Плавкие предохранители. виды и устройство. работа и применение
Содержание:
- Проверка предохранителей
- Классификация основных видов и типов
- Использование предохранителей при высоких напряжениях
- Как проверить предохранитель с помощью мультиметра
- Сравнение размеров автомобильных предохранителей
- Для чего применяются плавкие предохранители
- Выберите пакет предохранителей
- Устройство элемента
- Типы и виды автомобильных предохранителей
- Устройство элемента
- Схема предохранителей ВАЗ 2112
- Виды и типы плавких предохранителей
- Проверка работоспособности
- Необходимость в предохранителе
- БП старого типа
- Рекомендации по выбору
- Отделители
Проверка предохранителей
Рабочий предохранитель – это в первую очередь безопасность. Поэтому необходимо поддерживать их в рабочем состоянии. Если какой-то элемент электроники в автомобиле вышел из строя, необходимо проверить работоспособность детали. Каким образом это сделать? Многие водители просто получают доступ к предохранительному блоку и поочередно вынимают предохранители для визуальной оценки их состоянии. Владельцы автомобилей просто смотрят, не повреждена ли перемычка в предохранителе. Безусловно, такой способ работает, но он типичен для дилетантов, да и к тому же, не всегда надежен, ведь перемычка может остаться целой даже в том случае, если предохранитель сгорел. Для проверки состояния деталей лучше включить ту цепь, что перестала функционировать (это может быть любая электроника, будь то фары, печка или стереосистема), а затем с помощью мультиметра проверить уровень напряжения в предохранителе, отвечающем за эту цепь. Такая проверка займет гораздо меньше времени и даст точный результат.
Классификация основных видов и типов
Плавкие проводники имеют разные типы и виды конструкции. Каждый из них предназначен для выполнения защитных функций для определённых приборов. По типу конструкции они подразделяются на такие:
- наполненные;
- ненаполненные.
В ненаполненных происходит выделение газов, благодаря которым тухнет дуга. Этот процесс запускается во время нагрева корпуса. Также есть и дополнительные виды защитных конструкций. Список разновидностей:
- Слаботочные. Их используют только в приборах с низкими показателями мощности, которые потребляют ток до 6 ампер. Это цилиндры, имеющие на концах контакты.
- Вилочные. Их применяют, чтобы предохранить оборудование в автомобилях. Название они получили из-за своего внешнего вида.
- Пробковые. Они выполняют свои действия в однофазных сетях. Самым простым примером будут электрические пробки. Всё ещё бывает, что вместо автоматических выключателей применяются аналоговые устройства, сделанные из керамики. Внутри корпуса устанавливается такой предохранитель. Он способен разрывать цепь для всего дома. После срабатывания отключается электроснабжение всех приборов.
- Трубчатый предохранитель состоит из двух контактов, между которыми располагается крепление. Это ненаполненное устройство, где корпус выполнен из фибры. В случае перегрева происходит выделение газа.
- Ножевые. Такие устройство рассчитаны на ток силой от 100 до 1200 А. Их применяют там, где необходима большая нагрузка. Наиболее распространённым примером является предохранитель fu1.
- Кварцевые. Внутрь корпуса помещают кварцевый песок. Такие защитные механизмы используется в сетях, где показатели напряжения достигают 36 кВт.
- Газогенерирующие, разборные, а также неразборные.
Подбирается предохранитель с учётом нагрузки на сеть. Мощные устройства устанавливают в трансформаторных будках. Они не сгорают при показателях тока, способных обеспечить весь жилой массив электропитанием. Устройства со слабой мощностью ставят на отдельные дома или квартиры. В некоторых бытовых приборах также может использоваться слаботочный предохранитель.
Использование предохранителей при высоких напряжениях
С повышением напряжения габаритные размеры предохранителей увеличиваются. Связано это с необходимостью:
- обеспечить расстояние между выводами элементов, требуемое ПУЭ;
- эффективно и быстро погасить дугу внутри корпуса предохранителя.
Даже при длине предохранителя, равной допустимому расстоянию между частями электроустановок, находящимися под разным потенциалом, обеспечить дугогашение не так просто. Не помогает даже наполнение корпуса кварцевым песком.
Высоковольтные предохранители
В этих случаях конструкцию предохранителя усложняют. Один из путей ускорения срабатывания является установка пружины, разрывающей плавкую вставку в момент перегорания. Другой путь решения проблемы – сдувание дуги потоком газа, находящегося до срабатывания предохранителя под большим давлением. Путь газу внутрь устройства открывает клапан, механически соединенный с плавкой вставкой. Срабатывание защиты сопровождается звуком, напоминающем выстрел, поэтому такие предохранители называют стреляющими.
Оцените качество статьи:
Как проверить предохранитель с помощью мультиметра
Если у вас есть мультиметр, тогда проверить предохранитель можно двумя способами.
Проверка напряжения
Первый способ — измерить напряжение на обоих контактах (выводах) предохранителя. На маленьких предохранителях есть верхняя часть обоих выводов, выступающая сквозь корпус предохранителя. Это позволяет измерять напряжение на каждой стороне предохранителя, не вынимая его.
Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (=U). Подсоедините щуп COM (черный) к минусу или металлической части кузова. Установите стояночный тормоз и поверните зажигание в положение ON (ВКЛ).
Зажигание должно быть включено, потому что при выключенном зажигании не на все предохранители подаётся напряжение. С помощью положительного щупа (красного) проверьте напряжение на обеих сторонах каждого предохранителя. Предохранитель, это просто электрический проводник.
Этот метод хорошо работает, когда необходимо проверить много предохранителей одновременно.
Проверка сопротивления
Если вы уже вытащили предохранитель, но не ясно, перегорел он или нет, вы можете проверить его сопротивление. Сопротивление обратно пропорционально току. Чем ниже сопротивление, тем выше ток.
Другими словами, между двумя контактами предохранителя должна быть непрерывность. Перегоревший же предохранитель покажет очень высокое сопротивление (бесконечность).
Чтобы измерить сопротивление любого электрического оборудования, оно должно быть отключено от электрической цепи. Вы не можете измерить сопротивление, пока оборудование подключено или включено. Переключите мультиметр на «Ом» и подключите щупы, как на фото.
Если предохранитель перегорел — мультиметр показывает OL, что означает отсутствие непрерывности или сопротивление выше, чем можно измерить. Если предохранитель исправен, мультиметр показывает 0 Ом.
Смотрите видео, как проверить предохранитель с помощью зажигалки или мультиметра:
Сравнение размеров автомобильных предохранителей
Размеры и особенности основных типов предохранителей для легковых и грузовых машин:
- Ленточная перемычка имеет 2 крепежных отверстия диаметром от 5,5 мм до 6,5 мм и общую длину 42 мм. Расстояние между их центрами составляет 30 мм.
- Классические цилиндрические предохранители имеют длину 25,5 мм при диаметре 6,5 мм. Металлические наконечники выполнены в виде конуса с прямым углом при вершине.
- Ножевые элементы формата микро (или Mini low profile) оснащены ножками толщиной 0,8 мм при длине 9 мм. Ширина пластикового корпуса составляет 10,9 мм, а толщина 3,8 мм.
- Предохранители стандарта мини отличаются увеличенной до 11,4 мм шириной корпуса при толщине 4 мм. Общая высота (с контактами) не более 16,7 мм.
- Элемент формата стандарт (или Norma, Regular, Standart) оснащен корпусом с увеличенной до 5,5 мм толщиной при длине 19,5 мм. Контакты имеют ширину 5,1 мм, не позволяющую установить планку в разъемы для предохранителей микро или мини.
- Предохранители макси имеют длину 30,2 мм при толщине 9,2 мм, для подключения использованы металлические контакты шириной 7,8 мм и длиной 12,3 мм.
- Габариты автомобильных кассетных вставок мини либо клипса стандартами не регламентируются.
Для чего применяются плавкие предохранители
Несмотря на широкое использование автоматических защитных устройств, плавкие вставки сохраняют свою актуальность при защите электронной аппаратуры, автомобильных электросетей, промышленных электроустановок и систем энергоснабжения. Они до сих пор применяются в распределительных щитах многих жилых домов, благодаря надежной работе, небольшим размерам, стабильным характеристикам и возможности быстрой замены.
В случае соединения двух проводов, подключенных к источнику тока, наступит всем известный эффект короткого замыкания. Причиной может стать испорченная изоляция, неправильное подключение потребителей и т.д. При сравнительно небольшом сопротивлении проводов, в этот момент по ним будет протекать очень высокий ток. В результате перегрева проводов загорается изоляция, что может привести к пожару.
Избежать негативных последствий вполне возможно путем включения в электрическую цепь плавких предохранителей, известных также под наименованием пробок. В случае превышения током допустимой величины, проволочка внутри предохранителя сильно нагревается и быстро расплавляется, разрывая в этом месте электрическую цепь.
Конструкция предохранителей может быть трубчатой или пробочной. Трубочные элементы изготавливаются в закрытом фибровом корпусе, обладающим свойствами газогенерации. В случае повышения температуры внутри трубки создается высокое давление, вызывающее разрыв цепи. Пробочные предохранители имеют стандартную конструкцию, оборудованную проволокой, расплавляющейся под действием высокого электрического тока.
Существует еще одна разновидность так называемых самовосстанавливающихся предохранителей, изготовленных из полимерных материалов, изменяющих свою структуру при разных температурах. Существенный нагрев приводит к резкому изменению сопротивления в сторону увеличения, в результате чего цепь разрывается. Дальнейшее остывание вызывает уменьшение сопротивления, поэтому цепь вновь замыкается. В основном такие предохранители используются в сложных цифровых устройствах. В обычных силовых сетях они не применяются из-за высокой стоимости.
Иногда некоторые умельцы пытаются заменить сгоревший предохранитель, используя вместо него так называемые жучки, представляющие собой кусок толстого провода или тонких проволочек, скрученных в общий пучок. Такие самодельные устройства категорически запрещается использовать, поскольку ток при коротком замыкании будет недопустимо высоким. Сильный нагрев проводки вызовет ее повреждение, возгорание и пожар.
Выберите пакет предохранителей
Ваше приложение будет определять тип предохранителя, который вы будете использовать. Вам может понадобиться высоковольтный предохранитель. Если ваш продукт в основном продается в США, то уместным является стандарт, как правило, 1/4 дюйма (3.5 см). В Европе более распространен стеклянный предохранитель размером 5 × 20 мм. Для автомобильных приложений предохранители с лезвийными выводами используются во всем мире. В промышленных электрошкафах вы можете наблюдать промышленный тип предохранителей. Если вы защищаете дорожки печатной платы, идеально подходят предохранители для поверхностного монтажа (рисунок ниже).
Часто достаточно просто нужно посмотреть на продукты, похожие на ваши, и узнать, какой предохранитель они использовали. Это может существенно помочь определится с выбором.
Устройство элемента
Сетевые электропредохранители применяются не только в электронике, но и в системах электросети. Любой тип конструкции имеет три составные части:
- Корпус.
- Контакты.
- Непосредственно плавкий элемент, благодаря которому функционирует устройство.
Плавкий элемент — это материал, проводящий электрический ток, который выполнен из легкоплавкого сплава. Этот проводник имеет определённое электрическое сопротивление, из-за чего происходит выделение тепла во время прохождения по нему тока. Если значение ниже предусмотренного характеристиками, то температуры будет недостаточно для того, чтобы проволока расплавилась. Назначение и типы устройств плавких предохранителей могут быть разными.
Когда значение превышает номинальный порог срабатывания, плавкий элемент расплавляется, что ведёт за собой разрыв цепи. Скорость этого процесса обусловливается силой тока, проходящего через проводник. По маркировке предохранителя можно понять, какие характеристики были заданы заводом во время производства. Это позволит определить время, через которое сработает аварийное отключение при определённом показателе нагрузки. Такая информация необходима людям, проектирующим защитное оборудование.
Корпус предназначается не только для соединения элемента в устройстве. Во время срабатывания часто может появиться электрическая дуга. Корпус выполняет задачу по её гашению. Контакты необходимы для подсоединения защитного оборудования к элементам, через которые подаётся электричество на электроустановки. Чем больше площадь самого контакта, тем меньше вероятность, что произойдёт нагрев на соединении. Зачастую они выполнены из меди или латуни со специальным анодированным покрытием.
Типы и виды автомобильных предохранителей
Автомобильные предохранители классифицируются по материалу легкоплавкой вставки на:
- свинцовые;
- оловянные;
- сплавные (олово + свинец);
- алюминиевые.
Их важной характеристикой является время срабатывания. Чем быстрее произойдет расплавление вставки, тем более надежно будет защищена схема при коротком замыкании на предмет перегрева проводников, возможного воспламенения
Для этого вставки изготавливают из металлов и сплавов с более низкой температурой плавления (перехода из твердого в жидкое агрегатное состояние). В некоторых типах для ускорения срабатывания применяют подпружинивание (типы FJ).
В автомобиле применяются предохранители различных типоразмеров.
Наибольшее применение в системах автомобилей получили предохранители типов:
- MAXI FX – силовые предохранители в подкапотном блоке;
- FTX NORM – предохранители в подкапотном и салонном блоках;
- FNL VINI – в подкапотном и салонном блоке предохранителей;
- FJ10 – в подкапотном блоке силовых предохранителей.
В зависимости от номинала предохранителя, обычно указанного на его корпусе, применяется дополнительная цветовая маркировка, точнее, основной цвет его корпуса.
Устройство элемента
Сетевые электропредохранители применяются не только в электронике, но и в системах электросети. Любой тип конструкции имеет три составные части:
- Корпус.
- Контакты.
- Непосредственно плавкий элемент, благодаря которому функционирует устройство.
Плавкий элемент — это материал, проводящий электрический ток, который выполнен из легкоплавкого сплава. Этот проводник имеет определённое электрическое сопротивление, из-за чего происходит выделение тепла во время прохождения по нему тока. Если значение ниже предусмотренного характеристиками, то температуры будет недостаточно для того, чтобы проволока расплавилась. Назначение и типы устройств плавких предохранителей могут быть разными.
Когда значение превышает номинальный порог срабатывания, плавкий элемент расплавляется, что ведёт за собой разрыв цепи. Скорость этого процесса обусловливается силой тока, проходящего через проводник. По маркировке предохранителя можно понять, какие характеристики были заданы заводом во время производства. Это позволит определить время, через которое сработает аварийное отключение при определённом показателе нагрузки. Такая информация необходима людям, проектирующим защитное оборудование.
Корпус предназначается не только для соединения элемента в устройстве. Во время срабатывания часто может появиться электрическая дуга. Корпус выполняет задачу по её гашению. Контакты необходимы для подсоединения защитного оборудования к элементам, через которые подаётся электричество на электроустановки. Чем больше площадь самого контакта, тем меньше вероятность, что произойдёт нагрев на соединении. Зачастую они выполнены из меди или латуни со специальным анодированным покрытием.
Схема предохранителей ВАЗ 2112
С мотором на 8 клапанов и 16 оснащен основным монтажным блоком, а с 2008-го добавился дополнительный консольник. Схема с маркировкой элементов нанесена с левой стороны крышки основного блока и размещены ниже.
Обозначения всех элементов представлены далее. В таблице можно найти расшифровку.
Предохранители | Мощность, А | Что защищает |
F1 | 5 | Лампы включения освещения номерного знака, приборов, габаритного света, багажника, левого борта. |
F2 | 7,5 | Ближний свет |
F3 | 10 | Дальний |
F4 | 10 | ПТФ |
F5 | 30 | Стеклоподъемники дверей |
F6 | 15 | Переносная лампа (розетка) |
F7 | 20 | Вентилятор охлаждения двигателя. Звуковой сигнал. |
F8 | 20 | Элемент обогрева заднего стекла. Реле включения обогрева заднего стекла. |
F9 | 20 | Клапан рециркуляции. Очистители, омыватели ветрового стекла и фар (предохранитель дворников). Реле включения обогрева заднего стекла. |
F10 | 20 | Резервный |
F11 | 5 | Лампы габаритного света правого борта |
F12 | 7,5 | Ближний слева |
F13 | 10 | Дальний слева. Контрольная лампа включения |
F14 | 10 | Левая ПТФ |
F15 | 20 | Электрообогрев сидений. Блокировка замка багажника |
F16 | 10 | Поворотники и аварийка. |
F17 | 7,5 | Освещение салона. Выключатель зажигания. Стоп-сигнала. Часы. |
F18 | 25 | Освещение вещевого ящика. Контроллер отопителя. Предохранитель прикуривателя. |
F19 | 10 | Блокировка замков дверей. Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритов. Указатели поворота. Свет заднего хода. Обмотка возбуждения генератора. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Часы. |
F20 | 7,5 | Лампы задних противотуманок. |
Реле
- K1 — контроль исправности ламп;
- K2 — очиститель ветрового стекла;
- KЗ — указатели поворота и аварийка;
- K4 — включение ближний свет;
- K5 — дальний свет;
- K6 — дополнительное реле;
- K7 — обогрев заднего стекла;
- K8 — задних ПТФ.
Предохранитель и реле стартера
Установлены на самом устройстве между двигателем и радиатором вентилятора. В случае появления признаков неисправности лучше не временить с заменой элемента и поставить новое реле.
Туманки
Защищены тремя вставками: правая — F4, левая — F14, а задние — F20. Мощность всех ПТФ равна 10 Ампер. В случае тюнинга может понадобится замена на новые вместе с противотуманками. Подключение происходит через переключатель К8.
Генератор
Трехуровневое реле регулятор напряжения находится на устройстве. Заводской элемент лучше заменить на новый, поскольку трехуровневая регулировка напряжения часто приводит к короткому замыканию.
Реле стеклоочистителя
Это К2 и без его стабильной работы не будет подачи омывайки на лобовое стекло, и дворники не смогут выполнять свою работу.
Ближний и дальний свет ВАЗ 2112
Защищен предохранителями F2 и F12 (левая и правая фары), а дальний — F3 и F13 (левый и правый). В первом номинал 7,5 А, а во втором — 10 А.
Габариты
Отвечают 2 плавких элемента — F1 и F11, левый и правый. Мощность обоих равна 5 Амперам. Заводские предохранители требуют замены из-за того, что габариты часто сгорают в связи с их неполадками.
ВАЗ 2112: перегорает предохранитель F17
Чаще всего этот элемент, отвечающий за освещение салона, выходит из строя из-за неисправности аккумулятора. Его мощность 7,5 А.
Реле К1
Элемент исправности ламп, которое в старых модификациях заменяет перемычка.
Виды и типы плавких предохранителей
Для применения в электроцепях используют разные типы и разновидности ПП. Выпускаемые в России изделия отличаются по типу конструкции:
- наполненные с маркировкой ПН-2; ППН, НПН и т. п.;
- ненаполненные (ПР-2).
Понятие наполненности связано с наличием внутри отдельных видов вставок вещества, гасящего электродугу, возникающую в момент перегорания проводника. Цепь будет разомкнута только после ее исчезновения. Поэтому в колбах, наполненных ПП, находится кварцевый песок. Ненаполненные способны выделять газы, гасящие дугу. Это происходит при нагреве материала корпуса вставки.
Кроме типов, различают виды ПП:
- Слаботочные применяют в маломощных бытовых приборах с потребляемым током силой до 6 А. Это цилиндрические вставки с контактами на торцах.
- Вилочные ПП часто ставят в автомобили. Название обусловлено внешним видом: контакты находятся на одной стороне корпуса и вставляются в разъемы, как вилка в розетку.
- Пробковые — распространенные в однофазных сетях электрические пробки для счетчика. Номинальный ток таких вставок составляет 63 А, они рассчитаны на единовременное включение нескольких бытовых приборов. Перегорающая вставка в таком предохранителе находится внутри керамического корпуса с патроном, снаружи остается 1 контакт, а другой соединяется с контактами пробки. При превышении нагрузки деталь сгорает, полностью обесточивая квартиру. Восстановить электроснабжение можно, заменив вставку на новую.
- Трубчатый ПП по строению напоминает вставку для пробок, но его крепление выполнено между 2 контактами. Тип такого предохранителя — ненаполненный, а корпус сделан из фибры, которая при сильном нагреве выделяет газ.
- Ножевые предохранители рассчитаны на величину тока 100-1250 А и применяются в сетях, где нужна высокая нагрузка (например, при подключении прибора с мощным двигателем).
- Кварцевые, с наполнением кварцевым песком, применяются в сетях с напряжением до 36 кВ.
- Газогенерирующие, разборные и неразборные. При сгорании разновидностей ПСН, ПВТ происходит мощное выделение газа, сопровождающееся хлопком. ПП применяют для сетей с напряжением 35-110 кВ. Номинальный ток такого ПП — до 100А.
В зависимости от общей нагрузки на сеть устанавливают разные виды ПП — более мощные ставят в специальных трансформаторных будках, они могут выдерживать ток, обеспечивающий потребности жилого массива иди предприятия. Маломощные монтируют в счетчиках: они защищают отдельные квартиры. В старых бытовых приборах тоже может быть установлен ПП (слаботочный), но современная техника содержит эти элементы редко.
Проверка работоспособности
Современные автомобильные предохранители иногда имеют встроенный индикатор перегорания. Он сообщает владельцу, что деталь нужно заменить. В слаботочных ПП через прозрачный корпус видно проволоку. Но часть ПП непрозрачна и не имеет индикаторов.
Если визуально определить разрыв проводника внутри ПП невозможно, то определить его работоспособность можно мультиметром. Перед тем как проверить предохранитель тестером, нужно выбрать минимальное значение сопротивления (Ом). Щупы тестера приложить к контактам ПП и определить показания прибора:
- при нулевом или близком к 0 значению сопротивления делают вывод о работоспособности вставки;
- если тестер показывает 1 или знак бесконечности, то ПП сгорел.
Если у тестера есть звуковое устройство, можно просто прозвонить предохранитель, приложив щупы к контактам. Писк тестера свидетельствует об исправности элемента.
Необходимость в предохранителе
Все, что питается от источника с малым внутренним сопротивлением, нуждается в предохранителе. Это может быть электроприбор, который подключается к розетке или питается от батареи, или который работает от генератора переменного тока в вашем автомобиле. Источник с низким импедансом способен обеспечить достаточный ток для плавления токопроводящих частей и возникновения пожара (рисунок ниже). Лаборатории страховых компаний были созданы для снижения вероятности возникновения пожара и, как следствие, предотвратить страховые выплаты. Предохранитель может защитить людей от короткого замыкания на корпус, а также защитить электроприбор от возгорания.
БП старого типа
Чтобы вы могли быть ознакомлены как с БП старого, так и нового образца, рассмотрим электрическую схему и назначение каждой отдельной коробки.
Устройство старого типа для ВАЗ 2108Предназначение предохранителей в блоке старого типа
Также необходимо рассказать нашим читателям и о назначении реле.
Номер | Предназначение |
1 | Обеспечивает работоспособность компонента, предназначенных для очистки передних фар. |
2 | Данный компонент предназначен для обеспечения функциональности моторчика для очистки заднего стекла. |
3 | Этот ПП предназначен для защиты от поломки лампочек фар поворотников и аварийной сигнализации. |
4 | Реле обеспечивает функционирование двигатель дворников для ветрового стекла. |
5 | При помощи этого разъема для реле можно определить работоспособность лампы дальнего или ближнего света, лампочки салона. Для этого нужно только подключить лампу к гнезду. |
6 | Данное реле обеспечивает функционирование обогревателя стекла заднего вида. |
8 | Обеспечивает функционирование лампочек дальнего света. |
9 | Отвечает за работоспособность фонарей ближнего света. |
11 | Отвечает за функционирование вентилятора системы охлаждения. |
12 | Рулевой гудок. |
Блок нового типа
Ниже рассмотрим электросхему и предназначение элементов БП нового образца.
Схема компонентов БП нового образца
Также рассмотрим назначение каждого компонента БП.
Предназначение предохранителей в блоке нового типа
Ниже представлена таблица назначение компонентов в БП нового образца.
Номер | За что отвечает |
К1 | Данное реле обеспечивает функционирование омывателя заднего стекла. |
К2 | Обеспечивает работу ламп поворотников, а также аварийной сигнализации. |
К3 | Предназначение этой детали заключается в обеспечении работоспособности мотора очистителя ветрового стекла. |
К4 | Этот компонент обеспечивает функционирование лампочек стоп-огней, а также габаритов автомобиля. |
К5 | Данный компонент отвечает за функционирование лампочек дальнего света. |
К6 | Данный компонент отвечает за работоспособность очистителя передних фар. |
К7 | Седьмой по счету элемент обеспечивает функционирование движка для транспортных средств, оборудованных электрическими стеклоподъемниками. |
К8 | Обеспечивает функционирование рулевого гудка. |
К9 | Данное реле предназначено для защиты вентилятора системы охлаждения. |
К11 | Отвечает за функциональность механизма устройства обогрева заднего стекла. |
К12 | Обеспечивает работоспособность фонарей ближнего света. |
Пошаговая инструкция по замене
Непосредственно сама процедура замены в машинах с БП нового и старого образца фактически ничем не отличается. Разница есть только в назначении компонентов блока.
Для начала необходимо открыть капот и отключить от питания аккумулятор. Любые работы по замене элементов, или в принципе связанные с электрикой, следует производить при отключенной АКБ.
В районе ветрового стекла, напротив водительского места, вам нужно найти ваш БП. Он скрывается за пластмассовой накладкой. Произведите демонтаж крышки, чтобы добраться до ПП.
С обратной стороны пластиковой накладки вы увидите нанесенную на крышку схему устройств, где размечено место нахождения, а также предназначение каждого предохранителя. К примеру, вам необходимо произвести смену элемента, обеспечивающего работу лампочек габаритов, освещения в салоне или топливного насоса. Чтобы найти вышедший из строя компонент, воспользуйтесь этим материалом или схемой, нанесенной на обратную сторону крышки. Для демонтажа ПП извлеките его при помощи специального пинцета. Если вам необходимо заменить реле, то вытащите его, покачивая вверх и вниз.
Замените вышедший из строя элемент на новый
Обратите внимание на номинал – он должен совпадать в обоих случаях. не забудьте подключить аккумулятор.
Откройте капот и найдите БП, установленный под ветровым стеклом в районе водительского места. Отогните защелки блока и отсоедините фиксаторы, после чего демонтируйте крышку БП. При помощи пинцета демонтируйте выгоревший компонент. Определите неработоспособность элемента по выгоревшей плавкой нити. На место вышедшей из строя детали установите новую, при этом соблюдая цифровой номинал, указанный на пластиковом корпусе.
Видео «Переделка БП на примере ВАЗ 2109»
В данном видео показана процедура переделки БП старого типа на новый на примере автомобиля ВАЗ 2109.
Была ли эта статья полезна?Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Рекомендации по выбору
Перед покупкой комплекта защитных планок следует изучить информацию, указанную на упаковке. Если на таре отсутствуют данные об изготовителе, то рекомендуется отказаться от приобретения. Мелкие компании используют пластик низкого качества, который разрушается от перепадов температур.
Рекомендуется приобретать вставки с прозрачными корпусами. Ряд производителей использует матовый пластик, не позволяющий видеть состояние перемычки при осмотре сбоку. Для проверки необходимо заглянуть в контрольное окно, выполненное в верхней плоскости корпуса. Следует покупать предохранители в крупных магазинах, в мелких торговых точках велик риск приобретения контрафактной продукции.
Отделители
Что такое отделитель?
Отделитель — высоковольтный аппарат, предназначенный для автоматического отключения повреждённых участков цепи в бестоковую паузу АПВ, поскольку его конструкция не рассчитана на гашение электрической дуги. Устройство отделителя такое же как и разъединителя. Отличие от последнего в том, что отделитель в комбинации с короткозамыкателем создаёт систему отделитель-короткозамыкатель которая представляет альтернативу высоковольтному выключателю.
Отделитель представляет собой разъединитель, который быстро отключает обесточенную цепь после подачи команды на его привод. Если в обычном разъединителе скорость отключения очень мала, то в отделителе процесс отключения длится 0,5-1,0 с. Отделитель отсоединяет поврежденные участки электрической цепи после отключения защитного выключателя. Выключатель срабатывает от искусственного короткого замыкания, создаваемого короткозамыкателем.
Отделители представляют собой двухколонковый разъединитель с ножами заземления (ОДЗ); одним ОДЗ-1А, ОДЗ-1Б, двумя ОДЗ-2 или без них (ОД), управляемый приводом ШПО (привод отделителя в шкафу). До 110 кВ включительно три полюса отделителя соединяются в общий трехполюсный аппарат и управляются одним приводом ШПО.
Отделители на 220 кВ выполняются в виде трех отдельных полюсов, каждый из которых управляется самостоятельным приводом.
Отключение отделителя происходит автоматически под действием заведенных пружин при срабатывании блокирующего реле или отключающего электромагнита, освобождающих механизм свободного расцепления привода. Включение отделителя производится вручную.
Операции, производимые отделителями
Отделителями допускаются операции отключения и включения:
- трансформаторов напряжения, зарядного тока шин и подстанционного оборудования всех напряжений (кроме конденсаторных батарей);
- параллельных ветвей, находящихся под током нагрузки, если разъединители этих ветвей шунтированы другими включенными разъединителями или выключателями;
- намагничивающих токов силовых трансформаторов и зарядных токов воздушных и кабельных линий;
- нейтралей трансформаторов и дугогасящих катушек при отсутствии в сети замыкания фазы на землю.
Принцип действия отделителей
Обычно отделитель представляет контактную систему рубящего типа без дугогашения и снабжённого пружинно — моторным приводом. В нормальном режиме электродвигателем осуществляется натяжение пружины и постановку механизма на защёлку. При подаче сигнала защелка освобождается специальным расцепителем электромагнитного действия и под действием натянутой пружины отделитель размыкает цепь. Такой принцип (пружинное отключение) необходим для энергонезависимости срабатывания отделителя (для надёжной его работы). Необходимо также отметить обязательную блокировку отключения отделителя под током.
Недостатки отделителей
Низкая надёжность – поскольку отделители располагаются в основном в ОРУ, то осадки могут привести к отказу срабатывания отделителя.