийную сигнализацию в случае, когда необходимо оповестить других участников движения о своем присутствии.
  • Выбрать скоростной режим, который обеспечит аварийное торможение на половину видимого отрезка дороги. Например, при скорости в 40 км в час, тормозной путь составляет чуть более 10 метров. И это на сухой дороге.
  • Соблюдать дистанцию, чтобы в случае экстренного торможения впереди идущего ТС, не стать причиной аварии.

Начинающим автолюбителям лучше переждать сильный дождь на обочине, включив дополнительно аварийные огни.

Недостаточная видимость, как правило, сочетается с мокрым или скользким дорожным полотном. Следует помнить о том, что в начале дождя дорога более скользкая, чем когда непогода продолжительная. Первые капли смешиваются с пылью, образуя очень скользкую пленку. Резкое торможение в таких условиях приводит к заносу или потери управления.

Туман является наиболее опасным фактором для водителей. Он не только снижает видимость на дороге, но искажает расстояние до предметов, затрудняет ориентировку на местности. В туман скорость даже собственного автомобиля оценивается неадекватно, поскольку он не только ограничивает видимость, но и снижает уровень привычных звуков.

При движении в туман не следует:

  • смотреть в одну точку перед капотом – это утомляет глаза и способствует снижению реакции;
  • ориентироваться по свету фар встречного транспорта или задних габаритов попутного;
  • идти на обгон.

В случае, когда водитель устал или потерял уверенность на дороге, движение лучше прекратить. Для стоянки надо выбрать место подальше от дорожного полотна, лучше не на обочине.

Слепящее, низкое солнце становится причиной недостаточного просматривания дороги из-за особенностей человеческого зрения. Пытаясь защититься от прямых лучей, глаза сужаются, ограничивая видимость. Пешеходы сливаются с дорогой. Светофоры и дорожные знаки теряют необходимую яркость. Наиболее опасно низкое солнце спереди и сзади. Боковое переносится легче, но часто становится причиной ослепления при совершении маневра.

С какой скоростью двигаться в условиях ограниченной видимости

Во время движения важно соблюдать дистанцию, держаться подальше от впереди идущих автомобилей и не приближаться к ним. Нужно использовать специальные фары, например:

  • противотуманные фары, если на дороге идёт снег или дождь;
  • дальний свет – за городом, но только если вы не собираетесь совершить манёвр опережения или на встречной полосе есть машины на дистанции ближе 150 метров;
  • ближние фары – за городом, чтобы не слепить других водителей, ну и, соответственно, в городе.

Необходимо держать включенными противотуманные фары, расположенные в задней части ТС, как и в случае вынужденной остановки – обязательно яркие и горящие габариты.

Более детально про регулировку скорости в случае подъемов и спусков расписано в 10 СНиП 2.05.02-85. Из данных, представленных в СНиПе, составим таблицу:

Для безопасного движения на транспортном средстве нужно следовать следующим параметрам:
Скорость, кмч 120 90 60 30
Видимость, м

— для остановки перед препятствием;

250
175
85
45
— встречного автомобиля
450
300
170
90

  1. Для недостроенных дорог, нужно рассчитать скоростной режим, с погрешностью в 70%.
  2. Расчёт видимости стоит рассчитывать по расстоянию, на котором с высоты уровня глаз (водителя легковушки -1,2 м) есть возможность заметить объект, который находится на проезжей части (высота над уровнем дороги тоже 1,2м).

Отражение этих формулировок также расположено в ГОСТ Р 52289-2004. Тут же можно найти информация о порядке установки в опасных местах с подъёмом или спуском специальных знаков «Обгон запрещён», «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Крутой подъем», либо же есть вариант с нанесением разметки. Если на дороге будут два или более поворота, которые классифицируются как опасные, то будет установлен знак «Опасные повороты».

Какие дорожные знаки используются

Отдельного обозначения ограниченной видимости не предусмотрено. В ПДД описаны только два знака, обозначающие потенциально опасный участок дороги – 1.11.1 и 1.11.2. Они называются «Опасный поворот» и устанавливаются в 100 (внутри населенных пунктов) или 300 метрах (за пределами населенного пункта) до начала закругления проезжей части. Дополнять их могут информационные таблички, с указанием расстояния до начала опасного участка.

В зоне действия этих предписывающих знаков запрещается выполнять обгон, парковаться или совершать временную остановку на проезжей части.

Когда используется аварийная сигнализация и знак аварийной остановки

Требования к использованию фар в условиях плохой обзорности содержатся в пунктах 19.1 – 19.4 и 19.7, 19.8 ПДД. Согласно им, во время движения ТС у него должны быть включены следующие световые приборы:

  1. Ближний или дальний свет – на всех типах транспортных средств.
  2. Фары (и катафоты) – на велосипедах.
  3. Фонари – на повозках.
  4. Габаритные огни – на прицепах или неисправных ТС, передвигающихся с помощью буксира.

Отдельный пункт посвящен стоянке, во время нее активируются:

  • габаритные огни и дополняющие их противотуманки или ближний свет;
  • знак «Автопоезд».

Если автомобиль остановился на опасном участке дороге по причине неисправности, то согласно ПДД он обязан:

  1. Активировать аварийную сигнализацию.
  2. Выставить знак аварийной остановки.

Оба эти требования обязательны к соблюдению и не могут применяться по отдельности.

Нужны ли светоотражатели для пешеходов

Если маршрут передвижения пешехода пролегает по обочине проезжей части при условиях недостаточной или ограниченной видимости, то ПДД рекомендуют ему иметь на одежде светоотражающие элементы и обеспечить их обзор водителям ТС

Особенно важно соблюдать это правило при перемещениях вне населенных пунктов

Согласно пункту 4.2 организованная пешая колонна может двигаться только по направлению движения ТС, по правому краю. Ширина одного ее ряда не должна превышать четырех человек. Конец и начало колонны обозначаются сопровождающими, несущими красные флажки и фонари в темное время суток (белый – спереди, красный – сзади).

Когда используются светоотражатели для велосипедов и мопедов

Пункт 24.10 гласит что велосипедисты и водители мопедов обязаны носить на себе или своем ТС светоотражающие элементы в условиях недостаточной видимости, в сумерках или ночью. Эти элементы не должны быть закрыты одеждой и хорошо видны водителям. Правило не носит обязательный характер, это только рекомендация конкретной группе участников дорожного движения.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

В условиях ограниченной видимости обзор водителя сокращается в несколько раз, а значит вероятность наступления аварии значительно повышается. Стандартные правила поведения в таких условиях: использовать световые приборы, не превышать рекомендованную скорость и не сокращать дистанцию, не совершать остановку на проезжей части вблизи опасных участков.

Что означает термин

В ПДД содержится следующая трактовка термина «ограниченная видимость» – это просматриваемость водителем проезжей части в направлении движения ТС, которая ограничена из-за присутствия сооружений, объектов (в том числе, других автомобилей), особенностей рельефа или изгиба дороги. Диапазон ограниченной видимость – 100 метров (раздел 8, 10, 11, 12).

В качестве постоянных препятствий, ухудшающих обзор, могут выступать:

  • вершины и склоны гор или холмов;
  • жилые или нежилые постройки и сооружения;
  • резкие повороты дороги.

В качестве временных условий, способствующих ограниченной обзорности, рассматриваются:

  1. Припаркованные и остановившиеся из-за аварии или поломки ТС.
  2. Ремонтные работы.
  3. Другие, устранимые препятствия (например, упавшее дерево с густой кроной).

В расшифровке термина не содержится точных характеристик и количественных данных (кроме расстояния) для точной проверки подходит ли конкретный участок дороги под условие ограниченной видимости или нет.

Различия между ограниченной и недостаточной видимостью

Термин недостаточная видимость, также содержится в ПДД, его трактовка есть в пункте 1.2. Недостаточная видимость – это просматриваемость дороги менее чем на 300 метров, которая возникла в результате тумана, дождя или других погодных явлений, а также, при наступлении сумерек.

Этот термин распространяется не на ограниченный участок дороги, а на всю обстановку в целом. Если водитель проедет еще 500 метров и дождь при этом не прекратится, то видимость так и остается недостаточной.

Различия между ограниченной и недостаточной властью:

  • для ограниченной видимости свойственно точное место. Например, именно на этом участке дороги проводятся работы или растут кусты, перекрывающие обзор. По его окончанию, видимость вернется в пределы нормы;
  • у недостаточной видимости есть точный критерий насколько далеко водитель может просматривать дорогу – 300 метров, при ограниченной такой критерий всего 100 метров;
  • зачастую, участки с ограниченной видимостью обозначаются дорожными знаками. В случае с недостаточной это сделать невозможно.

Каковы особенности и условия

Так как для закона важны точные формулировки и толкования, то все особенности и условия содержатся в расшифровке термина (пункт 1.2). Главный критерий возникновения ограниченной видимости – физические ограничения, сокращающие просматриваемость до 100 метров. Наиболее типичные примеры объектов, влияющих на обзорность:

  1. Резкий изгиб дороги.
  2. Зона проезжей части, находящаяся в самом конце подъема.
  3. Капитальное строение или временно неподвижные объекты (припаркованное ТС), затрудняющие обзор из-за своего расположения.
  4. Временная ситуация на дороге, возникшая из-за проводимых работ.
  5. Густая растительность на обочине.

Что означает термин ограниченная видимость

Ограниченная видимость возникает в случае, когда возможность водителя оценивать дорожную обстановку в направлении движения ограничивается различными препятствиями. Правила определяют следующие:

  • рельеф местности;
  • растительность;
  • геометрические параметры дороги;
  • другие транспортные средства;
  • строения, сооружения;
  • иные объекты.

Термин был введен в ПДД РФ в 2010 году постановлением Правительства РФ № 316 в целях четкого понимания пункта 11.4, который запрещает выполнение обгона на участках с ограниченной видимостью (в конце подъема и на опасных поворотах).

Правила не устанавливают определенное расстояние, которое являлось бы критерием ограниченности. Но в контексте требований разделов 8, 11, 12 Правил понятно, что условное ограничение соответствует расстоянию менее 100 метров.

На таких участках дорог запрещается:

  • обгон;
  • движение задним ходом;
  • разворот;
  • остановка;
  • стоянка.

В ПДД РФ перечислены основные примеры объектов и ситуаций, ограничивающих обзор, однако указанный перечень не является полным.

Правила для ограниченной видимости

Запрет обгона

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

На участках дорог с ограниченной видимостью запрещается обгон транспортных средств.

Световозвращающий жилет для водителя

Пункт 2.3.4 правил говорит о том, что при ограниченной видимости водитель должен надевать одежду со световозвращающими полосами.

При рассмотрении данного пункта можно предположить, что его составители перепутали понятия ограниченная и недостаточная видимость.

Например, водитель находится на проезжей части на участке дороги с ограниченной видимостью (за крутым поворотом). Если водитель наденет световозвращающий жилет, то это никак не повлияет на его безопасность, т.к. его все равно не будет видно за поворотом.

Если же водитель наденет куртку со световозвращающими полосами при недостаточной видимости (в тумане), то водители проезжающих транспортных средств смогут заметить его раньше и принять меры для избежания столкновения.

Также можно вспомнить и о том, что выше в тексте этой статьи было обнаружено, что фары, фонари и световозвращатели следует использовать именно в условиях недостаточной видимости.

Дорожные знаки при ограниченной видимости

На крутых поворотах с ограниченной видимостью могут устанавливаться следующие дорожные знаки:

Примечание. Кроме крутых поворотов существуют и другие места с видимостью менее 300 метров, однако специальными знаками они не обозначаются.

Человек на самокате — это пешеход, велосипедист или кто-то другой?

Коротко: человек, который управляет самокатом, приравнивается к пешеходу, потому что в российских ПДД термин «самокат» отсутствует.

Нажмите, чтобы посмотреть развёрнутое объяснение

Самоката, с точки зрения ПДД, как бы не существует, и транспортным средством его назвать нельзя. Пешеход по ПДД — это человек, который находится вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке. К ним приравниваются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие рядом с собой велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, а также те, кто катается на роликовых коньках и самокатах. Из этого всего следует, что самокатчик — пешеход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector