Какая оптимальная скорость автомобиля для экономии топлива?

Допустимые нормы загрузки автомобиля

Регулировка транспортирования грузов в РФ осуществляется различными нормативными документами, которые отображают допустимые нормативы загрузки автомашин, в т. ч., приложениями №1 и №2 Правительственного распоряжения № 272 от 15.04.2011 года, отображающими порядок транспортирования грузов.

К наиболее важным моментам можно отнести:

  1. Масса грузовой автомашины и осевая нагрузка, которые не должны превышать установленные нормативы, отображенные в ПТС и законодательных актах.
  2. Масса груза устанавливается тем, кто осуществляет загрузку автотранспорта по соглашению с другой стороной контракта, если другое не отображено в соглашении.
  3. Перевозчик (автоводитель) обязан осуществлять контроль процесса погрузки, обеспечивая надежный крепеж и равномерное расположение груза в кузове.
  4. При превышении массы сверх установленных нормативов более 2%, требуется получить специальный допуск на проезд, с согласованием маршрута, и оплатить возможное нанесение вреда дорожному покрытию, осуществляемому в результате перегруза.
  5. Для этого понадобиться подать запрос в Росавтодор того региона, где загружается автотранспорт.

В ПТС отображено, что допустимая масса автотранспорта равна 25 т. При этом, вес автомашины – 9 тонн. Следовательно, автовладелец вправе перевозить груз массой, не превышающей 16 тонн (25-9).

Ниже представлена таблица допустимых масс отдельных видов грузового транспорта и автопоездов согласно приложению №1 к Правительственному распоряжению №272.

Тип автотранспорта Разрешенная масса, тонн
Одиночный автотранспорт в зависимости от численности осей:
2 18
3 25
4 32
5 35
Автопоезда в зависимости от численности осей:
3 28
4 36
5 40
6 и более 44

Если масса автопоезда с грузом более 44 т, то для транспортирования груза понадобиться получить специальное разрешение, с указанием маршрута передвижения и времени отправки и прибытия.

При массе грузовика с грузом более 80-ти тонн, ГАИ составляет маршрут передвижения автопоезда с учетом допустимости проезда по отдельным участкам (в т. ч. мостам, эстакадам).

Следующий параметр, подлежащий нормированию, – это осевая нагрузка, передаваемая на дорожное полотно одной осью автомашины. Обычно подлежит контролю задняя ось, так как, обычно, на ней нагрузка больше, чем на переднюю.

Для контролирования осевого давления автомашины на полотно установлено понятие «максимальная осевая нагрузка», подразумевающая давление на дорожное полотно от максимально нагруженной оси автомашины. Превышение разрешенной нагрузки на ось считается основанием для установления запрещения передвижения автомашины.

Изготовление прицепа


Прицеп из задней части автомобиля Субару

Достать битую машину для изготовления прицепа из второй половины не так сложно. Допустим, появилась информация, что сосед гаражного кооператива утилизирует авто. Нельзя упускать редкий случай, так как далеко ходить не надо. Второй вариант – это выкупить по дешевке на разборе. Определять цену будет дельный разговор. В лучшем случае достанется за бесценок. Идеальный вариант, но не для брезгливых, обнаружить будущий прицеп из задней части автомобиля на свалке автомобилей. Расходы придутся только на транспортировку.

Составление чертежа

Эскиз устройства содержит основные элементы:

  • Часть кузова до двух метров.
  • Два крыла.
  • Колеса.
  • Самостоятельно спроектированное дышло и прицепной механизм.

Если не хватает таланта художника, но хочется созерцать полноценную картинку до начала изготовления, необходимо прибегнуть к следующему способу. Сделать цветные фотографии, желательно ровные, в плоскостях со всех сторон. Здесь ничего придумывать не надо. Оптика, бампер и багажник перед глазами. Далее, есть два пути:

  1. Обрезать фото в программе. Там же дорисовать дышло и передний борт.
  2. Распечатать фотографию, разделить ножницами в нужном месте.

Изготовление рамы и соединительного узла

По сути, рама уже готова. Вероятно, резка лонжеронов пройдет дольше, нежели резка кузова, хотя корпус не должен пострадать из эстетических соображений. Ювелирная работа обрезным диском предполагает технику безопасности:

  • Защитные очки.
  • Комбинезон из плотной ткани.
  • Перчатки.
  • Удлинители с влагозащитными крышками.

Изготовление дышла подразумевает некоторые знания слесаря о распространенных конструкциях:

  • Съемное дышло или несъемное.
  • Т-образное или V-образное
  • Удлиненное или на шарнире (самосвальная система).

    V-образное дышло на прицеп из задней части автомобиля

Соединительная муфта

При изготовлении сцепной головки с нуля из подручных материалов требуется помощь квалифицированного сварщика и понятный ему детальный чертеж. Оснащение сцепного узла тормозом наката заставит поискать необходимые шайбы и рычаг. В любом случае совместная работа со специалистом будет продуктивнее. Легкий вариант-покупка сцепной головки. Остается только просверлить отверстие для крепления в дышле.

Монтаж оси прицепа

Ходовая часть заставит серьезно задуматься. Дело в том, что задний мост автомобиля тяжелый, а это скажется на грузоподъемности прицепа. С другой стороны, нарушая готовую конструкцию, автолюбитель обрекает себя на дополнительные сварочные работы, поиск оси и на процент неуверенности в действиях. Поскольку цель самодельного легкового прицепа из автомобиля – дизайн автопоезда, то чаще подвеску оставляют «родную».

Монтаж бортов и днища

Обрезка лишнего железа требует точности и усердия. В зависимости от открытого или закрытого типа будущего прицепа автомобилисты переоснащают крылья, предварительно срезав старые. Попасть в прицеп из машины можно через стандартную дверь, а перевозка крупногабаритных грузов подразумевает открытый верх.

Монтаж электрики

В закрытом прицепе внутренняя отделка может похвастаться некоторой роскошью:

  • Звукоизоляционное или ковровое покрытие.
  • Светодиодная иллюминация.


Оптика прицеп из задней части автомобиля

Электрика не стоит на особом положении. Штатная оптика коммутируется в вилку фаркопа.

Гибкая сцепка – когда возможна такая буксировка?

Если так случилось, что есть автомобиль, который не может передвигаться сам, а его нужно доставить куда-то, прибегают к буксировке. Когда колеса целы и могут катиться, авто перемещают на своих «четырех», но на сцепке с другой машиной. В первую очередь, нужно определиться, какие бывают способы соединений между буксируемым (тем, кого тянут) и буксирующим (тем, кто тянет) транспортными средствами. Существует жесткая (металлическая штанга, треугольник с проушинами, визуально похожий на букву «А») и гибкая сцепки (трос, канат, лента).

Гибкая сцепка обязательно должна быть обозначена, минимум, двумя флажками в красно-белую полоску и размером 20х20 см. Помимо наличия определенной расцветки, флажки должны быть светоотражающими. Они нужны, чтобы трос было видно наверняка. Известны случаи, когда лихачи на велосипедах или мопедах пытались проехать между буксируемыми авто… Чем это закончилось, догадаться нетрудно. Когда же автомобиль не на ходу, и колеса его не могут катиться по проезжей части, прибегают к другим видам транспортировки.

Общие правила буксировки прицепного устройства

Автомобилисты часто двигаются с трейлерами на скорости 140 км/ч. Что не допустимо, но к сожалению имеет место быть. Производители рекомендуют придерживаться скорости до 100 км/ч. Расшифровка ПДД выглядит так:

  1. Двигаясь по автомагистрали без буксируемого устройства, разрешено 110 км/ч. С прицепом максимальная скорость не выше 90.
  2. По другим дорогам вне населённых пунктов без прицепа – 90 км/ч., с прицепом – 70 км/ч.
  3. В населённых пунктах ограничение движение для всех транспортных средств – 60 км/ч.

Штраф за превышение скорости варьируется от 500 до 5000 рублей. А также лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев при первом инциденте и до 1 года при повторном, если нарушение за превышение скорости составит 60-80 км/ч. Согласно ПДД запрещена перевозка пассажиров в прицепе, полуприцепе, прицепе-даче. Запрещено управлять автопоездом без подключения электроприборов прицепа к авто, ТСУ и страховочных тросов. Дорожный знак «движение с прицепом запрещено» запрещает движение только грузовикам выше 3,5 т, тракторам, самоходным машинам.

Правила движения

Итак, как ездить с прицепом? В первую очередь следует обратить внимание на то, что автомобиль, снабженный дополнительной грузовой платформой, становится менее поворотливым. Кроме того, ему нужно больше времени для набора скорости, а тормозной путь увеличивается. Указанные особенности необходимо учитывать, выезжая на общественные магистрали и совершая на них маневры

Указанные особенности необходимо учитывать, выезжая на общественные магистрали и совершая на них маневры.

Необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Особую опасность представляет движение рядом с большегрузными автомобилями. Последние создают сильные воздушные потоки, которые влияют на управляемость других транспортных средств. Прицеп под таким воздействием может уйти в сторону.
  2. Второй важный нюанс, на который следует обратить, заключается в увеличенном угле поворота. Его размер напрямую зависит от расстояния от фаркопа до задней части прицепа.
  3. Третьей проблемой, с которой сталкиваются водители, управляющие машиной с прицепом, является процесс торможения при совершении поворотов. В подобных обстоятельствах грузовая платформа уводит автомобиль в сторону. В ряде случаев, когда поворот совершается на высокой скорости, прицепная конструкция может попросту оторваться, вследствие чего повышается риск возникновения ДТП.

Если обобщить приведенную ранее информацию, то получается, что при управлении автомобиля, дополненного повозкой, необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • текущую скорость прицепа;
  • увеличенные угол поворота и длину транспортного средства.

Учет данных характеристики обеспечивает правильное управление автотранспортом.

Движение назад

Сложнее всего совершать маневры с прицепом, двигаясь назад.

Для совершения подобного маневра, прежде всего, необходимо занять удобную и комфортную позицию. В частности, водитель должен получить наиболее оптимальный угол обзора и сохранить доступ ко всем элементам управления машины. Чаще всего при движении назад новички занимают позицию в пол оборота. Контролировать за ситуацией в таком положении можно через заднее стекло. Эта позиция не подойдет в случае, когда прицеп оснащен тентом.

Начинать маневрировать можно только при условии, что автомобиль и грузовая платформа встали на одну линию. Другой важный нюанс касается направления: чтобы прицеп, например, развернулся вправо, назад нужно двигаться влево.

Маневр выполняется следующим образом:

  1. Прицеп поворачивается в ту сторону, в которой располагается заезд. Автомобиль при этом двигается в противоположном направлении.
  2. Как только платформа встала в нужное положение, руль разворачивается в обратную сторону. Движение при этом не останавливается, так как автомобиль и прицеп вновь должны образовать прямую линию.

Совершая такой маневр, важно удерживать минимально возможную скорость и не нажимать лишний раз на тормоз

Дорожный знак «Движение с прицепом запрещено»

В действующих правилах дорожного движения присутствует знак, который запрещает движение транспортных средств с прицепом. Однако, он распространяет свое действие только на грузовые автомобили с прицепом и тракторы. Кроме того, сюда относится буксировка неисправных механических ТС

Здесь также следует принимать во внимание тот факт, что речь идет именно про тип транспорта, а никак не о категории, к которой относится автомобиль. Иными словами, этот знак распространяется на легковые грузовики, относящиеся к категориям B и C, любые тракторы, а также буксировку механических авто

Однако, этот знак не ограничивает движение легковых машин и автобусов в составе автопоезда.

Как не допустить занос

Чтобы избежать заноса, нужно отталкиваться не только от соблюдения скорости движения машины с прицепом. Есть несколько правил, которые помогут не допустить подобных ситуаций.

Когда следует поворот или изгиб на дороге, сильно прижиматься к левому краю своей полосы движения нельзя. В противном случае есть вероятность, что прицеп сложится пополам. В итоге на машине появятся вмятины, деформируется крыло, груз потеряется.

При повороте в составе автопоезда дуга становится больше. Увеличивается ширина дуги поворота. Выполняя левый поворот, старайтесь двигаться по дуге немного правее. Если это правый поворот, тогда левее. При заносе прицеп попросту опрокидывается.

Самой популярной ошибкой начинающих водителей, которые только начали ездить с прицепом, является неправильное использование педали тормоза. Многие из них тормозят прямо в повороте. Это серьёзная ошибка. В поворот всегда нужно входить на стабильной скорости, которую сбрасывают ещё до начала манёвра. В противном случае прицеп будет двигаться по инерции и уведёт машину в другую сторону.


Занос машины с прицепом

Запомните следующее правило: сначала вы тормозите, и только потом поворачиваете.

Если ошибка была допущена и автоприцеп начинает кидать в разные стороны при повороте, необходимо продолжать манёвр, поворачивая руль в заданную сторону, и параллельно прибавить газ. Это уравновесит авто, и вы спокойно завершите манёвр.

Подготовка к поездке. Осмотр и загрузка

Проверьте элементы сцепки

Замок должен работать исправно, то есть надежно фиксировать элементы соединения.Так же надежно должны фиксироваться на своих местах и страховочные тросы или цепи.При наличии между шаром фаркопа и узлом сцепки люфта, его необходимо устранить.

Смажьте фаркоп

Нанесенная перед поездкой графитовая смазка (если ТСУ в ней нуждается) снизит интенсивность трения элементов сцепки, а также повысит надежность электроконтакта между автомобилем и прицепом.

Проверьте работу подшипников

Чтобы выявить имеющиеся неполадки (или их отсутствие), нужно приподнять прицеп и прокрутить колеса.

В случае их неисправности прицеп будет «вилять» в процессе передвижения, а это создаст определенные сложности в управлении и может стать причиной заноса автомобильного поезда.

Проконтролируйте давление в шинах

Выровняйте, если это необходимо. Давление в колесах не должно отличаться.

  1. Изучите документы на прицеп и эксплуатируйте его в соответствии с инструкцией. Кроме прочего, в ней указывается максимальная грузоподъемность конкретной модели.
  2. Располагать груз необходимо таким образом, чтобы его вес был равномерно распределен по всей площади, а центр тяжести располагался над осью.
  3. Не допускается концентрация основной массы груза на передней части прицепа. В этом случае нагрузка приходится на узел сцепки, что не лучшим образом сказывается на ее функционировании и провоцирует скорейший износ деталей.Некоторые считают, что таким образом соединение машины и автоприцепа становится надежнее, но это опасное заблуждение. При длительном воздействии нагрузок участок кузова, к которому крепится фаркоп, деформируется и разрушается. К тому же подобное расположение груза ухудшает управляемость автомобиля, так как передние колеса поднимаются, теряя контакт с дорожным покрытием. А давление на задние наоборот повышается, увеличивая интенсивность трения.
  4. Смещение груза в хвост так же опасно, только в этом случае приподнимается «корма» автомобиля и контакт с дорогой теряют задние колеса. А это огромный минус для безопасности. Да и колеса при таких неравномерных нагрузках спасибо не скажут.
  5. Узнайте, какая максимальная нагрузка возможна на фаркоп именно вашего автомобиля. Чаще всего она не должна превышать 50 кг, однако разбег ограничений для разных моделей авто довольно внушительный, от 30 до 90 кг.
  6. Фиксируйте груз с помощью специальных ремней. Обычные веревки могут не только перетереться, но и растянуться, что приведет к потере груза. В лучшем случае это не причинит вреда другим участникам движения, только кошельку владельца.
  7. Учитывайте, что чем выше в вертикальной плоскости расположен центр тяжести, тем больше вероятность, что прицеп будет раскачиваться в процессе езды. Это сказывается на управляемости машины, а в некоторых ситуациях прицепное устройство и вовсе может опрокинуться (обычно причиной становится дорога с ямами, рытвинами).

Страховка ОСАГО на прицеп

Статья 4 Федерального закона «Об ОСАГО» говорит следующее:

То есть для личного прицепа к легковому автомобилю оформление ОСАГО не требуется.

Однако во всех остальных случаях страховка на прицеп должна быть оформлена. В 2020 году отдельный полис на прицеп не оформляется. Информация об использовании прицепа вносится в страховку автомобиля (ставится галочка). При этом стоимость страховки при наличии прицепа может увеличиться до 40 процентов, хотя для некоторых прицепов она остается неизменной.

Рассчитать стоимость полиса для использования прицепа можно с помощью следующего калькулятора:

Калькулятор ОСАГО

Разрешенная длина и габариты автопоезда в России

В каждой стране существуют свои правила грузоперевозок. В России они закреплены в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Допустимые габариты указаны в приложениях к документу.

Что можно и нельзя

В России разрешенная длина автопоезда составляет:

  • 20 метров – для автопоезда,
  • 12 метров – для прицепа,
  • 2 метра для груза, выступающего за пределы прицепа.

Груз, превышающий габариты, можно перевозить если:

  • Он не создает пыль.
  • Не наносит вред окружающей среде.
  • Не создает водителю помех для обзора.
  • Не влияет на устойчивость транспорта.
  • Не заслоняет опознавательные знаки транспорта.
  • Не издает лишний шум.

Модели бескапотных тягачей ограничены по длине и экономят до трех метров в длину, но проигрывают по комфортности аналогам с капотом.

Ограничения габаритов есть не только по длине, но и по другим измерениям. Например, ширина транспорта не должна превышать 2,55 м. Исключение составляют прицепы рефрижераторы, ширина которых может быть до 2,6 м.

Ограничение по высоте составляет 4 м, это показатель от земли до крыши прицепа. При этом высота прицепа или полуприцепа зависит от его марки и необходимого объема кузова. Например, тентованные полуприцепы в высоту могут быть от 2,45 до 3 м (без учета колес).

Ограничения также относятся к весу автомобиля и весу перевозимого груза. Автомобильный транспорт оказывает значительную нагрузку на дорожное полотно, поэтому его максимально допустимая масса ограничена.

Общая масса транспорта с грузом устанавливается в зависимости от количества осей:

  • При трех осях – 28 т.
  • При четырех осях – 36 т.
  • При пяти осях – 40 т.
  • При шести осях – 44 т.

Все габариты указаны в технических паспортах на транспорт. Если нет оригинала техпаспорта, то его электронную копию можно найти в интернете.

Нормы нагрузки на оси транспорта также указаны в Постановлении Правительства. Нагрузка на переднюю ось тягача не должна превышать 10,5 т, на заднюю – 11,5 т. Максимальная разрешенная нагрузка на оси полуприцепа – 8 т. Допускается перегруз не более 2%.

Для проезда автопоезда с грузом массой больше 44 т также необходимо оформить дополнительное разрешение в автоинспекции. В документе должен быть указан маршрут следования, так как тяжеловесному транспорту запрещено передвигаться по некоторым дорогам.

Для перемещения большего количества груза с превышением норм и без оформления документов иногда водители имитируют буксировку неисправного транспорта. К снаряженному автопоезду на жесткую буксировочную сцепку присоединяют еще один автопоезд или грузовик. Таким образом, можно в 1,5-2 раза увеличить количество перевозимого груза. Эта уловка хорошо известна сотрудникам транспортной инспекции, поэтому, скорее всего, не удастся избежать тщательной проверки и поиска неисправностей буксируемого грузовика.

Кроме ограничений по габаритам и весу, в России существуют определенные требования по скорости передвижения для фур и грузового транспорта. Эти ограничения отличаются от тех, которые есть для легкового транспорта. По автомагистрали автопоезд может перемещаться не быстрее 90 км/ч, по загородным дорогам не быстрее 70 км/ч.

Штрафы за нарушение

Контроль над соблюдением норм перевоза грузов осуществляет в основном ГИБДД. Сотрудники инспекции измеряют габариты автопоезда, его массу, допустимую скорость и проверяют сопроводительные документы. В случае нарушений водителю или компании-перевозчику выписывается штраф.

Штрафы за превышение габаритов автопоезда указаны в статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Превышение максимальных габаритов или габаритов, указанных в разрешении до 10 см, а нагрузки по осям от 2 до 10% влечет штрафы:

  • 1-1,5 тысячи рублей – водителю.
  • 10-15 тысяч рублей – ответственным за перевозку.
  • 100-150 тысяч рублей – юр. лицам.

При превышении габаритов от 10 до 20 см, а нагрузки от 10 до 20%, штрафы будут:

  • 3-4 тысячи рублей – для водителя.
  • 25-30 тысяч рублей – ответственным за перевозку.
  • 250-300 тысяч рублей – юр. лицам.

Максимальные штрафы предусмотрены за превышение габаритов на 50 см и более и за превышение нагрузки больше чем на 50%:

  • 7-10 тысячи рублей или лишение прав до 6 мес. – для водителя.
  • 45-50 тысяч рублей – для ответственных за перевозку.
  • 400-500 тысяч рублей – для юр. лиц.

Штрафы за превышение скорости и управление автопоездом без прав соответствующей категории, указаны в ПДД.

Что подразумевается под остановочным путем?

1. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.
2. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.
3. Расстояние, соответствующее тормозному пути, определенному технической характеристикой данного транспортного средства.

Под остановочным путем подразумевается расстояние, пройденное ТС с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Остановочный путь всегда больше тормозного, так как до начала торможения ТС успевает переместиться на расстояние, зависящее от времени реакции водителя и времени срабатывания тормозного привода.

Общие правила

Если действовать согласно ПДД, соблюдая установленную скорость движения автомобиля вместе с прицепом, риск угодить в аварию или стать участников либо виновником ДТП значительно снижается.

Это касается не только соблюдения скоростного режима. К основным правилам езды с трейлером стоит отнести такие пункты:

  • В зависимости от грузоподъёмности автоприцепа, для его буксировки машиной водитель должен иметь открытую категорию B, C или D.
  • Автомобилистам с категорией B разрешается управлять ТС с прицепом категории О1, то есть с массой до 750 килограммов. При этом общий вес автопоезда не должен составлять свыше 3500 кг.
  • На прицепе, выполненном своими руками или купленном от производителя, обязательно должны присутствовать габаритные сигнальные фонари, указатели поворотов и стоп-сигналы. Вся светотехника обязана находиться в исправном состоянии.
  • Чтобы тянуть за собой трейлер, на автомобиль устанавливается тягово-сцепное устройство, или просто фаркоп. Они бывают съёмными и неснимаемыми. Выбирать лучше первый вариант.
  • При езде на машине без прицепа сцепной шар необходимо снимать.
  • Если габариты трейлера больше, чем у автомобиля, тогда на машину требуется установить дополнительные зеркала заднего вида. Для них предусмотрены увеличенные держатели. Это позволяет контролировать происходящее позади авто.
  • При перевозке прицепа нужно иметь клинья для упора колёс на прицепе. Это актуально для ситуаций при вынужденной остановке на дороге с уклоном.
  • Прицепы категории О2 и О3 обязательно оснащаются тормозной системой.
  • Категорически запрещено перевозить людей в прицепах, вне зависимости от их типа.
  • Необходимо строго соблюдать скоростные ограничения.
  • Для прицепа требуются отдельные регистрационные документы. Их присутствие у водителя при поездках является обязательным.

Существуют отдельные требования в отношении груза, который перевозится на автоприцепе.

Распределение нагрузки при езде с прицепом

Нельзя транспортировать груз, который:

  • мешает нормальному обзору дороги для водителя;
  • мешает маневрированию и управлению;
  • закрывает сигнальные приборы на прицепе;
  • закрывает номерные знаки;
  • превышает допустимые габариты автопоезда;
  • создаёт препятствия и помехи для другого транспорта;
  • влияет на устойчивость автомобиля.

Как видите, правил достаточно много, и они крайне жёсткие. Любое нарушение влечёт за собой не просто риск получить штраф, но и возможность столкнуться с более серьёзными последствиями в виде ДТП, потери груза, порчи имущества, поломки собственного трейлера или автомобиля.

Прежде чем отправляться в путь, учитывайте, что:

  • при движении в составе автопоезда (машина плюс прицеп) тормозной путь заметно увеличивается в сравнении с движением без трейлера;
  • набор скорости будет происходить медленнее обычного;
  • прицепу свойственна инертность, то есть при торможении машины он продолжает двигаться, не имея собственной тормозной системы;
  • суммарная длина автопоезда увеличивается;
  • прицеп при неаккуратном управлении может занести;
  • при необходимости автоприцеп можно отцепить и припарковать вручную.

При этом водители часто игнорируют эти рекомендации, нарушают правила. Одним из последствий оказывается занос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector