Сколько заряжать аккумулятор автомобиля
Содержание:
- Ускоренная зарядка
- Как заряжать АКБ
- Сколько времени нужно для ускоренной зарядки аккумулятора автомобиля
- Методы зарядки аккумулятора автомобиля
- Как определить, это батарейка или аккумулятор
- Как заряжать гелевый АКБ
- Способы зарядки АКБ
- Как понять, сколько по времени держать на зарядке АКБ
- Важные разъяснения и расчеты
- Сколько нужно проехать для зарядки АКБ
- Почему нельзя заряжать обычные батарейки
- Постоянный ток
- Каким образом нужно проводить правильную зарядку автомобильного аккумулятора
- Каким напряжением и силой тока заряжать аккумулятор автомобиля
Ускоренная зарядка
Если необходимо срочное включение аккумулятора, прибегают к ускоренной зарядке. Она помогает быстро восстановить емкость батареи, но надолго заводить мотор не получится и придется прибегнуть к обычной процедуре. Для быстрой зарядки в устройствах есть режим Boost. Если его включить, то начинает поступать увеличенный уровень тока. Благодаря этому автомобильный аккумулятор придет в более-менее рабочее состояние через 15-20 минут.
Если на зарядном устройстве такого режима нет, но есть функция регулировки тока, то увеличенное значение можно поставить самостоятельно. Но не желательно выбирать показатели больше 30% от обычного тока. Если превышать это значение, состояние пластин батареи ухудшится, и прибор быстро выйдет из строя.
Ускоренная зарядка не безопасна для АКБ, поэтому прибегать к ней рекомендуют только в крайних случаях, когда необходимо срочно запустить двигатель автомобиля. После поездки следует полноценно зарядить батарею в требуемом режиме.
Если соблюдать все правила, то процедура зарядки не составляет труда и не принесет вред батарее. Это можно сделать и без специальных навыков и помощи профессионалов.
Как заряжать АКБ
О разряженности конкретного АКБ обычно судят по плотности залитого в банки электролита, значение которого для рабочей батареи составляет в среднем 1,26-1,28 г/см³ (при 12,5 Вольтовом напряжении). Она зависит от того, какое исходное значение этот показатель имел у только что купленного прибора (оно может быть и 12,7 и 12,9 Вольта). Чем меньше он у данного образца АКБ – тем значительнее прибор разряжен.
Таблица 1. Рекомендуемая плотность электролита в зависимости от климата и времени года.
КЛИМАТ И ВРЕМЯ ГОДА ПРИ ИЗМЕРЕНИИ ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА | ПЛОТНОСТЬ (г/см3) | ||
Аккум. заряжен | Аккум. разряжен | ||
На 25% | На 50% | ||
Очень холодный (температура в январе от -50оС до -30оС) | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Холодный (температура в январе от -350оС до -15оС) | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный (температура в январе от -15оС до -8оС) | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный (температура в январе от 0оС до +4оС) | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Сухой жаркий (температура в январе от -15оС до +4оС) | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Степень заряженности прибора определяется по той банке, к которой измеритель показывает наименьшую плотность.
Автомобильный аккумулятор в разрезе
Таблица 2. Время зарядки АКБ в зависимости от степени заряжености и плотности электролита
Степень заряженности (%) | Плотность электролита (г/см³) | Степень разряженности (%) | Напряжение аккумуляторной батареи (В) | Время заряда при 10% от емкости (часы) |
100 | 1,277 | 12,73 | Нет необходимости | |
90 | 1,258 | 10 | 12,62 | 2 |
80 | 1,238 | 20 | 12,50 | 4 |
70 | 1,217 | 30 | 12,37 | 6 |
60 | 1,195 | 40 | 12,24 | 8 |
50 | 1,172 | 50 | 12,10 | 10 |
40 | 1,148 | 60 | 11,96 | 13 |
30 | 1,124 | 70 | 11,81 | 16 |
20 | 1,098 | 80 | 11,66 | 20 |
10 | 1,073 | 90 | 11,51 | 24 |
1,06 | 100 | 11,4 | Сульфатация |
Типовые аккумуляторы, в летний сезон разряженные более, чем на половину, в зимнюю пору даже после 25-ти процентной разрядки придется снимать с авто и восстанавливать. Кроме того, в дополнительной подзарядке нуждаются батареи, плотность в различных секциях у которых отличается на величину более чем 0,02 г/см³.
Сколько времени нужно для ускоренной зарядки аккумулятора автомобиля
Этот способ подходит исключительно для единовременного запуска двигателя автомобиля. Его можно использовать только на современных аппаратах зарядки. Сам процесс занимает от 20 минут. Строго следите за временем, так как слишком долгая зарядка может привести к поломке АКБ.
Бывает, что у зарядных устройств нет ускоренного режима. В этом случае весь контроль осуществляется вручную. Установите ток на уровне не более 25–30 % от стандарта. Превышение этого показателя отрицательно влияет на срок эксплуатации батареи вашего автомобиля.
Используйте в работе мультиметр (нагрузочную вилку). Данное устройство позволяет грамотно контролировать уровень напряжения и определять правильную степень зарядки батареи автомобиля.
Также не лишним будет использовать ареометр. Он устанавливает плотность электрического состава, который влияет на степень зарядки. Плотность проверяется в каждой банке. Отнеситесь внимательно к этому показателю, ведь от него зависит, сколько заряжать батарею при постоянном или фиксированном токе.
Методы зарядки аккумулятора автомобиля
Существует два основных способа зарядки АКБ – путем изменения постоянного тока или напряжения. Выбор зависит от функциональных возможностей ЗУ, необходимости контроля за процессом, его скоростью и степени заряжания.
Перед началом необходимо выполнить такие условия:
- Предварительная проверка фактической емкости аккумулятора.
- Правильное подключение клемм по полярности – «плюс» к «плюсу», так же как и «минус». В противном случае будет обратный процесс – разрядка.
- Минимальное сечение жилы провода – 1 мм2. В оплетке диаметр должен составлять около 1,3 мм.
- Очистка поверхности АКБ от остатков кислоты, грязи.
- Открутить пробки отверстий, предназначенных для заливки кислоты.
- Проверка уровня электролита. Если его мало – добавляется дистиллированная вода.
После этого можно приступать к процессу зарядки. Делать это рекомендуется в помещении с комнатной температурой и хорошей вентиляцией. В процессе повышения заряда будут выделяться пары электролита.
Как определить, это батарейка или аккумулятор
На первый взгляд рассматриваемые источники энергии очень похожи, но, приглядевшись, можно сразу же разглядеть визуальные отличия.
Главным показателем аккумулятора считается надпись на его корпусе с определённым числом и отметкой mАh. Данные отличительные черты свидетельствуют, что элемент питания имеет ёмкость, которой может обладать только АКБ.
Найти аккумулятор среди батареек также можно по характерному слову, присутствующему на этикетке: «rechargeable», что в переводе с английского означает «перезаряжаемый». В случае если к пользователю попадёт в руки обычная батарейка, на ней будет предупреждение производителя «do not recharge», то есть «не перезаряжать».
Следующим пунктом, следуя которому удастся выбрать необходимый элемент питания, является маркировка:
- Аккумуляторы подразделяются на типы, учитывающие материалы. Могут встретиться обозначения: Ni-Mh (никель-металлогидридный), Ni-Cd (никель-кадмиевый), Ni-Zn (никель-цинковый), Li-ion (литий-ионный), Li-Pol (литий-полимерный).
- Среди батареек распространены: R – солевые, LR – щелочные, FR – литиевые.
АКБ и батарея, помимо отличий в маркировке, существенно разнятся в цене: аккумулятор идентичного типоразмера будет стоить до четырех раз дороже обычной батарейки. Именно поэтому последние достаточно популярны среди пользователей – их можно использовать в простых бытовых устройствах, например, в часах, фонариках или машинках на радиоуправлении, и даже вставлять в цифровые приборы, которые давно пылятся на полке, например, в фотоаппарат.
Как заряжать гелевый АКБ
Гелевый аккумулятор для автомобиля также относится к новому типу батарей и имеют ряд преимуществ перед обычными кислотными АКБ. Их основные достоинства:
- высокий показатель токоотдачи, даже при низком уровне заряда;
- больше циклов заряда-разряда;
- низкий уровень саморазряда;
- устойчивы даже к длительному воздействию низких температур воздуха
Однако они так же как и все имеют несколько недостатков, а именно:
- высокая стоимость – при одинаковых характеристиках с обычными кислотными батареями, гелевые будут значительно дороже;
- очень чувствительны к перезарядке – несколько раз достаточно для потери емкости и сокращению времени службы.
У многих, как начинающих так и бывалых автовладельцев возникает вопрос, как правильно заряжать гелевый аккумулятор? Да по сути так же как и традиционные аккумуляторы, отличий не много. Для этого нужно:
Взять обычное зарядное устройство с возможностью регулировки подачи силы тока и напряжения.
Ток выбирается как обычно исходя из емкости батареи. Например, нужно зарядить АКБ на 70 А•ч. Делим это значение на 10 и получаем 7 Ампер. Это и есть ток, который нужен для заряда нашего аккумулятора. При крайней необходимости, для срочной подзарядки можно увеличить значение тока до 30 % от емкости
В нашей ситуации 21 А.
При зарядке гелевых аккумуляторов важно сильно не повышать значение напряжения. Обычно максимум не должен превышать 14.5 – 15 Вольт, эти данные указываются на наклейке аккумулятора или в техпаспорте.
Там же можно найти информацию и о максимальных допустимых токах при зарядке, обозначается это так «max initial current»
Категорически запрещается превышать это значение.
Как и в других АКБ время заряда гелевой батареи зависит от силы тока. Заряжая током в 1/10 часть от емкости, аккумулятор зарядится за 10 часов. То есть при емкости 70 А•ч, ставим ток 7 Ампер и ждем до полного заряда 10 часов. Соответственно, чем ниже значение тока, тем больше потребуется времени на зарядку и наоборот.
Во избежание перезарядки гелевых АКБ, что противопоказано для них, лучше воспользоваться зарядным устройством с программным управлением. Оно само подберет необходимые показатели для конкретного аккумулятора и отключится по окончанию процесса.
Причина по которой аккумулятор такого типа во время превышения напряжения начинает разрушаться, кроется в том, что гель выполняющий роль электролита начинает плавиться. А скорость плавления прямо пропорциональна повышению напряжения.
Если автомобильный гелевый аккумулятор выполнена как обслуживаемый, тогда перед тем как ставить его на зарядку, необходимо снять пробки с банок, во избежание образования избыточного давления. При подключении зарядного устройства следует соблюдать полярность. Затем выставляются нужные значения силы тока и напряжения. В процессе заряда напряжение батареи будет также повышаться. Нельзя допускать преодоления значений «cycle use» указанных в документации. Если это произошло – следует немедленно уменьшить ток.
Для большей безопасности можно установить дополнительные клеммы с реле-регулятором.
Способы зарядки АКБ
Известно несколько методов, среди которых особо выделяются следующие:
- В режиме постоянно выставленного тока.
- В условиях постоянного напряжения, подаваемого на клеммы аккумулятора.
- Комбинированный способ, при котором зарядка осуществляется в автоматическом режиме.
- Ускоренная процедура для аккумулятора шуруповерта, например.
Предпоследний и последний варианты из списка обычно не рассматриваются, поскольку применяются лишь в исключительных случаях.
Постоянным напряжением
Выставляете постоянное напряжение, скажем, в 14,4 Вольта. Ток автоматически регулируется (уменьшается), то есть в начале он может быть 10 Ампер, а в конце заряда 0,2 А.
В настоящее время почти все зарядные устройства работают по данному методу, то есть напряжение всегда постоянное, а вот сила тока меняется.
Постоянным током
С помощью этого метода в течение всего процесса зарядки ток постоянен. Допустим выставили 2 Ампера. В начале заряда напряжение будет 15 В, а в конце может упасть до 14,4 В.
Как понять, сколько по времени держать на зарядке АКБ
Вполне может случиться такое, что поставив аккумулятор на зарядку и выждав некоторое время, вы обнаруживаете, что никакой зарядки не произошло. Не стоит дальше мучиться. Явно что-то пошло не так. Может, сам аккумулятор неисправен, а может и ЗУ.
Самое важное, когда имеешь дело с аккумуляторами — правильно их заряжать. А для этого нужно точно знать и соблюдать время их зарядки
Чтобы определить это время, можно идти двумя путями:
- Зайти на один из специализированных сайтов и рассчитать всё в онлайн-калькуляторе. Тут всё просто и понятно.
- Можно и самому вычислить это время. Для этого разработана формула.
Формула для расчёта времени зарядки и её тонкости
Чтобы рассчитать время, необходимое для полной зарядки аккумуляторной батареи, следует применить формулу:
Требуемое на зарядку время = показатель ёмкости АКБ / сила тока * коэффициент перезаряда, при котором обеспечивается стопроцентная зарядка.
Коэффициент может быть от 1,2 до 1,4
Для работы этой формулы следует учесть необходимые факторы:
- Для того чтобы зарядить аккумулятор, необходимо затратить от четырёх до двадцати часов. Никак не больше, но и никак не меньше. Если аккумулятор зарядился ранее, чем за четыре часа, то устройство зарядки само прекратит подачу тока. АКБ уже можно использовать. Если же батарея не зарядилась больше чем за двадцать часов, значит, сила тока очень низкая. В таком состоянии аккумулятор может оставаться в зарядном устройстве практически неделю. Вреда ему это не принесёт.
- Значение ёмкости можно взять с корпуса батареи, а можно узнать из информации на упаковке либо в инструкции.
- Необходимая для зарядки сила тока написана на корпусе батареи, продублирована она и в инструкции.
Время, которое требуется для подзарядки — величина непостоянная. Это зависит от нескольких факторов:
- химических веществ, входящих в состав батареи;
- температуры окружающей среды;
- количества заряда, оставшегося в аккумуляторе.
Количество циклов повторной зарядки
Используя аккумуляторные батареи, отдавайте себе отчёт в том, что они не бесконечны. Их ресурс постепенно уменьшается, и каждая новая зарядка приближает это. Например, аккумуляторы на основе никеля и кадмия можно повторно заряжать от тысячи до полутора тысяч раз. Правда, более новые АКБ могут повторно заряжаться до четырёх тысяч раз.
Главное для аккумулятора — это первые четыре цикла перезарядки. В это время происходит «раскачка» ёмкости батареи, которая сохранится на всём протяжении эксплуатации изделия.
Не ленитесь подробно изучать инструкцию к аккумулятору. Их пишут неглупые люди и досконально расписывают, как следует проводить зарядку устройства.
Сколько нужно ждать, чтобы аккумулятор зарядился
Вычислить количество времени, необходимое для полной перезарядки аккумулятора несложно. Для этого делим значение ёмкости батареи на ток ЗУ. Не забываем при этом учитывать и коэффициенты. Они находятся в интервале от 1,2 до 1,6.
Чтобы узнать, какой именно коэффициент нужно применить, посмотрим на разницу между током и значением ёмкости аккумулятора. Чем больше между ними интервал, тем большее значение коэффициента используем.
На точно таких же принципах работают онлайн-калькуляторы на специальных сайтах.
Важные разъяснения и расчеты
Сколько по времени нужно заряжать аккумулятор, если есть желание добиться от него более длительного срока службы, не причинив вреда? Дело в том, что любая быстрая зарядка сильными токами может способствовать падению емкости АКБ, поскольку речь идет об использовании того или иного вида зарядных устройств. Именно с ними и происходит путаница. Причем не только у начинающих водителей, но и у тех, кто принципиально не желает погружаться в изучение несложной темы, связанной с такими понятиями, как напряжение и сила тока.
Как известно, внутри батареи находится шесть «банок». Выходное напряжение каждой из них составляет около 2 В, итого — 12 В.
Однако этот показатель является условным и не совсем точным:
- реальное U хорошо заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6-12,7 В;
- если оно 12 В и меньше — аккумулятор разряжен, как минимум, на 50%;
- если напряжение 11,6 В и меньше — глубокий разряд, необходима срочная зарядка.
Емкость всегда остается важнейшим значением и зависит от того, каким образом производится регулярная зарядка, обслуживание аккумулятора и как эксплуатируется АКБ. Само понятие емкости коротко можно определить так: это время, в течение которого аккумулятор может работать непрерывно при условии подачи определенной силы тока.
Например, самая распространенная емкость у автомобильных батарей составляет 55 Ач и 60 Ач. Далее следуют АКБ с более высокими показателями в 75 Ач и выше.
Элементарные расчеты здесь следующие (исходим из емкости 55 Ач, разделяя ее на силу подаваемого тока):
- при нагрузке током силой в 55 А аккумулятор будет работать 1 час;
- при нагрузке меньше (например, 27 А) батарея работает уже больше, 2 часа;
- при нагрузке 13,75 А работа будет составлять уже 4 часа — и так далее.
Конечно, сильная токовая нагрузка в обычных условиях на аккумулятор не подается
Это важно знать для того, чтобы усвоить понятие безопасного тока. Цифра безопасного тока, используемого при зарядке АКБ, должна составлять 10 процентов от номинальной емкости батареи
Таким образом, можно провести расчет времени зарядки аккумулятора самым элементарным способом.
Если подсчет процентов вызывает затруднения, можно взять калькулятор:
- для батареи емкостью 55 Ач процент безопасного тока будет означать 5,5 А; Подробнее о том, каким током заряжать аккумулятор →
- сколько часов потребуется для зарядки аккумулятора — 55÷5 = 10 часов.
Рассчитать эти показатели очень просто. Они помогут понять, что пятичасовой экспресс-зарядки для автомобильных аккумуляторов явно недостаточно. Для того, чтобы батарея служила дольше, и ее не приходилось часто менять, следует понять, как можно зарядить АКБ таким образом, чтобы не «посадить» ее раньше времени
Важно не только добиться реального показателя заряженной батареи 12,6-12,7 В. Важно позаботиться о том, чтобы такое U держалось как можно дольше при сохранении оптимальных показателей емкости
Сколько нужно проехать для зарядки АКБ
Восстановление заряда батареи будет происходить, если генератор будет отдавать в эту цепь постоянный ток номиналом порядка 14 В.
Специфика работы автомобильного генератора такова, что величина его выходного напряжения сильно зависит от оборотов двигателя – чем они выше, тем больше он будет отдавать потребителям, в числе которых есть и аккумулятор.
А чтобы не допустить перезаряда последнего, который вреден для любых типов батарей, в его составе имеется регулятор, определяющий, нужно ли и дальше выполнять подзарядку в зависимости от напряжения в цепи генератор-аккумулятор. При длительных поездках так и происходит.
Так сколько нужно проехать, чтобы полностью восстановить заряд аккумулятора автомобиля? Если вы рассчитываете получить конкретные цифры и ориентироваться только на них, то будем вынуждены вас огорчить: интенсивность восстановления заряда аккумуляторной батареи зависит от множества факторов, часть из которых не поддаётся количественной оценке, так что любые приведённые цифры будут весьма приблизительными.
В тёплую погоду
Даже если батарея разряжена достаточно сильно (это тоже относительный термин, если машина завелась, то о глубоком разряде однозначно речь не идёт), то когда на улице плюсовая температура, много времени нё восстановление не уйдёт. Достаточно проездить около 30-60 минут на высоких оборотах, чтобы ваш аккумулятор набрал максимальную ёмкость по своему нынешнему состоянию. Если вам нужны значения в километрах, то это эквивалентно 30-60 км пройденного расстояния. Многовато для однократной поездки в городе, но это на тот случай, если АКБ действительно сильно разряжен и вы испытывали трудности с пуском мотора.
Но и здесь есть свои нюансы: на очень высоких оборотах генератор будет автоматически отключать зарядку батареи, а когда вы стоите на светофоре и включено много потребителей, нужно подгазовывать педалью, иначе вместо зарядки аккумулятор будет разряжаться, особенно при слабом генераторе.
В холодное время
При отрицательных температурах время, необходимое для зарядки аккумулятора, нужно удвоить, то есть получается не менее часа езды. А если нет возможности ехать с большой скоростью, то нужно проехать не менее 60-100 км, чтобы зарядить аккумулятор машины. Для зимней поры такие условия (снег, гололёд) – не редкость.
Другие факторы
Это, в первую очередь, нагрузка на бортовую сеть. Зимой много энергии будет забирать печка, летом – кондиционер и в целом система охлаждения. В тёмное время суток или в туман генератор будет усиленно работать, чтобы питать световые приборы, а аккумулятору соответственно будет доставаться меньше.
Во вторую – состояние самой АКБ. Если она не новая, то её ёмкость будет ниже номинала и заряжаться она будет быстрее, но вряд ли это можно назвать положительным моментом.
Наконец, состояние электрооборудования тоже играет роль. Неисправности, загрязнение, окисление, ослабление крепления электрических клемм, дефекты проводки – причина утечки тока в цепи, порой значительной, и это тоже обязательно скажется на времени зарядки аккумулятора во время езды.
Так что совет периодически проверять ёмкость АКБ – правильный, если вы хотите, чтобы ваш аккумулятор прослужил весь отпущенный ему производителем срок.
Почему нельзя заряжать обычные батарейки
Не рекомендуется использовать ЗУ для зарядки таблеток или каких-либо других элементов питания. Если на корпусе указано alkaline (щелочные батарейки), то и пробовать не стоит.
Одноразовые элементы имеют совершенно другой принцип работы – от электролита к электродам поступают ионы. Со временем их запас иссякает, тогда батарейка садится. Если пропустить ток через обычную модель, то восстановительного процесса просто не произойдет. Например, во время работы марганцево-цинковых батареек цинковый электрод растворится.
Аккумуляторы устроены так, что показатели электролитов и электродов можно вернуть к первоначальному варианту. Когда такую аккумулятор подключают к ЗУ, то из электролита преобразуются ионы кислорода и водорода. Начинается восстановительный процесс, где водород выступает катализатором преобразования катода в свинец, а кислород – анода в диоксид свинца.
Постоянный ток
Данная методика идеально подходит в тех случаях, когда аккумулятор разряжен сильно. Тогда он получит более полный и равномерный заряд. Сам процесс при этом хоть и длительный, но так можно восстановить емкость аккумулятора по максимуму. Суть заключается в том, что манипуляция состоит из нескольких этапов, и при этом сам ток поддерживается на постоянном уровне.
Данный вариант не очень удобен тем, что необходимо постоянной контролировать процесс зарядки, а также менять напряжение и корректировать силу тока. Иными словами, просто взять включить и оставить все на какое-то время не получится. Принцип «включил и забыл» здесь не уместен! Кроме того, зарядное устройство следует приобретать с возможностью регулировки тока.
Каким образом нужно проводить правильную зарядку автомобильного аккумулятора
На практике имеется два ведущих способа для того, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля 60 Ач, а также батареи другой емкости:
- Есть метод, когда напряжение всегда является неизменной величиной , а показатели тока при этом нужно регулировать вручную . Каким напряжением при этом нужно заряжать автомобильный аккумулятор? Безопасный показатель — 14,4 В.
- Также имеется и метод, когда постоянной величиной , наоборот, является ток . Этот способ более сложен и отличается «многоступенчатостью» — уровень напряжения нужно менять, как минимум, два раза во время всего процесса зарядки .
Оба метода одинаково хороши, если всегда быть в курсе того, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.
Перед осуществлением процесса зарядки важно понимать, какого вида ваш аккумулятор. Если он свинцово-кислотный, не забудьте перед началом его зарядки выкрутить защитные пробки с «банок», чтобы дать воде и прочим химическим веществам свободно испаряться
Если вы — обладатель гелевого аккумулятора, перед зарядкой осмотрите его вентиляционные отверстия и проверьте, нет ли в них грязи или пыли . После этого можете приступать к процессу зарядки.
Метод регулировки показателей тока является наиболее простым. Поэтому его мы и рассмотрим наиболее подробно, в качестве наиболее подходящего примера. Правильная зарядка автомобильного аккумулятора устройством с регулятором показателей тока должна проводиться следующим образом:
Наденьте резиновые или другие технические перчатки . Если даже аккумулятор не кислотный, а гелевый, остерегаться следует не столько кислоты, сколько удара током.
Подключите к аккумуляторной батарее подходящее к ней ЗУ .
Одним из главных условий того, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор, является четкое знание принципа полярности : подведите «крокодилы» зарядника к батарее, строго ее соблюдая. Обычно красный провод означает плюсовой полюс , который надевается на плюсовую сторону АКБ, а черный — минус , и надеваем его на клемму со знаком «минус».
Получив питание от батареи, устройство загорается и начинает работать . Теперь выставляем уровень тока заряда
Важно знать, что уровень тока , поступаемого к АКБ, должен всегда составлять 10% от емкости батареи , обозначенной на ее корпусе. К примеру: на корпусе батареи указана емкость 60 Ач ( 60 ампер -часов)
В данном случае, нужные 10 процентов будут равняться 6 амперам.
Выставляем параметры тока и только теперь, когда все параметры выставлены, подключаем электрическую цепь к сети.
Если требуется зарядить полностью разряженныйаккумулятор , может понадобиться до 24 ч асов .
Внимательно следите за процессом , заряжать АКБ не следует, оставляя ее надолго без должного присмотра.
Ближе к концу зарядки батарея начинает кипеть. Это нормально и не должно вызывать опасений.
Когда процесс зарядки будет близиться к концу, показатели тока будут уменьшаться и, в конечном итоге, опустятся до нуля.
После окончания зарядки дождитесь, пока аккумулятор перестанет кипеть , и только потом закрывайте пробки «банок» обратно. Но это относится только к кислотным АКБ. У гелевого аккумулятора никаких манипуляций с пробками на «банках» проводить не нужно.
В машину устанавливайте только «остывший» аккумулятор . Не торопитесь, дайте ему время «отстояться».
Если зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством, в котором установлен индикатор, сигнализирующий об уровне зарядки аккумуляторной батареи, в конце процесса ЗУ обязательно должно дать сигнал об окончании изменением индикаторного цвета. Если речь идет, например, об отечественных ЗУ типа «Орион», оснащенных светодиодными лампочками, все источники света должны погаснуть, когда зарядка аккумулятора будет полностью завершена.
Каким напряжением и силой тока заряжать аккумулятор автомобиля
Основными параметрами при зарядке батареи является подаваемое напряжение и сила тока.
Причем один из этих параметров в существующих ЗУ является регулируемым, поэтому устройства делятся между собой по методу зарядки – постоянными, либо напряжением, либо силой тока.
Также недавно появились так называемые комбинированные ЗУ, которые используют оба этих метода.
Напряжение
Пройдемся по тому, каким напряжением следует заряжать батарею. Этот показатель в АКБ варьируется в диапазоне от 11,7 (минимальное значение, указывающее на полный разряд) до 12,7 (заряд – 100%).
Но чтобы ЗУ смогла «протолкнуть» электрический ток и аккумулятор его принял, напряжение должно быть выше чем у самого АКБ.
Оптимальным является показатель в 14,2-14,4 В (на такое напряжение настроен и регулятор генератора).
Это значение выбрано не просто, дело в том, что такое напряжение является порогом начала интенсивного газовыделения.
В устройствах, работающих по методу зарядки постоянным напряжением, тоже задается этот параметр на уровне 14,2-14,4 В.
А вот сила тока меняется, причем в зависимости от внутреннего сопротивления аккумулятора и степени его разрядки.
Так, в самом начале подзарядки подаваемая сила тока очень высокая – порядка 40-50 А. Но поскольку такие значения могут нанести вред АКБ, то силу тока ограничивают (обычно на уровне 20-25 А).
По мере заряда напряжение в аккумуляторе повышается, что приводит к снижению подаваемого тока.
При выравнивании напряжения на клеммах батареи и выводах ЗУ, сила тока падает практически до нуля и это является сигналом восстановления заряда.
Сила тока
При вышеописанном методе этот параметр является неконтролируемым и его задает само ЗУ, основываясь на сопротивлении АКБ.
В устройствах же использующих метод постоянного тока, этот параметр приходится задавать вручную, напряжение же регулироваться будет самостоятельно.
Как уже отмечалось выше, оптимальным по скорости заряда считается ток, равный 1/10 от номинальной емкости аккумулятора (для АКБ на 55 Ач – это 5,5 А, на 60 Ач – 6,0 А и т. д.). При такой силе тока у полностью разряженной батареи заряд восстановиться за 10 часов.
Но зачастую зарядке подвергается частично разряженный аккумулятор. И в таком случае следует рассчитать время зарядки. Сделать это можно по напряжению на клеммах батареи.
Как отмечено, диапазон напряжения АКБ от степени разряда варьируется в диапазоне 11,7-12,7 В. То есть, разница в напряжении у разряженного и заряженного аккумулятора всего 1,0 В.
Если, к примеру, вольтметр показывает напряжение 12,2 В, то это означает, что аккумулятор потерял половину своего заряда. Полностью разряженный АКБ током в 1/10 от емкости заряжается 10 часов, а в нашем случае он разряжен только на 50%, поэтому для восстановления полного заряда потребуется 5 часов.
Получается, что такой силой тока за 1 час удается восстановить 0,1 В, поэтому зная напряжение, легко можно высчитать время подзарядки.
По мере зарядки интенсивность химических процессов, сопровождающихся газовыделением и повышением температуры, будет увеличиваться.
Чтобы их снизить, на последнем этапе зарядки силу тока следует понизить вдвое. При надобности через определенное время ее можно снизить еще раз. Сигналом полной зарядки является не меняющееся в течение 1-2 часов напряжение на клеммах.
Отметим, что ток в 1/10 от емкости – оптимальное значение для обеспечения сравнительно качественной и скоростной зарядки АКБ без негативных последствий.
Если подать ток большего значения аккумулятор подзарядиться быстрее, но такая интенсивность будет не на пользу. А вот токи малых значений – 5% от емкости обеспечивает качественный заряд, но времени на получение 100%-го заполнения энергией АКБ уйдет вдвое больше.
Бывает так, что батарея полностью расходовала свою энергию. Обычно это происходит по невнимательности (водитель забыл выключить на ночь какой-то из потребителей).
В таком случае восстановить заряд можно только используя токи малых значений (5% от емкости), при этом заряжать необходимо не менее 1 суток.
Использование интенсивной зарядки не рекомендуется, чтобы не возникло негативных последствий.
Стоит отметить, что даже зарядка малыми токами не обеспечит 100%-го восстановления емкости, поскольку глубокий разряд становиться причиной необратимых процессов внутри АКБ.
В дальнейшем за такой батареей нужно следить более тщательно, поскольку повторный глубокий разряд может полностью ее вывести из строя.